Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

статья на конференцию. Эмоции и самооценка в юношеском возрасте Анушенко Ольга Александровна


Скачать 405.54 Kb.
НазваниеЭмоции и самооценка в юношеском возрасте Анушенко Ольга Александровна
Дата26.08.2019
Размер405.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файластатья на конференцию.docx
ТипДокументы
#62737
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

УДК 159.9

Эмоции и самооценка в юношеском возрастеАнушенко Ольга Александровна

anushenkoo@mail.ru
студентка 2 курса, профиль «Психология образования»

Филиал Омского государственного педагогического университета

Научный руководитель – Л.Г. Пузеп
Юношеский возраст – один из сложнейших ступеней развития человека, но несмотря на относительную кратковременность, он во многом обусловливает всю дальнейшую его жизнь.

Переход к этому возрасту можно охарактеризовать большими изменениями условий, которые влияют на развитие личности. Они касаются: отношений, складывающихся у ребят с взрослыми людьми и сверстниками, физиологии организма, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Эмоциональное развитие тоже претерпевает в это время существенное изменение.

Юношеский возраст находится на границе между детством и взрослостью. Это самая важная характеристика юношеского возраста. В поведении юношей и девушек намечаются основные жизненные цели и смысл жизни. Юность является возрастом специфической эмоциональной сенситивности. В это время интенсивно реализуются и развиваются при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре [3, с.113].

Для развития эмоциональной сферы человека чрезвычайно значим юношеский возраст. Можно сказать, опираясь на работы Якобсона П.М., что этот возраст является «критическим», ведь в этот период закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в зрелом возрасте [2, с.63].

Самооценка тоже имеет большое значение в данном возрасте, ее уровень влияет на социальное развитие человека, его адаптацию к новым социальным условиям, поэтому актуальность выбранной темы: «Эмоции и самооценка в юношеском возрасте» не вызывает никаких сомнений.

Проблемами взаимоотношения среди сверстников, самооценивания в юношеском возрасте занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, К. Бюлер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Э. Эриксон, Р. Левинсон.

Интерес к проблеме эмоционального развития в последнее время значительно возрос. Эмоциональные нарушения, которые возникают в это время, имеют далеко идущие последствия. Достаточное количество исследований находят связь некоторых типов нарушения поведения у человека с разными формами эмоциональных нарушений. Так же прослеживается связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.

Данная проблема достаточно полно отражена в работах П.К. Анохина, А.Г. Грецова, И.Б. Дермановой, Е.П. Ильина, В.Г. Казанской, С.Л. Рубинштейна, А.А. Реана, П. Лафренье, Ф. Райса.

Эмоции и самооценка в юношеском возрасте являются объектом нашего исследования. Предметом исследования выступают особенности проявления эмоций и самооценки в юношеском возрасте.

Цель исследования заключается в изучении проявления эмоций и самооценки в юношеском возрасте.

Методы исследования:
теоретический анализ и синтез научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики;
  • Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду);
  • методика изучения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн), модификация А.М. Прихожан.
    Вопрос о границах юности в настоящее время четко не разрешен. Возрастные рамки этого периода разными авторами ставятся в зависимости от действия различных факторов. Общепринятым является лишь положение о значимости влияния принадлежности к определенному поколению на индивидуальные особенности составляющих ее субъектов. Юность является не только возрастной, но и социальной категорией. Следовательно, возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. Возможно, поэтому авторы, живущие в разнообразных социально-экономических условиях, выделяли для юности разные возрастные рамки и давали различные названия. Так, К.Д. Ушинский молодежный период ограничивал 16-23 годами и считал самым решающим в жизни человека. Д.Б. Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года. Б.Г. Ананьев называл ранней взрослостью возраст от 18-21 года. В.В. Гинзбург считал, что возрастные рамки юности для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин – от 16 до 24 [3, с.38-39].

    В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. В своем исследовании мы будем опираться на классификацию, в которой юношеский возраст определяется 17–21 годом для юношей и 16–20 годами для девушек [1, с.89].

    В нашем исследовании приняли участие учащиеся 10 класса БОУ «Тарская СОШ № 2» в количестве 23 человек.

    Проводя первую методику «Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)», мы диагностировали самочувствие испытуемых. Учащимся необходимо было оценить по 4-бальной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает их самочувствие в данный момент времени [2, 67]. Результаты исследования представлены в таблице 1.

    Таблица 1

    Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)
    Эмоция
    Шкала эмоций в понятиях
    респондента
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    Сумма баллов
    кол-во баллов


    Интерес
    Внимательный
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    2
    4
    2
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    3
    2
    2
    2
    3
    2
    2
    2
    188
    Концентрирован-ный
    3
    3
    3
    3
    2
    3
    2
    4
    3
    4
    3
    3
    4
    2
    2
    2
    3
    2
    2
    3
    2
    2
    2
    Собранный
    3
    3
    3
    2
    4
    3
    2
    4
    3
    4
    3
    3
    4
    1
    2
    2
    3
    2
    2
    2
    2
    3
    2
    Радость
    Наслаждающий-ся
    2
    3
    3
    4
    4
    3
    2
    4
    2
    2
    3
    2
    3
    1
    2
    2
    3
    2
    2
    4
    2
    3
    4
    198
    Счастливый
    2
    4
    3
    2
    3
    3
    3
    4
    2
    3
    4
    3
    3
    2
    3
    3
    3
    2
    3
    3
    2
    4
    3
    Радостный
    2
    4
    4
    3
    2
    2
    4
    4
    2
    4
    3
    2
    4
    3
    2
    3
    3
    3
    2
    4
    2
    3
    4
    Удивление
    Удивленный
    3
    4
    3
    1
    2
    2
    1
    2
    3
    2
    2
    1
    3
    1
    1
    1
    2
    1
    2
    3
    1
    2
    3
    124
    Изумленный
    3
    3
    4
    1
    1
    2
    2
    2
    2
    1
    1
    1
    2
    1
    2
    2
    2
    1
    1
    3
    1
    1
    3
    Пораженный
    3
    2
    3
    1
    1
    2
    1
    3
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    3
    1
    1
    2
    Горе
    Унылый
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    3
    1
    1
    3
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    84
    Печальный
    1
    1
    1
    2
    1
    2
    1
    1
    2
    2
    1
    1
    1
    4
    1
    1
    2
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    Сломленный
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    Гнев
    Взбешенный
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    4
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    2
    1
    91
    Гневный
    1
    2
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    3
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    Безумный
    1
    3
    1
    3
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    2
    3
    Отвращение
    Чувствующий неприязнь
    1
    4
    1
    3
    1
    2
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    4
    1
    1
    1
    3
    1
    1
    1
    2
    2
    95
    Чувствующий отвращение
    1
    4
    1
    2
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    3
    1
    1
    3
    3
    1
    1
    1
    2
    3
    Чувствующий омерзение
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    3
    1
    1
    1
    1
    2
    Презрение
    Презрительный
    2
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    4
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    84
    Пренебрегающий
    1
    2
    2
    1
    1
    2
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    4
    1
    2
    2
    1
    1
    1
    1
    2
    3
    Надменный
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    4
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    Страх
    Пугающий
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    3
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    75
    Страшный
    1
    2
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    Сеющий панику
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    Стыд
    Застенчивый
    2
    1
    2
    4
    3
    3
    2
    3
    2
    1
    1
    1
    1
    2
    3
    2
    2
    3
    1
    1
    1
    2
    1
    107
    Робкий
    2
    2
    2
    3
    2
    3
    1
    2
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    Стыдливый
    2
    1
    1
    2
    1
    2
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    1
    1
    2
    1
    1
    1
    Вина
    Сожалеющий
    2
    2
    3
    3
    1
    2
    1
    3
    3
    4
    2
    1
    1
    4
    2
    2
    3
    3
    1
    2
    1
    4
    1
    117
    Виноватый
    2
    1
    1
    3
    1
    1
    1
    3
    2
    2
    1
    1
    2
    4
    1
    1
    3
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    Раскаивающий-ся
    2
    1
    2
    2
    2
    3
    1
    2
    3
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    3
    1
    1
    2
    1
    2
    2
    Самочувствие (положительное «+», отрицательное «-»)
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    -
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +


    По результатам методики К. Изарда обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемых людей в отношении к определяемому типу их характера.

    Таким образом, мы видим, что практически у всех испытуемых самочувствие в целом является положительным. Учащиеся 10 класса отличаются позитивным, оптимистичным настроением.

    У респондента под № 14 самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное. Это может свидетельствовать о заниженной самооценки в данный период, апатия, резком снижении работоспособности.

    Проведение методики изучения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн), модификация А.М. Прихожан дало результаты, которые представлены на рисунке 1.


    Рис. 1 Уровни самооценки учащихся 10 класса

    Анализ рисунка 1 показал, что у 2 человек (9 %) - выявлена заниженная самооценка, которая проявляется в недооценке себя, неуверенности. Эти испытуемые могут составлять «группу риска». У 13 человек (56 %) - адекватная самооценка, которая выражается в объективной оценке возможностей и соответствует оценкам окружающих. У 8 человек (35 %) наблюдается завышенная самооценка, что свидетельствует о «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

    Проведя сравнительный анализ полученных результатов по двум методикам, мы пришли к выводу, что у учащихся 10 класса БОУ «Тарская СОШ №2» преобладают положительные эмоции – радость, интерес. Респондентам в большей степени свойственны такие характеристики эмоций, как: наслаждающийся, счастливый, радостный, внимательный, концентрированный, собранный. Средняя частота проявления эмоций: удивление (удивленный, изумленный, пораженный), вина (сожалеющий, виноватый, раскаивающийся), стыд (застенчивый, раскаивающийся, робкий). Низкой частотой проявления эмоций в данном классе можно считать: отвращение, гнев, горе, презрение и страх (пугающий, страшный). Никогда не возникающие эмоции – это сеющий панику (страх). Результаты представлены на рисунке 2.


    Рис. 2 Соотношение самооценки и эмоций учащихся 10 класса


    С адекватной: интерес – 6,6, радость – 7,6, удивление – 4,3, горе –4,3, гнев –3,8, отвращение –4,1, презрение - 3,6, страх –3,2, стыд –4,9, вина –5.


    Таким образом, на основе полученных результатов можно заключить, что в юношеском возрасте у данной выборки респондентов с завышенной самооценкой преобладают положительные эмоции, такие как: радость, интерес, удивление. У учащихся с адекватной самооценкой проявляются как положительные эмоции (радость, интерес), так и отрицательные эмоции (вина, стыд, горе, отвращение, гнев, презрение). У учащихся с заниженной самооценкой в большей степени проявляются отрицательные эмоции – вина и отвращение.

    Список использованных источников

    1. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. – М: Лит, 2008. – 532 с.

    2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-318-00236-6

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей