Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Консультация для педагогов Инновационные технологии для развития речи младших дошкольников


Скачать 22.96 Kb.
НазваниеКонсультация для педагогов Инновационные технологии для развития речи младших дошкольников
Дата04.09.2019
Размер22.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонсультация для педагогов.docx
ТипДокументы
#62984
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Консультация для педагогов

«Инновационные технологии для развития речи

младших дошкольников»

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.

Песочная терапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.

Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.

Песочная игра — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ исследовать мир, выразить свои переживания, выстраивать отношения.

Во время песочных игр дети развивают интерес, творческую активность и сообразительность.

Естественная потребность ребенка играть с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, логопеду, но и воспитателю.

Песочная терапия может использоваться во всех пяти областях развития:

1. Художественно-эстетическое развитие:

- игры с песком откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию: лепка, рисование, аппликации песком;

2. Физическое развитие:

- дыхательные игры,

- летом босохождение с целью профилактики плоскостопия;

3. Познавательное развитие:

- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира через моделирование его фрагментов в песочнице;

- песочные игры помогают учиться классифицировать предметы по разным признакам (цвет, размер, пары мама-детеныш и проч.);

- помогают узнавать свойства песка (сырой-сухой, сыпучий);

- использование песочной терапии помогает в работе с любыми темами, при знакомстве с такими обобщающими понятиями, как например, овощи, фрукты, мебель, посуда, животные и др.

4. Социально-коммуникативное развитие:

- разыгрывание игр-сказок;

- выстраивание отношений со сверстниками во время игры,

- в песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

5. Речевое развитие:

- игра с песком очень эффективна в развитии мелкой моторики и тактильных ощущений;

- она развивает у детей диалогическую речь;

- расширяет словарный запас;

- в песочной игре дети учатся правильно согласовывать прилагательные с существительными и числительными, правильно строить предложения, подбирать уменьшительно-ласкательные формы.

Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Игры с песком способствуют:

- развитию речевого дыхания;

- развитию мелкой моторики рук;

- развитию связной речи; обучению рассказыванию;

- подготовке к обучению грамоте.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Идет подготовка к обучение письму и чтению.

Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

Проективные игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг, и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу (дополнительная услуга «Волшебный мир песка, так и подгрупповую на ООД)

В песочной терапии используем такие материалы как:

Работа по развитию речи у детей предполагает 3 этапа:
1 этап:

Знакомство с песочной страной

Цели:

• пробуждение интереса к занятиям с песком;

• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.

На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.


Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают огромным значением для развития детей.

• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.

Путешествие по песочной стране

Цели:

• развитие познавательных процессов;

• развитие речи, памяти, мышления;

• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

2 этап:

На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры:

«Дорисовывание фигур до предметов»

Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

«Преврати букву»

Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

«Угадай на ощупь», «Заборчики» «Норки для мышки» «Узоры на песке».

«Рисуем дорожки»

Цель: развитие графомоторных навыков.

3 этап:

В царстве песочной грамоты

Цели:

• развитие дыхания;

• развитие артикуляции;

развитие связной речи детей, обучение рассказыванию

• проговаривание действий с песком

Самое главное преимущество данного метода – это ее универсальность.

Во-первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И конечно речевому развитию детей. И, наконец, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Приведем, примеры, нескольких дидактических заданий, которые Также в песочнице возможны следующие формы работы:

– построение из кубиков различных башен, осваивая при этом понятия: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, и т. д., то есть все то, что пригодиться в дальнейшем обучении;

– с помощью сказочных персонажей можно решать задачи на сложение, вычитание;

– учиться на ощупь определять, то есть узнавать, цифры, которые спрятались в песке.

В песочнице возможно слияние нескольких процессов обучения в один. Например, осваивая буквы, можно учиться пересказу или составлению сказки, истории (сочинение, параллельно решить задачку по математике (герою нужно пройти путь по ступенькам, а их не хватает до какого-то числа и т. п., тут же надо на песке написать волшебное слово (навыки письма, чтобы открылись сказочные ворота и т. д. Немаловажное значение имеет и развитие фантазии ребнка.

Придумывая различные задачки героям, дети не только осваивает знания из раздела математики, но и будет иметь определенный успех в области литературы, рисования или любой другой деятельности, которая связана с творчеством. Такие работы мы проводим в нашем детском саду.

Использование песочной терапии дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, Страх, агрессия, напряжение исчезают, и появляется эмоциональное спокойствие.

Игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!
Игры с песком разнообразны:
«Наблюдение за песочными часами»
  • «Пересыпание»
  • «Делаем фигурки»
  • «Что же спрятано в песке?» (сюрприз)
  • «Найди предмет»
  • «Отпечатки наших рук»
  • «Игры-сказки»
    Вместо песка можно использовать и другие сыпучие материалы: манная крупа, пшено, соль…
    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей