Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Дистанционно-очный учебный курсМатематические основы проектирования и анализа результатов


Скачать 143.3 Kb.
НазваниеДистанционно-очный учебный курсМатематические основы проектирования и анализа результатов
Дата17.10.2019
Размер143.3 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаhypothesis_testing.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#64325
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Тема 4. Проверка статистических гипотез
И.Н. Дубина, доцент кафедры информационных систем в
экономике АлтГУ
656049
г.Барнаул, пр. Социалистический, 68
Тел.: (385 2) 246558
din at econ.asu.ru
Дистанционно-очный учебный курс
Математические основы проектирования и анализа результатов
эмпирических социально-экономических исследований
(
с) И.Н. Дубина, 2006 2
Содержание

Базовые термины и идеи

Статистическая значимость и обоснованность

Статистические гипотезы

Уровни статистической значимости

Логика и процедура проверки гипотез

Статистические методы проверки гипотез: виды и границы применения

Примеры использования статистических методов проверки гипотез

Литература и ресурсы
(
с) И.Н. Дубина, 2006 3
«
Статистика — это прежде всего способ мышления, и для ее применения нужно лишь иметь немного здравого смысла и знать основы математики»
Мак-Коннелл
(
с) И.Н. Дубина, 2006 4
Базовые термины и идеи

Генеральная совокупность (population) (иногда используется калька с англоязычного термина – «популяция) – все множество объектов, в отношении которых формулируется исследовательская гипотеза

Выборка (sample) – ограниченная по численности группа объектов
(
респондентов), отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств

Сплошное и выборочное исследование

Репрезентативность выборки (representativeness of sample) –
способность выборки представлять изучаемые явления достаточно полно с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности

Любое исследование направлено на определение некоторой характеристики или выявление связи между признаками

Связь может характеризоваться не только величиной (степенью связи) и направлением, но также и надежностью или статистической достоверности (statistical confidence)

Эта характеристика связи показывает, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю генеральную совокупность, из которой взята эта выборка
(
с) И.Н. Дубина, 2006 5
Базовые термины и идеи

Статистическая гипотеза – утверждение относительно неизвестного параметра генеральной совокупности на основе выборочного исследования

Любое заключение, полученное из статистического наблюдения / исследования / анализа, – индуктивно и строится на конечном числе наблюдений, поэтому оно не полно и может быть не достоверно

Необходимо обоснование заключения, т.е. тестирование результатов, на которых строится гипотеза, на статистическую достоверность

Надежность (достоверность) непосредственно связана с репрезентативностью выборки, т.е. с тем, насколько уверенно данные, полученные по выборке, позволяют судить о соответствующих параметрах генеральной совокупности

Надежность определяется тем, насколько вероятно, что обнаруженная в выборке связь подтвердится (будет вновь обнаружена) на другой выборке той же генеральной совокупности


Какова вероятность случайного получения результата, подтверждающего наличие связи, которой нет в генеральной совокупности?
(
с) И.Н. Дубина, 2006 6
Подход к проверке статистической гипотезы, основанный лишь на «здравом смысле»

Формулировка гипотезы

Измеряемые значения по выборке всегда отличаются от измеряемых значений по генеральной совокупности, поэтому нужно определить, насколько велико (значимо) это различие

Разница в измерениях может считаться значимой, если есть основания считать, что она не представляет случайную флуктуацию

Отклонение или констатация невозможности отклонения сформулированной гипотезы на основе имеющихся данных

Пример 1 (как проверить монетку по правилу «орел-решка»: фальшивая или настоящая?)

Пример 2 (производительность труда в разных возрастных группах)
(
с) И.Н. Дубина, 2006 7
Пример: Проверяется гипотеза о том, что женщины тратят больше времени на разговоры по телефону, чем мужчины. Предположим, что в исследовании принимали участие 52 мужчины и 43 женщины. Среднее время разговора составило 37 мин. в день у мужчин и 41 мин. в день у женщин. На первый взгляд, различия обнаружены, и эти результаты подтверждают гипотезу.
Однако такой результат может быть получен случайно, даже если в генеральной совокупности различий нет, как и наоборот, когда различия на самом деле существуют.
Поэтому закономерен вопрос: достаточно ли полученного различия в средних значениях для того, чтобы утверждать, что вообще все
женщины в среднем говорят по телефону дольше, чем все мужчины?
Какова вероятность, что это не так? Является ли это различие
статистически значимым?
Статистическая значимость и обоснованность
(
с) И.Н. Дубина, 2006 8
Статистическая значимость и обоснованность

Точный ответ о различиях или связях в отношении генеральной совокупности по результатам выборочного исследования получить невозможно

Необходимо определить, достаточно ли велика разность между средними двух распределений для того, чтобы можно было объяснить ее действием независимой переменной, а не случайностью, связанной с малым объемом выборки

Многократное проведение исследования на разных выборках трудоемко, иногда не возможно и не может обеспечить точного ответа, пока не проведено сплошное исследование

Методы статистики позволяют оценить вероятность случайного
получения такого различия при условии, что на самом деле различий в генеральной совокупности нет
(
с) И.Н. Дубина, 2006 9
Статистические гипотезы

Нулевая гипотеза (null hypothesis) – гипотеза об отсутствии различий (утверждение об отсутствии различий в значениях или об отсутствии связи в генеральной совокупности)

Согласно нулевой гипотезе (Н
0
), различие между значениями недостаточно значительно, а независимая переменная не оказывает никакого влияния
Альтернативная гипотеза (alternative hypothesis) – гипотеза о значимости различий
(
утверждает наличие различий или существование связи)

Альтернативная гипотеза (H
А
) является «рабочей» гипотезой исследования. В
соответствии с этой гипотезой, различия достаточно значимы и обусловлены влиянием независимой переменной

Ненаправленная и направленная альтернативы
Н
0
:
μ=50
Н
А
:
μ≠50
Н
А
:
μ>50
Н
А
:
μ<50

Нулевая и альтернативная гипотезы представляют полную группу несовместных событий: отклонение одной влечет принятие другой

Основной принцип метода проверки гипотез состоит в том, что выдвигается нулевая гипотеза Н
0
, с тем чтобы попытаться опровергнуть ее и тем самым подтвердить альтернативную гипотезу H
А
Если результаты статистического теста, используемого для анализа разницы между средними, окажутся таковы, что позволят отклонить Н
0
, это будет означать, что верна Н
А
, т.е. выдвинутая рабочая гипотеза подтверждается

Не можем отклонить нулевую гипотезу - не значит «принять» альтернативную
(
нулевая гипотеза никогда не может быть абсолютно подтверждена!)
(
с) И.Н. Дубина, 2006 10
Статистические ошибки при принятии решений
Ошибки первого и второго рода

Статистическая ошибка первого рода (Type I Error) – ошибка обнаружить различия или связи, которые на самом деле не существуют
«
Истинная нулевая гипотеза отклоняется»

Статистическая ошибка второго рода (Type II Error) - не обнаружить различия или связи, которые на самом деле существуют
«
Ложная нулевая гипотеза не может быть отклонена»

Более «критичной» ошибкой считается статистическая ошибка первого рода

«
Судебная» аналогия: Вердикт «Не виновен» или «Виновен»
Ошибка первого рода - невинный обвинен
Ошибка второго рода - виновный освобожден
(
с) И.Н. Дубина, 2006 11
Уровни статистической значимости

Тот или иной вывод с некоторой вероятностью может оказаться ошибочным, и обычно вероятность ошибки тем меньше, чем больше выборка. Таким образом, чем больше получено результатов, тем в большей степени по различиям между двумя выборками можно судить о том, что действительно имеет место в той генеральной совокупности, из которой взяты эти выборки

Однако обычно используемые выборки относительно невелики, и в этих случаях вероятность ошибки может быть значительной

Уровень значимости (level of significance) (уровень достоверности, уровень надежности, доверительный уровень, вероятностный порог) - это пороговая
(
критическая) вероятность ошибки, заключающейся в отклонении (не принятии) нулевой гипотезы, когда она верна. Другими словами, это допустимая (с точки зрения исследователя) вероятность совершения статистической ошибки первого рода –
ошибки того, что различия сочтены существенными, а они на самом деле случайны

Обычно используют уровни значимости (обозначаемые α), равные 0,05, 0,01 и 0,001

Например, уровень значимости, равный 0,05, означает, что допускается не более чем 5%-ая вероятность ошибки. Т.е. нулевую гипотезу можно отвергнуть в пользу альтернативной гипотезы, если по результатам статистического теста вероятность ошибки, т.е. вероятность случайного возникновения обнаруженного различия (pуровень) не превышает 5 из 100, т.е. имеется лишь 5 шансов из 100 ошибиться. Если же этот уровень значимости не достигается (вероятность ошибки выше 5%), считают, что разница вполне может быть случайной и поэтому нельзя отклонить нулевую гипотезу

Таким образом, p-уровень значимости (p-value) соответствует риску совершения ошибки первого рода (отклонения истинной нулевой гипотезы). Если p< α, нулевая гипотеза отклоняется
(
с) И.Н. Дубина, 2006 12
Уровни статистической значимости: содержательная интерпретация

Вопрос о приемлемом значении α, т.е. вопрос о том, при каком уровне можно отклонить Но, не имеет однозначного ответа

Для установленного значения α вероятность ошибки второго рода уменьшается с ростом объема выборки

При увеличении значения α (например, с 0,01 до 0,05) вероятность ошибки второго рода уменьшается

Значение α устанавливается исходя из «научных конвенций» - соглашений, принятых в научном сообществе на основе практического опыта в различных областях исследования.
Традиционная интерпретация различных уровней значимости исходит из α = 0,05 и приведена в табл. Такое значение α рекомендовано для небольших выборок (когда высока вероятность ошибки второго рода). Если объемы выборок n≥100, то порог отклонения Но целесообразно снизить до α=0,01 и принимать решение о наличии связи (различий) при р
0,01(
Наследов, 2004)
Уровень значимости
Решение
Возможный статистический вывод p> 0,1
Н
о не может быть отклонена
«Статистически достоверные различия не обнаружены» p <= 0,1 сомнения в истинности Н
о
, неопределенность
«Различия обнаружены на уровне статистической тенденции» p
<=
0,05
значимость, отклонение Н
о
«Обнаружены статистически достоверные (значимые) различия» p<=0,01 высокая значимость, отклонение Н
о
«Различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости»
(
с) И.Н. Дубина, 2006 13
Логика проверки гипотез

Для принятия решений о том, какую из гипотез (нулевую или альтернативную) следует принять, используют статистические критерии, которые включают в себя методы расчета определенного показателя, на основании которого принимается решение об отклонении или принятии гипотезы, а также правила
(
условия) принятия решения

Этот показатель называется эмпирическим значением критерия

Это число сравнивается с известным (например, заданным таблично) эталонным числом, называемым критическим значением критерия.

Критические значения приводятся, как правило, для нескольких уровней значимости: 5% (0,05), 1% (0,01) или еще более высоких

Если полученное исследователем эмпирическое значение критерия оказывается меньше или равно критическому, то нулевая гипотеза не может быть отклонена – считается, что на заданном уровне значимости (то есть при том значении a, для которого рассчитано критическое значение критерия) характеристики распределений совпадают

Если эмпирическое значение критерия оказывается строго больше критического, то нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза – характеристики распределений считаются различными с достоверностью различий 1 – α.

Например, если α = 0,05 и принята альтернативная гипотеза, то достоверность различий равна 0,95 или 95%
(
с) И.Н. Дубина, 2006 14
Логика проверки гипотез

Если эмпирическое значение критерия для данного числа степеней
свободы (df=n-1) оказывается ниже критического уровня, соответствующего выбранному значению α (порогу вероятности), то нулевая гипотеза не может считаться опровергнутой, и это означает, что выявленная разница (или связь) недостоверна

Чем эмпирическое значение меньше критического значения критерия, тем больше степень совпадения характеристик сравниваемых объектов

Чем эмпирическое значение критерия больше критического значения, тем сильнее различаются характеристики сравниваемых объектов

Если эмпирическое значение критерия оказывается меньше или равно критическому, то можно сделать вывод, что характеристики экспериментальной и контрольной групп совпадают на уровне значимости α

Если эмпирическое значение критерия оказывается строго больше критического, то можно сделать вывод, что достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп равна α
(
с) И.Н. Дубина, 2006 15
Процедура проверки статистической гипотезы

Сформулировать нулевую и альтернативной гипотезы

Выбрать соответствующий статистический тест

Выбрать требуемый уровень значимости (α=0.05, 0.01, 0.025, …)

Вычислить эмпирическое значение критерия по тесту

Сравнить с критическим значением критерия по тесту

Принять решение (для большинства тестов приемлемо правило: если вычисленное значение больше, чем критическое, нулевая гипотеза отклоняется)
(
с) И.Н. Дубина, 2006 16
Статистические тесты

Для того чтобы судить о том, какова вероятность ошибиться, принимая или отвергая нулевую гипотезу, применяют статистические методы, соответствующие особенностям выборки

Для данных, полученных в метрических шкалах (интервальных или относительных) при распределениях, близких к нормальным, используют
параметрические методы, основанные на таких показателях, как среднее и стандартное отклонение

В частности, для определения достоверности разницы средних для двух выборок применяют метод Стьюдента, а для того чтобы судить о различиях между тремя или большим числом выборок, — F-тест или дисперсионный анализ (ANOVA)

Если исследователь имеет дело с данными, полученными в неметрических
(
номинативных или порядковых) шкалах или выборки слишком малы для уверенности в том, что ген. совокупности, из которых они взяты, подчиняются нормальному распределению, используют непараметрические методы —
критерий χ2 (хи-квадрат), Манна-Уитни, Уилкоксона и др. Эти методы очень просты с точки зрения как расчетов, так и применения

Выбор статистического метода также зависит от того, являются ли выборки, средние которых сравниваются, независимыми (т. е., например, взятыми из двух разных групп испытуемых) или зависимыми (т. е. отражающими результаты одной и той же группы испытуемых до и после воздействия или после двух различных воздействий)

В зависимости от тестируемой выборки, возможно использование свыше 100 возможных вариантов тестирования
(
с) И.Н. Дубина, 2006 17
Статистические тесты: Приложения

Сравнение отказов компьютеров после 20-часового тестирования

Уровень доходов разных групп населения

Предпочтения товаров в разных демографических группах

Сравнение числа подписчиков на журналы

Психологические характеристики (тревожность, IQ, коммуникативность, агрессивность, …) в разных группах

Сравнение производительности труда разных групп работников предприятия

Общественное мнение (выборы и др.)
(
с) И.Н. Дубина, 2006 18
Пример параметрических тестов: Z-тест
X
X
z
σ
µ

=
n
s
X
=
σ
Согласно одной из основных теорем статистики — центральной предельной
теореме, распределение средних значений выборок, извлекаемых из одной и той же совокупности при достаточно большом n соответствует нормальному распределению. Среднее значение всех выборочных средних будет равно среднему значению совокупности (µ), а ст. отклонение выборочных средних составит величину где s – стандартное отклонение выборочной совокупности
Эмпирическое значение z-критерия показывает, насколько выборочное среднее отличается от среднего ген. совокупности в единицах стандартного отклонения и определяется по формуле
(
с) И.Н. Дубина, 2006 19
При нормальном распределении
68.27% результатов, располагается в пределах одного стандартного отклонения по обе стороны от среднего значения, вне зависимости от величины стандартного отклонения.
В пределах трех стандартных отклонений умещается почти вся генеральная совокупность — 99,73%.
Zтест
(
с) И.Н. Дубина, 2006 20
Zтест

Вычислив критическое значение z, по таблице параметров нормального распределения можно определить площадь под кривой (%), которая соответствует вероятности того, что случайное отклонение разности средних выборочной и генеральной совокупности от 0 будет меньше z.

Пусть, например, по данным выборки получено значение z=2. Тогда вероятность того, что данная выборка принадлежит генеральной совокупности со средним µ (то есть, что верна Но), составляет p=1 —0,954
= 0,046.

Это значение соответствует p-уровню значимости, т.е. вероятности того, что данный выборочный результат мог быть получен случайно, когда на самом деле в генеральной совокупности верна Но

Таким образом, при α=0.05 нулевая гипотеза отклоняется, поскольку p<α
>99 99.73 3.00 95.00 95.00 1.96 90.10 90.10 1.65 68.27 68.27 1.00
Вероятность попадания в интервал, %
Площадь покрытия, %
Z
(
с) И.Н. Дубина, 2006 21
Пример параметрических тестов: t-тест

Для выборок меньшего объема (n<100) распределение средних соответствует другому теоретическому распределению – t-распределению
Стьюдента, но общая логика проверки и формула расчета эмпирического критерия остаются теми же, что и при использовании Z-теста

Для больших выборок Z и t-тесты обеспечивают почти идентичные результаты
Н
0
:
μ=50 – нулевая гипотеза
Н
А
:
μ>50 – альтернативная гипотеза
X=52.5 –
среднее по выборке s=14 –
стандартное отклонение по выборке n=100 –
объем выборки t=1.786 –
эмпирическое значение критерия
α=0.05 – уровень значимости df=99 –
число степеней свободы t
cr
=1.66 –
критическое значение критерия
Вывод: 1.786>1.66 è Н
0
отклоняется
n
s
X
t
/
µ

=
(
с) И.Н. Дубина, 2006 22
Пример непараметрических тестов:
критерий
Пирсона

Примеры использования


Кто чаще обращается в службу занкомств: мужчины или женщины?


Кто чаще совершает аварии: мужчины или женщины?


Зависит ли количество аварий от дня недели?


Повлияла ли рекламная компания на выбор одного из двух товаров?

Используется для номинативных шкал, но может использоваться и для шкал более высокого уровня

Тестируется значимость различия между наблюдаемыми данными и ожидаемыми данными (основанными на Н
0
)

Сравнивается наблюдаемое (эмпирическое) распределение частот (О) и ожидаемое (теоретическое) распределение (Е)


=
i
i
i
E
E
O
2 2
)
(
χ
2
χ
2
χ
df=(k-1)(l-1)

число степеней свободы
(
необходимо для определения критического значения критерия при заданном α)
k
число градаций
l
количество сопоставляемых распределений
(
с) И.Н. Дубина, 2006 23
Пример использования критерия

Опрос 200 студентов о желании посещать «Ланч-клуб»

Анализ результатов в зависимости от условий проживания

Н
о
:
Желание посещать «Ланч-клуб»
не зависит от условий проживания, т.е наблюдаемое распределение
(observed) частот соответствует ожидаемому (expected) распределению (О=Е)
60 200 60 9
30 15
За городом
12 40 16
Квартира на окраине
12 40 13
Квартира в центре
27 90 16
Общежитие
Ожидаемое
(
Е)
Опрошено всего
Намерены посещать
(
О)
χ
2
=9.89 –
эмпирическое значение критерия
df= (4-1)(2-1)=3
α=0.05 χ
2
cr
=7.82 –
критическое значение критерия
Вывод: Н
о отклоняется
2
χ
(
с) И.Н. Дубина, 2006 24
Литература и ресурсы

Cooper, D.R., Shindler, P.S. (1995) Business Research Methods. Irwin/McGrawHill.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования.
Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.

Статистика и обработка данных в психологии. Электронный ресурс

В.А. Дюк. Конструирование психодиагностических тестов: традиционные математические модели и алгоритмы. Электронный ресурс

Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере.
М.: ИНФРА-М, 1998.

StatSoft Russia.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей