Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гунтхард Вебер кризисы любви


НазваниеГунтхард Вебер кризисы любви
Анкорthe crisis of love.doc
Дата02.10.2017
Размер1.55 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаthe_crisis_of_love.doc
ТипДокументы
#23823
страница1 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Гунтхард Вебер

КРИЗИСЫ ЛЮБВИ

СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА



Издательство Института Психотерапии

Москва

2002
Перевод с немецкого: Ирина Белякова Научный редактор: Михаил Бурняшев, км.н.

Вебер Г.

Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с.

Все права защищены. Любая перепечатка издания является

нарушением авторских прав и преследуется по закону.

Опубликовано по соглашению с автором.

Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами во взаимоотношениях.

В книге рассказывается об условиях, при которых отношения меж­ду мужчиной и женщиной, между детьми и родителями не складыва­лись или же, наоборот, складывались и становились более глубокими. Здесь говорится о порядках любви, о кризисах, которые проявляются как следствие нарушений этих порядков, о том, как их преодолеть и найти правильное решение. При этом речь идет о самых основных составляю­щих человеческого бытия и совместной жизни в семье, таких, как право на принадлежность или обособленность, принятие родителей, равнопра­вие в партнерских отношениях и согласие с собственной судьбой.

Проницательность и методы работы Берта Хеллингера непосред­ственно затрагивают и высвобождают скрытые силы, интенсивность которых редко можно испытать на психотерапии. Особое значение име­ют его идеи и опыт работы с конфликтами, которые охватывают не одно поколение. Это открывает новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями. Очень эффективны его решения, найти которые помогает метод расстановки семьи, они трогают до глу­бины души, а иногда просто ошеломляют.

В этой книге Гунтхард Вебер, который сам является системным пси­хотерапевтом, обобщил теорию и практику психотерапевтической рабо­ты Берта Хеллингера, используя множество примеров и расшифровок терапевтических сессий. Эта интересная книга способна дать читателю многое как для профессиональной, так и личной жизни.

ISBN 5-89939-032-8

© G. Weber, 1992

© Изд-во Института Психотерапии, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора....................................................'.................................7

Предисловие........!»...........................................................................8

Благодарности.................................................................................. 12

Ко второму изданию.......................................................................*. 12

I. Условия, необходимые для хороших отношений..:.... 13

1. Привязанность............................................................................. 13

2. Сбалансированность «давать» и «брать».....................^.............14

а) Счастье зависит от размеров оборота «давать» и «брать»........15

б) Когда нет равновесия между «давать» и «брать».....................15

в) Когда равновесие невозможно................................................16

г) Компенсация в негативном.....................................................19

д) Прощать по-хорошему и по-плохому.....................................20

е) Превентивные страдания........................................................23

ж) Отказ от счастья как попытка компенсации.........................23

з) Согласие с судьбой..................................................................27

и) Ребенок как Отступное............................................................29

3. Порядок.......................................................................................30

II. Совесть как орган, отвечающий за равновесие

в отношениях..............................................................................31

1. Совесть следит за наличием условий для хороших отношений.. 32

а) Совесть и привязанность........................................................32

б) Совесть и баланс..................................................................... 34

в) Совесть и порядок................................................................,. 35

2. Согласованность потребностей в привязанности, сбалансированности и порядке..................................................36

3. У каждой системы своя совесть...........'.......................................37

4. Совесть как обосабливающий фактор.

Преодоление обособления.........................................................!. 38

5. Границы свободы.........................................................................40

III. Отношения между родителями и детьми...................43

1. Родители дают детям жизнь........................................................43

2. Чтить дары и дающих.................................................................44

3. Иерархический порядок в семье................................'.................44

4. Нарушения порядка между родителями и детьми......................45

а) Инверсия порядка «давать» и «брать»....................................45

б) Отвержение одного из родителей...........................................46

в) Когда ребенок становится доверенным лицом.......................49

5. Принятие отца и матери.............................................................51

6. Обращение с родительскими заслугами и потерями..................54

7. О некоторых этапах совместного пути.......................................55

а) (Не) стать такими, как родители............................................55

б) Ты вправе стать таким, как твой отец/твоя мать....................56

в) Правила хорошего воспитания...............................................57

г) Отрыв от родителей и самостоятельная жизнь........................58

д) Поиск самореализации и просветления...................................58

е) Забота о пожилых родителях..................................................69

8. Специальные темы и области в сфере отношений

между родителями и детьми......................,................................. 60

а) Замалчивание происхождения детей.................................J.... 60

б) Внебрачный ребенок, не знавший своих братьев...................60"

в) С кем останутся дети после развода?.......................................61

г) Почетное или опасное усыновление (удочерение)....................62

д) Помощь детям, пережившим сексуальное насилие...................77

9. Родители и дети связаны судьбой...............................................86

IV. Об удачных и неудачных отношениях в паре..............88

1. Как мы становимся мужчиной и женщиной..............................88

а) Анима и Анимус......................................................................92

б) Что касается небольшого различия........................................93

2. Фундамент партнерства мужчины и женщины............................94

а) Отказ от другого пола в себе...................................................95

б) Равенство как предпосылка( длительных партнерских отношений..............................................................................95

в) Женщина следует за мужчиной, а мужчина должен

служить женскому........................................,...........................97

г) Соотношение любви и порядка...............................................97

д) В каких случаях партнерство построено на песке?..................98

е) Влюбленность слепа, любовь начеку......................................99

ж) Когда сталкиваются две семейные традиции........,...............100

3. Привязанность к партнеру..............,...........................................101

а) Значение исполнения любви со всем ее плотским

и инстинктивным..................................................................101

б) Желать и позволять..................................................................106

в) Потеря мужественности и женственности в длительном партнерстве........................................................................... 107

г) Обновление мужского й женского..........................................109

д) С ростом числа партнерских связей привязанность уменьшается, а счастье не убывает........................................110

е) Отношения в треугольнике.....................................................113

ж) Ревность................................../..............................................114

з) Границы свободы.....................................................................115

4. Ориентированность партнерских отношений, на детей.............. 115

а) Любовь к ребенку через любовь к партнеру...........................116

б) Отказ от детей.......................................................................<. 117

в) Искусственное оплодотворение..............................................118

г) Значение абортов и их последствия........................................119

5. Расставания................................................................................ 126

а) Когда двое не могут расстаться................................................126

б) Скоропалительное расставание и его последствия................127

V. Системные конфликты и пути их решения.............129

1. Родня.......................................................................................... 129

2. Условия для процветания рода...................................................129

а) Право на принадлежность......................................................130

б) Закон целого числа.................................................................130

в) Закон приоритета более раннего............................................131

г) Признание того, что ничто не вечно.........................................132

3. Иерархия семейных систем.........................................................133

4. Родовая совесть ..........................................................................133

5. Попытки восстановить в правах исключенного из системы члена семьи.................................................................................135

а) Воскрешение чужой судьбы....................................................135

б) Двойное смещение..................................................................137

6. Высвобождени&из системных переплетений..............................140

а) Найти того, кого нет...............................................................140

б) По каким признакам можно распознать системное переплетение?........................................................................143

в) Замена плохой компенсации хорошей...................................145

г) Отданный Богу во искупление................................................149

VI. О практике системной психотерапии......................162

1. Терапевтическая позиция......................................................... 162

а) Восприятие, ориентированное на ресурсы.............................162

б) Сдержанность.........................................................................164

в) Сила в минимуме....................................................................168

г) Смотреть на решение..............................................................170

2. Возможности терапевтической ориентации...............................176

а) Интерпретация — это только краешек покрова.....................176

б) Любопытство разрушает воздействие.....................................179

в) Верный момент...........................................................Р...........180

г) Прочь от драмы!......................................................................181

д) Каждый человек1 хороший.......................................................181

е) Ответственность выпадает на долю человека.........................183

ж) Легкое и трудное..............'......................................................184

з) Дух веет...................................................................................186

и) Варианты счастья...................................................................187

к) Иллюзорные связи..................................................................188

л) Значимость терапевтических высказываний..........................189

3. Специфические способы действий............................................, 190

а)Круги...................................................................................../190

б) Терапевтическая работа при прерванном движении любви к... 198

в) Расстановка семейных систем................................................214

г) Выводы: важные моменты при семейных расстановках.........231

4. Специальные области терапии...................................................233

а) Терапевтическая работа с чувствами......................................233

б) Терапевтическая работа со снами...........................................247

в) Терапевтическая работа с сопротивлениями..........................254

г) Если не помогает понимание, поможет страдание:

терапевтическая работа с симптомами..................................263

д) Страдать легче, чем действовать........................Г....................285

VII. Движение к целому.........................................................289

Вера в Творение и вера в Откровение........................................290

Профессиональный путь Берта Хеллингера...............................292

Приложение

Фразы, несущие освобождение..................................................295

ОТ РЕДАКТОРА

Системная психотерапия все больше входит в нашу жизнь. На эту тему пока написано не так много книг, еще меньше их издано на рус­ском языке. Перед вами первая книга по системной терапии Б. Хел-лингера, изданная на русском языке, хотя видеокассеты с записями его семинаров пользуются популярностью вотечественных профессиональ­ных кругах уже давно.

Мы знаем законы, по которым строится окружающий нас мир. Ник­то не будет, например, оспаривать действие закона всемирного тяготе­ния. Но законы, действующие внутри человеческих взаимоотношений, знают немногие. В этой книге рассказывается именно о них.

Каждый из нас, хочет он того или нет, вплетен в человеческие систе­мы — семью, в которой он живет, родительскую семью, расширенную семью или род, различные организации и т.д. Мы вступаем во множе­ство взаимоотношений, и со временем, если мы нарушаем их законы, наши отношения становятся системными переплетениями. То, что по­могало раньше, теперь сковывает нас, не дает расти, приводит к кризи­сам в отношениях, кризисам любви.

Можно ли освободиться от системных переплетений? Да, можно. Методы, описанные в книге, помогают это сделать. Когда несколько лет назад я впервые использовал метод расстановки в своей работе, то был удивлен, как быстро и благотворно он действует. Во время расста­новки выстраивается образ системы, в которую мы входим. Он отража­ет наши отношения с другими людьми. Через ряд промежуточных ша­гов образ трансформируется, и обычно при этом клиенты переживают интенсивные чувства, происходят инсайты. Кажется, что идешь по тем­ной комнате на ощупь, но вдруг включается свет, и все становится ясно. В завершении создается образ-решение, который используется клиен­том как ресурс для желаемых изменений. Он благотворно действует на человека очень долгое время. За один сеанс можно проделать работу, на которую в обычной психотерапии уходит много сеансов. Пятьсот часов психоанализа сжимаются в один час.

Я надеюсь, что эта книга поможет вам лучше понимать те процес­сы, которые происходят внутри человеческих взаимоотношений, из­бежать кризисов любви и с достоинством выходить из них.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт.

Моим родителям с любовью и благодарностью ПРЕДИСЛОВИЕ

В стихотворении «Легенда о возникновении книги «Дао-де-цзин» на пути Лао-цзы в эмиграцию» — только потом я узнал, что эта книга имела большое значение для Берта Хеллингера, — Берт Брехт описы- вает, как таможенный чиновник вынуждает Лао-цзы изложить свое учение, прежде чем тот удалится в уединение в горы:

Но на четвертый день среди обломков скал

Налогов сборщик преградил ему дорогу:

«Есть драгоценности? Плати!» «Нет», — тот сказал.

И мальчик, что волов вел, говорил:

«Учителем он был»,

И этим все он объяснил.

Чиновник вдруг в порыве странном '

Спросил еще: «Сумел он что извлечь?»

Ответил мальчик: «Что вода в своем движенье непрестанном

Со временем кремень одолевает

И продолжает течь.

Ты понимаешь, твердость уступает».

Много лет я сожалел о том, что о работе Берта Хеллингера прак­тически нигде нельзя было прочитать, и я знал, что я в этом не оди­нок. Я мог понять, почему он не торопится изложить свои идеи на бумаге. Ведь другие могли бы схватиться за них как за откровение или наслаждаться своим превратным пониманием их. «Дух веет», — говорит он. То, что застыло в написанном виде, слишком легко теря­ет отношение к живому, овеществляется, упрощается, без достаточ- ной рефлексии обобщается и таким образом превращается в шабло- ны и пустые фразы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей