Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома основные категории педагогики


НазваниеКраткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома основные категории педагогики
Дата13.03.2020
Размер13.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаentsiklopediya_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКраткое содержание
#67673
страница1 из 94
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   94

Введение:
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВВОДНЫХ (ТЕОРЕТИЧЕСКИХ) ГЛАВ ПЕРВОГО ТОМА
Основные категории педагогики
Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт, А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци) ребёнку отводится роль объекта, которому старшее поколение, учитель (субъект) передаёт свой опыт. Конечную цель образовательной системы — подготовить ребёнка к жизни — конструируют учитель, взрослые; они определяют и содержание, и методы образования детей. В XX веке психолого-педагогическая наука внесла существенные изменения в эти представления. Была выяснена роль различных социогенных и психогенных факторов в формировании личности ребёнка.
В процессе роста и развития ребёнок становится участником (субъектом и объектом) разнообразных взаимодействий и отношений, которые можно свести к шести основным категориям: социализация, образование, воспитание, обучение, развитие, формирование.
Социализация есть процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм и культурных ценностей, предполагающих его включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.
Образование. В буквальном смысле «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Ещё В.И. Даль определил образование как образование ума
(интеллектуальное развитие человека) и образование нравственности (воспитание).
В широком социальном смысле образование — это социально направляемая и контролируемая часть социализации, упорядоченный способ присвоения ребёнком культурных ценностей.
В Законе РФ «Об образовании» (13.01.1996) дано следующее определение. «Образование целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определённых государством образовательных уровней».
Воспитание — одна из основных, но весьма многозначных категорий педагогики; это и общественное явление, и деятельность, и процесс, и ценность, и система, и воздействие, и взаимодействие и т.д.
В отечественной педагогической литературе выделяют:
1) воспитание в широком социальном смысле как воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
2) воспитание в широком педагогическом смысле, как педагогический компонент социализации, целенаправленное воздействие на ребёнка воспитательными институтами общества;
3) воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических качеств;
4) воспитание в ещё более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определённых нравственных качеств).
Обучение:
1) в широком социальном смысле — это целенаправленный процесс передачи человеку обучающей системой
(природа, родители, учителя и др.) необходимых для его жизни программ (знаний, умений и навыков);
2) в узком педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования у человека интеллектуальных качеств и способов деятельности.
Развитие человека — это сложный процесс изменения индивида от меньшего к большему, от простого к сложному; от менее сложных форм деятельности к более сложным; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории (спирали) от предшествующего качественного состояния к новому. Выделяют физическую, психическую, духовную, социальную и другие составляющие развития.
Формирование — 1) синоним развития — процесс становления человека как социального существа;
2) синоним обучения и воспитания.
Личность как объект и субъект образовательной технологии
Личность — та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая.
И А. Ефремов
Индивид — человек как представитель рода homo sapiens представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека, в свою очередь, имеет два компонента: эмоции и сознание.
Сознание есть человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозге человека в языковой, знаковой форме.
Личность представляет собой единство антропологических, социальных и психологических характеристик человека.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодейвиях с окружающим миром, в огромном спектре различных психических качеств и свойств. Субъективно же она проявляется в осознании
человеком существования свого «Я» в мире и обществе себе подобных (самосознание).
Личность — это психическая, духовная сущность человека, проявляющаяся в сообразных обобщённых
системах качеств как:
• совокупность социально значимых свойств человек
• система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
• система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;
• осознание окружающего мира и себя в нём;
система потребностей;
совокупность способностей, творческих возможностей;
• совокупность реакций на внешние воздействия и т.д.
Личность человека есть содержательное обобщение высшего уровня; она предъявляет целостную совокупность качеств, включающую всё многообразие её проявлений(потребностей, способностей, Я-концепции, отношений, деятельности, поступков, интеллекта, социальных ролей и т.д.).
Личность есть система социально значимых качеств, проявляющихся в деятельности человека (БЭС).
Индивидуальность особенное, самобытное, свойственное данному индивиду вводное и социальное своеобразие выражения своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов.
Душа — это нематериальная субстанция, по предположению, она может существовать отдельно от тела, которой приписываются свойства носителя нравственной сущности человека.
Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром, в огромном спектре различных психических качеств и свойств. Субъективно же она проявляется в осознании
человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (самосознание).
Личность это психическая, духовная сущность человека, проявляющаяся в разнообразных обобщённых
системах качеств как:
• совокупность социально значимых свойств человека;
• система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
• система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;
• осознание окружающего мира и себя в нём;
• система потребностей;
• совокупность способностей, творческих возможностей;
• совокупность реакций на внешние воздействия и т.д.
Личность человека есть содержательное обобщение высшего уровня; она представляет целостную совокупность качеств, включающую всё многообразие её проявлений (потребностей, способностей, Я-концепции, отношений, деятельности, поступков, реакций, интеллекта, социальных ролей и т.д.).
Личность есть система социально значимых качеств, проявляющихся в деятельности человека (БЭС).
Индивидуальность — особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие выражения своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов.
Душа — это нематериальная субстанция, по предположению, она может существовать отдельно от тела, которой приписываются свойства носителя нравственной сущности человека.
Структура качеств личности ребёнка
Все образовательные учреждения общества имеют целью сформировать человека, наделить его определённым комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы. Для этого педагог прежде всего должен иметь представление об объекте воспитания — личности ребёнка. В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются несколько обобщённых моделей личности (по К.К. Платонову, по И.П. Иванову, по Д. Кеттеллу, по Э. Фромму, по 3. Фрейду и др.).
Структура качеств личности по К.К. Платонову
На рисунке 1 представлена модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная русским психологом К.К. Платоновым классификация.
В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретённые при жизни (социальные) компоненты. По их соотношению в структуре личности К.К. Платонов разделил все качества на четыре иерархических уровня-подструктуры.
1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания,
памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУД), играют огромную роль в процессе обучения.
3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин — ЗУН, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности — СДП (сфера действенно-практическая).
4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру; они служат направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.
Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых — ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» — комплекс социальных качеств человека.
Однако в структуре личности есть ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, интегральные группы качеств: потребности, характер, способности и Я-
концепция личности образуют вместе с уровнями определённый «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают, взаимопереходят и часто компенсируют друг друга, образуя сложнейшую целостную систему.
Модель структуры качеств личности по И.П. Иванову
Для характеристики целей и содержания образовательных технологий удобна упрощённая, адаптированная модель структуры качеств личности, идея которой заимствована у И.П. Иванова. В ней выделены качества личности человека, имеющие особое значение в образовательном процессе (рис. 2).
Она содержит шесть сфер психики: сферу знаний, умений и навыков — ЗУН; сферу умственных действий —
СУД; сферу управляющих механизмов личности — СУМ; сферу нравственно-эстетических качеств — СЭН; сферу действенно-практических качеств — СДП; сферу творческих качеств — СТК. Эти сферы на рисунке группируются на базе их материального носителя — сферы физического (психофизиологического) развития нервной системы —
СПФР.
Модель ключевых компетентностей личности (компетентностная модель личности)
Личность можно представить как совокупность ряда компетентностей, выступающих как мера способности
человека включаться в деятельность. Компетентности также образуют определённую иерархию. Важнейшие, основные, ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны, многомерны.
Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на психологические функции человека, включают широкий практический контекст, обладают высокой степенью универсальности.
Классификация компетентностей приведена на рисунке 3. Вершину иерархии компетентностей можно представить как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, есть совокупность нескольких самых обобщённых составляющих — ключевых суперкомпетентностей.
Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые суперкомпетентности:
математическая компетентность — умение работать с числом, числовой информацией — владение математическими умениями;
коммуникативная (языковая) компетентность — умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым,
— владение умениями общения;
информационная компетентность — владение информационными технология ми — умение работать со всеми видами информации;
автономизационная умение саморазвития и самопрезентации — способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
социальная компетентность — умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде;
продуктивная компетентность — умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
нравственная компетентность — готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Подобный состав ключевых Суперкомпетентностей имеется в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования». Совокупность ключевых компетентностей определяет социальную
зрелость человека.

Наряду с существующей классификацией компетенций, существуют, очевидно, также и уровни компетентности.
Они простираются от «полной некомпетентности», то есть неспособности справиться с появляющимися проблемами и требованиями, до «высокой компетентности» — конкурентоспособности, талантливости.
Психолого-педагогический инструментарий для определения этих уровней для педагогической практики пока не разработан, но это — дело ближайшего времени.
Знания, умения, навыки (ЗУН)
То, что мы знаем, — ограниченно, а то, что мы не знаем, — бесконечно.
П. Лаплас
Знания и их классификация. Знания — проверенные практикой результаты познания окружающего мира,
его верное отражение в мозге человека. Существует много различных классификаций ЗУН. Для анализа педагогических процессов имеют значение следующие
По локализации выделяют следующие группы знаний (ЗУН):
индивидуальные знания (сознание) — совокупность запёчатлённых памятью чувственных (образных) и умственных (знаковых) образов и их связей, возникавших при взаимодействии человека с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов деятельности;
общественные знания — продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные. По форме отражения:
образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
вещественные, существующие в предметах труда, искусства — овеществлённые результаты деятельности;
процедурные — те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
По области и предмету познания: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература.
По психологическому уровню выделяют: знание — узнавание — воспроизведение — понимание — применение
— убеждение — потребность.
По степени обобщённости: факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, теории, методологические знания, оценочные знания.
Умение определяется как способность личности эффективно выполнять определённую деятельность на
основе имеющихся знаний в изменённых или новых условиях.
Навыки — это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного
контроля.
Сложное умение включает и использует и знания, и относящиеся сюда более простые навыки личности.
ЗУН определяют так называемую «обученность» личности, т.е. объём сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности — способам умственных действий.
Обученность — уровень и качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние и сформированность
реальной учебной деятельности — «умения учиться», приёмов самостоятельного поиска знаний и
самообразования.
Способы умственных действий (СУД)
Ребёнок — не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь.
Средневековые гуманисты
Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего.
Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   94

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей