Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Человек Биологическое и социальное в человеке


Скачать 450.51 Kb.
НазваниеЧеловек Биологическое и социальное в человеке
АнкорЧеловек.pdf
Дата13.01.2017
Размер450.51 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаChelovek.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5541
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Человек
1.Биологическое и социальное в человеке
1)
Происхождение человека: разные версии.
2)
Подходы к человеку (И. Кант, Ф. Энгельс,З. Фрейд, Л. Маммфорд)
3)
Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
4)
Психика (сознательное, бессознательное) человека.
5)
Темперамент человека.
6)
Восприятие мира человеком: сознание, воля, эмоции, чувства.
7)
Разные подходы к человеку как к существу деятельному: Платон,
Аристотель, средневековые мыслители, Б. Паскаль, Ж.-Ж.Руссо, А.-М. Вольтер.
8)
Мировоззрение: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
2.Осознанное познание мира человеком. Знание человека
1)
Понятие знания. Виды знаний
2)
Понятие истины, ее критерии.
3)
Мышление и деятельность.
4)
Общение, творческая деятельность.
5)
Потребности и интересы. Пирамида потребностей А.Маслоу.
3. Язык, языковая система, письменность.
1)
Язык и его функции.
2)
Языковая система: фонетика, морфорлогия, лингвистика теста.
3)
Язык и письменность: история и современная ситуация.
4)
Письменность и художественная литература.
4. Научное знание, образование,
1)
Наука, основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
2)
Научно-технический прогресс.
3)
Образование, его значимость для личности и общества
4)
Современные проблемы науки: человек и наука. Разные взгляды на проблему в философии, истории науки.
5. Культура, искусство, религия.
1)
Культура: разные подходы (О. Шпенглер, А.Тойнби, О. Тоффлер,
Л.Маммфорд, М.С. Каган и современные ученые).
2)
Формы и разновидности культуры.
3)
Искусство.
4)
Направления культуры, жанры искусства.
5)
Мораль, свобода, нравственность в культуре.
6)
Религия: история.
7)
Роль религии в современном обществе.
6. Человек как личность в обществе.
1)
Человек, индивид, личность, индивидуальность. Синтетическая модель личности Ч. Кули, Дж. Мида.
2)
Социализация личности. Стадии, агенты социализации.
3)
Социальные нормы.
4)
Толерантность, лояльность, солидарность, маргинальность
5)
Человек — существо социальное. Социализация личности.
6)
Теория общества как дома человека.
7.Общество как система.
Тема 1. Жизнь человека как индивидуальности и личности
1.
Человек –существо биосоциальное
2.
Мировоззрение, его виды и формы

3.
Знание, истина
4.
Потребности, интересы
5.
Свобода и необходимость
6.
Мышление и деятельность
7.
Самореализация
8.
Сознательное и бессознательное
9.
Поведение, повседневные поступки
Жизнь человека как существа социального. Познание
1.
Познание мира
2.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
3.
Относительность истины, ее критерии
4.
Виды человеческих знаний
5.
Культура и духовная жизнь. Средства массовой информации как актуальное направление культуры.
6.
Понятие культуры. Формы, разновидности культуры
7.
Наука. Особенности научного мышления
8.
Образование, значимость для личности и общества
9.
Религия
10.
Искусство
11.
Социальная и личностная значимость образования
12.
Тенденции духовной жизни современного мира и России
Человек. 11 класс.
Человек — существо биосоциальное. Это центральная философская категория, от интерпретации содержания которой зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы.
Трудность, «неуловимость» определения данной категории связана с тем, что
«человек» есть одновременно и личностно-ориентированная и философско- теоретическая проблема.
Антропология — наука о человеке.
Личность — понятие социальное, в современных понятиях социокультурное.
Личность человека формируется в результате его взаимодействий с обществом, личностные качества зависят от характера трудовой деятельности.
Происхождение человека
Название версии происхождения человека
Содержание
1.
Биологическая
Человек как биологический вид имеет естественное
происхождение
Ч.
Дарвин: генетически связан с высшими млекопитающими
Ф.Энгельс: главная причина происхождения человека — труд
Ячейка общества: семья
2.
Религиозная
Божественное происхождение. Душа — источник человеческого в человеке.
3.
Культурно-коммуникативная
Л. Мамфорд: ориентации на создание культурных форм выражения и общения
4.
Космическая
Палеовизит, человек
— создание пришельцев из космоса, которые посетили землю
1.
Человек и мир:
Мышление
Понимание
Сознание
2.
Потребности человека —

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
1.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
2.
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
1.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
2.
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом.
Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи
можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного
(подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).
2. Сознание.
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.
Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:

1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.
2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.
Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).
Сознание –
• свойство высокоорганизованной материи;
• субъективный образ объективного мира;
• идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)
3. Структура сознания:
• восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя
(получение первичных знаний);
• логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе
(возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);
• эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);
• ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).
4. Свойства сознания:

Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).

• избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);
• субъективность;
• творческое начало.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Проявления активности сознания:
• активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;
• конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;
• основа преобразовательной деятельности человека;
• прогнозирование природных и социальных процессов.
5. Основной признак сознания:

Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),

Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект
(можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)
6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.

7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга).
Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо¬ложные точки зрения.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
13.
Отклоняющееся
(девиантное)
поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
14. Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощѐнное в его поступках
(действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер.
Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.
Типы девиантного поведения:

Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)


Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)

Ретритизм (отвергает и цели и способы)

Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)
Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.
Познание
1. Чувственное и рациональное познание, интуиция
Чувственное
познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Рациональное
познание – познание посредством мышления.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате
«озарения»,
«наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственн ого познания:
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление
Формы рационально го познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
Виды интуиции:

мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

интеллектуаль ная
– связана с умственной деятельностью.

– образ объекта познания, запечатленный в памяти
3. умозаключение (
вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Типы умозаключения:

индуктивное
(от частного к общему);

дедуктивное
(от общего к частному);

по аналогии.
Особенности
чувственного
познания:
- непосредственность;
-наглядность и предметность;
- воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности
рационального
познания:

опора на результаты чувственного познания;

абстрактност ь и обобщенность;

воспроизведе ние внутренних закономерных связей и отношений.
Особенности
интуиции:

внезапность;

неполная осознанность;

непосредстве нный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания.
Они тесно взаимосвязаны.
Интуиция
– своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

отрасль духовного производства (НИОКР);

особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

2. Классификации наук:

по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
3. Функции науки:

культурно-мировоззренческая,

познавательно-объяснительная,

прогностическая,

социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
5. Модели развития научного знания:

постепенное развитие науки;

развитие через научные революции и смену парадигм
(совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Универсальные методы научного познания:

анализ – разложение целого на части;

синтез – воссоединение целого из частей;

дедукция – выведение общего положения из фактов;

дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

аналогия – сходство нетождественных объектов;

моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
1.
Особенности социального познания:

1.1. субъект и объект познания совпадают;
1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
1.4. сложность объекта познания – общества;
1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;
2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;
2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3.
Социальный факт
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д.
(интерпретация – истолкование, объяснение).
Образование
1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации.
Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.

4. Сеть образовательных учреждений в России:
1.
дошкольные (ясли, детские сады);
2.
начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
3.
дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
4.
среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
5.
высшего специального образования
(вузы: институты, университеты, академии);
6.
постдипломного образования
(институты повышения квалификации, курсы);
7.
подготовка научных кадров
(магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
8.
духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
5. Общие тенденции в образовании:

демократизация образования;

рост продолжительности образования;

непрерывность образования;

гуманизация образования;

гуманитаризация образования;

интернационализация образования;

компьютеризация образования.
7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.
Религия как феномен культуры

1. Религия – это

вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

форма удовлетворения духовных потребностей.
2. Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
3. Элементы религии:

вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;

культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;

переживания;

образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);

символы.
4. Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
6. Формы ранних религий:

анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;

фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;

тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;

магия (колдовство).
7. Религии современного мира:

родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);


мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
8. В Конституции РФ провозглашается свобода совести.
9. Мировые религии
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм);
Ислам
Признаки мировых религий:
1.
Объединение крупной общности людей
2.
Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
1. Искусство:

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;

практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;

высокая степень мастерства.
2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.
6. Функции искусства:

общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);

художественно-концептуальная
(анализирует состояние окружающего мира);

воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);

эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);

утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);

предвосхищения (предвосхищает будущее);

внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);

гедонистическая (доставляет людям удовольствие);


познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Культура включает материальные и духовные элементы, вернее, деятельность по их созданию. Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразиюсущностных сил человека, его способностей и потребностей. Это обусловленная характером материального производства, общественными отношениями система способов и результатов реализации творческих потенций человека в духовной деятельности. Она всегда выступает в единстве различных форм общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное и духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. Культура понимается как сложная целостность.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей