Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Диакон Олег Вышинский Духовные, психологические и практические особенности помощи бездомным Лепта книга


Скачать 470.62 Kb.
НазваниеДиакон Олег Вышинский Духовные, психологические и практические особенности помощи бездомным Лепта книга
Анкорhttps://vk.com/ doc-74824154 447252803
Дата22.05.2019
Размер470.62 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаosobennosti_pomoshchi_bezdomnym.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#50977
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Русской Православной Церкви
Региональная общественная организация поддержки социальной деятельности Русской Православной Церкви
«Милосердие»
Диакон Олег Вышинский
Духовные, психологические и практические особенности помощи бездомным
Лепта Книга
Москва
2014
3
Содержание
Предисловие.
Встреча с бездомным
избавляет от иллюзий ..............................
6
Вступление. От «кто виноват?»
к «что делать?» ....................................
10
Глава 1. «Вирус бездомности»,
его природа и симптомы ...................... 22
Бездомные глазами священников и сотрудников благотворительных организаций .......................................
22
Социальная психология — о трансформации личности бездомного ..............................
30
Конкурс «бездомных» автобиографий .......
34
Анонимное анкетирование бездомных .....
59
Отношение к труду ...................................60
Отношение к алкоголю .............................62
Экстернальный локус контроля ..................62
Делинквентность ......................................64
Отношение к вере .....................................65
УДК 271.22(470+571)-468.45
ББК 86.372.24-69
В95
Серия «Азбука милосердия»:
методические и справочные пособия
Редакционная коллегия:
епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон,
председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
Ю.К. Данилова, главный редактор портала «Милосердие.ru»
И.В. Карпова, редактор серии
Рекомендовано к публикации
Издательским Советом Русской Православной Церкви
Код Издательского Совета ИС 14-321-2711
Издано на средства гранта
Национального благотворительного фонда
Вышинский, Олег Леонидович, диакон.
Духовные, психологические и практические особенности
помощи бездомным. — М: Лепта Книга, 2014. — 160 с. - (Серия
«Азбука милосердия»: метод. и справ. пособия)
ISBN 978-5-91173-392-6
Знак информационной продукции 16+
Автор книги с 2001 года занимается помощью бездомным. В книге он анализирует свой опыт как социальный, медицинский работник и священнослужитель, приводит результаты собственных полевых исследований, позволяющие развенчать миф о нравственной несостоятельности бездомных, об однородности этого «субсоциума». Как богослов, разбирает кажущиеся противоречия в отношении к бездомным; объясняет, почему нужно разделять грех и асоциальность.
Практическую ценность имеет глава книги, подробно, на примерах разбирающая, как можно взаимодействовать с бездомными, чем помочь и чего делать нельзя, чтобы не навредить ни себе, ни им.
Для социальных работников храмов, общественных и других организаций, занимающихся помощью бездомным.
УДК 271.22(470+571)-468.45
ББК 86.372.24-69
ISBN 978-5-91173-392-6
© Отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, 2014.
© Издательство «Лепта Книга», оформление, 2014.
B95
4
Глава 2. Богословский взгляд
на помощь бездомным ..........................
72
«Так как вы сделали (не сделали)
это одному из братьев Моих
меньших…»
(Мф. 25).
Правильно ли мы это понимаем? ...........
72
Просящие милостыню ..............................
79
Адресная помощь ....................................
82
Глава 3. Бездомный просит о помощи.
Что делать? ...........................................
84
Семь стандартных уловок, чтобы не заниматься бездомным.
Отказы и имитация помощи ..................
84
План реальной помощи ............................
90
Решение медицинских проблем ................
93
Основания для вызова «скорой помощи» .....93
Взаимодействие с государственными лечебными учреждениями ....................95
Проблема симуляции и аггравации.............98
Инфекционная безопасность при осмотре бездомных ........................99
Психиатрические проблемы ................... 101
Проблемы алкогольной зависимости ........ 103
Угроза самоубийства ............................... 105
Комплексный подход и разработка контактов .............................................
106
Индивидуальное сопровождение ............
109
О денежных просьбах ............................
111
Как исключить обман .............................. 111
Почему бездомные предпочитают получать помощь деньгами ................. 112
Почему все-таки не стоит оказывать денежную помощь .............................. 113
Как строить контакт, если просят денег .... 114
Бескорыстная ложь ................................. 118
Ошибки в работе. Анализ реальной ситуации .............................................120
Глава 4. Вернуться в общество
или покаяться? или
Немного о ресоциализации .................
128
Мучительный вопрос .............................
128
Бездомность — это грех? .......................
131
«Декомпенсированные грешники» ..........
136
«В себя же пришед, рече…» (Лк. 15, 17) ......
139
Что не работает ....................................
141
Классики — о тайнах ресоциализации ....
142
Пространное послесловие,
или Еще раз о том, «кто виноват»
и «что делать» ....................................
146
Дом как жизнь. Крушение дома ..............
146
Христианство без Христа .......................
150
Зеркало «благополучного» общества ......153
6
7
Предисловие
Встреча с бездомным
избавляет от иллюзий
В библиотечке серии «Азбука милосердия: методические и справочные пособия» уже выходили книги, посвященные оказанию помощи бездомным людям, но новая книга совсем подругому раскрывает эту тему.
Диакон Олег Вышинский смотрит на проблему сразу с нескольких сторон: как богослов, как социальный и медицинский работник, и как священнослужитель. Благодаря этому мы можем по-новому увидеть не только самих бездомных, но и проблемы, которые мешают им включиться в жизнь общества, а нам оказать адекватную помощь. Ведь часто этому мешают наши собственные проблемы, наше неумение помогать.
Бездомные — это лакмусовая бумажка, которая проявляет наши человеческие качества, наше христианское мировоззрение, профессионализм всех, к кому они обращаются, чтобы решить свои проблемы: врачей, светских и церковных социальных работников и священников.
Многие социальные проблемы мы как-то научились решать или нам кажется, что мы этому научились, но таких «кажется» при общении и работе с бездомными огромное количество.
Нам кажется, мы видим, кто действительно нуждается в помощи, а кто просто врет и вымогает у нас деньги на водку.
Нам кажется, что мы знаем, почему тот или иной человек стал бездомным.
Нам кажется, что мы знаем, какие грехи мешают человеку исправиться.
Нам кажется, что мы знаем, как помочь человеку наладить жизнь.
Но практика показывает, что нам это все только кажется.
Мы считали, что мы добрые, милосердные, умные, отзывчивые, пока на нашем пути не появился он: плохо пахнущий, без денег, больной, грубый.
Встреча с бездомным — это всегда большой жизненный урок, вне зависимости от того, прошли мы мимо или решили помочь, это возможность действительно научиться сострадать и быть рядом.
Отец Олег в своей книге помогает нам на конкретных примерах разобраться, когда надо оказывать социальную и медицинскую помощь, а когда нужно идти за духовным советом, где
надо решать вопросы самому и где надо обратиться за помощью в специальное учреждение, как надо внимательно выслушать бездомного человека или как поглубже заглянуть в себя самого, чтобы помочь другому. Автор показывает, что социальная работа — это не конвейер, это не бездумные технологии, отточенные до автоматизма, а возможность и необходимость быть вместе в трудные минуты, вместе решать вопросы и вместе радоваться, если хотя бы один из тех, кто когда-то утратив полноту человеческой жизни и став бездомным, обретет надежду на возвращение в свой Дом.
Татьяна Валерьевна ЗАЛЬЦМАН,
кандидат исторических наук, доцент,
зав. кафедрой социальной работы
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Об авторе книги:
Олег Леонидович ВЫШИНСКИЙ, диакон — клирик храма свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот (Москва), руководитель Автобуса «Милосердие» с 2007 по 2013 гг., преподаватель кафедры социальной работы миссионерского факультета ПСТГУ. Кроме богословского (ПСТГУ), имеет среднее медицинское образование.
С 1988 по 2001 гг. работал на станции скорой и неотложной помощи им. А.В. Пучкова (Москва), с 2005 по 2007 гг. — фельдшером в Автобусе «Милосердие».
10
11
Вступление
От «кто виноват?»
к «что делать?»
В советское время ходил анекдот: у Л.И. Брежнева спросили, будут ли при коммунизме деньги? «По этому вопросу существуют разные суждения, — ответил генсек. — Например, китайские догматики говорят, что денег при коммунизме не будет, югославские же ревизионисты считают, что будут. Мы же к этому вопросу подходим диалектически: у кого-то они (деньги, то есть) будут, а у кого-то — нет».
Анекдот анекдотом, а мы действительно живем в обществе имущественного неравенства — и слава Богу. Потому что это неравенство, во-первых, отражает сущностное неравенство между людьми, а во-вторых, обуславливает их взаимозависимость. Будь каждый человек самодостаточным, никто бы ни в ком не нуждался. И заповедь о любви к ближнему была бы еще менее понятна, чем заповедь о любви к невидимому Богу.
В самом факте существования богатых и бедных нет никакой глобальной несправедливости. Священное Писание оперирует словами
«богатый» и «убогий». Будучи антонимами, эти слова являются однокоренными и подразумевают особое отношение того или иного человека к Богу. Богатый — это человек, которого Бог щедро наделил некими благами и сделал ответственным за распоряжение богатством. Убогий же сам находится «у Бога», Который непосредственно печется о нищем, сироте и вдовице.
Однако всякое естественное положение дел может быть до неузнаваемости извращено и приобрести неестественно уродливые черты. Одной из таких черт современного общества является проблема бездомности или социальной исключенности. Разве можно считать сколько-нибудь нормальной ситуацию, когда в богатом цивилизованном городе, столице государства, зимой от холода погибают люди?
Разве можно признать нормой случаи, когда человек, сломав руку, ходит с переломом по нескольку недель, не получая никакой помощи?
Разве можно спокойно смотреть на людей, заживо гниющих, заживо снедаемых вшами, клещами, опарышами?
Вроде бы нельзя. Но на деле — сплошь и рядом сталкиваешься с равнодушием и даже жестокостью по отношению к бездомным. Однако если разобраться, причины становятся очевидными.
12
13
шительной реальности за некие теоретические конструкции, которые сам себе создает.
Так же люди отгораживаются и от необходимости сострадать бездомным. Самые популярные рассуждения, за которые при этом прячутся, — это две противоположные точки зрения на бездомных, которые для краткости можно обозначить так: «Сами виноваты!» и «Долой несправедливое мироустройство!»
Позиция «Сами виноваты!» сопровождается желанием быстрее отвернуться от этих людей, убрать их с глаз, чтобы больше не видеть и не расстраиваться. С такой позицией сталкиваешься, когда жители дома, рядом с которым действует благотворительная столовая, жалуются: «Уберите от нас бомжей!» Эту позицию занимают должностные лица, когда убеждают организаторов той же благотворительной столовой свернуть свою деятельность: «Вы их концентрируете». Так же поступают врачи в больнице, выписывая недолеченного бездомного на улицу, вопреки (и назло) просьбам социального работника повременить: «Дайте нам еще день, и мы его пристроим!» О той же позиции свидетельствует ситуация, когда настоятель храма запрещает вход в храм человеку в поношенной одежде. Или когда староста заявляет, что присутствие этих людей в храме «оскверняет святое место». Говорить об этом стыдно, но приходится.
Каждый в своей жизни проходит испытание состраданием. Некоторым, в силу профессии, приходится сталкиваться с этим постоянно.
Например, медицинские работники могут рассказать, как они (особенно в начале своего профессионального пути) тужились вместе с роженицами и задыхались за компанию с астматиками. А священники, отпевая покойника, вместе с ним умирали. Вообще же ситуации, вызывающие сострадание, так или иначе встречаются всем. И само сострадание, заставляющее чувствовать чужую боль как собственную, не зависит от профессии, образования, возраста, пола, культурного уровня или нравственных установок.
Однако интенсивность боли, порождаемой состраданием, может быть слишком велика.
В таком случае у медиков, например, наступает некое бесчувственное, наплевательское отношение и даже цинизм по отношению к пациентам. Очевидно, таковы же профессиональные риски и у священнослужителей, и если бы не
Таинство Исповеди и Божественная Благодать,
«немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», то — страшно подумать. Одним словом, сострадать порой не просто трудно, а невыносимо. Эта боль вызывает в душе невольный протест: «Нет, такого быть не может, не должно! Здесь что-то не так!» И человек прячется от тяжелых впечатлений, от разру-
14
15
Не тратя усилий на убеждение этих людей в их нравственной неправоте (с их стороны всегда наготове эмоции негодования), хотелось бы обратить внимание на бесплодность данной позиции: бездомные не исчезнут из города, если их не лечить, не одевать, не кормить.
Пропитание они себе найдут в другом месте — криминальным способом
1
и с сопутствующими
«нарушениями эпидемиологической обстановки». Недолеченный и неустроенный бездомный пациент через неделю вернется в ту же
(или другую) больницу на бюджетную койку.
Изгнанный из храма «захожанин»… впрочем, здесь не буду даже предполагать последствий.
Вторую позицию («Долой несправедливое мироустройство!») условно можно назвать правозащитной. Часто этой точки зрения придерживаются люди весьма компетентные, знающие специфику проблемы не понаслышке. Однако их голос подхватывают также и те общественные деятели, которые, несмотря на любовь ко всему человечеству, при виде живого бездомного зажимают нос и переходят на другую сторону улицы. При этом, рассуждая о тяжелом положении бездомных, главную беду они видят
1
В Департаменте социальной защиты населения г. Моск вы отмечают снижение криминальности в среде бездомных почти до средних цифр по населению именно в связи с появлением большого количества благотворительных пунктов питания. в нетерпимости общества к социально исклю-
ченным людям. Научный термин «социальная эксклюзия» «правозащитники» противопоставляют укрепившемуся слову «бомж» и переводят из области науки в область своей идеологии.
Приверженцы этой позиции делают акцент на несправедливости общества к бездомным, считая, что общество навязывает им этот статус и относится к ним так же, как к так называемым
«стигматизированным» категориям людей — например, ВИЧ-инфицированным, больным туберкулезом, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и некоторым другим.
Это представление не вполне корректно. Суть стигматизации заключается в том, что о человеке судят по одной какой-то черте (дискредитирующий атрибут), которая не всегда объективно свидетельствует о его нравственном облике и социальном портрете.
Такое отношение несправедливо, т.к. является предубеждением, ярлыком, клеймом. Однако у бездомного нет той единственной черты, которая незаслуженно бросала бы на него тень.
Если у человека осмысленный взгляд, культурная речь и опрятный внешний вид, как мы определим, что перед нами бездомный? Документы не в порядке? Могут не принять на постоянную работу, задержать до выяснения личности в милиции, отказать в медпомощи, предусмотренной программой ОМС? Но это не уклады-
16
17
вается в картину стигматизации, просто — бюрократизм, распространяющийся абсолютно на всех и вся. Причем здесь сегрегация? Ведь слово «бомж», ставшее ругательством, мы обычно употребляем, сталкиваясь не с пробелом в графе паспорта «прописка», а с определенным внешним обликом, поведением, манерами человека. Виноваты ли бездомные в этом? Может быть, и нет. Но украшает ли их это? Точно не украшает. И призывами к терпимости здесь, конечно, не обойтись. Носителей данной позиции можно уподобить врачам, которые вместо того, чтобы лечить, скажем, туберкулез или чесотку, стали бы защищать права больного чесаться или кашлять.
Точка зрения правозащитников, как и предыдущая (хоть и с другим знаком), также представляет собой подмену понимания сути явления поиском виноватых. Только в первом случае речь шла о вине самих бездомных, а здесь вина проецируется на государство и «казенные» институты.
Поиск виноватых — способ ухода от личной ответственности, от необходимости самому включаться в ситуацию, предполагающую сострадание. Сострадание, как уже говорилось, — чувство естественное и свойственное людям.
Но конечно, различные механизмы защиты от
«страдания сострадания» наша немощная психика выработала не напрасно. Если бы мы не защищались от этой боли, то, вероятно, сошли бы с ума. И, возможно, у многих из нас опустились бы руки, как в стихотворении Агнии Барто:
Руки Танины ослабли:
— Ой, у Вовочки — порез!
И, увидев крови капли,
Разревелся Красный Крест…
Как же нам избежать крайностей: позиции
«страуса», не желающего видеть страшную реальность без прикрас, или героини Барто, пасующей при виде боли и крови?
Для этого необходимо такое качество, как милосердие. Оно связано с состраданием, но и отличается от него. Милосердие — это свойство, позволяющее жить, не заглушая в себе сострадания, — с одной стороны, и не позволяющее состраданию тебя деморализовать и помогающее активно действовать во благо страдающего субъекта — с другой стороны. Можно сказать, что сострадание — это свойство человека как образа Божия, данное Господом при акте творения, а милосердие — это свойство подобия
Божия, и приобрести его — одна из сверхзадач, поставленных перед человеком. Кроме того, сострадание — свойство восприятия, а значит, оно предполагает некую пассивность по отношению к страдающему. Милосердие же — образ действия. Притча о милосердном самарянине (Лк. 10, 33) указывает именно на
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей