«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель 31 — ой пожарно — спасательной части
по охране Светловского
городского округа
_________________ И.В. Урлов
«____» _____________ 2016 г.
Методический план
(типовой)
для проведения занятий с пожарными
по индивидуальному первоначальному обучению
Тема № 1.7: Оборудование, назначение и использование теплодымокамеры, учебной башни, 100-метровой полосы с препятствиями, огневой психологической подготовки.
Вид занятия: классно-групповое
Время: 1 час
Место проведения: учебный класс
1. Литература:
- Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
- В. В. Теребнев, В. А. Грачёв Пожарно-строевая подготовка, М., 2004 г.
2. Развернутый план занятия:
№ п\п |
Вопрос |
Время | Содержание вопроса |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Оборудование, назначение и использование теплодымокамер. | 10 мин. | Для подготовки пожарных создаются учебно-тренировочные комплексы ГДЗС, которые рассчитаны на подготовку пожарных в условиях, максимально приближенных к реальным условиям на пожаре.Теплодымокамеры должны обеспечивать:
Одновременное проведение тренировок пожарных в составе звена; Создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре; Выполнение упражнений с различными по степени нагрузками на организм. Теплодымокамера включают в себя следующие помещения: дымокамера, предкамера, пультовая, контрольный пост ГДЗС, кабинет врача, санузел, оздоровительный комплекс, учебный класс и др. Исходными данными для расчета теплодымокамеры является количество одновременно тренирующихся газодымозащитников. В зависимости от этого подбираются рекомендуемые площади. Тренировка в теплодымокамере предназначена для выработки и поддержание процессов тепловой адаптаций у газодымозащитников в целях сохранения необходимого уровня работоспособности в условиях высокой температуры и влажности. Строгое соблюдение периодичности и последовательности выполнении упражнений – этого обязательного условие тренировки, позволяющее достичь необходимого уровня тепловой адаптации газодымозащитников, а также поддерживать их заинтирисованность проведении занятий в теплодымокамерах. Тепловая тренировка газодымозащитников в учебных подразделениях ГПС проводится в такой последовательности:
Тепловая тренировка газодымозащитников в процессе первоначальной подготовки состоит из 3-х тренировок в тепловой камере с интервалом в один день по следующей схеме
Время, отводимое на тренировку в теплодымокамере, рекомендуется распределять следующим образом:
Перед тренировкой в теплодымокамере выполняется разминка без выключения в СИЗОД в течение 10 мин: из них до трех мин — разминочный бег и до 7 мин – обще развивающие физические упражнения. Дальнейшая тренировка в течение 20 мин на свежем воздухе проводится с включением в СИЗОД и включает в себя выполнения упражнений и отработку нормативов на воздухе газодымозащитники отдыхают в предкамере 5 мин. К дальнейшей тренировке в теплодымокамере допускаются лица, у которых ЧСС не превышает 100 уд./мин. Тренировочные занятия в теплодымокамере должны проводится под контролем медицинского работника. Эффективность использования учебных объектов определяется качеством их подготовки к занятиям. Подготовку теплодымокамеры к занятиям организуют начальник газодымозащитной службы и руководитель подразделения ГПС, который непосредственно проводит занятие. Руководитель занятия обязан на учебном объекте следить за поддержанием порядка и дисциплины во время проведения занятия, соблюдением требований безопасности. |
2. | Назначение и использование учебной башни. | 10 мин. | Учебная башня предназначена для проведения занятий, соревнований, отработки нормативов с личным составом, устанавливается на специально оборудованной площадке на дворовой территории или пристраивается (встраивается) к зданию пожарного депо. Пристроенная (встроенная) учебная башня должна соответствовать степени огнестойкости здания и иметь отдельный вход. При наличии входа в здание дверь должна быть противопожарной.Отдельно стоящая учебная башня может быть любой степени огнестойкости.
Учебные башни должны отвечать следующим требованиям: Вертикальная фасадная сторона учебной башни обшивается строганными досками, является рабочей и на ней предусматривается:
на рабочей стороне учебной башни не должно быть никаких отверстий (кроме оконных проемов) и выступающих частей, под окнами второго этажа на 5см ниже уровня 3 ступеньки штурмовой лестницы с фасадной стороны башни набивается брусок сечением 6 x 6 см; под окнами второго этажа до земли разрешается набивать на фасадную часть листовое железо, резину, пластик или фанеру; в каждом этаже башни должны быть площадки глубиной (от рабочей стороны) не менее 1м 50см, причем каждая площадка должна иметь выход на стационарную лестницу, имеющую ограждение и установленную внутри башни на одной из ее нерабочих сторон; учебная башня должна быть оборудована надежными страхующими приспособлениями; перед рабочей стороной башни в грунте устраивается предохранительная подушка толщиной не менее 1м, шириной от фасадной стороны 4м, выступающая за габариты башни не менее чем на 1м; предохранительная подушка указанной толщины делается из засыпки, состоящей на 50% из опилок, которая насыпается слоем толщиной 50см на пружинистое основание, толщина основания — 50см, между пружинистым основанием и засыпкой делается прокладка из рогож, для отвода воды из приямка делается дренаж или другое устройство, обеспечивающее сток воды, яма предохранительной подушки может быть оборудована устройством для отогревания материалов подушки в холодное время года (паропровод). Перед проведением занятий (соревнований) на учебной башне верхний слой предохранительной подушки должен быть взрыхлен. Обновление предохранительной подушки проводится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом. Перед учебной башней устраивается площадка длиной не менее 50м, шириной (при учебной башне на 4 ряда окон) не менее 10м. Учебная башня должна быть оборудована ставнями с запорами для закрывания окон, а также щитами для предохранения подушки от попадания снега. Страхующие устройства учебных башен перед использованием необходимо подвергать проверке. Замок должен прочно удерживать веревку, и после снятия нагрузки на нем не должно быть повреждений и заметной остаточной деформации. Учебная башня обеспечивается страхующими устройствами из расчета одно устройство на один ряд окон по вертикали, которое ежегодно испытывается в установленном порядке. При использовании учебной башни для сушки и мойки пожарных рукавов шахта для сушки и помещение для мойки отделяются от помещений учебной башни сплошной стеной. Выход на верхнюю рабочую площадку шахты и в помещение мойки рукавов допускается через помещение учебной башни. Верхняя рабочая площадка оборудуется лебедкой для подъема рукавов, высотой 1,25м. Шахта оборудуется пусковой аппаратурой, которая размещается внизу и на верхней площадке. Башенная сушилка должна иметь калорифер или другие приборы для подогрева воздуха. Развешивать рукава для сушки нужно равномерно по всему сечению шахты. |
3. | Назначение и использование 100-метровой полосы с препятствиями. | 10 мин. | 100-метровая полоса с препятствиями предназначена для проведения занятий, соревнований по пожарно-прикладному спорту с личным составом.На 100 – метровой полосе препятствий устанавливаются следующие снаряды:
Обучение выполнению данного упражнения проходит поэтапно. Можно выделить 3 основных этапа:
Площадка для проведения соревнований по 100 – метровой полосе с препядствиями. Длина дорожки – 100 м, ширина 2 м, покров может быть любой. С обоих концов дорожки и за ее пределами должен быть свободный участок длиной не менее 5 м для старта и финиша. Поперек дорожки белой краской наносится разметка:
Все линии наносятся шириной 5 см; стартовая линия включается в общий счет длины 100 – метровой полосы, а финишная выходит за дистанцию. Ближайшая к бегуну грань финишных стоек должна совпадать с плоскостью финиша. На дорожку устанавливаются (укладываются) следующие объекты:
|
4. | Организация занятий на огневой полосе психологической подготовки | 10 мин. | Психологическая специфика деятельности участников тушения пожара связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает видимость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, затрудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма, проблематизирует ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объектах. Постоянный спутник пожаров – повышенная концентрация окиси углерода.
Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контрастами яркого света и неосвещенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с ярким воспринимаются плохо. Ночью активизируются явления темновой и световой адаптации зрения (после ослепления ярким светом человек в течение 4-5 мин плохо видит в темноте). Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено «чувство локтя», обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха. Под психологической подготовкой понимается целенаправленный и социально организованный процесс формирования у участников тушения пожара психологической устойчивости к экстремальным условиям, обеспечивающей высокоэффективную деятельность. Следовательно, основной ее целью является обеспечение психологической подготовленности участников тушения к боевым действиям в экстремальных условиях обстановки на пожаре. Психологические полосы представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на психологической полосе у обучаемых формируются следующие качества: Эмоционально — волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость; устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам; быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара; профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д. При создании психологических полос необходимо учитывать некоторые правила их сооружения: воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций оперативно – служебной деятельности; обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической «закалки»; возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных ситуаций, устранение их стандартности и сохранение фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы; возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе, максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация. Вышеперечисленные требования к психологическим полосам не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений. Основными учебными объектами психологической полосы являются:
|
12. | Заключительная часть | 5 мин. | Опрос по пройденной теме. |
3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: _____________________
4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию:
Полную версию документа можно скачать здесь.