Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

01. для студентов ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. История медицины рабочая тетрадь


Скачать 264.5 Kb.
НазваниеИстория медицины рабочая тетрадь
Анкор01. для студентов ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.DOC
Дата19.10.2017
Размер264.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла01. для студентов ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.DOC.doc
ТипДокументы
#29425
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

_____________________________________________

ФИО студента

______________________________________________

факультет, курс

______________________________________________

группа


Новосибирск

2012/2013 уч.г.

ВВЕДЕНИЕ

«История медицины» – составная часть общей истории науки и культуры. Как самостоятельная дисциплина, в широком смысле слова история медицины является курсом, в котором на базе исторического и логического методов изучается развитие медицины, как всемирно-исторического процесса. В узком смысле история медицины рассматривается как наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины. История медицины и фармации является связующим звеном в изучении всех медицинских дисциплин, так как это один из первых предметов интеграции медицинских знаний, который дает студенту комплексное представление о развитии медицины в целом.

История медицины делится на общую и частную. Общая история медицины изучает общие закономерности развития медицины на различных этапах истории человеческого общества, выделяя важнейшие направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера. Кроме того, общая история медицины показывает роль медицины в культуре и народов, изучает историю научных школ и направлений, врачебную этику и деонтологию. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медико-биологических и гигиенических дисциплин, биографии ученых, их вклад в науку, историю медицинских учреждений и т.д. Вопросы частной истории медицины, как правило, затрагиваются во вводных лекциях при изучении специальных дисциплин на протяжении всех лет обучения Преподавание общей и частной истории медицины составляет систему историко-медицинского образования будущего врача. В этом плане история медицины является связующим звеном в изучении всех медицинских дисциплин, так как это один из первых предметов интеграции медицинских знаний, который дает студенту комплексное представление о развитии медицины в целом.

Рабочая тетрадь является учебно-методическим пособием к семинарским занятиям по курсу «История медицины и фармации» для студентов 1 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. В нее включены материалы, необходимые для подготовки к семинарскому занятию и выполнения самостоятельной работы в виде конспектирования.

Рабочая тетрадь содержат планы семинарских занятий, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта по курсу «история медицины и фармации», контрольные вопросы, задания для выполнения письменной работы, тематические списки литературы. Планы семинарских занятий включают основные вопросы, которые следует разобрать и в устной форме рассмотреть в аудиторные часы. По каждой теме семинарского занятия предложен перечень тем, по которым целесообразно подготовить доклады или небольшие сообщения.

Письменные задания, предлагаемые в каждой теме семинаров, являются обязательными к самостоятельной подготовке студентов. Эти задания предполагают выполнение письменной работы в виде заполнения таблиц, схем, конспектирования или других форм самостоятельной работы прямо в рабочей тетради, что даст возможность легко контролировать самостоятельную работу студентов преподавателем. Особое внимание уделено усвоению ключевых понятий и терминов, на которые студенты должны дать краткие определения, опираясь на материалы лекций, энциклопедий и словарей. В рамках курса необходимо знать имена врачей, оставивших след в истории медицины. Для этого в заданиях представлен список имен, на которые студент в должен составить краткий биографический обзор. Для студентов педиатрического и стоматологического факультета включены задания со знаком «+».

В конце рабочей тетради приводятся примерные тестовые задания по всем темам, темы рефератов и методические рекомендации по их написанию, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, справочный материал.

РАЗДЕЛ 1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ, ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»
Цель курса «история медицины» - наряду с приобретением профессиональных навыков, сформировать у студентов гуманистическое мировоззрение на основе исторического метода познания общих закономерностей развития медицины, расширить знания в области профессиональной медицины, научить видеть перспективу ее развития.

Кроме того, история медицины способствует формированию объективной оценки достижений, чувства профессионального долга и высокой нравственности. На примерах изучения жизни и деятельности выдающихся представителей медицины разных эпох она помогает воспитать честность и бескорыстие, стойкость и принципиальность, трудолюбие и принципиальность, высокие этические качества будущего врача.

Отсюда вытекают и задачи, стоящие перед дисциплиной:

  1. Раскрыть общие закономерности процесса становления и развития врачевания и медицины.

  2. Найти и уметь выделить основные достижения в области медицины каждой эпохи в контексте духовной культуры человечества.

  3. Показать взаимодействие и единство национальных и межнациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.

  4. Познакомить студентов с историей и основными положениями врачебной этики в различных странах мира.

  5. Научить студентов историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества.


1.2. ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НАВЫКИ И УМЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНУ

(см. рабочие программы на сайте НГМУ – Кафедра социально-исторических наук – Документы – Рабочие программы по ФГОС по специальностям)
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки специалистов в области медицины после изучения дисциплины «История медицины» студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. В результате освоения дисциплины «история медицины» студент должен:
I. ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

  1. навыками работы с учебной, научно-исторической, публицистической и справочной литературой;

  2. навыками анализа и обобщения исторического материала;

  3. навыками применения сравнительно-исторического метода при изучении первоисточников по истории медицины и фармации;


II. УМЕТЬ:

  1. отличать особенности мировой и отечественной медицины;

  2. оценивать уровень развития медицины на разных исторических этапах;

  3. анализировать исторические события и понимать логику развития медицинской науки;

III. ЗНАТЬ:

  1. основные понятия и термины в истории медицины и фармации;

  2. основные направления формирования медицинских знаний (народная, традиционная и научная медицины);

  3. выдающихся деятелей мировой и Отечественной истории медицины и фармации;

  4. выдающиеся медицинские открытия;

  5. основные принципы врачебной этики и деонтологии.


IV. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

  1. о периодизации и хронологии мировой и отечественной истории медицины;

  2. о медицинских школах Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

  3. об истории медицинского образования;

  4. о влиянии мировых религий на медицину;

  5. об истории НГМИ-НГМА-НГМУ.


РАЗДЕЛ 2

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

Семинар 1
ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МЕДИЦИНЫ

(пед. и леч. - 3 часа, стом. – 2 часа)
Цели и задачи семинарского занятия:

Ознакомиться с целями и задачами курса, с требованиями к дисциплине, заложенными в стандартах и рабочих программах по специальностям.
ПЛАН:

I. История медицины как наука.

    1. Цели дисциплины «История медицины»

    2. Задачи дисциплины «История медицины»

II. Основные требования, предъявляемые к дисциплине «История медицины»

    1. Требования, предъявляемые к дисциплине в соответствии с ФГОС и Рабочей программой.

    2. Основная и дополнительная литература по истории медицины.

    3. Как писать реферат по истории медицины.

    4. Требования, предъявляемые к истории медицины на семинарских занятиях.


ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

Максимальное количество баллов по видам учебной деятельности – 100 с учетом бонусов (2 балла)

Минимальное количество баллов по видам учебной деятельности – 61
РАСЧЕТ РЕЙТИНГА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ



Вид учебной деятельности студента

Диапазон

баллов (с переводом в пятибалльную систему в электронный журнал)

Максимальное количество баллов за вид работы

1. Заполнение рабочей тетради по темам (5 заданий):

  • полностью правильно выполненное задание с выводами

  • выполненное задание без выводов

  • частично выполненное задание

  • невыполненное задание или выполненное не самостоятельно

1-3

3 (5)

2 (4)

1 (3)

0 (2)


18

2. Подготовка сообщений или докладов (2 доклада за семестр):

  • полное раскрытие темы доклада в соответствии с требованиями (регламент, свободное владение материалом, наглядность, ответы на вопросы)

  • раскрытие темы доклада с неполным выполнением требований (тема раскрыта, но не выдержан регламент, частичные ответы на вопросы)

  • тема раскрыта не полностью, материалом владеет слабо (в основном читает), на вопросы не отвечает

  • тема раскрыта частично, слабое владение материалом, отсутствие наглядность

  • доклад не подготовлен

0-5

5 (5)
4 (4)
3 (3)

2 (3)

0 (2)


10

3. Участие в обсуждении и дискуссиях (18 занятий):

  • развернутые дополнения, содержащие существенную информацию, показывающие владение студентами материалом темы

  • краткие дополнения (не менее 2-х)

  • ответы на наводящие вопросы преподавателя, умение задавать вопросы по теме

0 - 3

3 (5)

2 (4)
1 (3)


45

4. Текущие контрольные работы (5 письменных работы в аудитории)

- полностью правильно даны ответы на вопросы

- правильные ответы на две трети вопросов

- правильно даны ответы на половину вопросов

- неправильные ответы на больше половины вопросов

0-3
3 (5)

2 (4)

1 (3)

0 (2)


15

5. Написание реферата по дисциплине (1 реферат к зачету)

- реферат полностью соответствует требованиям

- реферат соответствует требованиям, отдельные вопросы плана раскрыты не полностью

- реферат частично соответствует требованиям

- реферат не соответствует требованиям, тема не раскрыта

5

5 (5)
4 (4)

3 (3)

2 (2)


5

6. Тестирование

- итоговое (на последнем занятии)

в компьютерном классе

5

Максимальное количество баллов за все виды работ




98

Бонусы за дополнительную работу, дисциплину, участие в СНО, Олимпиадах и т.д.




2

ИТОГО




100


РАСЧЕТ РЕЙТИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ:
Результаты тестирования выставляется по пятибалльной шкале, которая переводится в бальную систему по таблице:


Балл по 100-бальной системе

Перевод в пятибалльную систему

90-100

5

80-90

4

70-80

3

до 70

2


РАСЧЕТ РЕЙТИНГА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»



Вид учебной деятельности студента

Диапазон баллов по темам

Максимальное количество баллов за вид работы

1. Заполнение рабочей тетради (6 заданий):

1-3

18

2. Подготовка сообщений или докладов (2 доклада):

0-5


10

3. Участие в дискуссии (9 занятий)

0-5

45

4. Текущие контрольные работы (5 письменные работы)

0-3

15

5. Написание реферата (1)

0-5

5

6. Тестирование итоговое (1)

0-5

5

Максимальное количество баллов за все виды работ




98

Бонусы

2

+2

ИТОГО с бонусами




100



Семинар 2

ИСТОРИЯ НГМУ

(пед. и леч. - 3 часа, стом. – 2 часа)
Семинарское занятие проходит в музее истории НГМУ (лабораторный корпус).







Семинар 3
ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

(пед. и леч. - 3 часа, стом. – 2 часа)
ПЛАН:


  1. Первобытное общество в истории человечества; антропогенез и определение существенных для курса особенностей вида Homo Sapiens

    1. Периодизация первобытного общества.

    2. Антропогенез.

    3. Социогенез.




  1. Формирование современного поведения, инстинктивная помощь и эмпирическое накопление знаний, зарождение врачевания в первобытном обществе.

2.1. Периодизация истории медицины первобытного общества (по Сорокиной Т.С.)

2.2. Накопление и передача эмпирических знаний. Использование природных

лекарственных средств.

2.3. Рациональные и иррациональные знания. Первобытные верования и врачевание.

2.4. Развитие врачевания в первобытном обществе. От «самолечения» к «взаимопомощи».


  1. От «формирующейся медицины» к медицине народной.

3.1. «Формирующаяся медицина».

3.2. Народная медицины. Определение и особенности.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:


  1. Первые хирургические операции в истории человечества (трепанация, ампутация, скарификация).

  2. Анимистические культы первобытных культур и врачевание.

  3. Народная медицина – источники и особенности передачи знаний.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2004. – С. 13–112.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004. – С. 9–43.

3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987. С. 7–98.

4. Малая медицинская энциклопедия / Под. ред. В. И. Покровского. – М., 1992. – Т. 2. – С. 203–225. (любые издания)

5. Интернет-ресурсы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»
ЗАДАНИЕ № 1. Заполните таблицу «Периодизация истории медицины»:
Таблица. Периодизация истории медицины


пп

Период истории

(цивилизации-

онный подход)

Период истории (формационный подход)

Хронологические рамки

периода

Абсолютный возраст

периода

Характерные черты медицины и ее особенности


1.



ДРЕВНЕЙШИЙ МИР

(Первобытное общество)













2.


ДРЕВНИЙ МИР

а) Древний Восток (Месопотамия, Египет, Индия, Китай)

б) Античный мир (Греция и Рим)











3.


СРЕДНИЕ ВЕКА

а) Византия

б) Арабский Восток

в) Западная Европа

г) Америка

д) Древняя Русь












4.


НОВОЕ ВРЕМЯ

а) Западная Европа

б) Россия













5.


НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

(современная история)













ЗАДАНИЕ № 2. Дайте определения понятиям и терминам:
Антропогенез - ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Homo erectus - _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Homo habilis - _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Homo sapiens - _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Социогенез -__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Палеопатология - ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Палеонтология - _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Эмпирические знания - _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Иррациональные знания -_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Фетишизм - ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тотемизм - ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анимизм - ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анимализм - __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лечебная магия - ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рациональные знания - _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трепанация черепа - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Скарификация - _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формирующаяся медицина -_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 3. Сделайте выводы по теме:
– Какое направление медицины вышло из недр первобытного общества? Дайте определение

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каковы особенности народной медицины? Выделите несколько характерных черт.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Ответьте на вопросы по теме «Врачевание в первобытном обществе» для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Каковы периодизация и хронологические рамки первобытного общества?

  2. Что такое палеопатология?

  3. Какие этапы можно выделить в эволюции первобытного человека.

  4. Какие источники сведений о первобытном врачевании используются в истории медицины?

  5. Какие примитивные верования характерны для первобытного общества?

  6. Когда зародилось врачевание в человеческом обществе?

  7. Что такое «формирующаяся медицина»?

  8. Как происходило накопление эмпирических знаний в процессе развития врачевания?

  9. Как формировались рациональные и иррациональные знания в процессе врачевания?

  10. Каковы приемы рационального врачевания в первобытном обществе?

  11. Что такое лечебная магия?

  12. Каковы зачатки гигиенических навыков в первобытном обществе?

  13. Как складывалось коллективное врачевание?

  14. Кто были первыми профессиональными служителями врачевания в первобытном обществе?

  15. Каковы представления о болезнях в первобытном обществе?

  16. Какие способы лечения сложились в первобытном обществе?

  17. Какие лекарственные средства использовались в первобытном обществе?

  18. Что такое народная медицина?






перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей