Выполнила: Григорьева Екатерина Николаевна Схема «Этапы речевого развития в онтогенезе».
№ Этапы Возраст Форма речи 1 Подготовительный
(до 1 года) 1– 2 мес. Крик (вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1,5-3 мес. Период «гуления» (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними). Например, а-а-бмбм, блъ, у-гу, буи т.д 4-5 мес. Лепет (ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов). Например, гн-агн, ля-аля 8 мес.-1 год Лепетные слова (ребенок использует в речи «нянькин язык», слова состоят из 2-3 открытых слогов, много звукоподражания). Например, баба, дя-дя,де-да, би-би, гав-гав 2 Преддошкольный этап
(до 3 лет) 1 г.-1,5 г. Первые слова ребенка носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначить и предмет, и просьбу, и чувства. 1,5 –2 г. С полутора лет слова обобщенный характер. Попытки связать два глаголов («иди, иди», «дай, дай»), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.
Появляются формы множественного значения. От 1г. 6 мес. до 2 лет первый период вопросов «Что это?».
2-3 г. На протяжении второго и третьего года жизни у ребенка происходит накопление словаря: 1г 6 м – 10-15 слов, 2-3 года – около 1000 слов.
В 3 Дошкольный этап от 3 до 7 лет 3 г. Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года соединительные союзы и местоимения. 4 – 5 лет На четвертом году жизни у детей идет непрерывно процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Словарный запас увеличивается, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает их и может пересказать.
Дети четвертого года жизни пользуются простыми и сложными предложениями. На пятом году, дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Могут без дополнительных вопросов составить пересказ сказки. 6-7 лет Таким образом, к концу дошкольного периода ребенок овладевает развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
|