Конспект урока объяснения нового материала
Сложносокращенные слова
Ход урока: 14:30-14:32
ЦП к уроку:
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Алина Олеговна, сегодня я проведу у вас уроки русского языка и литературы.
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы говорили на прошлом уроке?
Мы говорили о сложных словах.
Каким же образом они могут образовываться?
С помощью сложения основ слов. Между ними могут появляться соединительные гласные о и е, дефис.
Замечательно. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с познакомимся с еще одним способом образования слов и закрепим его на практике.
14:32-14:36
Слова на доске.
Запишите число, классную работу и тему сегодняшнего урока.
Обратите внимание на доску, здесь представлены слова. Каким же образом они образованы?
Сложение основ.
Но полные ли основы в новых словах?
Нет.
Заведующий + магазином= завмаг, специальный +корреспондент = спецкор.
Верно. В русском языке есть особый способ образования слов, характерный только для существительных : в образовании нового слова участвуют сокращенные части основ слов. Такие слова называются сложносокращенными, или аббревиатурами.
Давайте откроем учебник на стр.120 и обратимся к теоритическим сведениям. 14:36-15:00
ЦП к этапу:
Давайте закрепим полученные знания.
Посмотрите на упр. 218.
Универсам- универсальный магазин самообслуживания .
Упр.219
Сельский- 2 слога [с’эл’ск’ий’]
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий,парн. е — [э] — гласный, ударный л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный , мягкий ,парн. ь — не обозначает звука с — [с] — согласный, глухой парный, тв.,парн. к — [к’] — согласный, глухой, парный, мягкий ,парн. и — [и] — гласный, безударный й — [й’] — согласный, непарный, сонорный, мягкий,непарн.
8 букв, 7 звуков.
Давайте посмотрим какие же части основ берутся при образовании сложносокращенных слов. Прочитаем сведения в зеленой рамочке.
Выполним упр. 221
1. Завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Госбанк, спецназ.
2. НТВ-независимое телевидение.
РФ
3. МХАТ-Московский художественный академический театр
ТЮЗ
Вуз
ГЭС
Теор. Сведения. Выполним упр. 222
15:00-16:05
Вывод по уроку:
Итак, с каким способом образования существительных мы сегодня познакомились?
С аббревиатурой или сложносокращёнными словами. 15:05-16:10
|