Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Интеллект карты


НазваниеИнтеллект карты
АнкорMetod intelekt-kart.pdf
Дата18.05.2019
Размер0.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetod_intelekt-kart.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50402
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Интеллект - карты
это графическое изображение процессов мышления с помощью схем
, это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект - карты реализуются в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект (радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет интеллект - карте неограниченно расти и дополняться. Интеллект - карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Метод интеллект - карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т.
Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".
По способу построения интеллект - карты отражают процесс ассоциативного мышления.
Ассоциативные зоны являются функциональными зонами коры головного мозга. Эти зоны участвуют в процессах запоминания, учения и мышления, и результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом. Поэтому формирование ассоциативных связей в процессе обучения имеет особую значимость. Бьюзен находит одно из возможных решений в визуализации процесса построения ассоциаций, в котором используется гораздо большее число сенсорных каналов получения информации, чем в традиционных способах её представления.
Правила оформления интеллект - карт

Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат А4. Лист необходимо расположить горизонтально

В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания

От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви

Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие

Использовать желательно печатные буквы

Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки

Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме
Привожу пример интеллект – карты, выполненной обучающимися группы 1-Тп-60 по теме «Производная». Работа выполнена во время обобщающего учебного занятия по данной теме. Время выполнения 80 минут.

Применение интеллект - карт в образовании
Основные направления применения интеллект - карт в образовании изображены на следующем рисунке, выполненном в стиле интеллект - карты.
Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект - карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения обучающихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект - карт позволяет:

глубоко изучать личность обучающихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;

вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с обучающимися в образовательном процессе;

разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;

развивать креативность обучающихся;

формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект - карт;

формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контентанализа и т. д.);

улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) обучающихся;

ускорять процесс обучения;

формировать организационно - деятельностные умения;

формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;

учить обучающихся решать проблемы.
Остановлюсь на некоторых практических аспектах применения интеллект - карт на занятиях математики.
Мониторинг и коррекция когнитивных затруднений обучающихся при изучении конкретной темы.
Посмотрите на интеллект – карту, составленную обучающейся группы 2-Т-169 по теме
«Системы линейных уравнений».
Обратите внимание, как поэтапно описывается метод Крамера. Придуманы звездочки
(удачная находка). Студентка демонстрирует полное понимание данной темы и «присвоение» этих знаний. А вот метод Гаусса решения систем линейных уравнений остался непонятым.
Обучающаяся демонстрирует затруднения с анализом и применением данного метода, что подтвердила и контрольная работа – обучающаяся не смогла решить систему уравнений методом Гаусса, тогда как с двумя другими методами она справилась. Что касается метода обратной матрицы, то на интеллект – карте отражен не сам метод, а лишь этапы нахождения обратной матрицы, которая является частью данного метода.
Сравните следующие две интеллект – карты по теме «Производная». Обе карты выполнены обучающимися группы 1-О-28 во время обобщающего учебного занятия в процессе групповой деятельности. На первой карте вся информация по данной теме структурирована. По такой карте легко и удобно готовиться к зачету, экзамену.
Вторая карта хоть и выглядит красочнее, но представляет собой лишь набор терминов по данной теме. Ветви «Признак убывания» и «Признак возрастания» располагаются отдельно от ветви «Монотонность», «Max, min»-отдельно от ветви «Экстремум». Да и разбросанные по полю карты формулы не всегда имеют отношение к нарисованной рядом ветви. Очевидно, что обучающиеся что-то запомнили из темы «Производная», но их знания не систематизированы и требуют коррекции.
Хочется отметить, что такой метод контроля и коррекции знаний обучающихся, в отличие от стандартных методов (контрольная, проверочная работы), комфортен, не несет в себе стресса, напротив, влечет за собой только положительные эмоции.

Развитие креативности обучающихся.
Рисунок - один из древнейших видов искусства и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека. Не только дети, но и взрослые люди любят рисовать.
Как утверждал психолог Грегг Фурт, рисунки помогают освободить от тревоги наше сознание. Мы часто рисуем во время утомительного ожидания или в минуты тревоги. Рисование доставляет удовольствие большинству из нас.
Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что рисунок несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т. д. Именно поэтому я рекомендую рисовать интеллект – карты
«от руки», без использования компьютерных программ
Процесс рисования сам по себе уже творческий процесс. А здесь он соединяется с математическим творчеством. Математика- это креативная наука. Но обучающиеся не хотят поверить в это. Для большинства из них математика является сложным нелюбимым предметом, особенно для обучающихся в системе СПО. И вдруг им предлагают порисовать на уроке математики. Начинается процесс созидания. Открываются творческие способности учащихся, которые, возможно, не проявлялись в математическом мышлении, но могут проявляться в чувствах, в общении, в художественной одаренности, в присутствии вкуса, в наличии внутренней культуры человека. Более того, идет процесс развития этих способностей обучающихся.
Рассмотрите внимательно следующую интеллект – карту.

Сколько интересных идей на ней! И ключи от таблицы производных, и техника дифференцирования, и признаки (призраки) возрастания и убывания, и многое другое. Ребята из группы 1-О-28, выполняя эту работу, испытывали радость творчества - я это наблюдала, и в конце охарактеризовали занятие как очень позитивное.
Интересно, что большинство ассоциаций, обучающихся выстраиваются по фонетическому признаку. Например, производная-производство, признаки-призраки, физический смысл производной - физическая форма. Подобное вы увидите и на последней интеллект – карте.
Следующая - очень красивая - интеллект-карта составлена обучающимися группы 1-Тп60 по теме «Математика в моей жизни». Обратите внимание на фрактал изображенный на ветке
«Творчество». Авторы этой карты не будут профессиональными математиками, да и их будущая профессия не связана напрямую с математикой, но можно сказать с уверенностью, что мои уроки математики не прошли зря. Полагаю, что, глядя на эту работу можно сделать следующий вывод: математика как предмет и как наука воспринимается данными обучающимися с положительной, позитивной стороны. Хочется верить, что все сказанное и сделанное мною прорастет в такое прекрасное древо с плодами.
Формирование коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности по составлению интеллект - карт.
Необходимо отметить, что не все обучающиеся могут грамотно составить интеллект – карту в силу различных когнитивных затруднений. Но, работая в группе, ребята дополняют друг друга, учатся друг у друга. Метод интеллект - карт как нельзя лучше подходит для формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Давая задание составить интеллект – карту, я разрешаю учащимся объединиться в группы по их усмотрению. Обычно создаются группы по 2-4 человека. Но можно сделать разбиение по группам и исходя из педагогических целей и задач, стоящих на занятии.
Заключение
Формат данной работы позволяет остановиться лишь на некоторых практических аспектах применения интеллект - карт на занятиях математики. За пределами нашего внимания остаются вопросы формирования различных компетенций, обучающихся с помощью интеллект
– карт.
Надеюсь, что творческий и психологический потенциал рассматриваемого метода приведет Вас к новым творческим педагогическим идеям в профессиональной деятельности.
P.S.
: В математике такой метод называется ГРАФЫ

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей