Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Формирование потребности в здоровом образе жизни 4 фв. Формирование потребности в здоровом образе жизни у учащихся на уроках физической культуры


Скачать 140.63 Kb.
НазваниеФормирование потребности в здоровом образе жизни у учащихся на уроках физической культуры
Дата02.10.2019
Размер140.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФормирование потребности в здоровом образе жизни 4 фв.docx
ТипУрок
#63799
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6



Тема : Формирование потребности в здоровом образе жизни у учащихся на уроках физической культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1. Проблема здорового образа жизни в педагогике……………….7

1.1. Понятие о здоровом образе жизни………………………….…7

1.2. Компоненты здорового образа жизни………………………..10

1.3. Педагогические аспекты деятельности учителя при

организации здорового образа жизни учащихся…..………..15

2. Развитие здорового образа жизни у учащихся

школы в направлении педагогики здоровья……………….…23


2.2. Описание методики и организации исследования…………..32

2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..….…….48

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………...50

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………....53

Введение

Социальные и экономические изменения современного общества не могли не отразиться и на системе образования вообще, и, в частности, на воспитании школьников. Усиление гуманистической направленности образования, поиски методов обучения с целью более эффективного формирования личности каждого учащегося являются важными отличительными чертами современных педагогов. Существенная роль в развитии личности принадлежит воспитанию здорового образа жизни. В настоящее время считают свой образ жизни здоровым 8 — 10% населения нашей страны, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Актуальной остается проблема - низкой физической активности и слабого физического развития учащихся.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье у учащихся школы. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет.

В последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Известно, индивидуальный образ жизни активно формируется в подростковом и старшем школьном возрасте, что определяет столь важную для школьников возможность самим строить свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить учащихся к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом привить потребность в сбережении и укреплении здоровья. Проблема формирования здорового образа жизни учащихся старших классов общеобразовательной школы становится одной из приоритетных задач системы образования на данном этапе, что и определяет актуальность проблемы нашего исследования.

В отечественной педагогической науке проблема формирования здорового образа жизни исследуется с точки зрения потребностно-информационного подхода как формирование у учащихся научного понимания здорового образа жизни, мотивационно-смыслового отношения к своему организму, психическому и половому статусу (Г.К. Зайцев).
Проблема исследования состоит в необходимости обеспечения в условиях общеобразовательной школы педагогического влияния на формирование и развитие у школьников готовности к здоровому образу жизни.

Объект исследования — процесс формирования мотивационной сферы у учащихся.

Предмет исследования — особенности формирования готовности к здоровому образу жизни в условиях общеобразовательной школы.

Цель работы — исследование особенностей формирования потребностей в здоровом образе жизни у школьников.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения ряда задач:

1. Осуществить теоретический анализ особенностей формирования у школьников стремления к здоровому образу жизни.

2. Охарактеризовать учащегося школы как субъекта формирования здорового образа жизни.

3. Разработать педагогическую методику, отражающую структуру готовности школьника к здоровому образу жизни.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие у учащихся школы готовности к здоровому образу жизни будет эффективным, если методика обучения обеспечивает единство теоретического и практического компонентов готовности к здоровому образу жизни.

Для решения поставленных задач и анализа полученных результатов использовались различные методы: теоретический анализ проблемы на основе изучения философской, социально-психологической, педагогической литературы; наблюдение за ходом образовательного процесса, за деятельностью учащихся, анкетирование, интервьюирование школьников и учителей, методы количественной и качественной оценки полученных результатов.

Представление о том, что результатом валеологического образования школьников является формирование комплексного личностного новообразования — готовности к ЗОЖ, обеспечивающего уточнение понятие "здоровый образ жизни", знаний, мотивационно-волевого опыта личности и практической деятельности учащегося, направленной на сохранение и развитие здоровья в процессе адаптации к меняющимся условиям жизни в соответствии с этапами возрастного развития и является теоретической значимостью нашего исследования.

Практическое значение дипломного исследования проявляется в возможности дальнейшей работы в направлении формирования представлений о здоровом образе жизни у подрастающего поколения и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

1. Проблема здорового образа жизни в педагогике
1.1. Понятие о здоровом образе жизни
Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них - окружающая среда, генетическая предрасположенность - трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и разнообразной пищи, в которую нужно включать побольше фруктов и овощей. Ведь, чем разнообразнее питание, тем больше вероятность, что в него войдут все необходимые питательные вещества. Другие не ведут активный образ жизни, что вызывает преждевременное старение и риск сердечных заболеваний. Третьи не стараются удерживать вес в рекомендуемых пределах. Четвёртые не могут справиться с повседневными стрессами. А многие укорачивают свою жизнь, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю. Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949 году, которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия, — скорее лозунг, чем операциональное «работающее» понятие. Бесспорно, что здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования.
В отечественной педагогической науке проблема формирования здорового образа жизни ребенка исследуется с точки зрения потребностно-информационного подхода как формирование у учащихся научного понимания здорового образа жизни, мотивационно-смыслового отношения к своему организму, психическому и половому статусу (Г.К. Зайцев)
Проект создания условий для здоровья в школе требует анализа ситуации в целом и вычленения тех факторов, при воздействии на которые можно получить устойчивый положительный результат. В данном случае можно обсуждать факторы здоровья, которые поддаются коррекции и на которые воздействовать сложно или вообще невозможно (озоновые дыры, например). Их условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся индивидуальные особенности ребенка — физические (темп развития, самочувствие, адаптивные возможности) и психические (уровень развития, самооценка, мотивации, познавательные возможности). К внешним — физические и социальные факторы среды (микро- и макросреда, эстетика окружения, традиции и др.).
В современных отечественных исследованиях преобладают либо определения здоровья как отсутствия объективной болезни, либо ориентирующиеся на определение ВОЗ, в центре которого находится понятие субъективного благополучия. Подход к здоровью как состоянию, не сводящемуся к отсутствию болезни, получил название позитивной концепции здоровья.
Таким образом, в наиболее обобщенном виде под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, полным физическим (телесным) и психическим (духовным), моральным и социальным благополучием, уровнем физического развития, соответствующим возрасту, совершенным механизмом саморегуляции и высокой степенью адаптации к производственным, социальным, экологическим условиям.

Соответственно, такой разносторонний подход к определению здоровья предполагает выделение различных его составляющих.1.2. Компоненты здорового образа жизни

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья (В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко, 1998; С.В. Попов, 1998):


В числе признаков психически здорового человека называют свободу, независимость, активность личности в различных социальных ситуациях, критичность. M. Jahoda (1958 г.) предлагает 6 критериев позитивного психического здоровья, из которых 3 отражают Я-концепцию, а остальные 3 – отношение к реальности. Это: установка по отношению к собственному Я; рост, развитие и самоактуализация; личностная интеграция; автономия; восприятие реальности; мастерство и компетентность в отношении окружения. Наряду с психическим здоровьем выделяют и здоровье моральное, которое определяется как иммунитет к различным видам социального зла, нравственная чистота поступков и помыслов и т.п.
  • Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.
  • Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности (мужского или женского пола), взаимодействующей с окружающими людьми. Социальное здоровье - это деятельное отношение к миру, мера трудоспособности и социальной активности. Оно предполагает наличие благоприятных условий жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, воспитания и т.д.
  • Личностный аспект здоровья – это понимание того, как развивается наше “Я” (“Я” - это та часть личности человека, которой необходимо развитие, чувство самореализации), чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения. Для одних способом самореализации служит карьера, другие самореализуются в семье, третьи - в работе на благо ближнего.
    В целом важен каждый из аспектов здоровья. Все они связаны между собой. Каждый в отдельности влияет на все остальные.

    В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

    для соматического здоровья – «я могу»;

    для психического здоровья – «я хочу»;

    для нравственного здоровья – «я должен» (Д. Н. Давиденко).
    Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты
    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    Плодотворный труд- важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

    Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и, тем самым, способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

    Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
    Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили российские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению, нарушению питания тканей кислородом.

    Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголь действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается комплекс болезненного пристрастия к нему:

    · потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

    · нарушение деятельности центральной и периферической нервной систем, нарушение функций внутренних органов.
    Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

    Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Загрязнение поверхности суши, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.

    Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья, профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физкультура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
    Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

    Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

    Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.
      1   2   3   4   5   6

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей