Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Фисенко Е. Ю., руководитель социально-психологической службы мбоу сош 40 г. Нижневартовска


НазваниеФисенко Е. Ю., руководитель социально-психологической службы мбоу сош 40 г. Нижневартовска
Анкорmodel pp soprovojd fgos ooo mbou soh40 (2).pdf
Дата22.05.2017
Размер0.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmodel_pp_soprovojd_fgos_ooo_mbou_soh40_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#20713
страница2 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3
V Пакет диагностических методик, используемых на этапах
мониторинга и скрининга
Исследуемые компетенции
Инструмент мониторинга
Сроки реализации
Примечания по реализации
Механизмы адаптации, социализация
1. Методика определения личностной адаптированности школьников А.В. Фурмана
4
(учащиеся 5 классов)
2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся
Сентябрь - ноябрь
Педагог-психолог, классный руководитель
4
Фурман А.В. Методика определения личностной адаптированность школьников. –Киев – Донецк, 1993.

(Э. М. Александровская, Ст.
Громбах, модифицированная
Е.С.Еськиной, Т.Л.Больбот)
5
(педагоги)
Учебная мотивация:
- познавательный мотив,
- позиция школьника,
- саморазвитие,
- коммуникативные мотивы
Опросник «Учебная мотивация» Карповой Г.А.
6
(вариант для 5-8 и 9-11 классов)
Ноябрь
Педагог-психолог
Профессиональное самоопределение и мотивация
Профессиональная мотивация учащегося
(Л.А.Головей)
7
– 8 класс
Активизирующая методика
«За и против-1» (Пряжников
Н.С.) – 9 класс декабрь
Педагог-психолог
Мыслительные операции
1. CFIT Тест интеллекта, свободный от влияния культуры Р.Кеттела
8
- 5 класс
2. Тест структуры интеллекта
Р.Амтхауэра
9
- 9 класс январь- февраль
Педагог-психолог
Межличностные взаимодействия и структура группы
«Наша группа»
10
О.И.Мотков январь- февраль
Педагог-психолог
VI
Направления
раздела
«Социально-психологическое
проектирование и моделирование»
Векторы реализации блока социально-психологического проектирования
11
:
1.
Создание развивающей социально-педагогической среды, обеспечивающей развитие универсальных учебных действий.
5
Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Методические рекомендации. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю.
Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 80 с.
6
Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников - Екатеринбург, 1996.
7
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Профориентационная система «Профи-
I». Версия 1.0, Амалтея, 2007г.
8
Психодиагностика детей/Сост. А.С.Галанов. –М.: Сфера, 2002.
9
Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Компьютерная программа. –Иматон, 2003.
10
Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М, 2008 - 160 с.
11
Никифорова Г.В., Крупенина А.В., Нестеренко-Костенко И.В., Социально-психологическое проектирование в деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС// Справочник педагога-психолога. Школа №12,
2012 г.

Педагог-психолог принимает непосредственное участие в формировании предметной развивающей среды, функционально моделирующей содержание развития каждого ребенка и обеспечивающей соответствие основных ее элементов потребностям, определяемым зоной ближайшего развития ребенка.
Здесь работа психолога преимущественно просветительская и консультативная, направленная на формирование психологической компетентности участников образовательного процесса, формирование способности педагогов к развитию ключевых образовательных компетенций обучающихся.
Включение педагога-психолога во внеурочную деятельность позволяет осуществлять разнообразные формы психологического сопровождения учебного процесса на основе полипрофессионального взаимодействия.
Психологическое сопровождение может реализовываться также и на этапе выбора форм внеурочной деятельности, опираясь не только на желания родителей или ребенка, но и на объективно выявленные потребности его развития.
2. Непосредственная психологическая работа с обучающимися по развитию универсальных учебных действий строится на основе психолого- педагогических развивающих программ. Используются уже существующие программы: по адаптации, социализации, в том числе профориентационные.
Для формирования и развития УУД призваны программы:

эмоционального развития (понимание эмоций, умение распознавать, адекватно выражать эмоции и воспринимать эмоции других);

сохранения психического и психологического здоровья; знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром.

знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром.
Направленные на самопознание, они служат базой для формирования "Я- концепции", рефлексии, эмпатии, профилактики нарушений психического здоровья, регуляции поведения;

психолого-педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности.
Блок социально-психологического проектирования включает консультативную, просветительскую, профилактическую, развивающую работу с обучающимися, родителями, педагогами.
В организационном плане основанием для реализации данного блока в рамках модели выступают:

результаты диагностических исследований;

психологическое прогнозирование;

административные решения.
Работа по социально-психологическому проектированию и моделированию, являясь в том числе следствием диагностико-прогностической деятельности педагога-психолога, в свою очередь, может переходить как в область реализации коррекционного блока психологической работы (если недостаточный уровень развития универсальных учебных действий обусловлен
психическими особенностями ребенка), так и в область реализации экспертно- аналитического блока (если есть основания полагать, что неуспешность формирования универсальных учебных действий связана с особенностями социально-педагогической среды).

Библиография:
1.
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе //
Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. –
С. 32-43.
2.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р.
Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.
4.
Битянова М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: о проекта к результату // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.32-34.
5.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136 с.
6.
Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер,
Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
7.
Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
8.
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //
Хрестоматия по вниманию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001.
– С. 467–506.
9.
Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников -
Екатеринбург, 1996.
10.
Клюева
Н.В.,
Касаткина
Ю.В.
Учим детей общению.
Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
Академия развития, 1996.
11.
Лебедева М.В. Приоритеты психолого-педагогического обеспечения внедрения
ФГОС // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 - С.167-169 12.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд., стер.
– М.: Смысл, 2005.
13.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
14.
Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара:
Бахрах-М, 2008 - 160 с.
15.
Никифорова Г.В., Крупенина А.В., Нестеренко-Костенко И.В., Изменение содержания психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОС// Справочник педагога-психолога. Школа №5, 2012 г.
16.
Никифорова Г.В., Крупенина А.В., Нестеренко-Костенко И.В., Социально- психологическое проектирование в деятельности педагога-психолога в условиях внедрения
ФГОС// Справочник педагога-психолога. Школа №12, 2012 г.
17.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1999.
18.
Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Методические рекомендации.
Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю. Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО
«СарИПКиПРО», 2012. – 80 с.
19.
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов
«Профориентационная система «Профи-I». Версия 1.0, 2007г.
20.
Психодиагностика детей/Сост. А.С.Галанов. –М.: Сфера, 2002.
21.
Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича, М.Р.
Битянова. Организация психологической работы в школе. М., 2002.

22.
Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования//Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального образования.
23.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.:
Владос-пресс, 2003.
24.
Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг –
Дубна: ООО «Феникс+», 2002.
25.
Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Компьютерная программа. –Иматон,
2003.
26.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
27.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем.; в 4 т. М.: Генезис, 2001. Т. 4.
28.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. А.В. Козлова,
А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
29.
Фурман А.В. Методика определения личностной адаптированность школьников. –
Киев – Донецк, 1993.
30.
Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. № 2.
31.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
32.
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. – изд. 2-е. -
СПб: ИМАТОН, 2007.
33.
Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.

Приложение 1.
Методика определения личностной адаптированности школьников (А.В.
Фурман)
12
Описание методики
Тест-опросник личностной адаптированности включает: 1) бланк, который заполняется каждым учащимся индивидуально (таблица 3), 2) ключ для учителя или школьного психолога, 3) классификацию показателей личностной дезадаптированности школьников (таблица 6).
В таблице 3 дается пример заполнения бланка. Верхняя часть бланка – краткая инструкция, нижняя - данные об опрошенном ученике и вывод психолога, а средняя - это таблица, состоящая из одного вопроса, пятнадцати составляющих внешнего и внутреннего мира школьника и пяти возможных вариантов ответов в каждом случае. При этом все поле жизнедеятельности школьника разделено на четыре сферы: "школа", "семья", "улица",
"собственное Я", и в каждой из этих сфер зафиксированы наиболее главные компоненты, с которыми он постоянно вступает во взаимодействия (товарищи по классу, учителя и т.д.). Таким образом, путем самооценки опрашиваемый определяет свое отношение к внешнему миру, окружающим его людям и самому себе.
Процедуру опроса целесообразно проводить с учащимися всего класса, хотя опросник с успехом может использоваться и в индивидуальной работе с учащимися в случае необходимости учитель дает необходимые разъяснения о содержании вопросов (практика показывает, что это касается, как правило, пунктов 5, 14, 15). Время заполнения бланка ответов не фиксируется. Однов- ременно учитель должен знать, что школьники затрачивают на эту работу 10-15 минут, а при условии повторного тестирования время сокращается приблизительно на 5 минут.
Приведенные варианты ответов дифференцируются на положительные
(очень положительное, положительное) и отрицательные
(крайне отрицательное, отрицательное). Понятно, что при обработке результатов балльные оценки в обоих случаях будут существенно отличаться друг от друга, более того, взаимоисключать одна другую. Один, а тем более два-три отрицательных ответа существенно снижают показатель уровня личностной адаптированности школьника, что, естественно, отмечает действительности.
Если же к этому прибавляется еще несколько оценок, характеризующих нейтральное отношение, которые умышленно не принимаются во внимание, то общая картина социально-психологической адаптации школьника приобретает непривлекательный вид..
Отметим также, что в случае незаполнения школьником одной-двух позиций (скажем, у него нет ни брата, ни сестры или он воспитывается в неполной семье), ценность оценивания здесь также нивелируется тем фактом,
12
Фурман А.В. Методика определения личностной адаптированность школьников. –Киев – Донецк, 1993.
что отсутствие «хотя бы одного из определяющих в опроснике социально- развивающих факторов уже само собой а какой-то мере лишает социальное окружение школьника полноты и гармоничности.
Обработка и подсчет результатов
По шкале отношений ответ «очень положительное» оценивается в 5 баллов, "положительное" - 4 балла, "нейтральное" при отсутствии самооценки -
О баллов, "отрицательное" - -4 балла; и "крайне отрицательное" - -5 баллов.
Процедура подсчета конечного результата включает суммирование положительных и отрицательных оценок. Полученное число является результативным показателем по шкале личностной адаптированности школьника.
Например (таблица 3): (6*5)+(2*4)+(-4)=34, что (таблица 6) отвечает ситуативной дезадаптированности.
Классификация показателей личностной адаптированности школьников.
Вид социально- педагогической адаптации
Уровни функционирования личностной адаптированности
Показатели адаптированнос ти
Процент выявления
(300 учащихся)
I. Адаптированность
1. а) максимальный
75 0,15 б) очень высокий
73-74 3,85 2. высокий
68-72 7
3. средний
64-68 12 4. низкий
57-63 17
II. Неадаптированность
5. неочевидный
50-56 20 6. очевидный
40-49 17
III. Дезадаптированность
7. ситуативный
30-39 12 8. стойкий очевидный 21-29 7

9. а)критический
0-20 3,85 б)суперкритический
-75-1 0,15
Инструкция.
Дорогой друг! Прочитай внимательно вопрос, написанный слева, и проставь напротив него справа знак "+" в зависимости от того, какое место в твоей жизни сегодня занимают упомянутые люди, организации, события, занятия. Опросник поможет определить меру твоей адаптированности к жизни, степень гармоничности двоих отношений с окружающим миром.

Окружающий мир
Моѐ отношение
Очень
хорошее
Хорошее
Всѐ равно
Плохое
Очень
плохое
1. Школа
1.
Товарищам по классу
2.
Учителям
3.
Классному руководителю
4.
Учебным предметам
5.
Школе и ее требования в целом
2. Семья
6.
Матери
7.
Отцу
8.
Брату, сестре
9.
Бабушке, дедушке, другим родственникам
3. Улица
10.
Близким друзьям
11.
Знакомым, товарищам
12.
Родителям своих друзей
13.
Соседям
4. Собственное Я
14.
Своему поведению, своим поступкам
15.
Собственному Я
Фамилия, имя____________________________________________________________________________
Класс__________ Возраст______________
Интересные предметы_____________________________________________________________________
Любимые занятия________________________________________________________________________

Приложение 2.
Схема наблюдения
13
за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся
(Э. М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С.Еськиной, Т.Л.Больбот)

Критерии Бал
-лы
Поведенческие индикаторы
сформированности критерия
1.
Критерии эффективности учебной деятельности
1.1. Учебная активность
0
– активность отсутствует;
1
–пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;
2
– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;
3
– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;
4
– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;
5
– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.
1.2
Целеполага ние
0
– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;
1
- осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;
2
– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;
3
– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;
4
– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;
5
– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.
1.3. Самоконтр оль
0
– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;
1
– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;
2
– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;
3
– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;
13
Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Методические рекомендации. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю.
Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 80 с.

4
– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;
5
– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.
1.4. Усвоение знаний, успеваемос ть
0
– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;
– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;
– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;
– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;
– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;
– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.
1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей