Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Ислам и перемены в теоретическом обосновании стратегии модернизации арабских стран ближнего востока и северной африки


Скачать 187.36 Kb.
НазваниеИслам и перемены в теоретическом обосновании стратегии модернизации арабских стран ближнего востока и северной африки
Анкорbarkovsky.pdf
Дата20.03.2017
Размер187.36 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаbarkovsky.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРешение
#12813
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
ИСЛАМ И ПЕРЕМЕНЫ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ АРАБСКИХ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
А.И. Барковский
Начальный этап модернизации — с. 108; Ислам в контексте разработки стратегии догоняющего развития — с. 109; Формирование новых подходов к решению проблем модернизации с. 111; Глобализация и поиск национальной стратегии развития — с. Острота идейно-политической борьбы, которая происходит в настоящее время в ряде арабских государств, объективно обусловлена тем, что эти государства подошли к качественно новому периоду своего развития, когда их дальнейшие судьбы напрямую зависят от ускоренного реформирования не только экономики и политической системы, но также всего общественного устройства.
Решение столь серьезной задачи определенным образом затруднено, и не только по причине застарелой проблемы отставания стран арабо-му- сульманского мира от индустриально развитого Запада фактически во всех сферах современной жизни экономической, политической, социальной, образовательной, технологической и военной.
Разумеется, по мере того как набирает темпы процесс глобализации, стремительно увеличивается дистанция между наиболее продвинутой группой западноевропейских государств и США, где уже сформировано постиндустриальное общество, и арабскими странами, где значительная масса мусульманского населения находится в состоянии инерционной приверженности стереотипам мировосприятия, миропонимания и образа жизни.
В этой ситуации успех обновленческих преобразований в арабских странах во многом зависит оттого, удастся ли их инициаторам если не предотвратить, то своевременно блокировать массовые выступления против реформ, удастся ли вывести население из-под влияния консервативно настроенной части улемов и иных мусульманских духовных лиц. Главное — выиграть битву за умы и души с теми исламистскими группировками, которые приписывают себе способность решения всех проблем современности с помощью возрождения государства ислама и образа жизни времен пророка Мухаммада.
Как ни различаются лидеры и участники арабских идейно-политических битв по своим исходным позициям, все они в той или иной мере озабочены определением современной роли ислама и его многовекового культурного наследия применительно к жизни арабо-мусульманского мира ив настоящем, ив будущем.
Эта озабоченность имеет довольно-таки серьезные основания, связанные в первую очередь сиз- влечением уроков из того опыта модернизации, который накапливался в отдельных арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки еще с первой половины Х в. Иными словами — со времени распространения на этот регион колониальной политики ряда европейских государств, уже прошедших фазу научно-технической революции и динамично продвигавшихся по пути капиталистического развития.
Начальный этап модернизации
Как известно, вовлечение арабо-мусульманского мира в орбиту обновленческих преобразований, входе которых нарушался традиционный строй общества в духе нового — в более или менее отдаленной перспективе буржуазного развития, во многом обусловливалось фактором колониализма.
Но одни страны вынуждены были проходить школу модернизации в статусе юридически суверенных государств, другие — в статусе колоний. К некоторым заимствованиям из европейского опыта, связанным с созданием армии нового типа, рационализацией административной системы, учреждением учебных заведений, которые призваны были готовить офицерские кадры и кадры государственных служащих, сначала в. прибегали правители Османской империи. Попытки аналогичной модернизации предпринимались вовремя правления Мехмета Али (1805–1848) в Египте, который юридически находился тогда под властью турецкого султана.
Инициатива обновленческих преобразований в колониях изначально также исходила сверху. Од Алаев А.Б., Смилянская ИМ. Социально-политические реформы в странах Востока
// История Востока в 6 т. Т. IV: Восток в новое время (конец XVIII–ХХ вв.)
/ отв. ред. Л.Б. Алаев и др. Кн. 1. МС Ислам и перемены в теоретическом обосновании стратегии модернизации...
109
нако колониальная администрация и экономические круги метрополии проявляли заинтересованность в частичной модернизации лишь тех весьма ограниченных элементов архаичных структур, которые непосредственно были необходимы для функционирования системы колониального разделения труда. Процесс подобной модификации состоял в автоматическом переносе на местную почву отдельных элементов европейской управленческой, хозяйственной, а также образовательной практики. Эти действия колониальных властей находились в полном соответствии с господствовавшим в европейском научном сообществе представлением о том, что единственным, универсальными абсолютным двигателем общемирового прогресса являются культурные и научно-технические достижения Европы.
Одним из важных результатов реформ, осуществлявшихся в отдельных арабских странах в условиях колониального влияния, стало появление новой социальной общности сравнительно узкой прослойки лиц с европейским образованием, которая формировалась входе догоняющей Европу модернизации и была одним из итогов этого вынужденного процесса, определявшегося последствиями или опасностью европейской экспансии»
3
Сравнительно скоро обнаружилось несходство мнений тех, кто, приобщившись к новым знаниям, к новой для себя культуре, подступался к проработке вопроса о способах преодоления отставания мусульманского Востока от Запада.
Существенное значение для судеб арабских стран имело то, что еще до краха колониальной системы решающее слово смогли закрепить за собой те сторонники ориентации на достижения Европы в области государственного и культурного строительства, которые обосновывали право своих народов на суверенное развитие. Тем самым был дан мощный импульс становлению первоначальных форм современного политического процесса в арабо-мусульманском мире. Эти формы во многом были далеки от европейских моделей как сточки зрения временной протяженности своего развития, таки порождавшего их общественного и исторического контекста. Важен был сам факт возникновения в арабских странах действительно аналогичного европейским образцам нового политического процесса, главным двигателем которого становился образованный класс сего идеалами последовательного реформирования национального общества и государства»
4
Ислам в контексте разработки стратегии догоняющего развития»
Не упуская из вида опыт модернизации эпохи колониализма, участники современных арабских дебатов по проблеме преодоления отсталости придают особенно большое значение осмыслению событий концах началах годов. Именно тогда молодые государства, возникавшие на месте бывших колоний и полуколоний, пытались совершить рывок в современность, придерживаясь стратегии догоняющего развития».
Теоретические основы стратегии зиждились на идеях и рекомендациях, которые исходили от группы американских и западноевропейских ученых, чья деятельность развивалась в русле общей приверженности философской рационалистической традиции, восходившей к античной философии и к европейской эпистемологии Нового времени.
По мнению этих ученых, истинными, соответственно, правильным являлся лишь рациональный научный) способ познания мира. Закрепляя монополию на рациональное миропонимание исключительно за Европой, создатели различных западных теорий модернизации сводили суть последней к преобразованию традиционного (доиндустриаль- ного) общества в современное (индустриальное) общество на основе полного, безоговорочного и бесповоротного разрыва с прошлыми его традициями. Процесс подобной трансформации рассматривался как всеобщее и универсальное, однолинейное, и восходящее поступательное движение, отмеченное такими великими историческими событиями, как промышленный переворот в Англии, французская и американская революции. Выход неевропей- ского, в том числе восточного мира, из состояния застойной отсталости соответственно увязывался со вступлением на тот путь, который уже проторен Европой (Западом).
Согласно теории политической модернизации, которая изначально разрабатывалась Д. Лернером,
2
Симония НА. Синтез традиционного и современного в условиях независимого развития
// Эволюция восточных обществ синтез традиционного и современного
/ отв. ред. ЛИ. Рейснер, НА. Симония. МС Косач Г.Г. Становление современных форм политической жизни на Востоке
// История Востока в 6 т. Т. IV: Восток в новое время конец XVIII — начало ХХ вв.)
/ отв. ред. Л.Б. Алаев и др. Кн. 2. МС Там же. С. 307, 310.

Барковский АИД. Растоу, Г. Элмондом, осуществление «модерниза- ционной парадигмы на Востоке обусловливалось проведением комплекса реформ, нацеленных на централизацию системы государственного и местного управления. Вместе стем делалась ставка на индустриализацию, урбанизацию, перевод аграрного сектора на товарно-денежные отношения, на заимствование западных технологий, на переход кочевых племен к оседлости, на организацию современных систем образования, а также санитарию и гигиену.
Предполагалось также, что по мере перенимания западных (светских) политических институтов и форм социальной организации восточное общество будет выходить из состояния традиционной замкнутости на семейно-клановых связей, так что его базовой ячейкой, как и на Западе, станет моногамная семья современного типа.
Наряду с освоением достижений европейской общественно-политической и этической мысли все это должно было привести к изживанию тра- диционно-исламских стереотипов миропонимания и образа жизни, которые вступали в противоречие с духом и требованиями современности. А главное обеспечить вхождение восточного общества в эпоху демократии и либерализма.
На исходе первой половины х годов ХХ в. доминирующие позиции в теоретическом обосновании стратегии модернизации развивающихся афро-азиатских государств заняли теоретики социологии развития (Э. Шиллз, М. Хелперн, Ш. Эй- зенштадт, Г.Б. Эктон и др. Сосредоточившись на выяснении роли традиции в жизни этих стран, они доказывали, что эта роль исключительно велика и многомерна по своим ценностным, нормативным, символическими психологическим характеристикам. Так, Ш. Эйзенштадт видел в традиции воплощение застывшей символизации моделей социального строя и совокупности кодов, норм поведения, которые очерчивают пределы данной культуры, участия в ней и границы этого участия, предписывают адекватный выбор целей и моделей поведения»
5
От признания диалектической взаимосвязи категорий устойчивости и изменчивости теоретики социологии развития переходили к выяснению соотношения между такими понятиями, как традиция, с одной стороны, и современность, рациональность — с другой. Но все они исключали возможность непосредственной интеграции традиционно-исламского закрытого общества в общество, открытое для инноваций и динамично развивающееся по западной, нов принципе, универсальной для всего мира модели.
Теоретики социологии развития считали, что именно действие исламских традиций парализует волю мусульман, а выход из положения напрямую связывали с осуществлением секуляризации в той ее форме, когда религия отделена и от политики, и от государства, и религиозное мировоззрение вытесняется светской политической культурой и идеологией при содействии государства. Предполагалось, что традиционные элиты уступят, в конечном счете, место «вестернизированной» элите местного общества, а та, в свою очередь, возьмет на себя роль главного агента модернизации в арабо- мусульманском мире
6
Адресуя правящим кругам развивающихся стран свои модели модернизации, их европейские и американские создатели оговаривали благотворность эволюционного развития, индуцируемого изнутри посредством реформ, которые осуществляет государство в законодательно регламентированных формах, а также извне (в виде помощи со стороны
Запада).
Идея ускоренной модернизации в ритме догоняющего Европу (и Запад в целом) развития позитивно воспринималась правящими кругами ряда молодых арабских государств, возникавших после Второй мировой войны на месте бывших колоний и полуколоний. Более того, эта идея была положена в основу государственной стратегии с ее приоритет Цит. по Осипова О.А. Определение понятия традиция в англоязычной обществоведческой литературе
// Зарубежный Восток Религиозные традиции и современность
/ под ред. Л.Р. Полонской и др. МС О теориях политической модернизации и социологии развития см, напр Белокреницкий В.Я. Послевоенная модернизация в странах Западной Азии общие тенденции и расходящиеся траектории развития
// Особенности модернизации на мусульманском Востоке опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. МС Пантин В.И. Волны и циклы социального развития цивилизационная динамика и процессы модернизации. МС Филиппова МИ. Проблемы исламского возрождения в американской буржуазной историографии рубежах годов ХХ в.
// Зарубежный Восток Религиозные традиции и современность под ред. Л.Р. Полонской и др. С. 56–62; Маsud Muhammad Khalid, Armando Salvatore. Western scholars of Islam on the issue of modernity
// Islam and modernity: Key issues and debates / ed. by Khalid Masud, Armando Salvatore, Martin van Bruinessen. Cairo, 2009.
P. 37–44; Pappé I. Th e Modern Middle East (Second Edition). L.; N.Y., 2009. Р. 2–9; Smith B.C. Understanding third world politics: theories of political change and development. L., 1996. Р. 63–82.
Ислам и перемены в теоретическом обосновании стратегии модернизации...
111
ной ставкой на экономический рост и на создание политических институтов по западному образцу.
Но реализация стратегии догоняющего развития обернулась ее полным провалом, что проявилось не только в кризисном состоянии экономики, но ив стремительном нарастании социальной напряженности из-за бурного расслоения общества на малочисленную прослойку нуворишей жирных котов) и на массу обездоленного люда, которая быстро увеличивалась за счет разорявшихся крестьян и ремесленников, пополнявших ряды безработных и нищенствующих.
На неудачу прозападного курса быстро и бурно отозвались исламисты. Осуждая этот курс, и отождествляя модернизацию с «вестернизацией», исламистские лидеры приписывали себе способность исламского решения всех проблем современности при условии тотальной реставрации государства ислама и образа жизни времен пророка Мухамма- да. Некоторые группировки выступали за мирные способы подобного возрождения ислама, но экстремистки настроенная часть лидеров делала основную ставку на джихад против всех неверных, включая тех мусульман, которые не разделяли их взглядов и намерений.
Видные представители арабской интеллектуальной элиты, главным образом из университетской профессуры вы своих высьуплениях откликнулись и на «политизацию ислама, и на провал стратегии догоняющего развития».
Формирование новых подходов к решению проблем модернизации
Критика стратегии догоняющего развития звучала еще в конце х — начале х годов ХХ в. со стороны ряда ученых (в их числе находился известный египетский экономист Самир Амин, которые занимались проблемой экономической интеграции развивающихся стран в мировую капиталистическую систему. Основываясь на фактических данных, эти исследователи выявляли несостоятельность оптимистических расчетов и прогнозов, доказывая, что реализация стратегии повлечет за собой не только позитивные, но и негативные социально- экономические и политические последствия*.
В е годы ХХ в. получило развитие направление арабской научной мысли, которое подвергало критике как исламистские концепции, таки западные теории модернизации в их эпистемологическом, аксиологическом и онтологическом измерении и искало новую методологию решения проблем отсталости арабо-мусульманского мира.
Основоположником данного направления стал выдающийся марокканский философ Мухаммад
Абд аль-Джабри**. Впервые он заявило своей позиции, концептуально расходившейся с позицией западных теоретиков модернизации, в 1970 г. при защите диссертации о философско-истори- ческих и социальных воззрениях Ибн Халдуна Доказав, сколь велико значение теоретического наследия великого арабского мыслителя эпохи мусульманского Средневековья для современного научного понимания истории политического и общественно-экономического развития арабо- мусульманского мира, Мухаммад Абд аль-Джабри оспорил сразу два принципа западных теорий модернизации. Во-первых, принцип тотального и безоговорочного разрыва с традиционным прошлым в качестве важнейшего условия вступления на путь модернизации во-вторых, принцип непризнания в качестве научных и соответственно истинных, тех форм познания мира, которые имели место за
* Приводились, в частности, факты, свидетельствовавшие о том, что перевод хозяйственных структур восточного аграрного общества на рельсы рыночного хозяйствования сопровождался не только наращиванием объёмов товарно-сельскохозяйственной продукции и притоком инвестиций извне. Имущественное расслоение и социальная напряженность усиливались, поскольку численность разорившихся намного превышала численность тех, кто преуспевал в новых условиях. Отмечалось, что Запад, руководствуясь собственной выгодой, сотрудничал с отдельными местными элитами, разрушая оппозицию и те политические силы, которые выступали за изменение подобной ситуации. Об этом подробнее см Pappé I. Th e Modern Middle East (Second Edition). Р. 8–9.
** Мухаммад Абд аль-Джабри (1936–2010) — уроженец Марокко. В молодые годы совмещал работу в качестве учителя, школьного инспектора с активным участием в оппозиционных выступлениях под социалистическими лозунгами, за что был подвергнут тюремному заключению. Выйдя на свободу, уехал в Сирию, где стал студентом философского факультета Дамасского университета. Затем вернулся на родину и продолжил учебу в Рабате, в Университете имени Мухаммада V, где и защитил докторскую диссертацию го теоретическом наследии Ибн Халдуна. До своей кончины Мухаммад Абд аль-Джабри являлся профессором этого университета и читал там лекции по арабо-мусульманской философии, освещая историю ее развития и современное состояние Основные идеи и выводы диссертационного исследования нашли отражение в монографии La Pensée de Ibn Khaldoun: la Ass- abiya et l’État: Grandes lignes d’une théorie Khaldounienne de l’histoire musulmane. P., 1971.

Барковский А.И.
112
пределами Европы (Запада) и европейской (западной) науки.
В монографиях Эволюция арабского разума
(1984), Структура арабского разума (1986), Арабский политический разум (1990), Введение к критике арабского разума (1994), Арабский этический разум (2001), Формирование арабского разума (2010) Мухаммад Абд аль-Джабри постоянно отмечал существенно важную роль преемственности в духовно-интеллектуальной жизни арабо-мусульманского мира.
Ставя впрямую обязанность арабским интеллектуалам поиск гармонии между запросами современного развития и традиционным наследием ислама, он полагал необходимой «деконструкцию» (те. отказ от традиционно-буквалистской трактовки религиозных текстов. Переход к толкованию данных текстов в духе нового времени Мухаммад Абд аль-
Джабри связывал с иджтихадом. Как известно, этот принцип самостоятельных суждений, основанных на обращении к Корану и Сунне (тек преданию о речениях и деяниях пророка Мухаммада) по вопросам, которые небыли непосредственно отражены в первоисточниках ислама, находил применение в средневековой практике мусульманских правоведов факихов. Мухаммад Абд аль-Джабри настаивал на том, что правом такого рода суждений должен обладать каждый мусульманин, руководствуясь рациональными соображениями. Имей мужество использовать свой собственный разум, — таков был девиз самого Мухаммада Абд аль-Джабри.
Озаботившись поиском тех начал, с помощью которых можно было бы преодолевать интеллектуальный застой в арабских странах, он придавал ключевое значение обращению к традиции рацио- нально-философского познания мира, заложенной выдающимися представителями средневековой арабо-мусульманской философии Ибн Синой
(980–1037) и Ибн Рушдом (1126–1198), и немало перенявшей у древнегреческих философов рационалистического толка.
Чтобы сформировать метод современного видения традиции в исламе, подчеркивал Мухаммад Абд аль-Джабри, необходимо иметь глубокие научные познания не только в исламской философии и науке, но также в их мыслительном аппарате. Важно, чтобы такое видение не искажалось разного рода помехами идеологического и эмоционального свойства. Модернизация неравнозначна ни отрицанию традиции, ни полному разрыву с прошлым».
Кроме того, Мухаммад Абд аль-Джабри полагал, что мусульманские ученые не должны впадать в ошибку, которая была свойственна европейским интеллектуалам эпохи Просвещения, а затем Ренессанса, и состояла в том, что феномен модернизации рассматривался вне его традиционно-исторических истоков. При этом ученый считал недопустимой другую крайность в подходе к традиции — свойственную исламистам абсолютизацию и идеализацию раннеисламского прошлого времен пророка Мухаммада, проявившуюся в исламистских попытках возрождения исторически изживших себя стереотипов мышления, миропонимания и образа жизни
9
По мнению Абд аль-Джабри, новации и креатив- ность возможны лишь там, где отсутствует запрет на свободу мысли. Столкновение и борьба тех, кто придерживается разных, в том числе противоречащих друг другу теорий — залог развития наук, религии, системы государственного управления.
Выст упая за демократическую будущность арабских стран, Мухаммад Абд аль-Джабри был убежденным противником импорта той демократии, которая отмечена чертами исключительности и специфики, свойственными европейской цивилизации. Водной из последних работ философа под названием Демократия, права человека и право в исламской мысли отстаивался принцип эндогенного пути демократического развития, характеризующегося опорой на культурное достояние арабов и традиции ислама
10
Со второй половины ХХ в. в арабской философской среде стали раздаваться голоса тех, чьи науч- но-теоретические изыскания развивались в том направлении, начало которому положил Мухаммад
Абд аль-Джабри.
Не ограничившись выявлением прямой связи между европоцентристской ориентацией западных теоретиков модернизации и их однолинейным, ограниченным видением мирового исторического
8
Mohamed Abed al-Jabri. Arab-Islamic philosophy: a contemporary critique. Austin [USA], 1999. P. 2.
9
Ibidem.
10
Mohamed Abed al-Jabri. Democracy, Human Rights and Law in Islamic Th ought. L.; N.Y., Сириец порождению, Бассам Тиби получил высшее образование в Германии и остался там для занятий научно-преподава- тельской деятельностью. Со временем он переехал в США, где работал в ряде университетов в должности профессора. Автор ряда солидных трудов по проблеме культурного развития Арабского Востока, а также конфликта и диалога цивилизаций
Ислам и перемены в теоретическом обосновании стратегии модернизации...
113
процесса, Бассам Тиби* привлек внимание к необходимости учета роли культуры в вариативном и многомерном развитии человеческого сообщества. На примере Германии и арабских стран он доказал взаимозависимость между культурной идентичностью отдельных государств, их способностью к новациям в сфере культуры и, наконец, динамикой их движения по пути научно-технического прогресса
11
В ряде статей, увидевших свет в 1986 и 1989 гг. и затем вошедших в книгу Светскость или ис- ламизм: арабы в час выбора (е изд. — 1991 г е — в 2002 г, видный египетский философ Фуад
Закария* поднимал вопрос о целеполагании как важнейшем параметре современного развития.
В фокусе критического рассмотрения, таким образом, оказывались те аспекты западных теорий модернизации, основу которых составляла приверженность самих теоретиков новоевропейскому типу рациональности сего идеалом позитивной науки, свободной от ценностных суждений.
По мнению Фуада Закарии, со времен Френсиса Бекона европейская наука следовала девизу знание сила, ас подачи Рене Декарта рассматривала человека как хозяина и властелина природы, что породило в результате утилитарно-потребительское отношение к природной среде.
В эпоху колониальной экспансии, как он считал, аналогичное отношение, нона этот раз к восточным народам, культивировалось европейской ориенталистикой, отводившей Западу роль господина и властелина Востока. Соответственно искажался образ восточного общества оно представало как застывшее в вековой неподвижности, враждебное к переменам, неспособное к инновациям. Отдельные же изменения, происходившие на Востоке, подобная концепция относила насчет колониального или империалистического воздействия
13
По мысли Фуада Закарии, для успешного развития арабской науки следует заняться разработкой эпистемологических и методологических основ, которая, во-первых, не упускала бы из виду проблематику межцивилизационного (межкультурного) взаимодействия в условиях многополюсного мира, а во-вторых, обращалась не только к достижениям европейской науки, но также к комплексу научных и вненаучных знаний, исторически сложившемуся в ареале традиционного распространения ислама
14
Приступая к осуществлению намеченных таким образом исследований, Фуад Закария, как и Му- хаммад Абд аль-Джабри, отмечал большую роль многовекового наследия исламской цивилизации не только в современной жизни арабских стран. Приводились факты, свидетельствующие о том, что многие достижения европейской цивилизации связаны если нес прямыми, то с опосредованными заимствованиями извне, в с том числе — из классической арабо-мусульманской культуры в период ее расцвета (IX–XI вв.).
Для выхода арабских странна рубежи модернизации и демократизации Фуад Закария предлагал руководствоваться принципом избирательного подхода к традиционно-исламским многовековым культурным накоплениям. Следовало проводить различие между элементами универсального по своей общечеловеческой значимости опыта постижения мира и тем наследием, которое не согласуется с требованиями современности. В исламистских проектах тотальной реставрации теократически оформленного государства ислама Фуад Закария видел попытку навязать мусульманскому сообществу тупиковый вариант социально-политической модификации.
Как и Мухаммад Абд аль-Джабри, он оговаривал приемлемость для арабских стран лишь тех проектов модернизации и демократизации, где предусмотрена мера их должной сбалансированности с духовно- культурным достоянием исламской цивилизации, где поддерживается преемственность с теми его компонентами, которые не утратили своей жизнеспособности в современных условиях Bassam Tibi. Th e interplay between cultural and socio-economical change: the case of Germany and of Arab Region cultural innova- tion in the development process
// Islamic cultural identity and scientifi c-technological development / е. by K. Gottstein. Baden-Baden,
1986. P. 94.
*
Фуад Закария (1927–2010) — выдающийся египетский философ, известный как отец арабского экзистенциализма и один из активнейших организаторов идейного отпора исламизму. Он долгое время возглавлял кафедру философии Кувейтского университета, но затем вернулся в Египет, где являлся профессором философии в Каирском университете. Примечательно, что в списке литературы, рекомендованной для дальнейшего чтения читателям второго издания книги, значится монография Мухаммада Абд аль-Джабри Введение к критике арабского разума (1994).
12
Fouad Zakariya. Laicite ou islamisme: Les arabes a l’heure du choix. Р. 141.
13
Ibid. Р. 147.
14
Ibid. Р. 164–165.

Барковский А.И.
114
Считая принцип светскости необходимым условием модернизации, Фуад Закария понимал его не только как разграничение религии и политики, но как рационализацию системы государственной власти. В современной жизни арабов, по его мнению, светскость должна определять научные методы познания, которые позволят наилучшим образом осмыслять истинное состояние этого постоянно меняющегося мира, способствуя его совершенствованию.
В ответ на исламистские уверения в том, что светскость специфический продукт европейской истории, которому не может быть места в мире ислама, Фуад Закария приводил в пример Мехмета Али, который первым заложил светские основы деятельности вновь создававшихся им в Египте административных ведомств, учебных заведений и т.д.
«Разве не являются современными наследниками ал-Фараби, Ибн Рушда и Хайяма те мусульмане, — спрашивал египетский философ, — которые разделяют ценности рационализма и интеллектуальной свободы, неотъемлемые по своей природе отсвет- ского образа мышления Конечный выбор арабов в пользу не исламизма, но светскости, Фуад Закария считал исторической неизбежностью, следствием глобальной тенденции, обусловленной требованиями современного общемирового развития.
Глобализация и поиск национальной стратегии развития
На протяжении первого десятилетия ХХI в. происходили заметные перемены в поисках арабской мыслью новых подходов к модернизации арабских стран.
Изменения были объективно подготовлены тем, что в х годах страны арабо-мусульманского мира интенсивно втягивались в орбиту мирохозяйственных отношений. Но когда экономика в целом, торговый обмен, связь развиваются по общемировым, а значит, преимущественно по западным стандартам, то политика, право и культура не могут оставаться наглухо закрытыми для них. Между тем именно социальная сфера отличается тем, что культурно-нравственная безопасность связывается с необходимостью бережного отношения к традициям, их строгой охраны от любого внешнего влияния, угрожающего разрушением исламских ценностей. В конечном итоге политика, основы построения и функционирования механизма государственной власти стали представлять собой в арабских странах весьма специфическую область взаимодействия (сотрудничества и конкуренции) исламских начали западных стандартов»
15
Проблема такого взаимодействия становилась все актуальней по мере того, как в результате курса многих арабских государств конца ХХ в. на либерализацию экономики складывалась прослойка крупных мусульманских предпринимателей. Их представители медленно, но достаточно уверенно входили во властные структуры арабских республик, искали способы политического самовыражения в условиях арабских монархий ив тоже время серьезно задались вопросами модернизации национальной экономики в интересах укрепления позиций мусульманского бизнеса в целом, в том числе в сфере внешней торговли, в системе мирохозяйственных связей.
В результате всех этих трансформаций, на протяжении в. ведущие позиции в поиске стратегически значимых решений проблем современного развития арабских стран переходили к теоретикам нового поколения. Многие из них обладали дипломами о высшем (зачастую — об экономическом) образовании, полученном на родине или за ее пределами (в США, в Западной Европе, в отдельных восточных государствах. Некоторые имели также солидный опыт практической работы в финансово- экономической сфере, который приобретался на государственной службе или в частном секторе.
Деятельность нового поколения арабских теоретиков довольно-таки быстро рассредоточилась по двум основным направлениям. Развитие первого направления определялось активностью непосредственных выразителей интересов мусульманских деловых кругов. Решительно настаивая на том, что в условиях глобализации можно и должно получать выгоды от международного разделения труда, от экономического обмена в мировом масштабе, они призывали к освоению финансовых инструментов и технологии современного бизнеса. Одновременно принимались меры, призванные по возможности нейтрализовать и блокировать негативную реакцию традиционно настроенных мусульманских масс на любые нововведения, на любой отход от исторически сложившихся вис Сюкийянен Л.Р. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире конфликт или совместимость Религия и конфликт. МС Сапронова МА. Политический процесс в арабских странах. МС Ислам и перемены в теоретическом обосновании стратегии модернизации...
115
ламе форм и нормативов предпринимательской деятельности. Большое значение придавалось поддержанию преемственности со сложившейся в исламе культурой предпринимательства, с этикой делового партнерства и трудовых отношений.
В рамках второго направления основной упор делался на разработку комплекса реформ, нацеленных на обеспечение экономического роста и обустройство соответствующей социокультурной инфраструктуры.
У отдельных представителей нового поколения можно заметить продолжение прежней линии критических суждений в адрес западных теорий модернизации.
Среди тех, кто сочетал такого рода критические высказывания с обоснованием необходимости стратегически значимых обновленческих преобразований в условиях глобализации, заметной фигурой являлся Али А. Алави. В годы, последовавшие за крушением режима Саддама Хусейна, Али А. Алави входил в состав иракского правительства, возглавляя министерство обороны и министерство финансов. В качестве приглашенного преподавателя он читал лекции в Принстонском университете.
В основном он разделял мнение тех арабских экономистов, которые отмечали определенные успехи, достигнутые арабскими странами в продвижении по пути современного рыночного хозяйствования, в формировании нового класса предпринимате- лей-мусульман, небезуспешно осваивающих принципы организации и ведения современного бизнеса в интересах подъема национальной экономики, равно как повышения собственных доходов и прибылей. Но вместе стем ставил вопрос какие именно препятствия мешают превращению стран арабо-мусуль- манского мира в активных участников глобального, прежде всего, экономического развития.
Среди главных помех выделялись внешние и внутренние факторы.
В условиях глобализации, по мнению Али А. Ала- ви, становится все более очевидной экономическая отсталость и политическая зависимость мусульманских государств. Их судьбы определяют не столько сами они, сколько активность сил, связанных с глобальными финансовыми структурами, где ведущие позиции закрепили за собой представители Запада. Именно эти силы, а вовсе не национальные государства, контролируют рынки товаров, капиталов и валюты. Главное же — арабо-мусульманскому миру агрессивно навязывается чуждая ему западная модель развития в том ее варианте, когда принцип неустанного движения по пути технического прогресса соотносится с ценностями либеральной демократии и свободного рынка»
17
Феномен свободного рынка и либеральные ценностные установки, подчеркивал Али А. Алави, представляют собой прямую угрозу не только для народов арабских странно и для всего человечества. И не только потому, что безудержное раскручивание человеческих потребностей и безудержный индивидуализм сопровождаются хищническим отношением к природе и ее богатствам. Мировой экономический кризис 2008 г. дал немало свидетельств того, сколь опасны риски, обусловленные действием западных финансовых инструментов, которые полностью не связаны с реальной экономикой, но позволяют делать деньги из денег»
18
Серьезно обеспокоенный подобным положением дел, Али А. Алави ставил вопрос о разработке новой модели модернизации арабских государств, равно как и о смене самой парадигмы общемирового развития и обосновывал особую значимость духов- но-этической составляющей новых стратегических решений проблем современности. Во-первых, арабо-мусульманский мир должен проникнуться, осознанием того, что духовное совершенствование необходимая предпосылка материального процветания во-вторых — восприятием ислама в том его неизменном духовном и этическом измерении, которое составляет внутреннюю сущность исламской цивилизации. Необходима, наконец, адаптация западного опыта комплексной реализации экономической, торговой и финансовой правительственной политики применительно к местным условиям
19
Между темна пути реализации намеченной таким образом задачи сочетания внутренних и внешних факторов модернизации стоят немалые сложности. Некоторые из них связаны с всплеском исламиз- ма» на волне глобализации кардинально не меняя своих программных установок, исламисты придают антиглобалистскую заостренность своим выступлениям против модернизации, отождествляемой с «вестернизацией».
К тому же в условиях глобализации высветились новые аспекты ранее обозначившихся проблем.
17
Ali A. Alawi. Th e crisis of Islamic civilization. New Haven; L., 2009. Р. 5.
18
Ibid. Р. 256–257.
19
Ibid. Р. XVI, 62.

Барковский А.И.
116
Особое значение приобрело осуществление реформ, призванных приобщить мусульманские массы к современному миропониманию и образу жизни способствовать повышению образовательного уровня, продолжительности и качества жизни людей, чтобы они могли эффективно распорядиться своими силами и способностями к труду, к иным видам созидательной и конструктивной деятельности содействовать, наконец, превращению людских ресурсов в человеческий капитал, те. сообщество носителей разнообразных профессиональных знаний и навыков, применяемых в воспроизводственном процессе.
Видные отечественные арабисты АО. Фило- ник и АИ. Вавилов видят актуальность задачи вовлечения национального бизнеса и сложившейся вокруг него среды в более продуктивную деятельность с масштабным производственным компонентом. Такой подход обусловлен не только чисто хозяйственной потребностью. Его политический подтекст состоит в том, чтобы, повышая удельный вес промышленности, сковать общество жёстким порядком современного индустриального производства, привязать национальный капитал исключительно к реальной экономике и отвлечь людские массы от экстремистских лозунгов, расширив занятость. Во всем этом видится возможность перехода к более зрелой экономической стадии развития, отвечающей национальным интересами соответствующей новой модели хозяйственной организации мира»
20
По сути дела, все очевидней прямая зависимость решения столь сложной задачи от ускорения экономического роста в процессе демократизации арабских стран. Залог такого ускорения — ответственное и компетентное управление государством, пишут и говорят многие представители научных и деловых кругов. Конкретизируя это понятие, все чаще выделяют такие индикаторы, как неиспользование правящим режимом ислама в политических целях способность властей вести диалог с обществом, чтобы своевременно предотвращать конфликтные ситуации, не доводя дело до вмешательства внешних сил Филоник АО, Вавилов АИ. Саудовская Аравия поиски внутренней гармонии. МС Барковский АИ, 2012

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей