Диагностика устной речи (сокращённый вариант тестовой методики диагностики
устной речи младших школьников по Т.А. Фотековой) Методика применяется для учащихся начальной школы.
Серия IV – Исследование словаря и навыков словообразования (словообразовательных процессов) – состоит из 4-х групп заданий.
Для детей с ОНР и ЗПР задания на словообразование сложны, часто пробы выполняют стереотипно (инертно: салат из моркови – морковный, суп из грибов – грибный). 1.Образование существительных, обозначающих детёнышей животных в единственном и множественном числе и существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: « Назови детёнышей животных и птиц по образцу». Инструкция: «Я назову большой предмет, а ты маленький».
Образец: У кошки – котята, котёнок.
Образец: стол – столик. У собаки–
у лошади–
у утки –
у лисы –
у льва –
у белки –
у курицы –
у свиньи –
у коровы – Стул – стульчик.
Дом – домик.
Круг – кружок.
Дерево – деревце.
Ухо – ушко.
2. Подбор синонимов и антонимов.
СИНОНИМЫ.
Инструкция: «Назови похожие по значению слова». АНТОНИМЫ.
Инструкция: «Назови слова противоположные по значению, наоборот» Образец: бабушка – старушка.
Образец: большой - маленький.
дедушка –
товарищ –
дело –
метель -
нищета - высокий –
тяжёлый –
широкий –
быстрый -
чёрный –
3.Образование прилагательных от существительных.
Инструкция: «Назови слова по образцу».
ОТНОСИТЕЛЬНЫХ.
Образец: Кукла из бумаги – бумажная.
шляпа из соломы –
кисель из вишни–
горка изо льда –
варенье из сливы –
суп из грибов –
пирог из яблок –
лист дуба –
лист клёна –
лист осины –
шишки ели - .
КАЧЕСТВЕННЫЕ.
Образец: Лису за хитрость называют хитрой.
зайца за трусость –
медведя за силу –
льва за смелость –
тигра за быстроту – . ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.
Образец: У собаки лапа – собачья.
У кошки лапа –
У медведя лапа –
У льва лапа –
У лисы лапа –
У белки лапа – .
Образец: Если днём жара, то день – жаркий. если днём мороз, то день –
если днём солнце, то день –
|