2. Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения 2.1. Нравственн о- этическая готовность 0 – не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме); – ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь); – понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое; – учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы; – адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы; – умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы. 2.2. Поведение на уроке 0 – не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет; 1 – часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается; 2 – на уроке скован, напряжен или часто отвлекается; 3 – иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко; 4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается; 5 – сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя. 2.3. Поведение вне урока 0 – часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим; 1 –пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока; 2 – не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой; 3 – активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию; 4 – активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.; 5 – высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах. 3. Успешность социальных контактов 3.1. Взаимоотн ошения с одноклассн 0 – негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят; 1 – замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему иками равнодушны; 2 – предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт; 3 – сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками; 4 – мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются; 5 – общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются. 3.2. Отношение к учителю 0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет; 1 – избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается; 2 – выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным; 3 – старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам; 4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью; 5 – проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока. 4. Эмоциональное благополучие 0 – преобладает агрессия или депрессия; 1 – выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками; 2 – отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость); 3 – эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении; 4 – спокойное эмоциональное состояние; 5 – находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется. Высокий уровень – 44-50 баллов Уровень выше среднего – 36-43 балла Средний уровень – 26-35 баллов Уровень ниже среднего – 21-25 баллов Низкий уровень – менее 20 баллов Приложение №5 АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Э.М.Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.) учащихся _______ класса СОШ №_________ Классный руководитель_______________________________________________ Фамилия, имя I критерий II критерий III критерий IV критерий Общий балл 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.2. 4 1 2 3 4 5 6 7 … … … 24 25 Всего: _____________________________________________________________ Адаптировались _____________________________________________________ Низкий уровень адаптации _____________________________________________ Дезадаптированны (причина) __________________________________________ ____________________________________________________________________
Приложение 3 Опросник «Учебная мотивация»14Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности. Дастся два варианта опросника: для 5-8 классов, для 9-11 классов. Возрастные варианты различаются составом исследуемых мотивов: у старшеклассников дополнительно определяются мотивы профессионально-жизненного самоопределения, начинающие о4юрмляться в данном возрасте. Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл: 0 баллов — почтине имеет значения 1 балл — частично значимо 2 балла — заметно значимо 3 балла — очень значимо Опросник (для 5-8 классов) 1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель 2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире 3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться 4. Для меня важно получить хорошую оценку 5. Все, что я делаю, я делаю хорошо — это моя позиция 6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку 7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо 8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться 9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам 10. Считаю, что успех в учебе — немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников 11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей 12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. 13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком 14. Хорошо учиться, не пропускать уроки — моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни 15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы 16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, в бригаде, в команде) 17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи 18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших 19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) 20. Учеба в моем возрасте — самое главное дело 21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. 14 Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников - Екатеринбург, 1996. Ключ Мотивы Номера ответов -Познавательные 2 9 15 -Коммуникативные 3 10 16 -Эмоциональные 1 8 21 -Саморазвития 6 13 19 -Позиция школьника 7 14 20 -Достижения5 12 18 - Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17 Оценка результатов: Менее 10 баллов: дезадаптация 11-25 баллов: низкий уровень адаптации. 26-41 балл: средний уровень. 42-50 баллов: выше среднего. 51-60 баллов: высокий уровень. Более 61 балла: очень высокий уровень. Опросник(для 9-11 классов) 1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. 2. Мне нравится узнавать все новое, расширять свои знания о мире. 3. Обращаю внимание в основном на те предметы, которые пригодятся мне в моих будущих профессиональных занятиях. 4. В школе меня преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение. 5. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. 6. Всѐ, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция. 7. Знания помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку. 8. Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться. 9. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, нервозности, у меня пропадает всякое желание учиться. 10. Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному предмету. 11. Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, практически полезные (для хозяйства, дома, ремонта, рукоделия и т.д.) 12. Считаю, что успехи в учѐбе - немаловажная основа для уважения и признания в нашем классе. 13. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. 14. Люблю испытывать чувство подъѐма, радости от преодоления трудностей, от решения сложных задач. 15. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 16. Хорошо учиться, посещать школу - моя гражданская обязанность. 17. В школе весело, интереснее, чем дома. 18. На уроках я активно стремлюсь понять новый материал, найти рациональные способы решения, полностью включѐн в работу и не отвлекаюсь. 19. Без хорошего образования я не смогу получить достойную работу, добиться жизненного успеха. 20. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами (в паре, бригаде, в команде) 21. Я очень чувствителен к похвале учителя (родителей) за мои учебные успехи. 22. Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших. 23. Я много читаю, занимаюсь самообразованием (по языку, технике, истории и т.д.), так как школьной программы мне не хватает. 24. Учѐба в моем возрасте - самое главное дело. Ключ Мотивы Номера ответов -Познавательные 2 10 18 -Коммуникативные 4 12 20 -Эмоциональные 1 9 17 -Саморазвития 7 15 23 -Позиция школьника 8 16 24 -Достижения 6 14 22 -Внешние (поощрение, наказание) 5 13 21 -Профессионально-жизненное самоопределение З 11 19 Обработка Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимся по каждой группе мотивов. Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу учащегося.
Приложение 4. НАША ГРУППА (О.И. Мотков)15ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается ответить на несколько вопросов о вашей группе. Возьмите лист бумаги и напишите сверху дату, ФИО, класс. Затем запишите колонку номеров от 1 до 8. Я буду читать вопрос, а вы отвечать на него «да» или «нет». В скобках после ответа укажите фамилии ребят, о которых спрашивается в вопросах: 1. Есть ли у вас в группе настоящие друзья? 2. Есть ил ребята, умеющие проявлять чуткость, понимание Ваших жизненных трудностей? 3. Есть ли в классе человек, который умеет организовывать общее серьезное дело? 4. Есть ли ребята, которые могут в трудной ситуации поднять ваше настроение, приободрить? 5. Есть ли в группе ребята, с которыми у вас враждебные отношения? 6. Считаете ли вы, что в группе есть учащиеся, которые «болеют» только за себя, никогда не посочувствуют другому? 7. Есть ли в группе люди, склонные разрушать любое общее дело? 8. Есть ли ребята, которые своим нытьем или плохим настроением портят ваше настроение? Ключ: Вопрос 1 – наличие в группе друзей; Вопрос 2 – наличие в группе альтруистического лидера; Вопрос 3 – наличие в группе делового лидера; Вопрос 4 – наличие в группе эмоционального лидера; Вопрос 5 – наличие в группе неприятелей; Вопрос 6 – наличие в группе эгоистического лидера; Вопрос 7 – наличие в группе дезорганизатора дел; Вопрос 8 – наличие в группе «нытиков». Перевод ответов в баллы: По вопросам №№ 1, 2, 3, 4 за ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» – ноль баллов. По №№ 5, 6, 7, 8 наоборот, за ответ «да» начисляется ноль баллов, за ответ «нет» – 1 балл. Примерные критерии уровня развития группы: Больше 4 – высокий уровень развития группы, Меньше или равна 4, но больше 2 – средний уровень; Меньше или рана 2 – низкий уровень. 15 Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М, 2008 - 160 с. перейти в каталог файлов
|