Дата:_________ Занятие № 11
Тема: «Гели. Структурообразование в растворах биополимеров »
Целевые задачи:
Иметь представление :
- о классификации гелей;
- о свойствах лиогелей;
-о факторах ,влияющих на желатинирование.
Знать:
Определения понятия «гель», « студень».
Сущность тиксотропии и синерезиса.
Процессы диффузии в гелях.
Блок информации ( по указанию преподавателя):
52 Лабораторная работа. Цель работы: изучить получение гелей и студней методами желатинирования и набухания, а также процессы диффузии в студнях.с помощью которых можно получить гели и студни Сущность работы: провести опыты, .с помощью которых можно получить гели и студни.
Опыт 1.Получение геля желатина. Приборы, оборудование: водяная баня, горелка , химический стакан на 250 – 500 мл, стеклянная палочка, штатив с пробирками, мерный цилиндр.
Реактивы: желатин сухой, вода.
Ход работы: 0,3 г желатина, высыпают в пробирку и заливают 6 мл холодной воды. Выдерживают в течение 20 – 30 мин для набухания желатина, после чего содержимое пробирки осторожно нагревают, непрерывно помешивая стеклянной палочкой до полного растворения желатина. Образуется золь желатина, его наливают в другую пробирку, охлаждают и помещают в стакан с холодной водой или кусочками льда. Описать наблюдения:
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Вывод: По мере охлаждения раствора подвижность молекул растворителя и частичек растворённого вещества уменьшается, постепенно возрастает вязкость раствора, затем он полностью теряет подвижность и за счёт структуризации молекул желатина золь переходит в гель.
53
Опыт 2(демонстрационный).Диффузия в студнях. Приборы, оборудование: водяная баня, горелка , химический стакан на 250 – 500 мл, стеклянная палочка,скальпель, стеклянные трубочки, мерный цилиндр
Реактивы: желатин сухой, вода, кристаллы перманганата калия или дихромата калия.
Ход работы: готовят 2% раствор желатина в химическом стакане, выдерживают 30 минут, затем нагревают на водяной бане , помешивая с стеклянной палочкой до полного растворения. Полученный золь наливают в колбочку, охлаждая водой или льдом до получения студня. Скальпелем делают надрез до середины колбы, в разрез вставляют стеклянную трубку и через неё вводят в студень кристаллик окрашенного вещества. Через 2 часа наблюдают хорошо выраженную диффузию ( распространение окраски от кристаллика окрашенного вещества во всем объеме студня.
Описать наблюдения: Через 2 часа наблюдается хорошо выраженная диффузия ( распространение окраски от кристаллика окрашенного вещества во всем объеме студня). Вывод: на скорость диффузии в гелях и студнях влияет степень дисперсности и природа диффундирующего вещества, а также структура и концентрация лиогеля. Чем больше размер частиц диффундирующего вещества, тем скорость диффузии меньше; с увеличением концентрации и разветвленности биополимера скорость ди фузии уменьшается, т.к. идет уплотнение полимерной сетки.
54.
Домашнее задание.
Опишите явления тиксотропии в биологических системах:
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Опишите явление, протекающее при старении гелей, как оно называется
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Назовите факторы, влияющие на скорость синерезиса:
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Опишите особенности диффузии в лиогелях
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Что называют пептизацией геля?
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Опишите свойства студней
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
55. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |