Тымчук Александра Михайловна
Учитель-логопед ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Состояние здоровья ребенка с ОВЗ, сложившиеся в обществе стереотипы поведения и отношения к этой категории детей - все эти факторы оказывают негативное влияние на возможность обучения ребенка в массовой школе. На сегодняшний день очень важно в сознании общественности формировать понятие толерантности как основополагающей силы социального устройства.
Термин «толерантность» в психологии – это свойство личности проявлять терпимость по отношению к окружающим явлениям и людям, не теряя своей индивидуальности [2].
В психолого-педагогических исследованиях Л.С Выготского, А.А Люблинской, В.А Запорожца, А.Н Леонтьева, С.Л Рубинштейна подчеркивается мысль, что младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, других социальных групп, формирования толерантности [1].
Поэтому вопрос о формировании толерантности к детям с ОВЗ, как об одной из категорий нравственности, стоит остро и должен решаться до того момента, как ребенок с ОВЗ поступит в общеобразовательное учреждение.
Ученые выделяют несколько критериев толерантности: когнитивный, эмоциональный и практически-действенный [2]. Для эффективности и целесообразности исследования были проведены ряд методик на первичное выявление уровня толерантных отношений к детям с ОВЗ на основе критериев толерантности. Исследовались три уровня сформированности толерантных отношений к детям с ОВЗ: когнитивный, эмоциональный, а также поведенческий.
Когнитивный компонент характеризовал уровень информированности младших школьников об особенностях детей с ОВЗ, об их возможностях, о возможностях взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности, об организации обучения детей с ОВЗ, а также о возможности совместного обучения.
Эмоциональный компонент отражал наличие интереса к знаниям о детях с ОВЗ, особенностях их деятельности, общения. Так же оценивалось стремление эмпанировать детям с ОВЗ, возможность и желание помогать им, сопереживать, поддерживать. Изучалось отношение к детям с ОВЗ учителей с позиций школьников с условной нормой развития.
Деятельностный компонент отражал уровень реального проявления толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, умения сопереживать им, выражение проявления уважения и терпимости к детям-инвалидам, умение сознательно регулировать свое поведение в процессе реального взаимодействия с детьми с ОВЗ.
В нашем исследовании мы посмотрим сформированность толерантных отношений младших школьников к детям с ОВЗ. В качестве показателя уровня сформированности предложена балльная система оценки. Для каждого показателя были выделены уровни: высокий, средний и низкий, и критерии их определения.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что когнитивный компонент сформирован у учащихся на среднем уровне. Дети с условной нормой развития сталкивались в повседневной жизни с детьми с ОВЗ. Однако большинство детей с условной нормой развития (73%) считают, что дети с ОВЗ не могут заниматься спортом, музыкой и другими видами искусства, не видят возможностей совместной деятельности с ними. Однако небольшая часть детей (11%) знают о том, что с детьми с ОВЗ можно заниматься совместной деятельностью и вместе обучаться и склонна полагать, что школа располагает возможностями и ресурсами для внедрения инклюзивного образования. Небольшая группа учащихся с условной нормой развития (16%) имеют низкий уровень представлений о детях с ОВЗ и о способах взаимодействия с ними.
В ходе выявления сформированности эмоционального компонента было выявлено, что большинство учащихся с условной нормой развития (80,7%) испытывают жалость к детям с ОВЗ, 19% из них – безразличие. Желание помогать детям с ОВЗ проявляют 88% детей, 77% из них радуются, когда помогают. 85% учащихся считают, что не могут незаслуженно обидеть ребенка с ОВЗ, однако общаться с детьми с ОВЗ хотят лишь 54% детей. Большое количество детей радуются, когда детям с ОВЗ активно помогает учитель (73%). Небольшая часть учащихся с условной нормой развития (46%) считают детей с ОВЗ общительными. Подавляющее количество учащихся (85%) считают детей с особыми образовательными потребностями неагрессивными. Отношение учителя к детям с ОВЗ с точки зрения детей с условной нормой развития, в целом, хорошее, так считают 88% детей. Таким образом, в ходе исследования эмоционального отношения к детям с ОВЗ учащихся с условной нормой развития был выявлен средний уровень – дети, в большинстве случаев (75%) испытывают жалось, не хотят общаться с детьми с ОВЗ, у некоторых из них проявляется нейтральное отношение к детям с ОВЗ, а иногда даже и безразличное.
В ходе исследования поведенческого компонента по отношению к детям младшего школьного возраста с ОВЗ был также выявлен средний уровень. На деле дети с условной нормой развития, в основном (58%), проявляют нейтральное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, стараются обходить их стороной и не ввязываться в разговоры с ними. Однако у 15% учащихся есть истинное желание общаться, учиться вместе с детьми с ОВЗ. Но все же у 27% детей часто проявляется явно безразличное отношение к детям с ОВЗ, некоторые из них прямо указывают на то, что считаю детей с ОВЗ такими же членами общества как и детей с условной нормой развития и не считают нужным им помогать или оказывать определенную психологическую поддержку.
Данные исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности компонентов толерантности младших школьников
№п/п Компоненты толерантности Уровни сформированности компонентов толерантности у младших школьников высокий средний низкий 1 Когнитивный 11% 73% 16% 2 Эмоциональный 14% 75% 11% 3 Деятельностный 15% 58% 27%
Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования сформированности толерантных отношений к детям с особыми образовательными потребностями, дают понять, что необходимо формировать и закреплять устойчивые отношения к детям с ОВЗ, устраняя при этом негативное отношение к ним.
Работа по формированию толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с ОВЗ в инклюзивном образовании должна строиться на основе формирования трех составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Мы предполагаем, что качественное формирование толерантных отношений к детям с ОВЗ будет строиться на основе всестороннего развития компонентов толерантности и систематичности их развития. Когнитивный компонент предполагает знания о детях с ОВЗ, его необходимо формировать на всем протяжении коррекционной работы. Формирование эмоционального компонента возможно при условии использования в данной программе средств художественной литературы, живописи и других культурных ценностей. Поведенческий компонент необходимо формировать с помощью реального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Воспитание толерантности можно успешно формировать в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности.
Нами была разработана программа по формированию толерантного отношения к детям с особыми возможностями здоровья.
Задачи обучающего этапа: Развитие знаний и представлений о детях с особыми возможностями здоровья; Развитие чувства уважать собственное достоинство и достоинство других людей; Осознание многообразия проявлений личности каждого учащегося в групповом взаимодействии; Обучение конструктивным способам общения и умению выхода из конфликтных ситуаций, умению выражать свои эмоции по поводу межличностных отношений; Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию. Подчеркнем необходимость работы не только с детьми младшего школьного возраста, но и с их родителями, а также с учителями в начальной школе.
Методы:
1. Методы прямого воздействия, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):
- метод беседы (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);
- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом-психологом с последующим обсуждением;
- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.
Для формирования толерантности необходима работа, которая будет проводиться поэтапно, в соответствии с учебным планом (планированием классных часов в школе и кружковой работы).
В качестве обучающего материала используются картинки по тематике занятия, копии репродукций картин известных художников, музыкальные композиции по теме занятий, работы самих детей.
Работа проводится поэтапно в течение учебного года. Первый этап - подготовительный, в нем основной упор ведется на когнитивный компонент - знания о детях с ОВЗ, на формирование представления об уважении, понимании, принятии окружающих. Второй этап – основной, ведется активная работа по формированию положительных эмоций по отношению ко всем детям, а особенно к детям с ОВЗ, на умение общаться с ними, избегать конфликтов в процессе совместной деятельности. Третий этап – заключительный, основной целью которого является закрепление полученных знаний о детях с ОВЗ и о грамотной организации совместной деятельности с ними, о принятии их и взаимопомощи.
Мы предложили программу формирования толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с ОВЗ у сверстников, которая основана на систематическом и непрерывном формировании трех компонентов толерантности: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Данная работа должна проводиться как с детьми, так и с их родителями и педагогами. Работа с детьми младшего школьного возраста основывается на их ведущей деятельности, а также на активном взаимодействии с детьми с ОВЗ. Деятельность родителей в данной программе имеет особый, ознакомительный и сопроводительный характер работы с детьми. Предполагается, что такая работа должна проводиться в течение учебного года, в соответствии с планированием классных часов и кружковой работы в классе и школе. От формирования толерантности у детей младшего школьного возраста зависит развитие здравомыслящего общества и развитие страны в целом. Ссылки на источники Инклюзивное образование в России © Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.Дизайн и верстка: Дмитрий Горнов (BBDO), Владимир Павликов (BBDO) Отпечатано в типографии ООО «БЭСТ-принт» 107023, Москва, ул. Электрозаводская, д. 21 ISBN 978-5-903263-32-5 Тираж: 1000 экз. Толерантность и культура межнационального общения: Учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). – Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. – 307 с.
|