Человек 1.Биологическое и социальное в человеке 1) Происхождение человека: разные версии. 2) Подходы к человеку (И. Кант, Ф. Энгельс,З. Фрейд, Л. Маммфорд) 3) Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции). 4) Психика (сознательное, бессознательное) человека. 5) Темперамент человека. 6) Восприятие мира человеком: сознание, воля, эмоции, чувства. 7) Разные подходы к человеку как к существу деятельному: Платон, Аристотель, средневековые мыслители, Б. Паскаль, Ж.-Ж.Руссо, А.-М. Вольтер. 8) Мировоззрение: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. 2.Осознанное познание мира человеком. Знание человека 1) Понятие знания. Виды знаний 2) Понятие истины, ее критерии. 3) Мышление и деятельность. 4) Общение, творческая деятельность. 5) Потребности и интересы. Пирамида потребностей А.Маслоу. 3. Язык, языковая система, письменность. 1) Язык и его функции. 2) Языковая система: фонетика, морфорлогия, лингвистика теста. 3) Язык и письменность: история и современная ситуация. 4) Письменность и художественная литература. 4. Научное знание, образование, 1) Наука, основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. 2) Научно-технический прогресс. 3) Образование, его значимость для личности и общества 4) Современные проблемы науки: человек и наука. Разные взгляды на проблему в философии, истории науки. 5. Культура, искусство, религия. 1) Культура: разные подходы (О. Шпенглер, А.Тойнби, О. Тоффлер, Л.Маммфорд, М.С. Каган и современные ученые). 2) Формы и разновидности культуры. 3) Искусство. 4) Направления культуры, жанры искусства. 5) Мораль, свобода, нравственность в культуре. 6) Религия: история. 7) Роль религии в современном обществе. 6. Человек как личность в обществе. 1) Человек, индивид, личность, индивидуальность. Синтетическая модель личности Ч. Кули, Дж. Мида. 2) Социализация личности. Стадии, агенты социализации. 3) Социальные нормы. 4) Толерантность, лояльность, солидарность, маргинальность 5) Человек — существо социальное. Социализация личности. 6) Теория общества как дома человека. 7.Общество как система. Тема 1. Жизнь человека как индивидуальности и личности 1. Человек –существо биосоциальное 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Знание, истина 4. Потребности, интересы 5. Свобода и необходимость 6. Мышление и деятельность 7. Самореализация 8. Сознательное и бессознательное 9. Поведение, повседневные поступки Жизнь человека как существа социального. Познание 1. Познание мира 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное 3. Относительность истины, ее критерии 4. Виды человеческих знаний 5. Культура и духовная жизнь. Средства массовой информации как актуальное направление культуры. 6. Понятие культуры. Формы, разновидности культуры 7. Наука. Особенности научного мышления 8. Образование, значимость для личности и общества 9. Религия 10. Искусство 11. Социальная и личностная значимость образования 12. Тенденции духовной жизни современного мира и России Человек. 11 класс. Человек — существо биосоциальное. Это центральная философская категория, от интерпретации содержания которой зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы. Трудность, «неуловимость» определения данной категории связана с тем, что «человек» есть одновременно и личностно-ориентированная и философско- теоретическая проблема. Антропология — наука о человеке. Личность — понятие социальное, в современных понятиях социокультурное. Личность человека формируется в результате его взаимодействий с обществом, личностные качества зависят от характера трудовой деятельности. Происхождение человека Название версии происхождения человека Содержание 1. Биологическая Человек как биологический вид имеет естественное
происхождение Ч. Дарвин: генетически связан с высшими млекопитающими Ф.Энгельс: главная причина происхождения человека — труд Ячейка общества: семья 2. Религиозная Божественное происхождение. Душа — источник человеческого в человеке. 3. Культурно-коммуникативная Л. Мамфорд: ориентации на создание культурных форм выражения и общения 4. Космическая Палеовизит, человек — создание пришельцев из космоса, которые посетили землю 1. Человек и мир: Мышление Понимание Сознание 2. Потребности человека —
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека. 1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования 2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека. 1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования 2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Основные отличия человека от животного: • Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи
можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д. • Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: - моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; - обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; - выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы. • Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. • Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда. • Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. 1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я). 2. Сознание. Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования: 1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека. 2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная. Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы). Сознание – • свойство высокоорганизованной материи; • субъективный образ объективного мира; • идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие) 3. Структура сознания: • восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний); • логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов); • эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий); • ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию). 4. Свойства сознания: • Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).
• избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне); • субъективность; • творческое начало. Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем. Проявления активности сознания: • активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира; • конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира; • основа преобразовательной деятельности человека; • прогнозирование природных и социальных процессов. 5. Основной признак сознания: • Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия), • Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания) 6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ. 7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо¬ложные точки зрения. Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках. Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. 13. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д. 14. Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощѐнное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества. Типы девиантного поведения: Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)
Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами) Ретритизм (отвергает и цели и способы) Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями) Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Познание1. Чувственное и рациональное познание, интуиция Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Формы чувственн ого познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представлениеФормы рационально го познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуаль ная – связана с умственной деятельностью. – образ объекта познания, запечатленный в памяти 3. умозаключение ( вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии. Особенности чувственного познания: - непосредственность; -наглядность и предметность; - воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактност ь и обобщенность; воспроизведе ние внутренних закономерных связей и отношений. Особенности интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредстве нный характер возникновения знаний. Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании 1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это: социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.) отрасль духовного производства (НИОКР); особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
2. Классификации наук: по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические; по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные. 3. Функции науки: культурно-мировоззренческая, познавательно-объяснительная, прогностическая, социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие). 5. Модели развития научного знания: постепенное развитие науки; развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962); развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания; развитие через интеграцию научного знания. 6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе Универсальные методы научного познания: анализ – разложение целого на части; синтез – воссоединение целого из частей; дедукция – выведение общего положения из фактов; дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих; аналогия – сходство нетождественных объектов; моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения; идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. 1. Особенности социального познания: 1.1. субъект и объект познания совпадают; 1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания; 1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание; 1.4. сложность объекта познания – общества; 1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей; 1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания. 2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании: 2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии; 2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях; 2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох. 3. Социальный факт 3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя; 3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение). Образование 1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
4. Сеть образовательных учреждений в России: 1. дошкольные (ясли, детские сады); 2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи); 3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции); 4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи); 5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии); 6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы); 7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура); 8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии). Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.) 5. Общие тенденции в образовании: демократизация образования; рост продолжительности образования; непрерывность образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; интернационализация образования; компьютеризация образования. 7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др. Религия как феномен культуры 1. Религия – это вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; форма удовлетворения духовных потребностей. 2. Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта) 3. Элементы религии: вера – принятие истинности чего-либо без доказательств; культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность; переживания; образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); символы. 4. Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. 6. Формы ранних религий: анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы; фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами; тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику; магия (колдовство). 7. Религии современного мира: родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день; национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.); мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии) 8. В Конституции РФ провозглашается свобода совести. 9. Мировые религии Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам Признаки мировых религий: 1. Объединение крупной общности людей 2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов 1. Искусство: специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; высокая степень мастерства. 2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая. 6. Функции искусства: общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества); художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира); воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей); эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека); утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности); предвосхищения (предвосхищает будущее); внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику); гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке). Культура включает материальные и духовные элементы, вернее, деятельность по их созданию. Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразиюсущностных сил человека, его способностей и потребностей. Это обусловленная характером материального производства, общественными отношениями система способов и результатов реализации творческих потенций человека в духовной деятельности. Она всегда выступает в единстве различных форм общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное и духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. Культура понимается как сложная целостность.
перейти в каталог файлов
|