Тест “Чем залатать коврик?”
Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Методика рассчитана на детей 5-6 лет. Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Оценка результатов теста 10 баллов - ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития восприятия 10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.
Методика "Почини коврик" (предлагается с 5 лет)
Оборудование На каждом из пяти рисунков (см. ПРИЛЖЕНИЕ) изображен разный орнамент, содержащий пробел.
Цели исследования Выявление сформированности мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образных представлений. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения. Наличие интереса.
Процедура проведения Перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него. Инструкция: "Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его". После этого предлагают рисунки.
Инструкция: "Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки. Покажи, какой подходит (или: какой вырезали)".
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, исследователь использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика "внимательнее", "не спеши"). Эта помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.
Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью исследователя оказывается случайным.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развернутая, детальная помощь.
При анализе результатов можно использовать следующую оценку результатов:
Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - Том 3, стр. 124
Оценка результатов
10 баллов - ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек. 8-9 баллов - ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 сек. до 30 сек. 6-7 баллов - ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4 - 5 баллов - ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2 - 3 балла - время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0 - 1 балл - бебёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий 8 - 9 баллов - высокий 4 - 7 баллов - средний 2 - 3 баллов - низкий 0 - 1 балла - очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |