Главная страница
qrcode

Heinz Ко hutThe Analysis o f the Self


НазваниеHeinz Ко hutThe Analysis o f the Self
АнкорKhaynts Kokhut Analiz samosti Sovremennaya psikhoterapia - 2003.pdf
Дата20.11.2016
Размер8.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKhaynts_Kokhut_Analiz_samosti_Sovremennaya_psikhoterapia_-_2003.
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#2403
страница1 из 32
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

с
°Ш?о
(Sc5t>rei[Bx^a(S[>n rxicaigD
**;??** и ш Ж ^ Ш р ^ НИ АНАЛИЗ САМОСТИ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЛЕЧЕНИЮ НАРЦИССИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Heinz Ко hut
The Analysis
o f the Self
A SYSTEMATIC APPROACH TO THE
PSYCHOANALYTIC TREATMENT OF NARCISSISTIC
PERSONALITY DISORDERS
LONDON
THE H O G A R T H P R E S S
AND THE INSTITUTE OF PSYCHO-ANALYSIS

Хайнц Кохут
Анализ самости
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЛЕЧЕНИЮ НАРЦИССИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
Перевод с английского
Москва
«Когито-Центр»
2003

УДК 159.9
ББК 88 К Перевод с английского и научная редакция А. М. Боковикова

Все права защищены. Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается
К 75 Хайнц Кохут. Анализ самости Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности / Перс англ. - М, "Когито-Центр", 2003.-368 с. (Современная психотерапия)

УДК 159.9
ББК В данной книге Кохут — известный австро-американский аналитик — предпринимает попытку совместить две цели — дать глубинное описание группы специфических нормальных и аномальных феноменов в сфере нарциссизма и понять специфическую фазу развития, которая генетически с ним связана. Данная монография завершает исследование ли бидинозны х аспектов нарциссизма, начатое автором в ранних работах.
Книга адресована в первую очередь психотерапевтами всем кто интересуется проблемами психологии личности.
©«Когито-Центр», перевод на русский язык, оформление, 2003
ISBN 0-7923-7121-6 (англ 5-89353-093-4 (рус

Содержание
М . В . Р
омаш кеы тч
. Предисловие biibкbiibру сско м у
и зданию а года р нос т и. Предисловие. Глава 1. П
редварительные
рассуж дения
................................................ 17
ЧАСТЫ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ ВСЕМОГУЩЕГО ОБЪЕКТА
Г
лава
2. Идеализирующий перенос Глава 3 . К
линическая
иллюстрация
идеализирую щ его
п ере носа Глава 4 . Клинические щ его
п ере носа Отличия идеализирующего переноса bbо т зрелых форм идеализации Разновидности идеализирующего переноса Процесс переработки и другие клинические bbп роб л ем ы идеализирующего переноса ЧАСТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ ГРАНДИОЗНОЙ САМОСТИ
Г
лава
5 . Типы
зеркального
переноса
:
классификация
в соответствии с
представлениями
о
р аз в и т и и 2 Слияние посредством расширен и яг ран д и о зной самости Перенос пот и п у второго «я»,
и ли близнецовый перенос Зеркальный перенос вуз ком значении термина Клинические примеры Глава 6 . Типы
зеркального
переноса
:
классификация
В СООТВЕТСТВИИ с
генетико
-
ди нам ическим и
п ред став лени ям и 5 Первичный зеркальный перенос Реактивная мобилизация грандиозной самости Вторичный зеркальный перенос Анализ самости

Г
лава
7 . Т
ерапевтический
процесс
ПРИ ЗЕРКАЛЬНОМ ПЕРЕНОСЕ. 1 6 Отыгрывание при нарциссических переносах Проблема активности терапевта Цели процесса переработки вот ношении bbа к т ив и ров ан ной грандиозной самости Функции аналитика при анализе bbз ер кал ь ног оперено с а ............................................................... 1 9 Значение зеркального переноса bbкак инструмента процесса переработки Общие замечания оме хан из мах, вызывающих bbт ера пе в т и чески й прогресс в психоанализе ЧАСТЬ КЛИНИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАРЦИССИЧЕСКОМ ПЕРЕНОСЕ
Г
лава
8 . Общие ис си чески х
п ере носов Теоретические рассуждения Клинические рассуждения Глава 9 . К
линическая
иллюстрация
нарциссических
п ере носов Глава 10. Н
екоторые
реакции
аналитика
на
идеализирующий
п ере нос Глава 11. Н
екоторые
реакции
аналитика
на
зеркальный
п ере нос Глава 12. Н
екоторые
терапевтические
трансформации
при
анализе
нарциссических
л и ч нос те й 1 Усиление и расширение объектной любви Прогрессивные и интегративные преобразован и явна р цис си ческой сфере Библиография Предисловие bbкbbрусском у
и зданию bХайнц Кохут (1913-1981) — президент Американской психоаналитической ассоциации, основатель нового направления в современном психоанализе. На созданной им теории психологии самости основывается одно из шести направлений в современном психоанализе (наряду с психологией влечений 3 Ф рейда, психологией-Я, теорией Кляйн, психоаналитической теорией развития, теорией объектных отношений. Идеи Кохута имеют многочисленных последователей (возникают даже их новые ответвления, например, ин тер субъективный подход Р. Столороу и др. И вместе стем психология самости, как и теория М. К ляйн, имеет большое число противников. Однако, несмотря на критику, эта теория сохраняется и активно применяется до сих пор.
Попытаемся определить, почему психология самости так трудно принимается в ученых кругах ив психоаналитической практике.
В свое время З.Фрейд выделил виды психопатологии, при которых образуется невроз переноса. По классификации того времени, к неврозам переноса относились истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Фрейд в первую очередь работал именно сними. Кохут на основании проведенных исследований пришел к выводу, что неврозом переноса не ограничиваются все виды переноса. Он открыл нарциссические виды переноса, описал их и разработал аналитическую технику работы сними. Это стало началом новой эпохи психоанализа, так как резко расширился спектр психопатологии, в котором психоанализ стал теперь эффективным.
Во многом благодаря Кохуту вид патологии вообще перестал играть роль в предписании психоаналитического лечения. В основном оценка состояния пациента базируется на силе Я и других показателях, а вид патологии
Анализ самости
имеет значение только для выбора вида аналитической техники (или психоанализ в чистом виде, или экспрессивная психоаналитическая психотерапия, или экспрессив- но-поддерживающая, или поддерживающая. Произошло то, что предсказывал Фрейд: найдены новые формы психоанализа, которые помогают тем пациентам, которым не помогал фрейдовский анализ. Для этого понадобилось опровергнуть некоторые утверждения самого Фрейда.
П онятно, почему нарциссический перенос не был так легко обнаружен, как невроз переноса. Невроз переноса, будучи объектным переносом, проявляется намного более явно в контексте отношений, чем нарциссический перенос. Обнаружение нарциссического переноса требует намного большей чувствительности аналитика, чем обнаружение объектного переноса. Только в редких случаях грубой нарциссической патологии он виден явно, но для аналитика, невооруженного теорией Кохута, он ощущается как полная неспособность к переносу. Нарциссический переноси контрперенос связаны с сильными чувствами стыда, в том числе — стыда их обнаружения. Это непросто что-то, о чем неудобно говорить, как, например, об инфантильной сексуальности, открытой Фрей дом. Этот стыд более архаичный, доэдипов, испытывая его, хочется провалиться сквозь землю, исчезнуть, прервать контакты со всеми объектами, чтобы не сгореть от стыда, чтобы избежать фрагментации самости. Это одна из сложностей принятия теории Кохута. Что-то подобное было и с теорией сексуальности Фрейда: научному сообществу (и человеческому обществу) тоже надо было преодолеть чувства стыда и вины, чтобы принять ее.
О днако нельзя сказать, что Кохут открыл то, чего совсем не знали (это же можно сказать и об открытии
Фрейда), — бессознательно человечество уделило много внимания нарциссическому контексту отношений. Если мы задумаемся о выработанной веками этике человеческих отношений или же о многовековых правилах врачебной этики, называемой деонтологией, наконец, если вспомним, какой заботой Ф рейд окружал своих пациентов не нарушая правил нейтральности, то мы поймем, что все эти правила в первую очередь выработаны людьми
Предисловие к русскому изданию
9
для того, чтобы нарциссически не ранить и взаимно уважать нарциссизм» друг друга. Почему человечество смогло создать этические правила обращения с нарциссической стороной человеческих отношений, асам этот нарциссический контекст отношений так плохо осознан Ответом на этот вопрос будет следующее эти правила и были созданы для того, чтобы избежать осознания. Мы знаем из истории, что если в первобытном архаическом обществе существует что-то страшное или болезненное в человеческих отношениях, тона него налагается табу. По мере эволюции общества, в средневековье, табу превращаются в религиозные запреты, а в современном цивилизованном обществе — в законы и правила поведения.
Законопослушный человек никогда не подвергнется судебному наказанию или тюремному заключению. Тоже можно сказать и об этических правилах если человек их придерживается, то болезненно-нарциссическая сторона отношений остается для него незаметной. Для того эти нормы и были выработаны. Поэтому Ф рейд, тщательно соблюдая все правила деонтологии, не видел нарциссического контекста отношений, нарциссических переносов. Конечно, в случаях нарциссической патологии даже соблюдение правил этики не спасает людей от нарциссических конфликтов. Кроме того, даже у «нарцис сически нормальных людей существуют особо значимые ситуации с особо значимыми объектами, столкновение с которыми ведет к конфликту и боли даже при соблюдении правил этики. Чаще всего люди бессознательно избегают таких болезненных ситуаций, поскольку имеют травматический опыт и выработанную систему защит. Это защитное избегание эмоционально заряженных отношений принималось Фрейдом за неспособность образовывать перенос.
П омимо того, Фрейду была присуща теоретическая позиция, согласно которой нарциссическое либидо, существующее у каждого ребенка от рождения, в процессе нормального развития полностью переходит в объектное либидо. И только в случаях патологии нарциссическое либидо остается у взрослого человека. Однако Кохут обнаружил, что часть нарциссического либидо остается у каждого
Анализ самости
нормального человека и имеет свои стадии развития параллельно стадиям развития объектного либидо. Эти стадии следующие фрагментированная самость (примерно до полугода, те. до окончания симбиотической стадии, по классификации М. Малер, а по Фрейду— до становления целостного телесного Я в оральной стадии развития архаичная грандиозная целостная самость (примерно до пяти лет, те. при завершении конфликтов амбивалентности в диади- ческих и триадических отношениях, по классификации М. Малер, а по Фрейду — по завершении эдипова конфликта зрелый взрослый нарциссизм (всю жизнь, являющийся основой творческой креативности у зрелой личности, о чем писал Д. Винникотт). Таким образом, Кохут стал обнаруживать не только нарциссический перенос в патологических случаях, но и нарциссический компонент переноса у пациентов с неврозами переноса, а также нарциссический контекст отношений у нормальных людей. Для невротических пациентов этот аспект переноса неактуален. Но он актуален для огромного числа пациентов, страдающих патологией, неподдающейся анализу при использовании техники Фрейда. Иначе говоря, он актуален для лечения пограничной и психотической патологии. Для многих тяжелых пациентов нарциссический перенос является единственной ниточкой, ведущей к здоровью. Эту нить очень легко порвать самым малейшим пренебрежением к пациенту. Обнаружение, поддержание и развитие этого переноса является очень трудной задачей для аналитика, требующей особой аккуратности, скрупулезности, постоянной эмпатии и даже озабоченности, похожей на мате ринскую.
Кохутом были также разработаны технические особенности работы с нарциссическим переносом . Главным правилом работы с ним в отличие от работы с неврозом переноса является отсутствие интерпретаций нарциссического переноса. Он должен вырасти, развиться и созреть в отношениях пациента с аналитиком. При этом важную роль играет нормальная ф азово-специф ичная идеализация объекта, необходимая для его интернали зации в развитии (в отличие от защитной идеализации невротиков. Только тогда пациент достигнет состояния
Предисловие к русскому изданию bi11константности либидинозного объекта и себя, которое является мерой психического здоровья.
П ри эффективном анализе нарциссический перенос завершает свою эволюцию, и большая часть его превращается в объектный невроз переноса. Последний уже требует интерпретации для проработки невротических проблем. Для любого вида переноса интерпретации губительны, они разрушают его. Но нарциссический перенос является лекарством сам по себе, его не надо разрушать. А невроз переноса является болезнью, которую надо устранить с помощью интерпретаций. Часто бывают периоды в анализе, когда ничего не происходит, как кажется с объектной точки зрения. Нона самом деле в такие периоды идет выздоровление благодаря действию лекарства, называемого нарциссическим переносом . Сам процесс такого выздоровления часто незаметен, но, как правило, через какое-то небольшое время становятся очевидны его результаты. Работа аналитика с нарциссическим переносом должна быть только поддерживающей и нив коем случае не экс прессивной.
В заключение следует отметить, что язык Кохута, к сожалению, труден даже для англоязычного читателя. Однако мы надеемся, что трудности чтения будут компенсированы значимостью изложенного в книге.
Заведующий кафедрой психоанализа Института практической психологии и психоанализа
М. В. Ромашкевич
Б. и Г. посвящается
Б
л а года рн ости bПсихоаналитик, излагающий взгляды, которые, как он надеется, отвечают представлениям глубинной психологии, должен прежде всего выразить благодарность своим пациентам за сотрудничество. Кроме того, он признателен своим ученикам, вопросы и дискуссии которых являются неоценимым стимулом для учителя, решившего поделиться своими новыми идеями и открытиями с молодыми коллегами. По разным, хотя и очевидным причинам благодарность этим двум группам помощников приходится выразить лишь в общей форме, а ее адресаты остаются анонимными.
Но существуют и те, кому я могу выразить мою признательность непосредственно. Я крайне благодарен Анне Ф рейд, которая прочла первый вариант этой работы . Ее вопросы позволили мне продвинуться во многих важных направлениях. Я особо признателен доктору Мариан не Крис за неизменную поддержку, которую она оказывала мне при проведении моих исследований. Я также благодарен группе коллег, которые делились со мной своими замечаниями в процессе создания разных вариантов рукописи докторам Михаэлю Ф. Башу, Рут С. Эйсслер, Джону Э. Гедо, Арнольду Голдбергу, Джорджу Г. Клумпнеру, Паулю Г. Орнштейну, Полу Г. Толпину, Дженис Н ортон. Кроме того, я благодарен доктору Чарльзу Клигерману, который помог мне найти название для этой книги.
Я чрезвычайно признателен коллегам, которые со мной консультировались, и кандидатам в психоаналитики, у которых я был супервизором, за помощь. Ставший доступным благодаря этому клинический материал позволил мне расширить эмпирическую базу моих исследований. В этом отношении я особенно благодарен докторам Дэвиду Марку су, Дженис Нортон, Анне Орнштейн, Паулю Г. Орнштейну.
Благодарности Я хочу поблагодарить издателей журналов «Journal of the American Psychoanalytic Association», «International
Jo u rn al o f Psycho-Analysis» и «Psychoanalytic Study o f the
Child» за разрешение использовать материал, впервые появившийся в их публикациях.
Финансовая поддержка, благодаря которой был подготовлен окончательный вариант текста, добросовестно отпечатанный Региной Либ и Лилиан Биглер, была предоставлена а) Фондом Шарлотты Розенбаум через Учебную клинику психического здоровья и отделение психиатрии Чикагского университета и б) Исследовательским фондом Чикагского института психоанализа.
И, наконец, я хочу поблагодарить Л отти М. Ньюмэн за ее помощь в подготовке текста к публикации. Ее ценные советы, касавшиеся улучшения формы и содержания книги, служили нахождению наиболее ясного способа для выражения моих идей. Наше сотрудничество приносило мне самые приятные переживания
Предисловие bП роблем а нарциссизм а, то есть катексиса самости
(Гартманн), является очень распространенной и важной, поскольку есть все основания говорить, что она относится к половине содержания человеческой психики — другой половиной, разумеется, являются объекты. Таким образом, чтобы всесторонне представить проблему нарцис сизма, необходимо рассмотреть огромный материал, намного превышающее знания и умения каждого отдельного исследователя.
Однако еще более важным, чем масштабы этой задачи, является то, что всестороннее рассмотрение проблемы предполагает более или менее устойчивое поле явлений или, по крайней мере, наличие исследований, которые, по всей видимости, достигли некоего плато. Другими словами, учебный подход является пригодным только тогда, когда в данной области достигнуты значительные успехи и они нуждаются в беспристрастной оценке и интеграции в виде обзора, в котором делается попытка обобщить недавно полученные знания и представить их в сбалансированной форме. Если говорить о проблеме нарциссизма, то это состояние в настоящее время пока еще не достигнуто.
О бманчиво простым, но новаторскими важнейшим вкладом в психоаналитическую метапсихологию являются разделение понятий самости и Эго (Гартманн); интерес к достижению и сохранению идентичности, а также исследование тех опасностей, которым подвергается это (пред)со- знательное психическое содержание (Эриксон); постепенная кристаллизация раздельного психобиологического существования из матрицы единства материи ребенка (Малер) и некоторые другие важные клинико-теоретические (Якоб сони клинические (А. Райх) психоаналитические открытия последних лет. Вся эта работа свидетельствует о возрастающем интересе психоаналитиков к проблеме, которая

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов


связь с админом