Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Философия медицины


НазваниеФилософия медицины
АнкорLektsia po filosofii N 14.doc
Дата05.11.2017
Размер41 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsia_po_filosofii_N_14.doc
ТипДокументы
#30771
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ.



Философия медицины - это раздел философского знания, который изучает сущность медицины как социокультурного явления, формы существования медицины и ее социальные функции.

Философия медицины - это пример интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур. Попытки познать сущность различных явлений приводят к формированию подобных разделов: философия права, философия искусства, науки, религии, медицины.

Медицина как феномен культуры и социальный институт.



1. Связь философии и медицины в истории культуры.

2. Специфика медицинской профессиональной деятельности.

3. Основные проблемы современной медицины:

  1. проблема понимания (медицинская герменевтика)

  2. проблема правового обеспечения медицины (медицинское право)

  3. этические проблемы в медицине (биомедицинская этика)


Медицина и философия в истории культуры развивались в тесной диалектической связи. Медицина как теоретическое знание выделилась из философии одной из первых наук. Основоположником теоретической медицины считают Гиппократа - врача-философа.

Связь философии и медицины подкрепляется общим объектом изучения - человеком. Еще Аристотель указывал указывал на единство философии и медицины в этом плане: «Медицина избавляет тело от болезней, а философия - душу от страстей».

Для медицины философия является мировоззренческой и методологической основой. Господствующие мировоззренческие системы определяют содержание, характер, направленность медицинской деятельности. Например, греческая философия, где господствовали принцип космоцентризма и натурфилософия явились мировоззренческим основанием для формирования гуморальной теории Гиппократа. Схоластическая философия средних веков предопределила формирование и схоластической медицины. Поворот медицины к рационализму и доказательству характерен для Нового времени. Советская медицина в своей направленности сдерживалась марксистско-ленинской философии.

Методологическое основание: философия как знание о всеобщих закономерностях для медицины является методологией познания. Медицина использует философские законы, категории и принципы. С другой стороны, медицины как область естествознания для философии является важнейшей эвристической базой, многие философские проблемы, особенно антропологии, сознания, познания, невозможно философски осмыслить без знаний медицины.

Медицина способствует формированию научно-философской картины мира.

В истории культуры связь философии и медицины проявляется еще и в сложившейся плеяде врачей-философов: Гиппократ, Аристотель, Роджерс Бэкон, Парацельс, Везалий, Амбруаз Паре, Геккель, Джон Локк, Авиценна, Богданов, Анохин, Бехтерев, Фрейд, Казначеев, Петренко, Лисицын.

На протяжении сотен лет медицину определяли как научную и практическую деятельность, направленную на предотвращение болезней, продление жизни и на лечение. В начале XXI века (1999) ВОЗ дает следующее определение медицины: «Медицина - это сфера человеческой деятельности, которая направлена создание человеку благополучия». Это определение неоднозначно, в силу того обстоятельства, что понятие благополучия в современной культуре размыто. В этом определении отражается либеральная концепция медицины. С другой стороны, здесь указывается, что любые формы благополучия (материальное, духовное, психологическое) зависят от состояния здоровья, реализация человеческих надежд на благополучную жизнь возможна только при достаточном уровне здоровья.

Этимология слова «медицина» восходит к древнегреческому «мед» - середина (отсюда центральная категория медицины - мера, норма). В этом случает деятельность врача может оцениваться как нахождение «середины».

Медицинская деятельность в современной культуре представлена в нескольких уровнях:

  1. Уровень народной медицины - эмпирический опыт

  2. Профессиональная (научная, официальная) медицина - то, что в рамках закона.

  3. Традиционная медицина - не испытывает на себе влияние времени, это в основном восточные школы (Китай, Индия). Эффективна она в той культуре, в которой зародилась.

  4. Альтернативная (неофициальная) медицина - сегодня имеет правовую базу.


Медицинская профессиональная деятельность представляет собой структуру. В качестве ее основных элементов выделяют объект и субъект деятельности.

Субъект медицинской деятельности - это специалист, владеющий профессиональными знаниями и умениями об этом.

Объект медицинской деятельности - спорен. Многие исследователи считают, что объектом здесь является человек в норме и патологии. Другие указывают на то, что объект медицинской деятельности должен быть достаточно широким: это не только человек, но и коллектив, группа, этнос или даже общество в целом. Третьи утверждают, что в объект следует включать и среду обитания человека.

Медицинская деятельность отличается следующими аспектами:

  1. Коммуникативный - основа деятельности.

  2. Праксиологический: медицинская деятельность способна изменять человека (и духовно, и телесно)

  3. Аксиологический: медицина связана с двумя величайшими ценностями: здоровье и жизнь

  4. Медицинская деятельность носит коллегиальный характер. Профессиональная деятельность ограничена правовым и моральными нормами.

  5. Высокая степень риска и ответственности.


Одна из важнейших проблем в медицине - проблема понимания. В отечественной науке на нее впервые обратили внимание Анохин и Билибин. Они являются основоположниками российской медицинской герменевтики (герменевтика - это философия понимания (Гуссер)).

Анохин назвал медицину «понимающей наукой». В силу того обстоятельства, что медицина основана на общении между коллегами, больным, родственниками, и возникает эта проблема.

В настоящее время эта проблема актуализируется по причине принятия закона об информированном согласии, то есть врач должен информировать больного о методах и результатах лечения. Проблема возникает в том, что врач и пациент - люди «разной весовой категории», они говорят на разных языках, имеют разные знания.

Проблема понимания возникает в результате перевода медицинских знаний в практику лечения; актуализируется этическими нормами; актуализируется появлением медицинских текстов в современной науке с новой терминологией.
Биомедицинская этика представляет собой интегральную область знания, которая возникла в результате взаимодействия гуманитарной и естественнонаучной культуры. Основа этого взаимодействия обусловлена этическими аспектами новейших открытий в биологии, медицине. Иными словами, возникла проблема этического регулирования биомедицинской деятельности.

Эта проблема актуализировалась в двадцатые годы 20 века. В это время появилась деонтология - область знания, которая относилась к этике, но имело сугубо практическое значение: регуляция поведения ученых, врачей на основе требования долга. Деонтология сыграла свою исключительно позитивную роль, однако достижения в области современной медицины и биологии требуют новых подходов к регуляции, и таким новым подходом является БМЭ. Она определяет нормы поведения, в частности, врачей и исследователей, включает себя правовое регулирование, имеются комитеты по БМЭ во многих странах, и на основе ее положений современная биомедицинская наука и практика решает такие проблемы, как:

  • Генная трансплантация

  • Клонирование

  • Трансплантация внутренних органов

  • Искусственное зарождение жизни

  • Прерывание жизни

  • Реанимация.

Эти проблемы не имеют однозначного решения. В биоэтике сложились две модели их решения: консервативная (особенно, в проблеме эвтаназии) - направлена на жесткое ограничение; и либеральная - имеет под собой определенную законодательную базу, руководством служат, в частности, права человека.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей