Духовная жизнь общества Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010
4.1. Культура и духовная жизнь Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление. Это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. Интернационализация культуры — усиление взаимовлияния национальных культур друг на друга и развитие на этой основе как национальных культур, так и всей мировой культуры. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения, научно‐технический прогресс, развитие информационных технологий и пр. Ценности — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов. Обычай — исторически установившийся порядок поведения социальной группы в конкретной ситуации. 4.2. Формы и разновидности культуры Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что всё, созданное руками и интеллектом человечества, можно отнести к культуре. Этим обусловлено разделение культуры на материальную и духовную. Материальная культура — это то, что сохраняется в вещах. Сюда относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Духовная культура — это то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Это богатство человеческих чувств и достижений разума. Материальная и духовная культуры тесно связаны друг с другом. Основные формы культуры: 1 Элитарная культура — рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. 2 Народная (национальная) культура — предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны, школьные анекдоты. Конктретным примером может являться песня о Стеньке Разине. 3 Массовая культура — ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп‐культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Для явлений массовой культуры типичен развлекательный характер. 4 Национальная культура — ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы ; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители ; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви ; к нормам: законы и традиции ; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры. Национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок и мнений, выражающих особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Национальный менталитет — склад ума, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие той или иной общности. 4.3. Средства массовой информации Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация. Коммуникация — информационный обмен в обществе. Массовая коммуникация — социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации. Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации. Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, корпоративным характером производства и распространения информации. К средствам массовой информации относятся: • пресса, радио, телевидение; • кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; • видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; • домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные линии связи. Социальные функции массовой коммуникации: • информационная функция — заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества; • регулирующая функция — имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием; • культурологическая функция — знакомит с достижениями культуры и искусства, способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры. 4.4. Искусство, его формы Искусство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть форму человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Стиль — совокупность признаков, черт искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника. Виды искусства — формы художественной деятельности, различающиеся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно‐прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу. 4.5. Наука Наука — вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания. Науку можно охарактеризовать как систему научных исследований, организаций, учреждений и институтов. Все направления научных исследований разделяются на: 1. фундаментальные — проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений; 2. прикладные — использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач. Основные функции науки в обществе: • познавательно‐объяснительная — познание устройства мира и законов мирового развития; • мировоззренческая — помогает человеку рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; • прогностическая — составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов; • социальная — воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений; • производственная — современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями. 4.6. Социальная и личностная значимость образования Образование — процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. Принцип гуманизации образования требует усиления внимания общества к личности, ее интересам; предполагает разнообразие образовательных услуг. Самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности. 4.7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии Религия — это: ⎯ взгляды на мир, которые основываются на вере в Абсолют, Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших всё на Земле и самого человека; ⎯ действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и пр.; ⎯ нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни; ⎯ объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в народе — церковью, общиной, сектой).
перейти в каталог файлов
|