Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Конспект Универсального справочника по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства эксмо 2010


Скачать 169.6 Kb.
НазваниеКонспект Универсального справочника по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства эксмо 2010
Анкор3 Poznanie Konspekt Universalnogo spravochnik.pdf
Дата04.09.2017
Размер169.6 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла3_Poznanie_Konspekt_Universalnogo_spravochnik.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#25845
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Познание
Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010

3.1. Познание мира
Познаниеособая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.
Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения.
Теория познания (гносеология) — специальный раздел философии, изучающий проблемы познания — его природу, отношения знания и реальности, истину и ее критерии.
Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?
При ответе на этот вопрос философы имеют разные позиции:

гностицизм — отвечает на эти вопросы положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир;

агностицизм — учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества;

релятивизм — утверждает, что все в мире относительно;

скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.
3.2. Формы познания: чувственное и рациональное
В науке выделяется две ступени познания — чувственное и рациональное.
1
Чувственное познание — осуществляется при помощи органов чувств.
Существует три формы чувственного познания:
1.
ощущения — отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств;
2.
восприятия — процесс формирования образа целостного предмета;
3.
представления — воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия (включаются в работу память и воображение).
В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.
Например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой — восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве. Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений.
2
Рациональное познание (абстрактное мышление) — переход от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавление сущности предметов, формулировка их определений, выводов (умозаключений) о познанном.

3.3. Истина, ее критерии. Относительность истины
Истина — соответствие знания предмету познания. Истина является целью познания.
Истина — знание, отражающее объективные свойства предмета.
Понятие «истина» неотделимо от понятия «правда».
Основные виды истины:

Абсолютная истина (истина в последней инстанции) — исчерпывающее знание о каком‐то объекте действительности. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные;

Относительная истина — неполное знание об объекте. Данное филосовское понятие отражает утверждение, что абсолютная истина труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.
Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение
Земли происходит с такой‐то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.
3.4. Виды человеческих знаний
Обыденное (житейское) знание — формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности.
К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе.
Народная мудрость — накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа.
Народная мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях
Научные знания — нашли свое отражение в сформулированных учеными законах развития природы и общества. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность. В состав научного знания часто входят экспериментально обоснованные выводы.
Паранаучные знания — знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов.
Мифологические (религиозные) знания — выражены в мифах, которые в образной форме фиксируют представления людей о мире, человеке, сверхестественном.
3.5. Научное познание
Научное познание отличается:

стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

особым (научным) языком, используемым для описания объектов изучения;

специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания:
1.
эмпирический — главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт;
2.
теоретический — на теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений; полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются:

наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого наблюдающий получает знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;

эмпирическое описание — полученные при наблюдении сведения фиксируются с помощью языковых средств или других знаковых форм;

эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться ученым.
К числу методов, использующихся в процессе теоретического познания, можно отнести:

мыслительный эксперимент — эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики.
При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями;

метод гипотезы — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений;

формулирование теории — логически непротиворечивого описания явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.
Формы научного знания на эмпирическом уровне:
1.
научный факт — достоверное знание о единичном;
2.
эмпирический закон — закон, справедливость которого была установлена из опытных данных.
Формы научного знания на теоретическом уровне:
1.
проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа;
2.
гипотеза — предполагаемое решение проблемы. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, — ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения;
3.
теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности.
3.6. Социальные науки, их классификация
Социальные науки — науки о поведении людей. Предметом социальных наук являются общество и поведение людей.
Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография (наука о народах) относятся к социальным наукам.
Гуманитарные науки — науки о духе. Предметом гуманитарных наук является культура.
Философия, история, искусствознание, культурология, литературоведение — их относят к гуманитарному знанию.

К разделу ведущих общественных наук относятся:
Социология — наука, изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных
Экономика — наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления. конфликтов.
Политология — наука, изучающая феномен власти, специфику социального управления.
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас.
Социальная психология — изучает малые группы (семья, компания друзей, спортивная команда).
История — объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации.
Этика — учение, предметом которого является мораль. Основными проблемами этики являются: проблема критериев добра и зла, проблема смысла жизни и назначения человека, проблема справедливости.
Эстетика — учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.
3.7. Социальное и гуманитарное знание
Социальное познание — познание общества.
Методы социального познания:

наблюдение — включает может быть: o
невключенным — осуществляется со стороны; o
включенным — осуществляется изнутри изучаемого объекта (социальной группы);

эксперимент — носит активный, преобразующий характер. В отличие от наблюдения мы можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса.
В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий;

конкретно‐исторический метод — выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.
Этот метод, в отличе от эксперимента, широко используется в социальном познании;

моделирование — исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте
(оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях;

научное предвидение — такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей