С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: 1_7_Svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.pdf, 1_6_Potrebnosti_i_interesy.pdf, ekonomicheskaya_sfera_zhizni.pdf, chelovek_konspekt.pdf, sotsialnye_otnoeshnia_konspekt.pdf, pravo_konspekt.pdf, politika_konspekt.pdf, Konspekt_religia.pdf, Тестовый контроль с ответами.docx, poznanie_konspekt.pdf и ещё 67 файл(а). Показать все связанные файлы Право Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010
8.1. Право в системе социальных нормСоциальные нормы — общепринятые правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. Социальные нормы можно разделить на: • обычаи — правила поведения, установившиеся в результате многократного и длительного применения; • религиозные нормы — правила поведения представителей той или иной веры; • моральные нормы — правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, правде и лжи; • групповые нормы — правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для ее членов обязательными; • корпоративные нормы — правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений; • правовые нормы — общеобязательные, формально определенные правила поведения в обществе, закрепляемые государственной силой, носящие системный характер, за нарушение которых наступает юридическая ответственность; должны отражать социально‐экономическое развитие общества; могут противоречить сложившейся в обществе морали. Право (объективное право) — система правовых норм, установленных государством и охраняемых его силой. Важные принципы права: 1. Принцип равенства — означает, что все люди и их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой; 2. Принцип гуманизма — показывает, что даже подвергая наказанию того, кто совершил преступление, человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство; 3. Принцип состязательности сторон — применяется при рассмотрении правовых проблем в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты. Это позволяет избежать односторонней оценки поведения людей; 4. Принцип взаимности — позволяет предоставлять иностранцам права и льготы в государстве при условии, что его граждане, которые находятся в соответствующем государстве, пользуются аналогичными льготами и правами; 5. Принцип восстановления нарушенных прав — предполагает, что виновный в нарушенном праве, обязан восстановить положение, существовавшее до этого, либо компенсировать причиненный вред; 6. Принцип неотвратимости ответственности — означает, что любое лицо, переступившее закон, обязано отвечать за содеянное; 7. Принцип вины — помогает установить справедливые взаимоотношения людей: например, человек может быть подвергнут уголовной ответственности лишь тогда, когда установлена его вина. Норма права состоит из: 1. гипотеза — условия, при наличии которых реализуется данная норма; 2. диспозиция — правило поведения, права и обязанности; 3. санкция — неблагоприятные последствия, возникающие при несоблюдении диспозиции. Однако, не всякая норма права сформулирована в статье закона в виде всех трех названных элементов. В ряде случаев они разделены по разным статьям закона и даже по разным законам. 8.2. Система права: основные отрасли, институты, нормы Система права — внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременного их разделения на отрасли и институты. Отрасли права — совокупность норм права, регулирующих отношения в определенной сфере. В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права — оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования; объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения: • конституционное (государственное) право — правовые нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти, национально‐государственное устройство; • административное право — правовые нормы, регулирующие управленческие отношения в сфере исполнительной власти — органов государственного управления и должностных лиц; • гражданское право — регулирование имущественных и некоторых личных неимущественных отношений; • семейное право — имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачносемейных отношений; • трудовое право — условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и прочее; • международное право — нормы, регулирующие межгосударственные отношения; • уголовное право — нормы, определяющие общественно опасные деяния — преступления и наказания за их совершение. Отрасли процессуального права — регулируют отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях. К процессуальным отраслям права относятся: • гражданско‐процессуальное право — деятельность судов в связи с рассмотрением споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, деятельность арбитражных судов и нотариата; • уголовно‐процессуальное право — деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. 8.3. Источники права • правовой обычай — сложившееся правило поведения, к которому дана отсылка в законе; • правовой прецедент — решение по определенному делу, которое становится обязательным правилом при разрешении аналогичных дел. Чаще всего вступает в силу в случаях, когда существуют неясности или пробелы в законодательстве; • нормативно‐правовой акт — государственный акт, содержащий нормы права; • договор с нормативным содержанием — соглашение двух или более лиц, которое приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. В российской системе права ведущим источником права является нормативный правовой акт. А, например, в Великобритании, США, Австралии и Канаде — правовой прецедент. 8.4. Правовые акты Нормативно‐правовой акт — официальный документ установленной формы, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Характеризуется следующими чертами: • содержит нормы права; • обязателен для тех, на кого рассчитан; • обладает соответствующей юридической силой; • характеризуется неконкретностью адресата. В общем виде нормативные правовые акты можно разделить на: законы, указы, распоряжения, постановления. 8.5. Правоотношения Физическое лицо — гражданин государства, иностранец, лицо без гражданства, беженец, насильственно переселенное лицо и др. Для того чтобы вступать в правовые отношения, должно обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность — способность лица иметь права и нести обязанности. Дееспособность — способность гражданина своими действиями реализовывать права, создавать и исполнять гражданские обязанности. Ребенок до 6 лет полностью недееспособен. С 6 до 14 лет он вправе совершать мелкие бытовые сделки, принимать подарки. С 14 лет — распоряжаться своими средствами, трудиться по договору, вносить вклады в кредитные учреждения. С 16 лет несовершеннолетний несет полную уголовную ответственность. С 18 лет наступает полная дееспособность. Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности или хозяйственном управлении имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может участвовать в судебном процессе. С момента возникновения организации она сразу обладает и правоспособностью, и дееспособностью. Юридический факт — жизненное обстоятельство (условие, ситуация), приводящее к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Все юридические факты можно разделить на: • действия — связаны с волей и сознанием людей. Если эти действия законны, то они считаются правомерными, а в обратном случае — противоправными. • события —не связаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая, тем не менее, правовые последствия. Объекты правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов права. Это могут быть материальные блага (вещи, ценности, имущество), нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и честь), продукты духовного творчества (произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги, документы. Содержание правоотношения — совокупность прав и обязанностей, то фактическое поведение (действие или бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить.
8.6. Правонарушения Правонарушение — любое нарушение установленных в государстве законов. Для правонарушения характерны некоторые обязательные признаки: 1. деяние — может быть совершено в форме действия или бездействия. Например, поджог, кража, угон машины, нападение на человека являются действиями, а неоказание помощи, неуплата налогов — деяния в форме бездействия; 2. противоправный характер — деяние должно быть запрещено нормами права; 3. дееспособность — достижение им определенного возраста и его вменяемость. Частичная ответственность за правонарушения наступает с 16 лет, а полная — с 18 лет. Однако за наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность наступает уже с 14 лет; 4. виновность — сознательное нарушение при наличии свободы выбора. Совершение правонарушения под угрозой смерти или при психическом воздействии освобождает человека от ответственности. Виновность может быть в форме умысла (лицо предвидело и желало наступление опасных последствий) или неосторожности (лицо не предвидело возможность наступления опасных последствий, либо предвидело, но рассчитывало на их предотвращение); 5. общественная опасность — причинение вреда другим людям или обществу в целом. В зависимости от степени общественной опасности все правонарушения делятся на: • преступления — посягают на наиболее важные сферы общественных отношений, влекут за собой более серьезные последствия, и поэтому за их совершение предусматриваются особые наказания. Причем наказания назначаются не только за совершение преступления, но и за покушение на него или соучастие в нем; • проступки — отличаются меньшей степенью общественной опасности. Делятся на: 1. гражданские — нарушение договора, посягательство на авторские права и другие ; 2. административные — безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения, несоблюдение пожарной или санитарной безопасности, нарушение правил поведения в общественных местах и другие ; 3. дисциплинарные — опоздание на работу, отказ от выполнения своих обязанностей или их частичное невыполнение, несправедливое увольнение работника и другие 8.7. Конституция Российской Федерации Конституция — основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица. Конституция РФ была принята по результатам всенародного голосования 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в «Российской газете». 8.8. Публичное и частное право Публичное право — совокупность отраслей права, предметом которого является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом). Частное право — отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. К отраслям публичного права относят: • государственное право; • административное право; • финансовое право; • уголовное право; • отрасли процессуального права. К отраслям частного права: • гражданское право; • трудовое право; • семейное право; • торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и другие права. 8.9. Юридическая ответственность и ее виды Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения в установленном законом порядке. Ее основной целью является охрана правопорядка и предотвращение правонарушений. Выделяют четыре основных вида юридической ответственности. 1 Уголовно‐правовая ответственность — применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Меры наказания: • лишение или ограничение свободы; • длительные сроки исправительных работ; • лишение каких‐либо специальных прав; • крупные штрафы; • за особо тяжкие преступления — пожизненное заключение или смертная казнь. 2 Административно‐правовая ответственность — наступает за совершение административноправовых нарушений (нарушений правил дорожного движения, охраны природы, общественного порядка) Меры наказаний: • предупреждение; • штраф; • возмездное изъятие предмета, конфискация предмета; • лишение специального права (охоты, управления автотранспортом); • исправительные работы; • административный арест.
3 Дисциплинарная ответственность — наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами (законами о труде, правилами внутреннего трудового распорядка) Меры наказания: • предупреждение; • выговор; • лишение материальных поощрений; • понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу; • отстранение от должности, увольнение. 4 Гражданско‐правовая ответственность — состоит в применении санкций преимущественно имущественного характера. Меры наказания: • принудительное исполнение обязанности; • возмещение убытков, штраф; • лишение родительских прав; • возвращение или изъятие неправомерно приобретенного имущества; • аннулирование сделки и другие меры. Принципы юридической ответственности: • законность — ответственность наступает только за запрещенные законом деяния, а привлечение правонарушителя к ответственности должно происходить в течение срока давности; • справедливость — соответствие наказания тяжести деяния, недопустимость уголовных наказаний за проступки, недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление; • неотвратимость — ни одно правонарушение не должно оставаться незамеченным и безнаказанным; • индивидуальность — учет особенностей лица, совершившего правонарушение, обращение внимания на смягчающие и отягчающие обстоятельства; • гуманизм — меры наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Максимальный срок лишения свободы, установленный Уголовным кодексом, — 25 лет в качестве отдельного срока или 30 лет — по совокупности нескольких статей. Смертная казнь приостановлена после вступления России в Совет Европы, но законодательно не отменена. Является исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления и может быть заменена пожизненным заключением. Для уголовной ответственности особо важны: • состязательность процесса — наличие обвинения и защиты в лице прокурора и адвоката; • презумпция невиновности — виновность доказывается только приговором суда, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неясности и сомнения в судебном процессе истолковываются в пользу обвиняемого. 8.12. Международные документы по правам человека Права человека — неотъемлемые, естественные права, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Классификация прав человека: 1. личные — являются правами каждого: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на частную собственность; право на свободу вероисповедания и другие ; 2. политические — определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны: свобода слова, свобода средств массовой информации, право на гражданство, избирательные права и другие ; 3. социально‐экономические — право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь; свобода предпринимательства и другие ; 4. культурные — обеспечивают духовное развитие личности: право на образование, свобода творчества, право на участие в культурной жизни и другие ; 5. коллективные — право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и другие 8.14. Основы Конституционного строя Российской Федерации Гуманизм — ведущий принцип конституционного строя, который подчеркивает, что не человек создан для государства, а, наоборот, государство должно служить человеку. Государство регулирует поведение человека только в той мере, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ. Осуществление власти народа происходит в двух формах: 1. непосредственно; 2. через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Референдум — осуществляемое путем тайного голосования утверждение или неутверждение гражданами проекта какого‐либо документа или решения, согласие или несогласие с действиями парламента, главы государства или правительства. Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они предоставляют гражданам право выбирать того, кто достоин исполнять те или иные государственные функции. Избирательное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов. В понятие основ конституционного строя входят характеристики государства, которые закреплены в Конституции. Россия является демократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления. 1 Демократическое государство — обеспечивает общие интересы всего народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Важнейшими признаками демократического государства являются реальная и представительная демократия. Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены правом принимать законы. 2 Федеративное государство — состоит из нескольких равноправных субъектов. На середину 2011 года в России 83 субъекта федерации, из них: 46 областей, 21 республика, 9 краев, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. 3 Правовое государство — государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах и обеспечивает правовую защищенность своих граждан. 4 Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Кроме того, Россия является: • социальным государством — таким, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан; • светским государством — означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга. Они не вмешиваются в дела друг друга. Также означает равенство всех религий. При этом никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной. 8.16. Законодательная, исполнительная и судебная власти Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет принцип разделения и независимости властей. Высшим органом законодательной власти является Федеральное собрание, исполнительную власть возглавляет Правительство, высшую судебную власть представляют Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд. 1 Органы законодательной власти Федеральное собрание — парламент, высший представительный и законодательный орган России. Наряду с Президентом и судами осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне представляет законодательную власть. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания. Включает по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная дума — нижняя палата Федерального собрания. Состоит из 450 депутатов. Через них представлены все граждане России независимо от их места проживания на территории России. Государственная дума назначает на должность и освобождает от должности уполномоченного по правам человека, Председателя Счётной палаты, Председателя Центрального банка. Избирается сроком на 4 года. Законодательная инициатива — официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Согласно российской Конституции, право законодательной инициативы принадлежит: • Президенту; • Совету Федерации; • депутатам Госдумы; • Правительству; • законодательным органам субъектов Российской Федерации.
2Органы исполнительной властиОрганы исполнительной власти — органы, осуществляющие повседневное практическое применение законов и иных нормативных правовых актов. В состав данных органов входят федеральные органы (Правительство, федеральные министерства и ведомства), органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Высшим исполнительным органом является Правительство, состоящее из: Председателя Правительства, Заместителей Председателя, федеральных министров. Основные функции Правительства: • разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; • обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; • осуществляет управление федеральной собственностью и принимает меры по обеспечению обороны страны. 3 Органы судебной властиСудебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Финансирование судов производится только из федерального бюджета, что обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт, в случае признания его неконституционным. Верховный суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, попадающим под общую юрисдикцию. Судьи Верховного и Конституционного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. 8.17. Институт президентства Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики России. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занять должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается сроком на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент; исчисление этого срока начинается со дня его избрания. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России. Основные обязанности Президента: • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами, хотя сам Президент не принадлежит ни к одной из этих ветвей власти; • назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ; • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ; • издаёт указы и распоряжения, вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы; • ведет переговоры по вопросам внешней политики. 8.18. Правоохранительные органы В систему правоохранительных органов РФ входит судебная система, прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности, адвокатура, нотариат. 1 Прокуратура Прокуратура — система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих законов, иные функции по обеспечению верховенства закона, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства. Самостоятельная функция прокуратуры — уголовное преследование за совершение преступлений. Заключается в полномочии прокурора возбудить уголовное дело о преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, либо принять расследование по делу о преступлении к своему производству, выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах. 2 Нотариат Нотариат — система органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. В системе правоохранительных органов нотариат тесно связан с судом. Нотариат даже иногда называют органом предварительного, превентивного правосудия. В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения. 3 Адвокатура Адвокатура — добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам. Адвокат — лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус, позволяющий ему осуществлять все формы адвокатской деятельности.
Задача адвоката — защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско‐правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспечивает реализацию этого права. В соответствии с Конституцией каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства. 4 Органы Федеральной службы безопасности Органы Федеральной службы безопасности — обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Представляют собой единую централизованну систему, в которую входят: • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ); • управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); • управления (отделы) ФСБ в Вооруженных силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Руководство деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент и Правительство. 5 Органы внутренних дел Органы внутренних дел — обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел. В структуру этой системы входят: • министерства внутренних дел (МВД) республик; • главные управления внутренних дел (ГУВД); • управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РФ. К правоохранительным органам так же относятся Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суды, органы контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции. 8.19. Международная защита прав человека Организация Объединенных Наций — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Генеральная Ассамблея ООН — несет главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека. 8.20. Правовая культура Правовая культура — правовые знания, убеждения и установки, реализуемые в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества. Правовая культура — комплекс представлений людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Важное значение имеет проблема правового нигилизма. Правовой нигилизм — выражается в девальвации права и законности, игнорировании законов или недооценке их регулирующей, социальной роли. Представляет собой направление общественно‐ политической жизни, отрицающей ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Правовая информированность личности — объем и качество знаний, владение принципами и нормами права. Выделяются элементарно необходимый, низкий и высокий уровни правовой информированности.
перейти в каталог файлов
|