Игры и упражнения для развития фонематических процессов Поднять руку на заданный звук.
Взрослый называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус. Отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Подобрать слова с заданным звуком. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо. Повторяйте лишь те слова, которые начинаются со звука [э].
АРКА, АВТОБУС, ЭКРАН, ОСТРОВ, ИГЛЫ, ЭХО, АСТРА, ОСЛИК, ИНДЮК, ЭЛЛА, ЭТО Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в конце слова, в третий - в середине.
Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки. Найдите картинки, название которых начинается со звука [а].
Произнесите АУ!
Сколько звуков? Какой звук первый? Какой звук второй?
Произнесите УА!
Назовите первый и второй звуки. Какой звук спрятался в середину слов?
МАК БАК РАК
ЛУК СУК ЗУБ
КОТ РОТ СОН
БЫК РЫК ДЫМ
Игры и упражнения для развития фонематических процессов Поднять руку на заданный звук.
Взрослый называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус. Отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Повторяйте лишь те слова, которые начинаются со звука [э].
АРКА, АВТОБУС, ЭКРАН, ОСТРОВ, ИГЛЫ, ЭХО, АСТРА, ОСЛИК, ИНДЮК, ЭЛЛА, ЭТО Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо. Произнесите АУ!
Сколько звуков? Какой звук первый? Какой звук второй?
Произнесите УА!
Назовите первый и второй звуки. Произнеси за взрослым цепочки звуков. Сколько звуков в каждой цепочке?
АОУ ЫЭОА АО УИ Какой звук слышится в конце слов?
КОТ ТОК РОТ
ДОМ СОН МИР
БАНТ ПОЛК ЗОНТ
ТАНК ТОРТ ВОСК Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в конце слова, в третий - в середине.
Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки. Какой звук спрятался в середину слов?
МАК БАК РАК
ЛУК СУК ЗУБ
КОТ РОТ СОН
БЫК РЫК ДЫМ «Чудесный мешочек».
Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.
Игры и упражнения для развития фонематических процессов Подберите к каждому звуку заданного слова новые слова.
Образец
луна
[л] [у] [н] [а] лук утка нога аист лак улитка ноты астра лапа утюг нора ананас Слова для игры подбирайте простые:
ЛУЧ, СОМ, УТКА, АИСТ КТО БОЛЬШЕ?
Назовите как можно больше слов, начинающихся со звуков:
[Л]; [Р]; [С]; [3]; [Ш]; [Ж]; [Ч]; [Щ].
Назовите слова, оканчивающиеся на звуки: [Л]; [Р]; [С]; [К]; [Т]; [Ш]; [Щ; [М]; [Н] Замените в слове первый звук на [щ], назовите новое слово.
КЕПКА— РЕКА—
КИТ — ВЕНОК —
МЕЛЬ — ТЕТКА — азовите картинки Сколько слогов в каждом из этих слов?
Проверьте себя: произнесите каждое слово по слогам.
Подберите свои слова с 1, 2, 3, 4 слогами. Игры и упражнения для развития фонематических процессов Подберите к каждому звуку заданного слова новые слова.
Образец луна
[л] [у] [н] [а] лук утка нога аист лак улитка ноты астра лапа утюг нора ананас Слова для игры подбирайте простые:
ЛУЧ, СОМ, УТКА, АИСТ КТО БОЛЬШЕ?
Назовите как можно больше слов, начинающихся со звуков:
[Л]; [Р]; [С]; [3]; [Ш]; [Ж]; [Ч]; [Щ].
Назовите слова, оканчивающиеся на звуки: [Л]; [Р]; [С]; [К]; [Т]; [Ш]; [Щ; [М]; [Н] Замените в слове первый звук на [щ], назовите новое слово.
КЕПКА— РЕКА—
КИТ — ВЕНОК —
МЕЛЬ — ТЕТКА — Подберите слова к схемам.
ВОРОНА, КОТЕНОК, МАШИНА, СОК, НИТКИ, ЛУК, ТЕЛЕФОН
|