Главная страница
qrcode

1908-581 контрольная. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста


Скачать 34.73 Kb.
НазваниеИгра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Дата19.10.2019
Размер34.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1908-581 контрольная.docx
ТипДокументы
#64363
Каталог


СОДЕРЖАНИЕ

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста…..…3
  • Классификации игр. Авторские и народные игры………………….……4
  • Ребенок как творец и субъект игровой деятельности…………………....7
  • Основные факторы возникновения творческих игр……………………...8
  • Список использованных источников…………………………………….10

    Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.


    Игра выступает главным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра имеет чрезвычайно большое значение в жизни ребёнка, такое же, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

    Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития [8, c. 265].

    Игра ребенка – это довольно серьезное занятие, в ходе которого он не только осваивает, но и преобразует действительность. Влияние игры на детей трудно переоценить. В результате игровой деятельности формируются определенные личностные качества детей (доброта, способность к сотрудничеству), идет становление его как взрослого, развиваются многие физические качества (ловкость, сила), мыслительные (сообразительность, внимательность) и т.д. В игре ребенок учится выражать свое отношение к окружающей его действительности.

    Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра –исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии [3, c. 238].

    Игры организуются в соответствии со следующими требованиями:
    соблюдение нравственных норм, основанные на гуманности и общечеловеческих ценностях;
  • свобода и добровольное участие детей в игре;
  • соответствие смысла игровых действий с поведением в реальной ситуации;
  • понимание правил и сути игры.
    В конце игры проводится ее анализ, после чего можно пересмотреть содержание и правила развлечения [4, c. 159].

    Таким образом, для педагога и психолога детская игра выступает в роли деятельности воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

      Классификации игр. Авторские и народные игры

      При рассмотрении классификаций, предложенных различными исследователями игр, чаще всего игры разделяют: по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр, а именно:
      по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
    1. по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);
    2. по игровой методике(предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
    3. по предметной области(математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);
    4. по игровой среде(с предметами и без предметов, компьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).
      Авторская игра. Авторская игра – представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

      В такой игре есть обязательно поставленная цель, отражающая тему игры. Например, закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; развивать речь, логическое мышление и др.

      В авторской игре всегда предполагается использование необходимого материала и оборудования, четко обозначены правила и ход игры, а также количество участников. Такую игру можно использовать в самостоятельной деятельности детей и в ходе непосредственно образовательной деятельности [7, c. 298].

      Народная игра. Важным средством освоения культуры своего народа является народная игра.

      Народные игры с детьми вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащают словарный запас детей, развивают их духовный и моральный потенциал. В народной игре есть целый арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина, патриота своей родины.

      Для народной игры не нужно специальное игровое оборудование. Среди народных игр много таких, где цель – развлекать, развлекать. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр.

      Народные игры характеризуются широкой направленностью. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире человека и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Особенность народных игр заключается в том, что они морально учат развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат человека тому, что награда не имеет личных достижений, но она неизменно вписывается в жизнь детского сообщества. Ребенок всех возрастов и уровней развития находит необходимую возможность для самовыражения.

      Народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые игры и обрядовые:

      − подвижные – способствуют развитию силы, ловкости и выносливости

      − познавательные – расширяют кругозор, развивают интеллектуально;

      − ролевые игры («дочки-матери», «солдатики» и т.д.) – дают возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся;

      − обрядовые игры – позволяют приобщиться к многовековому опыту предков включенности в природные календарные циклы.

      Характерные черты народной игры:
      отражение культурных традиций и жизни людей;
    5. участники разных возрастов;
    6. высокий уровень популярности и распространенности;
    7. существование игры на протяжении не менее трех поколений (В. М. Григорьев);
    8. «чествование игры» – вхожесть игры в национальные праздники (В.М. Григорьев);
    9. демократичные и понятные правила;
    10. добровольность и равенство в распределении ролей;
    11. простота игрового реквизита/
      Как и другие игры, народная игра имеет множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др.

      Одновременно, народная игра обладает мощным ресурсом воспитания патриотизма, толерантности, духовности [6, c. 389].

      Таким образом, народная игра рассматривается как транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей. Это исторически сложившийся социальный феномен, самостоятельный вид деятельности, характерный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребенка, в ходе которой развивается его психика.

        Ребенок как творец и субъект игровой деятельности

        В дошкольном возрасте субъектные проявления выражаются в оформляющемся отношении ребенка к миру и в деятельности, инициируемой таким отношением. Позицию субъекта деятельности авторы видят в самостоятельности и творчестве воспитанников, в поиске способов действий и реализации замыслов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.

        Если признавать ребенка субъектом процесса игры, с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами, то отношения в такой игре строятся таким образом, что ребенок выступает в роли наставника и партнера.  В игре дети активно сотрудничают, так как дорожат общим делом.

        Л.С. Выготский писал: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [2, c. 65].

        Таким образом рассматривать игру необходимо как творческую деятельность, которая подчеркивает объединяющую активность воображения.

        В игре ребенок создает новую творческую конструкцию из элементов окружающей жизни, образ, который принадлежит ему самому.

        Ребенок в игре выступает в роли актера, он сам художник. Для ребенка важно придумать самому слова и действия для своей роли. Важно придумать и подобрать игрушки, использовать их творчески в придуманной игре.

        Также ребенок техник-изобретатель – создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, изготовляет мебель.

        Конечно, творчество детей в игре все еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку лучше понять окружающий его мир, это дает ему жизненный опыт и пробуждает необходимость выражать его в своей жизненной деятельности. Радость творческой игры меняет жизнь детей и наполняет их волшебством [4, c. 345].

        Дети – естественные создатели. Они учатся, когда играют и что-то изучают. Это весело, приятно для них. Они осваивают сложные концепции, воссоздавая их в своих детских масштабах

        Если дать ребенку возможность выразить себя через искусство, то у него есть естественный выход для творческой энергии. А значит, будет меньше поводов для стрессов и беспокойства [5, c. 198].
        4. Основные факторы возникновения творческих игр.
        История происхождения игры уходит корнями в древность. Так в играх первобытных племен изображены войны, охота и сельскохозяйственные работы. Нет сомнений, что сначала шла война, а затем игра с изображением военных сцен. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем возникло желание воспроизвести это впечатление в танце. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла в первобытном обществе наряду с различными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру вошли танцы, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические эффекты.

        Понятие «творческие игры» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры. 

        В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина их понимания различных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумано самими детьми

        Свобода, нерегламентированность, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей выступают как факторы возникновения таких игр.

        Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета отборе изобразительных средств, ма­териала, игрушек и т д.

        Яркое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового плана, построении сюжета, подборе наглядных пособий, материалов, игрушек и т. д.

        Творческая игра всесторонне влияет на ребенка; это первый шаг в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в детскую команду, которая начинает определенным образом влиять на его развитие. Этот коллектив в своих творческих играх живет по законам дружбы, внимания друг к другу, отсутствия этнической ненависти, по нашим советским законам, которые закреплены в сознании детей с раннего возраста [1, c. 215].
        Список использованных источников

        Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Д; Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. - 240.
      1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 1966. – № 6. – 62-68 с.
      2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
      3. Дошкольная педагогика; под ред. В. И. Логинова, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1998. – 306 с.
      4. Дошкольная педагогика; под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просещение, 1980. – 415 с.
      5. Дошкольная педагогика; под ред. Н. В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с.
      6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2006.– 416 с.
      7. Леонтьев, А. А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.



        перейти в каталог файлов


  • связь с админом