Главная страница
qrcode

рабочая программа логопеда. Целевой раздел пояснительная записка


Скачать 383.03 Kb.
НазваниеЦелевой раздел пояснительная записка
Дата10.03.2020
Размер383.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларабочая программа логопеда.docx
ТипПояснительная записка
#67577
страница1 из 11
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дом ребенка – учреждение, воспитывающее детей первых четырех лет жизни, временно или навсегда оставшихся без попечения родителей. Основная задача дома ребенка – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, оптимальное состояние здоровья, подготовить их к жизни в обществе, облегчить им социальную адаптацию. В соответствии с современными представлениями о развитии детей первых месяцев и лет жизни, работа в учреждении для детей младенческого и раннего возраста должна быть направлена на удовлетворение потребностей каждого ребенка во взаимодействии со стабильным и отзывчивым близким взрослым, на оптимизацию характеристик первичного социально-эмоционального окружения детей. Работа в доме ребенка строится в соответствии с основными принципами ранней помощи для детей с особыми потребностями: семейно-центрированность; междисциплинарный вид командной работы; уважение к личности и партнерство во взаимодействии с детьми и взрослыми; открытость к запросам; конфиденциальность полученной информации. Согласно принципу семейно-центрированности, профессиональная деятельность направлена на создание для детей условий, близких к семейным, а именно на установление и поддержание оптимальных взаимоотношений между ребенком и ухаживающим за ним взрослым. Такая направленность подразумевает взаимодействие всех субъектов реабилитационного процесса, как с детьми, так и с людьми из его ближайшего окружения — персоналом, родителями или другими членами семьи.

Задачи воспитания детей первых четырех лет жизни определяются общими задачами физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Особое внимание уделяется охране здоровья детей, в частности их нервной системы, что является основой обеспечения нормального развития движений речи, памяти, внимания, мышления, сенсорного развития, игры, конструктивной и изобразительной деятельности, эстетического и нравственного развития.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.

Рабочая программа логопеда (далее «Программа») предназначена для логопедов специализированного дома ребёнка, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 4-х лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их нервно-психического развития и индивидуальных особенностей по основным направлениям: речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-

коммуникативному, физическому.

Концептуальные идеи рабочей программы логопеда базируются на основе программ , методических пособий и технологий:

«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

«Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ»;

«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в

группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми

нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева;

«Организация логопедической работы с детьми в домах ребёнка» СА.Миронова

«Программа воспитания и обучения детей в доме ребёнка»

Р.В.Ямпольская,\Э.Л.Фрухт

ЭОР (электронные образовательные ресурсы):

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для

дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под ред. Л.В.Лопатиной;

«Научно-методические материалы для организации коррекционно-

развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях

Дома ребёнка» Е.Д. Худенко;

«Программа» строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекци-онно -развивающая деятельность включает логопедическую работу и работу по

образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Данная «Программа» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положе-

ний общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии.Она базируется:

на современных представлениях лингвистики о языке как важ-

нейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительно-

сти и познания мира; на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
основе «Программы» лежит психолингвист ический подход к рече-вой деят ельност и как к многокомпонент ной ст рукт уре, включающей семант ический, синт аксический, лексический, морфологический и фо-нет ический компонент ы, предполагающей инт енсивный и экст енсив-ный пут и развит ия и формирование «чувст ва языка».
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вто-

ричных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

«Программа» включает следующие образоват ельные област и: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

1.1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью «Программы» является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 4 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих с этими детьми и родителей детей. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и нервно-психического развития детей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и нервно-

психического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Главная задача « Программы» заключается в реализацииобщеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и нервно-психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Одной из основных задач «Программы» является овладение детьмисамостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. А также:
Содействие устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий воспитанников коррекционными средствами воздействия.
Содействие гармонизации адаптации детей раннего возраста к дому ребенка.

Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
4 Сохранение и укрепление здоровья детей.

5 Осуществление коррекции нарушений в речевом и нервно-

психическом развитии детей.

6 Создание благоприятных условий пребывания детей в Доме ребенка
соответствии с современными образовательными, гигиеническими требованиями и требованиями безопасности.

Внедрение в педагогический процесс эффективных педагогических
технологий дошкольного образования, направленных на развитие речевых, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников,
на коррекцию недостатков в речевом и нервно-психическом развитии
детей.
Разработка оптимальной модели образовательного процесса с учётом принципа интеграции образовательных областей (социально-
коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
    Содействие развитию индивидуальности каждого ребенка, посещающего дом ребенка.

      Развитие способности и склонности детей.
    1. Осуществление систематической диагностической работы, направленной на выявление отклонений в речевом и нервно-
      психическом развитии воспитанников, а также на определение динамики в развитии детей.
        Проведение с воспитанниками Дома ребенка целенаправленной работы, цели и задачи которой определяются в процессе диагностики.
      1. Осуществление консультирования родителей или лиц, их заменяющих, а также педагогов Дома ребенка по вопросам воспитания, обучения детей, создания для них наиболее благоприятной предметно-пространственной развивающей среды.
        Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптацию детей.

        Основной формой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является игровая деят ельност ь – основная форма деятельности дошкольников.

        Все коррекционно-развиваюшие занят ия в соответствии с «Программой» носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

        В соответствии с «Программой» коррекционное направление работы

        является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и нервно-психического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом.

        Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

        Решение конкретных задач коррекционно -развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и медицинских сестёр) дома ребёнка, а также при участии родителей.

        1.1.2 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

        Содержание программы направлено на реализацию следующих прин-

        ципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:
        Структурно-системный принцип,согласно которому речь рас-
        сматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объ-единенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зави-сит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю си-стему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Прин-

        цип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре де-

        фекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип рас-

        крывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметно-

        манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.
          Принцип комплексности предполагает комплексное воздействиеразличных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специали-
          стов.
            Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированномобучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уров-нем нервно-психического развития и механизмом системной речевой недостаточности.
            С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые груп-

            пы и их обучение.
              Принцип последовательности реализуется в логическом построе-нии процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвест-
              ному.

              В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделя-ются два последовательных этапа (подготовительный и основной), кото-рые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем раз-

              делам программы.

              На подготовительном этапе формируются общефункциональные ме-ханизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное вос-

              приятие, внимание и пр.).

              На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии образовательными зада-чами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.).
                Принцип коммуникативности.Согласно этому принципу обуче-
                ние организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключа-

                ется в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реально-

                го общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творче-ским видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую дея-

                тельность, результатом которой является коммуникация.
                  Принцип доступности определяет необходимость отбора материа-ла в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, про-
                  граммными требованиями обучения и воспитания.
                    Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три видаиндивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфе-ра, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во вни-
                    мание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня нервно- психического развития ребенка.
                      Принцип интенсивности предполагает использование на занятияхразличных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
                    1. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства
                      языка и языковых обобщений.

                      10.Принцип активностиобеспечивает эффективность любой целе-

                      направленной деятельности.

                      11.Принципы наглядности,научности,прочности усвоения зна-ний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать про-цесс коррекционно-развивающего обучения.

                      Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.

                      Каждая ступень «Программы» включает логопедическую работу и ра - боту по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В со-вокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную ра-боту с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи комплексно и мно-

                      гоаспектно.

                      Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.

                      «Программа» учитывает положение о соотношении функционально-

                      сти и стадиальности детского развития.Функциональное развитие мо-жет осуществляться в пределах одного периода и касается изменений не-которых психических свойств и овладения отдельными способами дей-ствий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие за-ключается в более глобальных изменениях детской личности, в перестрой-

                      ке детского сознания, что обеспечивает переход на следующий, новый этап. Эффективное решение проблемы преодоления тяжёлых нарушений речи

                      возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является определение теоретической базы, обеспечивающей концептуальный научно-

                      теоретический подход к осуществлению диагностики и коррекции системного недоразвития речи у детей. При этом необходимо учитывать, что язык представляет собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения (В. М. Солнцев). Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Язык существует и реализуется через речь. В сложном строении речевой функциональной системы выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), которые тесно взаимосвязаны на всех этапах развития речи ребенка.

                      Нарушения, которые могут возникать в тех или иных компонентах ре-чевой функциональной системы, приводят к появлению разнообразных дефектов. Характер дефекта определяется тем, какие компоненты речевой функциональной системы оказались нарушенными, и действие каких ме-ханизмов привело к нарушению. Сложность структурно-функциональной организации речевой функциональной системы обусловливает расстрой-

                      ство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее компонентов. Это и определяет значимость изучения речевой функцио-

                      нальной системы в целом и воздействия на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития.

                      Существенную роль в комплексной диагностике и коррекции систем-ного недоразвития речи играет положение о необходимости выделения ве-

                      дущего дефекта и вторичных нарушений в развитии детей с нарушениями развития. Исходя из концепции системного строения дефекта, Л. С. Выгот-

                      ский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные, то есть непосредственно вытекающие из биологического ха-рактера нарушения, и вторичные, — возникающие опосредованно в про-

                      цессе отклоняющегося развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения (часто их сочетания). Механизм появления вторичных нарушений различен.

                      Например, могут страдать функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, или функции, которые в момент воздействия вредоносных факторов находились в сензитивном периоде. Системное недоразвитие речи не связано с какой-либо одной формой патологии и может вызываться разнообразными причинами, а также иметь разный механизм возникновения, определяющий структуру речевой недостаточности при различных формах речевого недоразвития. Поэтому столь важно в диагностике и в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья определить структуру дефекта,

                      выявить в ней характер ведущего нарушения, характер соотношения пер-

                      вичных и вторичных расстройств.

                      Развитие психики ребенка с нарушениями речи подчиняется в основ-

                      ном тем же закономерностям, что и развитие психики ребенка в норме. В соответствии с концепцией Л. С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей в структуре речевого дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья прежде всего следует выделить общее, свойственное всем детям с системным недоразвитием речи, а затем специфическое , характерное лишь определенным их группам. Соотношение общих и специфических закономерностей речевого развития таких детей может стать причиной характерных особенностей структуры речевого дефекта, что обусловливает необходимость осуществления дифференцированного подхода в процессе комплексной коррекционно-образовательной работы.

                      При разработке «Программы» предусматривался тот факт, что речь яв-

                      ляется одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью речи осуществляется отвлечение и обобщение сигналов действительности.

                      Благодаря речи ребенок получает возможность отражать те связи и отношения реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный характер. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие
                      особенно мышление. Речь оказывает огромное влияние на мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.). Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребенка. Вместе с тем речевое развитие во многом определяется формированием познавательных процессов. Уровень развития мыслительных операций отражается в семантике ― основе высказывания.
                      Уровень развития аналитико-синтетической деятельности сказывается на способности ребенка овладеть формально-языковыми средствами. Поскольку язык и речь формируются в рамках общего психического развития ребенка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим комплексная коррекционно-образовательная работа по преодолению системной речевой недостаточности предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

                      Психологические данные о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе онтогенеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опирается на элементарные функции (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Чув-ственное познание — необходимая часть любого процесса отражения дей-

                      ствительности. Оно лежит в основе формирования конкретного, а затем и логического мышления, служит необходимой основой для развития не только мышления, но и речи. В раннем возрасте поражение или недоразви-тие какой-либо зоны коры головного мозга, обеспечивающей функциони-

                      рование элементарных психических функций, неизбежно приводит к вто-ричному недоразвитию, то есть недоразвитию высших психических функ-ций. Педагоги дома ребёнка, принимающие участие в коррекционно-

                      воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с

                      речевой патологией, закладывают основы его нравственного воспитания, но и

                      все вместе решают задачи преодоления нарушений

                      умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем са-

                      мым благоприятные предпосылки для работы над речью.

                      Таким образом, системное недоразвитие речи в большинстве случаев представляет собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами, соот-ношение первичного и вторичного, общие и специфические закономерно-сти. Поэтому его преодоление должно осуществляться в процессе много-

                      аспектного воздействия, то есть должно быть направлено на весь синдром в целом.

                      Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
                      индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями
                      речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, опре-деляющие особые условия получения им образования (далее — особые об-

                      разовательные потребности), индивидуальные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
                        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
                      1. построение образовательной деятельности на основе индивиду-
                        альных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
                          возможности освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья «Программы» на разных этапах ее реализации;

                            специальные условия для получения образования детьми , в
                            том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных кор-

                            рекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

                            Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:
                            преодоление нарушений развития различных категорий детей с
                            ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;
                            разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
                            «Программа» строится на основе
                              1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

                            перейти в каталог файлов


связь с админом