Консультация для педагогов
«Инновационные технологии для развития речи
младших дошкольников»
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.
Песочная терапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.
Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.
Песочная игра — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ исследовать мир, выразить свои переживания, выстраивать отношения.
Во время песочных игр дети развивают интерес, творческую активность и сообразительность.
Естественная потребность ребенка играть с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, логопеду, но и воспитателю.
Песочная терапия может использоваться во всех пяти областях развития:
1. Художественно-эстетическое развитие:
- игры с песком откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию: лепка, рисование, аппликации песком;
2. Физическое развитие:
- дыхательные игры,
- летом босохождение с целью профилактики плоскостопия;
3. Познавательное развитие:
- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира через моделирование его фрагментов в песочнице;
- песочные игры помогают учиться классифицировать предметы по разным признакам (цвет, размер, пары мама-детеныш и проч.);
- помогают узнавать свойства песка (сырой-сухой, сыпучий);
- использование песочной терапии помогает в работе с любыми темами, при знакомстве с такими обобщающими понятиями, как например, овощи, фрукты, мебель, посуда, животные и др.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- разыгрывание игр-сказок;
- выстраивание отношений со сверстниками во время игры,
- в песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.
5. Речевое развитие:
- игра с песком очень эффективна в развитии мелкой моторики и тактильных ощущений;
- она развивает у детей диалогическую речь;
- расширяет словарный запас;
- в песочной игре дети учатся правильно согласовывать прилагательные с существительными и числительными, правильно строить предложения, подбирать уменьшительно-ласкательные формы.
Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. • Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Игры с песком способствуют:
- развитию речевого дыхания;
- развитию мелкой моторики рук;
- развитию связной речи; обучению рассказыванию;
- подготовке к обучению грамоте.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Идет подготовка к обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг, и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу (дополнительная услуга «Волшебный мир песка, так и подгрупповую на ООД)
В песочной терапии используем такие материалы как:
Работа по развитию речи у детей предполагает 3 этапа: 1 этап:
Знакомство с песочной страной
Цели:
• пробуждение интереса к занятиям с песком;
• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.
• развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают огромным значением для развития детей.
• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.
Путешествие по песочной стране
Цели:
• развитие познавательных процессов;
• развитие речи, памяти, мышления;
• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
2 этап:
На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры:
«Дорисовывание фигур до предметов»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Преврати букву»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Угадай на ощупь», «Заборчики» «Норки для мышки» «Узоры на песке».
«Рисуем дорожки»
Цель: развитие графомоторных навыков.
3 этап:
В царстве песочной грамоты
Цели:
• развитие дыхания;
• развитие артикуляции;
• развитие связной речи детей, обучение рассказыванию
• проговаривание действий с песком
Самое главное преимущество данного метода – это ее универсальность.
Во-первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И конечно речевому развитию детей. И, наконец, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Приведем, примеры, нескольких дидактических заданий, которые Также в песочнице возможны следующие формы работы:
– построение из кубиков различных башен, осваивая при этом понятия: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, и т. д., то есть все то, что пригодиться в дальнейшем обучении;
– с помощью сказочных персонажей можно решать задачи на сложение, вычитание;
– учиться на ощупь определять, то есть узнавать, цифры, которые спрятались в песке.
В песочнице возможно слияние нескольких процессов обучения в один. Например, осваивая буквы, можно учиться пересказу или составлению сказки, истории (сочинение, параллельно решить задачку по математике (герою нужно пройти путь по ступенькам, а их не хватает до какого-то числа и т. п., тут же надо на песке написать волшебное слово (навыки письма, чтобы открылись сказочные ворота и т. д. Немаловажное значение имеет и развитие фантазии ребнка.
Придумывая различные задачки героям, дети не только осваивает знания из раздела математики, но и будет иметь определенный успех в области литературы, рисования или любой другой деятельности, которая связана с творчеством. Такие работы мы проводим в нашем детском саду.
Использование песочной терапии дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, Страх, агрессия, напряжение исчезают, и появляется эмоциональное спокойствие.
Игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому! Игры с песком разнообразны: «Наблюдение за песочными часами» «Пересыпание» «Делаем фигурки» «Что же спрятано в песке?» (сюрприз) «Найди предмет» «Отпечатки наших рук» «Игры-сказки» Вместо песка можно использовать и другие сыпучие материалы: манная крупа, пшено, соль… перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |