Древнейшее общеиндоевропейское стихосложение, по современным реконструкциям, было силлабическим. Но в германских и славянских языках оно постепенно превратилось в тоническое, а в греческом и латинском- в квантитативное метрическое. Эволюция греческого и латинского индоевропейского стиха состояла в следующем: урегулированность окончания индоевропейского стиха стала постепенно распространяться не только на предпоследний слог, но и на предшествующие, и постепенно охватила весь стих.
Такими «метризированными силлабическими» были размеры раннегреческой лирики: алкеев 11- сложник, сапфический 11- сложник, анакреонтов 8- сложник и др. Затем был новаторский шаг: было принято, что долгий слог по продолжительности равен двум кратким и может ими заменяться. Таким образом, сложился классический античный стих, временный объем которого был постоянен, а слоговой колебался. В таком виде античный квантитативный стих существовал более тысячи лет. Но к 4-5 в. н.э. в греческом и латинском языках произошли важные изменения: перестала ощущаться разница между долгими и краткими слогами, исчезла фонетическая база квантитативной метрики. Но необходима была иная система стихосложения. Такой оказалась вновь силлабика: с потерей долгот стих стал ощущаться как последовательность однородных слогов с более или менее урегулированным положением ударения в окончании строк.
Перестраиваясь из квантитативной метрики в общедоступную силлабику, поэзия должна была выработать новые размеры, от которых требовалась, во-первых, равносложность и, во-вторых, фиксированная концовка стиха. Образцом для этого, понятным образом, служили старые квантитативные размеры: гексаметр, тетраметр, триметр и диметр. Но из-за распущений долгих слогов и стяжений кратких число слогов в строках этих размеров было колеблющееся: нужно было его выровнять. И тут вдруг оказалось, что разные античные размеры поддаются этому в различной степени.
Для полного перехода к силлабике нужно было сделать строки равносложными, т.е. отказаться от традиции замены одного долгого двумя
краткими. В гекзаметре это не удалось, его ритм больше играл неравносложностью, чем ритм других размеров, поэтому этот размер так и не перешел из квантитативной метрики в силлабику. Это имело важные последствия: утратилась традиция единственного популярного античного размера на основе трехсложного ритма (–UU), и поэтому во всей последующей европейской поэзии трехсложные размеры остались второстепенными по сравнению с ямбом и хореем. Остальные квантитативные размеры сумели упроститься до равносложности и перешли в силлабику. Триметр превратился в 12- сложник 5ж + 7 м (д), тетраметр- в 15-сложник8 ж+ 7 м (д), рядом с которым развивался укороченный 13- сложник 7 м(д)+ 6ж, так называемый вагантский стих, «ямбический диметр»- в 8- сложник 8 д(м). Так сложились основные размеры латинской средневековой силлабики. В греческой средневековой силлабике из-за иного акцентного строя греческого языка в тех же размерах развились других окончания:в силлабическом 12- сложнике - 5ж + 7ж, а в 15- сложнике – 8 м(д)+ 7ж.
Во всех этих размерах тоническая упорядоченность не ограничивалась окончаниями полустиший и стихов, а постепенно распространялась и на предшествующую часть стиха: 8- сложник, 12- сложник и греческий 15-сложник приобретали (чем дольше, тем больше) подобие ямбического, а латинский 15- сложник и 13- сложник – хореического силлабо-тонического ритма. Еще одним новшеством на переходе от античного к средневековому стихосложению стало появление в латинской поэзии рифмы сперва односложной, а затем двусложной: это было средством подчеркнуть цельность стиха и компенсировать утрату стопного строения. По образцу латинской силлабики складывается силлабика и в новых романских языках, заимствуя из нее все основные размеры.
Но, кроме метрического стихосложения, квантитативного, и ритмического стихосложения, изосиллабического, в средние века возник еще и третий тип стихосложения, называвшийся в Германии «секвенция», а во Франции (как это ни странно) — «проза». Это было тоже силлабическое стихосложение, но не изосиллабическое, не равносложное, как в рассмотренных выше 8-, 12-, 15- и 13-сложнике. Здесь текст был строфический, а строфы состояли из силлабических строчек разной длины, но в одной и той же последовательности — скажем, 8,9,9, 11, 13, 7 и опять 8, 9, 9, 11, 13, 7 слогов. При этом в аналогичных строчках каждой строфы ударения и словоразделы стремились располагаться сходным образом. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |