Главная страница
qrcode

Методичка_1_2. Как это делать 2Это набор советов для участников проекта нано 24


НазваниеКак это делать 2Это набор советов для участников проекта нано 24
АнкорМетодичка 1 2.pdf
Дата08.05.2017
Размер0.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodichka_1_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#17364
Каталог

1
Как это делать

2
Это набор советов для участников проекта НАНО­24.
Настоятельно рекомендуем этот документ прочитать
внимательно. Иногда очень интересная работа журналиста
отправляется в корзину только из­за того, что этот
журналист не учел какие­то особенности формата. Только не
воспринимайте эти рекомендации как универсальные
правила для всей журналистики. Они подготовлены для
конкретного проекта, имеющего свои особенности.
Удачи вам!

3
Оглавление
1.
Зачем это нужно……………………….…4
2.
Как подготовиться…………………….…6
3.
Как начать общение……...............9
4.
Как собирать информацию………..10
5.
Как писать заметку……………………12
6.
Как выкладывать на сайт………….22

4
Зачем это нужно
7.
Очень часто публикации о высоких технологиях напоминают школьные учебники истории. В учебниках рассказывают о великих битвах, царях, президентах. Иногда даже приводятся данные об урожаях зерна и выплавке чугуна. Но там слишком мало говориться о том, какой была повседневная жизнь рыцаря, чиновника или крестьянина. Точно так же многие статьи о современных технологиях посвящены тому, сколько миллионов рублей инвестировано, какой технологический центр открылся, что сказал губернатор о модернизации экономики и так далее.
8.
Основная цель проекта НАНО‐24 показать реальную жизнь и работу предприятий, институтов, школ и других организаций, связанных с передовыми технологиями. В течение одного дня (26 февраля) будет организованна трансляция новостей из ключевых объектов. Новости должны быть связаны с тем, что происходит «здесь и сейчас». То есть – освещается не история, не планы, а, в первую очередь, события одного дня.
9.
Мы хотим показать обществу, как разрабатываются новые технологии, чем занимаются ученые в лабораториях, как работает инновационное производство, что происходит в стенах университетских аудиторий и школьных классов. Нам важнее реальная жизнь с ее деталями, судьбами, человеческими высказываниями.
10.
Чтобы это понять, перечитайте любое приличное литературное произведение. Можно, конечно, составить пресс‐релиз: «Вчера в Санкт‐
Петербурге студент высшего учебного заведения совершил преступное деяние против представителя мелкого финансово‐кредитного бизнеса…». Но
Достоевский почему‐то целый роман написал. Мы не, разумеется, не претендуем на произведение такого уровня, но все‐таки описание реальной жизни для нас важнее сухих отчетов.
11.
Аргумент из совсем другой области. Не так уж много людей представляет, в чем заключается каждодневная работа специалиста по нанокерамическим покрытиям или преподавателя физики. Помогите узнать об этом!
12.
Высокие технологии открывают нам путь в будущее… От этой фразы веет пафосом и официозом. Но ведь, действительно, открывают. И целые

5
поколения весьма неглупых людей росли на научной фантастике. А теперь элементы этих книг и фильмов воплощаются в реальность. Давайте об этом напишем!
13.
Этот проект полезен для тех, о ком вы пишете. Организациям все чаще бывает нужно представлять свои результаты перед инвесторами, чиновниками или кем‐то еще. Участие в нашем проекте – это дополнительный тренинг по презентации своей деятельности, который этим людям может сильно помочь в будущем.
14.
Этот проект полезен для вас. Ведь такой опыт и такой драйв вы вряд ли где‐
то сможете получить.

6
Как подготовиться
1.
У каждого предприятия / лаборатории / школы есть свой сайт. Как только вы поняли, из какой точки вы будете вести трансляцию, вам нужно изучить внимательно сайт этого учреждения.
2.
Забейте название места, куда вы идете, в Яндекс‐Новости и посмотрите, что про них писали в последнее время.
3.
Из текстов сайта вычлените ключевые слова, относящиеся к данному предприятию. Например, обнаруживаем в перечне деятельности предприятия:
«‐ Технологии компактирования дисперсных порошков с использованием
глиоксаля
‐ Создание производства глиоксаля с применением наноструктурированных
катализаторов
‐ Глиоксальсодержащие материалы в технологиях добычи нефти и газа»
Видно, что ключевым словом является некий загадочный глиоксаль. В том, что вы о нем ничего не знаете, нет криминала. Глиоксаль не знаком с вами, вы не знакомы с глиоксалем. Все нормально. Но перед встречей неплохо что‐то узнать о своем будущем знакомом. Лезем в Интернет и путем нехитрых манипуляций получаем:
«Глиоксаль служит сырьем для создания веществ и материалов, применяемых в
фармацевтике, строительстве, нефтепереработке, текстильной,
кожевенной, лакокрасочной, клеевой, металлургической промышленности,
используется при производстве взрывчатых веществ, нового поколения
ракетного топлива и т.д. Универсальность глиоксаля (насчитывается около 2,5
тыс. материалов, которые можно создать на его основе) и определяет его
коммерческую ценность – тонна вещества стоит 95 тыс. рублей. До 2010 года
технологиями производства глиоксаля располагали только семь стран в мире.
Благодаря томским ученым Россия стала восьмой».
4.
Очень целесообразно прийти на вашу точку заранее – за несколько дней до
26 февраля. Это вам позволит быть в курсе дела и мысленно представлять

7
будущую трансляцию. Кроме того, это позволит не отвлекаться на
«экскурсионную» часть вашего общения, которая очень вероятно.
5.
Общаясь с представителем «точки», четко проговорите вашу задачу. Мы пишем новости. Не обзор рынка, не историю предприятия, не интервью с директором. Мы пишем новости. Мы пишем новости…
Постарайтесь предположить, какими именно будут эти новости. Подобное прогнозирования является важной частью журналистского профессионализма.
Прогноз новости может выглядеть так
‐ Завод ХХХ. В 16.00 у них заканчивается смена. Выяснить, сколько чего
выпущено. Взять комментарий.
‐ Школа ХХХ. В 13.15 должен начаться урок физики. Сделать короткий
репортаж с урока. На перемене опросить школьников, задавая им вопрос: «Что
такое нанотехнологии»
‐ Университет ХХХ. У них там лаборатория новых материалов. Узнать над
каким материалом они работают сейчас. Что этот материал может дать
людям в будущем. В какой стадии сейчас работы.
6.
Постарайтесь наладить контакт не только с руководством организации, но и с рядовыми сотрудниками. Порой они конструктивнее и больше могут рассказать о текущей деятельности, а не о глобальных достижениях и планах.
7.
Не забывайте паспорт – во многих местах жесткая пропускная система.
8.
Имейте под рукой следующие номера телефонов:
‐ представителя той организации, куда вы собираетесь идти
‐ координатора проекта НАНО‐24 по вашему городу
‐ координаторов проекта в Москве.
9.
Очень хорошо иметь с собой ноутбук / нетбук / планшет или какое‐то еще устройство, на котором можно набирать текст.
10.
Не забудьте зарядку для ноутбука, телефона и прочих гаджетов, которые вы собираетесь использовать.

8
11.
Договариваясь о трансляции, уточните – будет ли возможность пользоваться
Интернетом непосредственно на точке или где‐то рядом. Если такой возможности нет, озаботьтесь 3G‐модемом.
12.
Не забудьте блокнот и авторучку. Вообще нормальный журналист никогда и никуда не должен ходить без блокнота и авторучки.
13.
Возьмите с собой шоколадку. Вполне возможно, что график ваш будет таким суровым, что вы не успеете нормально пообедать. Другой вариант ее использования, допустим, сотрудники в том месте, откуда вы ведете трансляцию, собираются пить чай. Тогда вы сможете к ним присоединиться не с пустыми руками.
14.
Вполне вероятно, что вас откажутся отпускать в день Х (26 февраля) с работы
/ учебы. Попробуйте убедить, что это время вы проведете не зря. Допустим, если вы студент журфака, то объясните, насколько данный проект полезен для вашего профессионального развития (мы готовы в ваш деканат соответствующую бумажку прислать). Если вы работаете в местном СМИ, то можете предложить своему редактору сделать отдельный материал о нанотехнологиях. Если вы учитесь или работаете на технической специальности, то можете сказать, что данный проект позволит вам развить навыки популяризации и продвижения технологических достижений (кстати, это будет правдой). Впрочем, если вы работаете в цветочном магазине, то аргументы подобрать будет сложно.
15.
Прочитайте (хотя бы частично) предыдущие трансляции: «Новосибирск‐24»,
«Казань‐24», «Екатеринбург‐24», «Выборы‐24», трансляции с митингов оппозиции и др. Конечно, тематика у них совсем другая, но суть и стиль уловить можно. http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/ekaterinburg‐24/
http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/kazan‐24/
http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/novosib24/
http://www.rusrep.ru/article/2011/12/06/protest/
http://www.rusrep.ru/vibory04‐03‐2012/
http://www.rusrep.ru/article/2012/03/05/mitingi/
http://www.rusrep.ru/vibory24/
http://www.rusrep.ru/article/2012/02/03/4feb/

9
Как начать общение
1.
Используйте «открытый прием». То есть, перед началом трансляции расскажите вашему собеседнику, что именно вы хотите получить, как будет выглядеть результат. Покажите ему трансляцию в Интернете.
2.
Подчеркните: мы пришли НЕ брать интервью. Мы пришли НЕ снимать видео.
Мы пришли НЕ на экскурсию. Мы пришли делать НОВОСТИ.
3.
Если вас приняли хорошо и дружелюбно – не радуйтесь. Вполне вероятный сценарий: вас угощают кофе и ведут на встречу с руководителем компании/лаборатории, который рассказывает вам об успехах предприятия за последние пять лет. После этого директор по маркетингу / младший научный сотрудник берет вас за руку и начинает экскурсию по предприятию
/ факультету…. Вполне возможно, что этот процесс окажется познавательным и интересным. Но сделать по его итогам хотя бы одну заметку в формате НАНО‐24 – безумно тяжело.
4.
Используйте фразу: «Я понимаю, что вы очень загружены. Давайте я не буду отрывать вас от важных дел и просто посижу и посмотрю, что у вас тут происходит. А вы в перерывах будете давать мне небольшие пояснения…».
5.
Еще одна фраза: «Как тут у вас все интересно! Просто глаза разбегаются. Но чтобы они не разбежались окончательно, давайте мы сконцентрируемся на одном из процессов…».
16.
Скорее всего, ваш собеседник в начале беседы все равно будет рассказывать о своем отношении к государству, корпорации Роснано, экономике России и т.д. Нужно послушать это в течении 5‐15 минут, кивая головой и выражая одобрение. А потом надо сказать: «Это крайне интересно. Но у нас задача: освещать события, которые происходят сегодня и здесь. Понимаете, такой у нас особый формат. Давайте перейдем к этому».
17.
Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Позорно – прийти делать материал, предварительно не прочитав ни одной строчки. Позорно – не подготовиться. Но если вы не знаете какого‐либо слова или понятия из тех, о которых говорит ваш собеседник ‐ то тут ничего позорного нет.

10
Как собирать информацию
1.
Один из самых простых и эффективных вопросов: «Скажите, чем вы занимаетесь сегодня?». Это позволяет уйти от абстрактных рассуждений о планах и успехах предприятия.
18.
Старайтесь «дожимать» вопрос. Получив абстрактный ответ не успокаивайтесь, пока не получите ответ конкретный.
‐ Скажите, где можно использовать вашу разработку?
‐ В любой области, где требуется защита оборудования от агрессивной среды…
‐ Например?
‐ Например, в нефтегазовой отрасли.
‐ А где конкретно в нефтегазовой отрасли может использоваться ваша
технология?
‐ В самых разных местах.
‐ Приведите хотя бы один пример.
‐ Хорошо. Допустим, бур погружается в землю. Огромные температуры,
кислотность, постоянное трение. С нашим покрытием срок службы бура
увеличивается.
‐ Вы не могли бы уточнить, какая обычно температура в скважине и во сколько
раз увеличивается срок службы бура…
И так далее.
Не стесняйтесь лишний раз повторять следующие фразы:
‐ Пожалуйста, приведите пример
‐ Вы не могли бы сказать конкретнее
‐ Какой именно?
‐ Что именно?
‐ На сколько больше?
‐ А что все‐таки самое главное / уникальное в вашей технологии / вашем
исследовании?
‐ Что происходит именно сегодня.
19.
Если вы не до конца понимаете, технических или научных деталей, не стесняйтесь попросить:
‐ Вы не могли бы описать этот процесс через какую‐нибудь метафору, образ?
‐ Вы не могли бы это описать в более простых терминах?

11
20.
Если вам рассказывают историю, которая дико интересна, но не имеет отношения к текущему дню, вежливо прервите собеседника: «Знаете, это тема для отдельного большого материала. Давайте мы к этому вернемся после того, как проект закончится».
21.
Рекомендуем не пользоваться диктофоном. Блокнот для наших задач гораздо удобнее. Выписывайте основные тезисы и яркие фразы.
22.
Обращайте внимание на детали: одежда, книги на полках, вещи на столе, картинка на экране монитора.
23.
Попросите почитать брошюру или статью о данном вузе / лаборатории / предприятии.
24.
Есть еще блок вопросов, на которые люди иногда отвечают охотно и содержательно:
‐ «Когда вы получили результаты, что вас больше всего самого удивило?»
‐ «Что самого уникального в вашей разработке?»
‐ «Когда вы рассказываете о своей работе своим знакомым, не разбирающимся в этой области, что вы говорите?»
‐ «Каким вы видите будущее вашей технологии лет через десять‐двадцать?»
‐ «О чем вы сейчас думаете?».
25.
Собирайте информацию всегда и везде. Даже в столовой люди могут обсуждать что‐то интересное.
26.
Умейте остановиться. Если вы понимаете, что на заметку информации у вас уже набралось – остановитесь, напишите заметку и продолжайте разговор.

12
Как писать заметку
1.
Напоминаем: вы пишете не пресс‐релиз, не эссе, не отчет о работе предприятия. Вы пишете НОВОСТИ о том, что происходит на вашей «точке»
26 февраля.
2.
Ваши сообщения могут быть в трех форматах:
«Новость». Это – основной вариант. Рассказывается о том, что произошло на вашей «точке».
«Герой». События, которые случились с вашим героем. В крайнем случае – его комментарии.
«Ответ». Ответы на вопрос: «Что такое нанотехнологии?». Это можно и у прохожих спрашивать (только указывая имя, возраст и род занятий). А еще можно пойти в аптеку, узнать – какие лекарства, бинты и пр. содержат/используют нано и поговорить об этом с продавцом.
3.
Мы не врем! Мы пишем только то, что было на самом деле. О том, что мы увидели сами. Если нам что‐то рассказывают, мы ставим ссылку на источник
(говорящего).
4.
Приведем вам несколько примеров возможных заметок. Учтите, что они вымышленные. К тому же мы верим, что вы сможете написать еще лучше.
«12.38. Томск. В Томском политехническом университете началась лекция
«Технологии создания новых материалов». Ее ведет профессор Петр Петров.
Студенты рассаживаются по скамьям. Кто‐то опаздывает. Профессор
хмурится. Наконец, он не выдерживает и произносит: «Мне надоело ждать.
Начинаем. Сегодня я хочу поговорить про аэрогель. Это такая штука, которая
вроде бы и твердая, но при этом весит меньше воздуха. Производить его начали
лет десять назад, хотя теоретические основы были опубликованы еще в 30‐х.
Запишите: аэрогель – это класс материалов, представляющих собой гель, в
котором жидкая фаза полностью замещена газообразной. Все записали или кто‐
то тормозит?.…».
«12.39. Томск. На заводе Попамол идет эксперимент.
‐ Мы купили специальный аппарат, который позволяет проверить, как будет
вести себя деталь в соленом тумане. Такой туман, например, на море может

13
случиться, ‐ объясняет директор по маркетингу Семен Семенов. – Обычный
металл в таких условиях выдерживает не больше двухсот часов, а дальше
коррозия начинается. Но с нашим покрытием все по‐другому. Вот смотрите:
изделие уже триста пятьдесят часов в аппарате лежит и ему ничего…».
«12.40. Уфа. В лаборатории химии Института физики начали эксперимент по
выращиванию кристалла бихидубиквата. Ученые не исключают, что при
определенной структуре связей между атомами может получиться материал
более твердый, чем алмаз…».
«12.41. Дубна. В местной школе №123 начался факультатив «Наше будущее».
Сегодня школьники представляют свои доклады. К доске выходит худенькая
рыжая десятиклассница Мария Машина. Она нервно теребит в руках пачку
листов с текстом работы. Виден заголовок: «Фуллерены и графен».
‐ Да ты не волнуйся. Просто расскажи, что тебе удалось узнать, успокаивает
ее руководитель факультатив и учитель физики Степан Степанов.
‐ Ничего я не волнуюсь! Просто там много таких слов сложных. Боюсь,
неправильно произнесу…».
«12.42. Екатеринбург. В отделе маркетинга завода «Трантехнопром» сегодня
совещание, посвященное продукции для железных дорог. На экране заставка
презентации с фотографией мчащегося электровоза на фоне пальм.
‐ Хочу рассказать коллегам, что у нас происходит с продажами. Сейчас пошел
спрос на новые рессоры для вагонов. На 2013 год у нас их заказали в три раза
больше, чем 12‐м было», ‐ объясняет заместитель начальника отдела
маркетинга Игорь Игорев…».
«12.43. Новосибирск. В лаборатории нанополимеров сейчас затишье –
большинство сотрудников ушло на обед. Но Мария Марьина остается у
компьютера:
‐ Понимаете, я загрузила в гидроквазитермическую камеру свой сплав и смотрю,
что с ним произойдет. Там очень жарко и мощное излучение. Но это очень
хитрый сплав, там и рубидий, и железо, и дубний, и рентгений. Он очень
надежный. Если мои расчеты верны, то график на экране поползет вверх и
тогда… Тогда из этого сплава можно будет делать, например, детали для
космических кораблей. Представляете – летит на Марс аппарат, а в нем мой
сплав. Это же здорово!…».
«12.44.Ярославль. На заводе ХХХ закончилось изготовление партии
аккумуляторов для проекта «Умный дом».
‐ Мы сделали для них 1000 аккумуляторов по 300 ампер, ‐ объясняет начальник

14
цеха Абрам Гнопопупкин. ‐ Наш заказчик строит дома и хочет, чтобы в случае
отключения центрального электроснабжения в квартирах все работало. На
наших аккумуляторах средний дом может продержаться как минимум шесть
часов.…».
2.
Опыт подобных проектов показывает, что некоторые участники вместо того, чтобы весь день посылать короткие заметки, готовят длинное интервью/репортаж, который высылают к вечеру/ночи. Это не соответствует формату нашего проекта, так делать не надо.
3.
Вот еще несколько примеров того, как делать не надо:
‐ «Высочайших успехов достигло предприятие ОАО «Научно‐производственный
Центр Завод Прочных и Сверхпрочных Материалов» в области создания новых
покрытий для машиностроительной отрасли…»
‐ «Всем известно, что нанотехнологии играют большую роль в жизни
общества. Это еще раз подтвердил опыт ОАО «Научно‐производственный
Центр Завод Прочных и Сверхпрочных Материалов», который вот уже пять
лет выпускает прочные и сверхпрочные материалы…».
‐ «Директор ОАО «Научно‐производственный Центр Завод Прочных и
Сверхпрочных Материалов» Сидоров А.И. рассказал нам об уникальных
характеристиках выпускаемой его предприятием продукции и провел
интереснейшую экскурсию по цехам…».
4.
Все тексты имеют следующие обязательные атрибуты:
‐ Заголовок (о нем чуть позже)
‐ Подзаголовок (в нем пересказывается суть заметки, он может быть достаточно большим)
‐ Указание места и времени
‐ Сама заметка
‐ Ваши Имя и Фамилия
5.
Точно назвать жанр такой заметки не очень просто. Можно считать это маленьким репортажем (так и просится новый термин: нано‐репортаж). Но в

15
отличие от просто зарисовки этот репортаж привязан к информационному поводу: что‐то началось или что‐то закончилось.
6.
Ваша главная задача – вычленить событие в каждодневном потоке действий.
Если выражаться по‐умному: сделать континуальность дискретной. Это очень непросто. Для того, чтобы потренироваться, попробуйте сегодняшний свой день разбить на цепь событий, достойных новости (даже тот факт, что вы прочитали эту методичку – уже повод для заметки). Это полезно не только для журналистики, но и для осознания собственной жизни.
7.
Старайтесь использовать настоящее время. Оно более характерно для репортажного жанра. Особенно в контексте трансляции. Только тогда вам не надо тормозить с передачей. Будет странно прочитать поздно вечером:
«Сотрудники начинают свой рабочий день с…».
8.
Остерегайтесь оборота: «рассказывает о…». Поясняем:
«Профессор Петр Петров рассказал нам о возможностях графена и
перспективах его использования в промышленности» ‐ очень плохо.
«Профессор Петр Петров рассказал нам, что графен лучше всех других
материалов проводит электричество и из него можно делать компьютеры и
мониторы» ‐ уже лучше.
«‐ Графен – это что‐то потрясающее, ‐ говорит профессор Петр Петров. – Он
проводит ток и тепло в пятьдесят раз лучше, чем медь или сталь.
Представляете, каким может получиться телевизор или монитор, если графен
использовать!? Техника будет совсем другой…» ‐ так еще лучше.
9.
Просите приводить примеры. Частное всегда убедительнее общего.
Сравните:
«Наш нанокомпозит может использоваться в различных отраслях
промышленности»
«Если нашим нанокомпозитом покрыть автомобиль, но владелец забудет что
такое коррозия лет на двадцать».

16
10.
Для понятности просите ваших собеседников использовать метафоры.
‐ Фуллерен – это молекулярное соединение, принадлежащее классу аллотропных
форм углерода и представляющее собой выпуклые замкнутые многогранники,
составленные из чётного числа трёхкоординированных атомов…
‐ Извините, а вы не могли бы чуть проще это объяснить, может, через какой‐
то образ…
‐ Хорошо. Представьте себе футбольный мяч. Только вместо граней у него –
связи между атомами углерода. Вот футбольный мяч сколько ногами пинают и
ему ничего. То же самое и с фуллереном. А еще мяч легко катается…
11.
Иногда конкретную технологию полезно свести к более глобальной теме:
«здоровье человека», «экономия энергии», «принципиально новые приборы», «космос» и т.д.
12.
Из той же серии – вопросы об отдаленном будущем: «Представьте, что прошло лет десять. Как изменился мир, благодаря этому направлению технологий…».
13.
Запомните: люди имеют имена, фамилии и должности. «Пожилой человек говорит, что эта технология позволяет…» ‐ так плохо. «Заведующий лабораторией наноматериалов профессор Василий Васильев говорит…», ‐ так лучше
5.
В современной российской журналистике имена пишутся в формате Имя + фамилия
Иван Иванов – правильно
И.И.Иванов – неправильно
Иванов И.И. – неправильно
Иванов – неправильно
Иван Иванович Иванов – неправильно
Иванов Иван Иванович – неправильно.
6.
Если фамилия или имя у человека сложные, попросите написать их на листочке или возьмите визитку.

17
7.
Кстати, то же самое относится и к сложным терминам.
8.
Еще о терминах. Здесь ошибки могут быть катастрофическими. Если вы напишете «карова» ‐ это плохо. Но это а) выправляется Вордом, б) свидетельствует о том, что вы торопились. Но если вы напишете
«монакристалический», «инжениринг», «деоксид» и т.д., то это значит, что вы непрофессионал. Проверяйте! Используйте для этого Интернет.
Показывайте написание слова вашему собеседнику.
9.
Отдельная проблема – название должностей. В России они очень длинные.
И при этом люди обижаются, если их пишут неправильно. Окончательного алгоритма решения этой проблемы нет. Но давайте разберем условный пример.
«Борис Борисов, кандидат физико‐математических наук, старший
преподаватель факультета материаловедения, нанотехнологий и коллоидной
химии Национального исследовательского университета «Урюпинский
государственный технологический институт имени Василия Ивановича
Чапаева», заместитель руководителя лаборатории нанопорошковых покрытий
и лазерной коагуляции Центра передовых и перспективных технологий
Института физических, химически и духовных проблем при Национальном
исследовательском университете «Урюпинский государственный
технологический институт имени Василия Ивановича Чапаева»,
исполнительный секретарь Волгоградского областного отделения Общества
магнитно‐резонансных нанотехнологов…
На самом деле в России есть немало людей, которые имеют примерно такую должность. Как это можно сократить?
‐ из названия вуза убираем «Национальный исследовательский университет». В вузе, конечно, обидятся – они за этот статус пять лет боролись. Но ничего не поделаешь.
‐ убираем «имени Чапаева»
‐ можно было бы убрать и факультет, но…
‐ чуть поразмыслив, убираем вообще всю первую часть должности – в заметке речь идет только про лабораторию и преподавательский статус читателя волновать не должен
‐ по тем же причинам убираем «исполнительного секретаря»
Нам уже легче:
«Борис Борисов, кандидат физико‐математических наук, заместитель

18
руководителя лаборатории нанопорошковых покрытий и лазерной коагуляции
Центра передовых и перспективных технологий Института физических,
химически и духовных проблем при Урюпинском государственном
технологическом институте»
Но не будем останавливаться:
‐ убираем «кандидата наук», будем считать, что для такой должности степень просто неизбежна
‐ «заместителя» сокращаем до «зама»
Дальше уже информация начинает теряться. Поэтому идеального варианта нет. Возможны варианты:
«Борис Борисов, зам. руководителя лаборатории нанопорошковых покрытий и
лазерной коагуляции Центра передовых и перспективных технологий
Урюпинского государственного технологического института»
«Борис Борисов, зам. руководителя лаборатории в Урюпинском государственном
технологическом институте»
«Борис Борисов ученый из Урюпинского государственного технологического
института»
«Борис Борисов, заместитель руководителя лаборатории Института
физических, химически и духовных проблем при Урюпинском государственном
технологическом институте»
Таких вариантов может быть довольно много. Многое зависит от того, что действительно важно для понимания смысла.
10.
Заголовки. Это больная тема. Самое главное – заголовок должен быть содержательным. Учтите, что трансляция устроена так, что многие читают только заголовки и из них черпают информацию. Плохой информационный заголовок оказывается лучше, чем плохой «литературный». Приведем несколько примеров.
Совсем плохие заголовки:
«Нано – это круто!»
«Ученые помогают обществу»
«День начался с творчества»
«В лаборатории идет работа»

19
«Технологии спасут мир»
«Трудное счастье нанотехнологов»
«Мысль с приставкой нано‐«
Скучные, но содержательные заголовки (такие можно!):
«Десять тысяч аккумуляторов отправляются на автобазу»
«В лаборатории ТГУ проверяют металлы на прочность»
«Новый полимер сможет заменить десятки металлов»
«Профессор рассказывает про волшебный аэрогель»
«Завлаб мечтает, чтоб его сплав полетел на Марс»
11.
В заголовке хорошо бы иметь глагол
12.
Если совсем нет идей – используйте самую парадоксальную цитату из вашего собеседника.
13.
Легкий парадокс в заголовке – это хорошо.
14.
Текст должен быть понятен. Из него должно быть четко ясно:
‐ что происходит
‐ где происходит
‐ кто все эти люди.
15.
Очень важный момент!!! Каждая ваша заметка должна быть понятна вне зависимости от того, знаком ли читатель с предыдущими вашими творениями. Допустим, вы пишете уже десятую заметку из
Нанотехнологического центра, где проводятся испытания нового материала под названием тригоний. Руководит этим директор центра Сидор Сидоров.
Вы, конечно, можете написать так:
«18.23. ‐ Тригоний соответствует заявленным характеристикам, ‐ говорит
Сидор Сидоров»
Но читатель хоть чего‐то поймет?
Увы, надо идти по пути избыточности, но понятности:
«18.23. Испытания металла тригоний подходит к концу. Ученые из Томского
нанотехнологического центра проверяли его на устойчивость к высоким
температурам.
‐ Тригоний соответствует заявленным характеристикам. При температуре в

20
5000 градусов он не плавится, ‐ говорит директор Центра Сидор Сидоров,
руководивший испытаниями».
16.
Повторим еще раз: в каждой вашей заметке (а не только в первой) должна содержаться информация о том, где происходит дело, как это место называется, кто эти люди и т.д.
17.
Не пытайтесь превратить живую человеческую речь в язык пресс‐релизов.
Допустим, вы написали:
«Профессор Иванов отметил высокие твердостные характеристики данного
материала. Тем не менее, возможно существование еще более твердых
материалов, которые отличаются от представленных образцов по своей
стоимости…».
18.
Так писать не надо. Ибо это не правда! Ведь на самом деле, все было так:
«‐ Твердость у этого материала просто сногсшибательная, запредельная
какая‐то, ‐ говорит профессор Иван Иванов.
‐ А бывают материалы тверже?
‐ Ну… Алмаз, конечно, тверже, но какой идиот будет использовать алмаз,
вместо материала, который стоит раз в пятьсот дешевле…»
19.
Не путайте открытие, совершенное в данной лаборатории с общей технологией, которую используют в тысячах других лабораторий.
‐ «В впервые удалось получить нанотрубки» (чушь! Первые нанотрубки
получены давно и не здесь)
‐ «Этой лаборатории удалось впервые синтезировать графен» (чушь! См.
нобелевскую премию Гейм и Новоселову)
‐ «Уникальность этого вещества состоит в том, что оно состоит из углерода»
(бред! Из углерода состоит и графит, и алмаз, и сажа, и много чего еще)
‐ «Ученые ХГУ придумали оригинальный метод – вместо металла они
используют керамику» (вранье! Так работают на многих предприятиях)
На самом деле, скорее всего, речь идет не о нанотрубках вообще, а о нанотрубках с какими‐то особыми свойствами или создаваемыми по особой технологии. То же самое и с углеродом, графеном и керамикой.
20.
Настоятельно просим свести к минимуму количество хвалебных прилагательных. «Хороший человек», «интересная личность»,

21
«замечательный проект», «увлекательная история», «высококачественный материал» и т.д. – это ПЛОХО. Покажите через факты, цифры, цитаты, почему он хороший, интересный и пр.
21.
Прямая речь оформляется через тире:
Надо:
‐ Наша технология позволяет делать бронежилеты толщиной всего в
несколько миллиметров, ‐ говорит профессор ХГУ Иван Рабинович. – Молекулы
сцеплены так, что никакая пуля им не страшна.
Лучше воздержаться:
Профессор ХГУ Иван Рабинович рассказал о том, что их технология позволяет
делать бронежилеты толщиной всего в несколько миллиметров. Молекулы
сцеплены так, что никакая пуля им не страшна.
Не надо по формату
« Наша технология позволяет делать бронежилеты толщиной всего в
несколько миллиметров. Молекулы сцеплены так, что никакая пуля им не
страшна» , говорит профессор ХГУ Иван Рабинович
22.
Щекотливый момент. Возможно, герой вашей заметки попросит дать ее посмотреть перед публикацией. Увы, приходится соглашаться. Во‐первых, в случае конфликта вы лишаетесь источника информации. Во‐вторых, вы действительно могли допустить ошибку, например, неправильно написать фамилию и должность. Но если ваш герой начинает придираться к стилю, попытайтесь отстоять свою позицию. Ищите компромисс!!! Если совсем не получается и замечания портят текст – свяжите вашего героя с центральной редакцией.
23.
Если вас простят не фотографировать – не фотографируйте
24.
Посматривайте, в каком виде публикуются ваши заметки на сайте.
Возможно, вы поймете, что исправляется в них, и сделаете выводы.

22
Как выкладывать на сайт
1.
Если вы участвуете в проекте «НАНО‐24» впервые, то вам нужно для начала зарегистрироваться на сайте http://expert.ru/
, передать свой е‐мейл адрес
(на который регистрировались) одному из организаторов и после этого вам через какое‐то время скажут, что всё ок и должно работать. Далее вы заходите по адресу http://expert.ru/profile/create/
и если вы вылазит ошибка об отсутствии страницы, то жалуетесь организаторам. Если появляется форма, то вы молодец, вы проделали уже половину пути и можете переходить к пункту 2.
2.
Если вы уже участвовали в проекте «Город 24», то проверяете доступность http://expert.ru/profile/create/
, если все ок, то сразу можете переходить к пункту 4, потом к 5. После этого сразу к пунктам 7 и 8.
3.
В поле «Заголовок» вы вписываете заголовок своей новости.
4.
В поле «Подзаголовок» вы пишете подзаголовок

23
5.
В поле «Главный тэг» вы выбираете один из тэгов: Новости проекта,
Общество, Наука, Технологии, Образование или Люди. ВНИМАНИЕ! Тэги
Жизнь города, Экстренные службы и Интервью вы не выбираете не при каких обстоятельствах. Даже если ваше НИИ загорелось и приехали сапёры.
Даже если вы взяли интервью у Хокинга и он вам лично его визировал. Мы их не выбираем!
6.
В поле «Город» выбираем свой город, т.е. тот город из которого вы в данный момент вещаете
7.
В поле «Другие тэги» вы выбираете все тэги, которые подходят к вашей новости. Т.е. те ключевые слова, которыми можно её описать. Можно выбирать несколько тэгов, но не усердствуйте сильно. Больше 10 тэгов ни к чему хорошему вас не приведут.
8.
В поле «Время события» вы вписываете МОСКОВСКОЕ время в формате
15:05. Часы и минуты отделят знак «:».
9.
Если успеют сделать поле «Местное время», то вы вписываете сюда местное время в ТОМ ЖЕ формате, что и в предыдущем пункте
10.
Поле «Дата события» вы не трогаете почти весь день. Единственное время, когда вам может понадобиться поменять дату – время около 00:00
(учитывая вашу разницу со временем Москвы). ВНИМАНИЕ! При изменение даты ориентируйтесь на поле «Время события».
11.
В поле «Основной текст записи» вы пишете свою новость. ВНИМАНИЕ! Если поля «Местное время» из пункта 8 не появится, то перед основным текстом записи вы пишете свой город и местное время в формате: Якутск 16:02 Текст новости.
12.
В поле «Авторы» героически вписываете свои имя и фамилию. ВНИМАНИЕ!
Сначала Имя, затем Фамилию!
13.
В поле «Автор фото» вписываете имя и фамилию фотографа. Если фотографий нет – не пишете ничего, если фотографии ваши – вписываете свои имя и фамилию

24
14.
В поле «Поле для вставки фото» прикрепляете свои фото! ВНИМАНИЕ! Для ускорения загрузки и успокоения нервов не грузите фотографии в разрешение большем, чем 900 пикселей по длинной стороне.
15.
В поле «Описание фотографии» вписываете описание фотографии – кэпшин.
Т.е. описываете то, что происходит на фото.
16.
Под этим полем есть кнопка «Добавить ещё», клацаете по ней, если собираетесь добавить ещё фотографии. ВНИМАНИЕ! Не нужно добавлять больше 10 фотографий в один текст, кроме исключительных случаев. Перед тем, как грузить 11 фотографию ещё раз подумайте над тем, чем же исключителен ваш случай.
17.
Если вы вдруг ещё и видео сняли, то вам понадобится: a.
Свой аккаунт на Youtube, куда вам надо будет загрузить ваше видео. b.
В поле «Поле для вставки ссылки на видео с youtube.com» вы вставляете ссылку на видео в Ютьюб, вида типа: http://www.youtube.com/watch?v=XLbN_yCYlrQ
18.
Вы в конце пути, жмите на кнопку «Опубликовать». c.
Если вы увидите такое сообщение, как ниже, то всё ок и вы можете писать новую заметку. d.
Если форма просто обновилась, то значит вы где‐то ошиблись. Поле с ошибкой подсветится красной надписью, примерно так, как на картинке ниже.

перейти в каталог файлов


связь с админом