Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

духовная_жизнь. Конспект Универсального справочника


Скачать 151.84 Kb.
НазваниеКонспект Универсального справочника
Анкордуховная жизнь.pdf
Дата19.05.2017
Размер151.84 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаdukhovnaya_zhizn.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#20130
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Духовная жизнь общества
Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010

4.1. Культура и духовная жизнь
Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление. Это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.
Интернационализация культуры — усиление взаимовлияния национальных культур друг на друга и развитие на этой основе как национальных культур, так и всей мировой культуры.
Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения, научно‐технический прогресс, развитие информационных технологий и пр.
Ценности — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.
Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов.
Обычай — исторически установившийся порядок поведения социальной группы в конкретной ситуации.
4.2. Формы и разновидности культуры
Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что всё, созданное руками и интеллектом человечества, можно отнести к культуре.
Этим обусловлено разделение культуры на материальную и духовную.
Материальная культура — это то, что сохраняется в вещах.
Сюда относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию.
Духовная культура — это то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Это богатство человеческих чувств и достижений разума.
Материальная и духовная культуры тесно связаны друг с другом.
Основные формы культуры:
1
Элитарная культура — рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству.
2
Народная (национальная) культура — предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом.
К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны, школьные анекдоты. Конктретным примером может являться песня о Стеньке Разине.
3
Массовая культура — ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос.
Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп‐культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Для явлений массовой культуры типичен развлекательный характер.

4
Национальная культура — ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы
; к верованиям:
Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители
; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви
; к нормам: законы и традиции
; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.
Национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок и мнений, выражающих особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет — склад ума, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие той или иной общности.
4.3. Средства массовой информации
Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация.
Коммуникация — информационный обмен в обществе.
Массовая коммуникация — социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.
Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации.
Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, корпоративным характером производства и распространения информации.
К средствам массовой информации относятся:

пресса, радио, телевидение;

кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;

видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;

домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные линии связи.
Социальные функции массовой коммуникации:

информационная функция — заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества;

регулирующая функция — имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием;

культурологическая функция — знакомит с достижениями культуры и искусства, способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры.

4.4. Искусство, его формы
Искусство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть форму человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Стиль — совокупность признаков, черт искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника.
Виды искусства — формы художественной деятельности, различающиеся способом воплощения художественных образов.
К основным видам искусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно‐прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу.
4.5. Наука
Наука — вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.
Науку можно охарактеризовать как систему научных исследований, организаций, учреждений и институтов.
Все направления научных исследований разделяются на:
1.
фундаментальные — проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;
2.
прикладные — использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач.
Основные функции науки в обществе:

познавательно‐объяснительная — познание устройства мира и законов мирового развития;

мировоззренческая — помогает человеку рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

прогностическая — составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов;

социальная — воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений;

производственная — современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями.
4.6. Социальная и личностная значимость образования
Образование — процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями.
Принцип гуманизации образования требует усиления внимания общества к личности, ее интересам; предполагает разнообразие образовательных услуг.
Самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности.

4.7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии
Религия — это:

взгляды на мир, которые основываются на вере в Абсолют, Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших всё на Земле и самого человека;

действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и пр.;

нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в народе — церковью, общиной, сектой).

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей