Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

История развития стоматологии. Вклад отечественных ученых в развитие отечественной стоматологи


НазваниеИстория развития стоматологии. Вклад отечественных ученых в развитие отечественной стоматологи
Дата06.09.2019
Размер0.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла1-14_proped.docx
ТипДокументы
#63045
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6
История развития стоматологии. Вклад отечественных ученых в развитие отечественной стоматологи.

В истории зубоврачевания и стоматологии в России можно выделить пять периодов.

1-й период. Зубоврачевание в рамках народной медицины и хирургического ремесла: от древности до XVIII века включительно.

2-й период. Выделение зубоврачевания как самостоятельной области лекарской помощи и одновременно - как направления в клинической хирургии (челюстно-лицевая хирургия): 1-я половина XIX века.

3-й период. Подготовка к организационному оформлению врачебной профессии стоматолога: реформа образования (частные зубоврачебные школы вместо ремесленного ученичества, первые курсы и кафедра одонтологии в университетах); возникновение профильных обществ, съездов, печати: 2-я половина XIX - начало XX века.

4-й период. Становление и развитие советской стоматологии как самостоятельной области научной клинической медицины в СССР: 20-80-е годы XX века.

5-й период. Формирование стоматологии как научно-технического комплекса в рамках современной клинической медицины с конца XX века.

К основоположникам стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в СССР можно отнести Н.И. Агапова, Е.М. Гофунга, П.Г. Дауге, А.И. Евдокимова, А.Я. Катца, А.А. Лимберга, И.Г. Лукомского, А.Э. Рауэра и Д.А. Энтина.
Эммануил Сергеевич Тихонов. 

Патриарх российской стоматологии, доктор медицинских наук, академик Международной академии информатизации, профессор Рязанского государственного медицинского университета, челюстно-лицевого хирург высшей категории, ветеран Великой Отечественной войны, был учеником А.И. Евдокимова и А.И. Рыбакова. У которых он научился пластике восстановительной хирургии лица.

С 1963. работал ассистентом по курсу стоматологии при кафедре госпитальной хирургии.

И в этом же году был выбран доцентом курсу статмологии, ортопедии и военно-полевой хирургии.

Благодаря его настойчивым инициативам в Рязанском медицинском университете имени академика И.П. Павлова в свое время был открыт стоматологический факультет, в регионе появились 8 специализированных стоматологических поликлиник, заработало стационарное стоматологическое отделение, ставшее клинической базой кафедры хирургической стоматологии РГМУ

За время своей работы Эммануил Сергеевича создал различные сшивающие аппараты, разработал  новые методики оперативного лечения больных с переломами нижней челюсти. Он - автор более 170 научных работ по различным проблемам стоматологии, на созданные им аппараты получено 12 авторских свидетельств, на 3 выданы патенты, на 31 устройство - удостоверения на рационализаторские предложения. 

Наталья Васильевна Курякина

Заслуженный врач Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, отличник здравоохранения РСФСР, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой терапевтической и детской стоматологии РязГМУ им. академика И.П. Павлова

Курякина Н.В. 1938 года рождения в 1961 году окончила Харьковский Государственный медицинский стоматологический институт.

Работала врачом - стоматологом в разных городах. С 1972 г. - главный врач Областной стоматологической поликлиники г. Мурманска и внештатный главный стома­толог Мурманской области, председатель научного общества стоматологов области и член правления Всероссийского научного общества стоматологов.

С 1983 г. по 1993 г. работала ассистентом кафедры терапевтической стоматологии Харьковского медицинского института.

С 1993 г. возглавила организованную ей кафедру терапевтической и ортопедической стоматологии.

Ученое звание профессора по кафедре терапевтической и ортопедической стоматологии Курякиной Н.В. присвоено в 1994 году Государственным комитетом Российской Федерации.

С 2000 г. возглавляла кафедру терапевтической и детской стоматологии.

Имеет 312 публикаций, из них 201 научных, 65 учебно-методических работ, в том чис­ле 13 изобретений и 22 рацпредложения, 2 монографии, 9 учебных пособий, из них 6 с гифом УМО.

    Организация и структура стоматологической поликлиники, стоматолоического кабинета. Санитарно - гигиенические нормы, предъявляемые к стоматологическому кабинету. Стоматологические установки, виды, принцип работы. Эргономические основы организации рабочего места.
    Устройство поликлиники:• регистратура

    • специализированные отделения: терапевтической стоматологии, хирургиче­ской стоматологии, ортопедической стоматологии с зуботехнической лабора­торией, детской стоматологии

    • кабинет первичного осмотра

    • кабинет неотложной стоматологической помощи

    • кабинет рентгенодиагностики

    • кабинет физиотерапии

    Устройство кабинета
    Традиционно все стоматологическое оборудование кабинета принято делить на основное, без которого невозможно осуществление врачебных действий и вспомогательное, необходимое для конкретных манипуляций. Естественно, такое деление весьма условно.

    В оснащение рабочего места врача-стоматолога входит стоматологическая установка, винтовое кресло для врача, кресло для ассистента, столик для лекарственных средств и материалов.

    Во вспомогательной зоне кабинета размещают канцелярский стол для ведения документации, стулья, раковины для мытья рук и инструментария, стол с набором стерильных инструментов, шкафы для хранения лекарственных веществ, инструментов, пломбировочных материалов и др.

    Рабочее место медицинской сестры оснащено: столом для сортировки инструментов, суховоздушным шкафом для стерилизации инструментов, ультразвуковой мойкой для предстерилизационной очистки инструментов, глассперленовым стерилизатором для стерилизации мелких стоматологических инструментов, аппаратом для дезинфекции и смазки наконечников типа «Assistina», стерильным столом или ультрафиолетовой камерой «Panmed» для хранения стерильных инструментов и др.

    Для санитарки должен быть стол для сортировки использованного инструментария, раковина для мойки инструментов.

    Кроме того, в хирургическом кабинете и операционной также размещены:

    •операционный столик передвижной;

    •операционный стол для размещения стерильных инструментов и материалов;

    •стол для размещения емкостей с растворами анестетиков, антисептиков;

    •контейнеры со стерильными инструментами для трахеотомии, а также для хранения стерильных разовых шприцев, инъекционных игл, анестетиков, шовного и перевязочного материалов, хирургических инструментов;

    •лампа операционная бестеневая стационарная либо электрический светильник передвижной;

    •аспиратор хирургический переносной; диатермокоагулятор стоматологический или хирургический; блок для обработки рук хирурга до и после операции.

    Основное назначение предоперационной - обработка рук хирурга до и после операции.

    Здесь же, кроме того, размещены стол для заполнения медицинской документации, шкаф для размещения лекарственных препаратов, предназначенных для неотложной помощи, контейнеры со стерильными инструментами для трахеотомии.

    Основное оборудование операционной может включать универсальную стоматологическую установку либо комплектоваться отдельными модулями.
    Санитарно - гигиенические нормы
    •Максимальное количество стоматологических кресел (установок) не превышает трех в одном кабинете при наличии 14 м2 площади на одно кресло и 10 м2 - на каждое дополнительное.

    •Высота помещения должна быть не менее 2,6 метра, что бы обеспечивать как минимум 12 м3 воздуха на одного человека (объем достаточный для дыхания, без ощущения спертости воздуха).

    •Максимальная глубина кабинета (глубина залегания) при одностороннем освещении не должна быть более 6 м.

    •Уровень общей освещенности (естественной и искусственной) должен быть не менее 5000 люкс. Отношение остеклённой площади окон к площади пола помещения должно составлять 1:4-1:5. Угол падения световых лучей должен составлять не менее 28°. Системы искусственного освещения - обязательно две: общее и местное. Общее осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания, местное - с помощью бестеневых рефлекторов универсальных установок (для создания достаточного для работы уровня освещения в полости пациента).

    •Для окраски стен и пола применяют нейтральные пастельные тона с коэффициентом отражения не ниже 40%, что не мешает правильному цветоразличению оттенков окраски слизистой оболочки полости рта, кожных покровов, зубов, пломбировочных и облицовочных материалов. Стены должны быть гладкими, без трещин и щелей, утлы и места соединения стен, потолка и пола должны быть закругленные. Поверхности стен и потолка оштукатуривают, добавляя в раствор 5% порошка серы, которая связывает сорбирующую ртуть (при работе с амальгамой)в химически прочное соединение, практически не подвергающееся десорбции.

    •Полы настилают линолеумом с обязательной сваркой швов. Уборку стоматологических кабинетов проводят не реже двух раз в смену с применением дезинфицирующих средств. Стены и пол хирургического кабинета и операционной покрываются кафельной плиткой, потолок выравнивают и покрывают масляной краской, что позволяет проводить влажную уборку. Если окна кабинета ориентированы на юг, они должны иметь жалюзи.

    •Кабинеты оборудуются централизованными системами водоснабжения (холодного и горячего), канализации, отопления и вентиляции. В качестве нагревательных приборов в системе центрального водяного отопления применяют радиаторы с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку. Система общеобменной приточно-вытяжной вентиляции оборудуется с кратностью воздухообмена 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку. Кроме того, необходимо наличие естественной вентиляции: открывающиеся окна, фрамуги, форточки, и вытяжных шкафов с принудительной вытяжкой (в них хранится и подготавливается амальгама и другие летучие вещества).

    Стоматологические установки
    Стоматологическая установка - это комплекс оборудования, предназначенного для выполнения стоматологических задач.

    Современная стоматологическая установка оснащена турбинной бормашиной, электробормашиной, пневмобормашиной, имеет светильник дневного света с регулировкой освещенности рабочего поля от 8000 до 28000 люкс и другие приспособления, позволяющие врачу и его ассистенту работать на современном уровне. Инструменты пневмо- и турбинной бормашины имеют воздушно-водяное охлаждение.

    Основные блоки стоматологической установки:

    Блок (модуль) инструментов врача - основной блок стоматологической установки содержит инструменты для манипуляций в полости рта. Может комплектоваться осветительным блоком для инструментов с волокнооптическими осветителями;
    низкоскоростные моторы - обеспечивают скорость вращения роторного инструмента от 10 000 до 30 000 оборотов в минуту;
  1. высокоскоростные роторные (турбинные) инструменты обеспечивают скорость вращения роторного инструмента от 300000 до 500000 оборотов в минуту. Обычно два наконечника: терапевтический и ортопедический;
  2. другие инструменты - скейлер (инструмент для снятия зубных отложений), полимеризационная лампа и др.
    Блок управления - состоит из педали и панели управления, служит для управления всеми системами установки (положением кресла, скоростью вращения инструментов и др.)

    Гидроблок стоматологической установки имеет в своём составе:
    плевательницу, предназначенную для утилизации слюны и других жидкостей в канализационную систему;
  3. раковину стакана, предназначенную для наполнения стакана водой для полоскания полости рта, снабжена фильтром для очистки поступающей воды.
  4. слюноотсос - предназначен для утилизации слюны и других жидкостей непосредственно из полости рта пациента в канализационную систему;
  5. аспиратор - предназначен для утилизации аэрозольной или абразивной водо-воздушной смеси, образующейся в полости рта при работе;
  6. водовоздушный пистолет - предназначен для высушивания струей воздуха и орошения полости рта водой или водовоздушной смесью.
    Осветительный блок - состоит из галогенной (или светодиодной) осветительной лампы для освещения рабочего поля, а также кронштейна, позволяющего поднимать, опускать, поворачивать в горизонтальной плоскости и удерживать лампу в заданном положении. Хирургические установки могут комплектоваться бестеневыми светильниками.

    Компрессор предназначен для подачи сжатого воздуха к турбинным наконечникам и водовоздушному пистолету.

    В стоматологических бормашинах для передачи вращения от двигателя к наконечнику используют приводы трех видов:
    жесткие многозвеньевые передачи со шнурами (жесткие рукава);
  7. передачи с гибкими проволочными ватами (гибкие рукава);
  8. безрукавные передачи с использованием пневматических или электрических микродвигателей, которые непосредственно закрепляются на стоматологическом наконечнике или встраиваются в него.
    В настоящее время в ортопедической стоматологии применяют различные бормашины с регулируемой скоростью вращения, которую принято считать:
    низкой (до 10000 об/мин);
  9. средней (от 25000 до 50000 об/мин); высокой (от 50000 до 100000 об/мин);
  10. очень высокой (от 100000 до 300000 об/мин):
  11. сверхвысокой (свыше 300000 об/мин).
    Стоматологические установки можно классифицировать:

    1. По способу расположения установки в кабинете:

    а) стационарные, жестко фиксируемые к полу кабинета;

    б) портативные, в которых врачебный блок-модуль не имеет жесткого соединения с креслом. Поэтому стандартный передвижной комплекс на колесах и устойчивая подставка с высокоскоростными и низкоскоростными инструментами позволяют наиболее оптимально располагать его во время приема больного.

    2. По количеству обслуживающего персонала - только для врача; для одновременной работы врача и его ассистента (так называемый принцип работы «в четыре руки»).

    3. По способу расположения инструментального блока выделяют, как правило, три основных варианта:
    мобильные приставки-тележки (карты), которые представляют наиболее удобную и достаточно дорогую систему подачи инструмента. Они могут быть передвинуты в любое место, исходя из необходимости расположения: надежны в работе; эстетически оформлены и имеют независимое автоматизированное управление;
  12. кабинетные встроенные кронштейны - пригодны для подачи инструмента сзади и сбоку. Кронштейны являются самой дорогой и менее подвижной из всех систем подачи инструмента и могут быть встроены в мебель. Пациент, садясь в кресло, не видит инструмента;
  13. укрепленный на пантографическом держателе столик врача с инструментами и галогенным светильником менее эстетичен и менее устойчив по сравнению с другими типами, но обеспечивает большой радиус действия. Такой столик легко перемещается в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что обеспечивает его удобное расположение относительно врача и больного, оснащен элементами управления оборотами микромотора и охлаждением инструмента, имеет большую площадь для размещения инструментов и полуфабрикатов протеза, а также снабжен негатоскопом для просмотра рентгеновских снимков;
    4. По способу крепления шлангов для наконечников (верхняя и нижняя подача);

    5. По типу привода:
    воздушные - для установки на рукаве наконечников;
  14. турбинных;
  15. микромоторных;
  16. со встроенными воздушными микромоторами, которые устанавливаются на воздушный рукав через быстрый соединитель;
  17. специального назначения (лазерные, для препарирования лучом; для проведения эндодонтических работ, для пародонтологических манипуляций);
  18. для профессиональной гигиены (снятие зубных отложений; отбеливание содой под давлением) и снятия за счет разрушения цементного слоя искусственных коронок и мостовидных протезов;
  19. электрические - для установки на них электрических микромоторов (щеточных и бесщеточных) и пьезоэлектрических скейлеров.
    Принцип работы турбинной бормашины:

    Компрессор, приводимый в движение электродвигателем, создает и поддерживает в ресивере давление от 4 до 6 атм. Клапан регулировки давления позволяет регулировать выходное давление, в соответствии с рабочим давлением используемого турбинного наконечника (обычно 2-3 атмосферы) Установленное давление отображается на манометре. Вода в водяном баке подпирается давлением воздуха на ресивере (чтобы давление воды соответствовало давлению воздуха). При нажатии на педаль напряжение подастся на электропневмоклапан, который открывает подачу воздуха и воды к турбинному наконечнику, через турбинный рукав. Регулировка количества охлаждающей воды и воздуха осуществляется кранами.

    Стоматологические кресла выпускаются с двумя основными типами моторов:

    1) гидравлические - они плавные и бесшумные в работе, имеют закрытый масляный цилиндр с сальниками, которые, к сожалению, могут протечь;

    2) электрические - более надежные с точки зрения долговечности и легкости замены, чем гидравлические цилиндры. Нет проблем с утечкой масла, но они не столь плавно и тихо работают.

    Регулировка сиденья и спинки кресла осуществляется с помощью гидравлического или электромеханического привода, управляемого посредством:
    панели с кнопками для ручного управления, расположенными на боковой поверхности спинки справа на выносном столике. При этом перемещение подножки связано с изменением положения спинки:
  20. выносной (ножной) педали;
  21. мембранно-клавишного пульта для врача и его ассистента
    При этом пульт, как правило, размещен на держателе наконечников и защищен прочной прозрачной пленкой, позволяющей проводить обеззараживание поверхности Встроенный блок памяти позволяет программировать параметры работы инструментов или положения стоматологического креста и эффективно использовать их во время работы с пациентом.

    Эргономика
    Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т.е. сделать труд высокопроизводительным и эффективным, с другой, обеспечить человеку удобство работы, сохранение его сил, здоровья и работоспособности.

    Основные задачи эргономики:

    •снижение трудоемкости работы врача и медицинской сестры;

    •устранение риска возникновения профессиональных заболеваний;

    •качественное улучшение методов работы и снижение нагрузки на пациента;

    •высвобождение времени для повышения профессиональной квалификации сотрудников за счет более продуктивного использования рабочего дня персонала;

    •экономия времени пациентов при ожидании приема врача, сокращение числа посещений, увеличение объема проводимых манипуляций в одно посещение.

    Врач-стоматолог в зависимости от характера лечебного вмешательства может работать в положении сидя или стоя (при положении пациента лежа, полулежа, сидя). В настоящее время считается, что требованиям эргономики наиболее соответствует работа врача стоматолога терапевта с ассистентом «в четыре руки» при горизонтальном положении пациента. Кроме экономии времени, такая организация работы даст врачу ряд технологических преимуществ. В настоящее время принцип работы «в четыре руки» подразумевает пять компонентов практики (Садовский В. В., 1999):

    1.Работа сидя,

    2.Помощь ассистентов.

    3.Организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (предварительный анализ, планирование, менеджмент, оценка).

    4.Максимальное упрощение рабочих моментов приема.

    5.Профилактика инфекционных осложнений (Infection Control).

    При организации работы по принципу «в четыре руки» пациент располагается в кресле «в положении лежа». При лечении жевательных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла составляет 20-25°. При лечении зубов верхней челюсти или фронтальных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла не превышает 5-10°, а иногда пациента располагают горизонтально (чтобы нос и колени пациента находились примерно на одном уровне). Врач сидит непосредственно за головой пациента в положении «8-12 часов» на абстрактном циферблате, перемещаясь в пределах этой зоны для обеспечения хорошего обзора и максимального удобства работы. Стул врача должен быть отрегулирован таким образом, чтобы стопы врача стояли на полу, ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90°, а туловище врача располагалось вертикально, опираясь поясницей на спинку стула. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому пациент как бы возлежит на коленях врача. В процессе работы стоматолог должен следовать «правилу параллели»: фронтальная поверхность лица врача должна располагаться параллельно поверхности препарируемого зуба.

    Ассистент располагается в позиции «2-5 часов». Рабочий стол ассистента располагается справа от него. Для лучшего обзора и удобства работы ассистент должен сидеть на 10*12 см выше врача. Чтобы обеспечить эргономичную позу ассистенту (сгибание ног в коленных суставах под углом 90о), на ножке стула для ассистента делается круговая подставка для ног. Вместо традиционной спинки, на стуле для ассистента делается «абдоминальный упор», который устанавливается у основания грудины на уровне мечевидного отростка и обеспечивает дополнительную опору для туловища.


        1   2   3   4   5   6
      перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей