Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

2_Тымчук_статья. Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании


Скачать 23.89 Kb.
НазваниеФормирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
Дата09.01.2020
Размер23.89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2_Тымчук_статья.docx
ТипДокументы
#66153
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Тымчук Александра Михайловна

Учитель-логопед ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Состояние здоровья ребенка с ОВЗ, сложившиеся в обществе стереотипы поведения и отношения к этой категории детей - все эти факторы оказывают негативное влияние на возможность обучения ребенка в массовой школе. На сегодняшний день очень важно в сознании общественности формировать понятие толерантности как основополагающей силы социального устройства.

Термин «толерантность» в психологии – это свойство личности проявлять терпимость по отношению к окружающим явлениям и людям, не теряя своей индивидуальности [2].

В психолого-педагогических исследованиях Л.С Выготского, А.А Люблинской, В.А Запорожца, А.Н Леонтьева, С.Л Рубинштейна подчеркивается мысль, что младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, других социальных групп, формирования толерантности [1].

Поэтому вопрос о формировании толерантности к детям с ОВЗ, как об одной из категорий нравственности, стоит остро и должен решаться до того момента, как ребенок с ОВЗ поступит в общеобразовательное учреждение.

Ученые выделяют несколько критериев толерантности: когнитивный, эмоциональный и практически-действенный [2]. Для эффективности и целесообразности исследования были проведены ряд методик на первичное выявление уровня толерантных отношений к детям с ОВЗ на основе критериев толерантности. Исследовались три уровня сформированности толерантных отношений к детям с ОВЗ: когнитивный, эмоциональный, а также поведенческий.

Когнитивный компонент характеризовал уровень информированности младших школьников об особенностях детей с ОВЗ, об их возможностях, о возможностях взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности, об организации обучения детей с ОВЗ, а также о возможности совместного обучения.

Эмоциональный компонент отражал наличие интереса к знаниям о детях с ОВЗ, особенностях их деятельности, общения. Так же оценивалось стремление эмпанировать детям с ОВЗ, возможность и желание помогать им, сопереживать, поддерживать. Изучалось отношение к детям с ОВЗ учителей с позиций школьников с условной нормой развития.

Деятельностный компонент отражал уровень реального проявления толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, умения сопереживать им, выражение проявления уважения и терпимости к детям-инвалидам, умение сознательно регулировать свое поведение в процессе реального взаимодействия с детьми с ОВЗ.

В нашем исследовании мы посмотрим сформированность толерантных отношений младших школьников к детям с ОВЗ. В качестве показателя уровня сформированности предложена балльная система оценки. Для каждого показателя были выделены уровни: высокий, средний и низкий, и критерии их определения.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что когнитивный компонент сформирован у учащихся на среднем уровне. Дети с условной нормой развития сталкивались в повседневной жизни с детьми с ОВЗ. Однако большинство детей с условной нормой развития (73%) считают, что дети с ОВЗ не могут заниматься спортом, музыкой и другими видами искусства, не видят возможностей совместной деятельности с ними. Однако небольшая часть детей (11%) знают о том, что с детьми с ОВЗ можно заниматься совместной деятельностью и вместе обучаться и склонна полагать, что школа располагает возможностями и ресурсами для внедрения инклюзивного образования. Небольшая группа учащихся с условной нормой развития (16%) имеют низкий уровень представлений о детях с ОВЗ и о способах взаимодействия с ними.

В ходе выявления сформированности эмоционального компонента было выявлено, что большинство учащихся с условной нормой развития (80,7%) испытывают жалость к детям с ОВЗ, 19% из них – безразличие. Желание помогать детям с ОВЗ проявляют 88% детей, 77% из них радуются, когда помогают. 85% учащихся считают, что не могут незаслуженно обидеть ребенка с ОВЗ, однако общаться с детьми с ОВЗ хотят лишь 54% детей. Большое количество детей радуются, когда детям с ОВЗ активно помогает учитель (73%). Небольшая часть учащихся с условной нормой развития (46%) считают детей с ОВЗ общительными. Подавляющее количество учащихся (85%) считают детей с особыми образовательными потребностями неагрессивными. Отношение учителя к детям с ОВЗ с точки зрения детей с условной нормой развития, в целом, хорошее, так считают 88% детей. Таким образом, в ходе исследования эмоционального отношения к детям с ОВЗ учащихся с условной нормой развития был выявлен средний уровень – дети, в большинстве случаев (75%) испытывают жалось, не хотят общаться с детьми с ОВЗ, у некоторых из них проявляется нейтральное отношение к детям с ОВЗ, а иногда даже и безразличное.

В ходе исследования поведенческого компонента по отношению к детям младшего школьного возраста с ОВЗ был также выявлен средний уровень. На деле дети с условной нормой развития, в основном (58%), проявляют нейтральное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, стараются обходить их стороной и не ввязываться в разговоры с ними. Однако у 15% учащихся есть истинное желание общаться, учиться вместе с детьми с ОВЗ. Но все же у 27% детей часто проявляется явно безразличное отношение к детям с ОВЗ, некоторые из них прямо указывают на то, что считаю детей с ОВЗ такими же членами общества как и детей с условной нормой развития и не считают нужным им помогать или оказывать определенную психологическую поддержку.

Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности компонентов толерантности младших школьников

№п/п
Компоненты толерантности
Уровни сформированности компонентов толерантности у младших школьников
высокий
средний
низкий
1
Когнитивный
11%
73%
16%
2
Эмоциональный
14%
75%
11%
3
Деятельностный
15%
58%
27%


Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования сформированности толерантных отношений к детям с особыми образовательными потребностями, дают понять, что необходимо формировать и закреплять устойчивые отношения к детям с ОВЗ, устраняя при этом негативное отношение к ним.

Работа по формированию толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с ОВЗ в инклюзивном образовании должна строиться на основе формирования трех составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Мы предполагаем, что качественное формирование толерантных отношений к детям с ОВЗ будет строиться на основе всестороннего развития компонентов толерантности и систематичности их развития. Когнитивный компонент предполагает знания о детях с ОВЗ, его необходимо формировать на всем протяжении коррекционной работы. Формирование эмоционального компонента возможно при условии использования в данной программе средств художественной литературы, живописи и других культурных ценностей. Поведенческий компонент необходимо формировать с помощью реального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Воспитание толерантности можно успешно формировать в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности.

Нами была разработана программа по формированию толерантного отношения к детям с особыми возможностями здоровья.

Задачи обучающего этапа:
Развитие знаний и представлений о детях с особыми возможностями здоровья;
  • Развитие чувства уважать собственное достоинство и достоинство других людей;
  • Осознание многообразия проявлений личности каждого учащегося в групповом взаимодействии;
  • Обучение конструктивным способам общения и умению выхода из конфликтных ситуаций, умению выражать свои эмоции по поводу межличностных отношений;
  • Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию.
    Подчеркнем необходимость работы не только с детьми младшего школьного возраста, но и с их родителями, а также с учителями в начальной школе.

    Методы:

    1. Методы прямого воздействия, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

    - метод беседы (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

    - художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

    - наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

    2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

    - метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;

    - целенаправленное наблюдение, организованное педагогом-психологом с последующим обсуждением;

    - личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.

    3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

    Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.

    Для формирования толерантности необходима работа, которая будет проводиться поэтапно, в соответствии с учебным планом (планированием классных часов в школе и кружковой работы).

    В качестве обучающего материала используются картинки по тематике занятия, копии репродукций картин известных художников, музыкальные композиции по теме занятий, работы самих детей.

    Работа проводится поэтапно в течение учебного года. Первый этап - подготовительный, в нем основной упор ведется на когнитивный компонент - знания о детях с ОВЗ, на формирование представления об уважении, понимании, принятии окружающих. Второй этап – основной, ведется активная работа по формированию положительных эмоций по отношению ко всем детям, а особенно к детям с ОВЗ, на умение общаться с ними, избегать конфликтов в процессе совместной деятельности. Третий этап – заключительный, основной целью которого является закрепление полученных знаний о детях с ОВЗ и о грамотной организации совместной деятельности с ними, о принятии их и взаимопомощи.

    Мы предложили программу формирования толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с ОВЗ у сверстников, которая основана на систематическом и непрерывном формировании трех компонентов толерантности: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Данная работа должна проводиться как с детьми, так и с их родителями и педагогами. Работа с детьми младшего школьного возраста основывается на их ведущей деятельности, а также на активном взаимодействии с детьми с ОВЗ. Деятельность родителей в данной программе имеет особый, ознакомительный и сопроводительный характер работы с детьми. Предполагается, что такая работа должна проводиться в течение учебного года, в соответствии с планированием классных часов и кружковой работы в классе и школе. От формирования толерантности у детей младшего школьного возраста зависит развитие здравомыслящего общества и развитие страны в целом.
    Ссылки на источники
    Инклюзивное образование в России © Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.Дизайн и верстка: Дмитрий Горнов (BBDO), Владимир Павликов (BBDO) Отпечатано в типографии ООО «БЭСТ-принт» 107023, Москва, ул. Электрозаводская, д. 21 ISBN 978-5-903263-32-5 Тираж: 1000 экз.
  • Толерантность и культура межнационального общения: Учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). – Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. – 307 с.
  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей