Задание. Представьте свое видение по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из опыта работы
Представим пример организации психолого-педагогического сопровождения из опыта работы Адаптивной школы - детского сада № 301 г. Омска (далее - АШДС).
Целью психолого-педагогического сопровождения в АШДС стала непрерывная поддержка силами всех специалистов обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории для таких детей.
Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью нами была разработана организационная модель деятельности АШДС, построенная на командных формах работы, мультидисциплинарном и междисциплинарном принципах и позволяющая обеспечить качественное инклюзивное образование (Т.В. Волосовец, Е.В. Самсонова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Организация психолого-педагогического сопровождения на основе разработанной организационной модели позволяет грамотно и эффективно управлять инклюзивным процессом на уровне образовательной организации (см. рис.).
В психолого-педагогическом сопровождении нами были выделены четыре основных направления (информационно-диагностическое, консалтинговое, экспертное, организацонно-методическое) и созданы дополнительные структуры:
- научно-методический совет;
- адаптационно-диагностический центр;
- консультативный пункт для родителей и консультативная служба для педагогов;
- центр педагогического мастерства и экспертная группа (планируются);
- пресс-служба;
- психолого-медико-педагогический консилиум.
Рисунок
Организационная модель психолого-педагогического сопровождения в АШДС
Кратко представим направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в АШДС.
Информационно-диагностическое направление предполагает осуществление диагностики и выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, с одной стороны, а с другой, призвано обеспечивать быстрый доступ к информации по различным вопросам специальной (коррекционной) педагогики и психологии. Данное сопровождение предполагает сбор и формирование банка внутренней (об обучающихся, воспитанниках, педагогических работниках, качестве образовательного процесса) и внешней (о новых исследованиях в образовании, нормативных документах и т.д.) информации, анализ и мониторинг результатов сопровождения, выявление проблемного поля.
Решение задач диагностирования и информирования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом и пресс-службой учреждения.
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) обеспечивает диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. Содержание деятельности ПМПк АШДС включает обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка, обсуждение сложившейся образовательной ситуации, разработка и реализация общей стратегии заданной психолого-медико-педагогической комиссии и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство учреждения, разработка индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов и/или индивидуальных образовательных траекторий.
Пресс-служба НШДС № 301 позволяет решать задачи информирования, диагностики и рефлексии деятельности учреждения и ее результатов в области организации образовательного процесса. Роль данного структурного подразделения заключается в информировании не только родителей и общественности об организации работы инклюзивных дошкольных групп, но и включает обобщение, трансляцию эффективного опыта педагогов.
Организационно-методическое направление предполагает обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогических работников АШДС. Организационно-методическое сопровождение реализуется через:
- изучение запросов всех субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- методическое сопровождение и оказание практической помощи в условиях экспериментальной и/или инновационной деятельности;
- прогнозирование, планирование и организацию повышения квалификации педагогических работников;
- организацию работы методических объединений, форм работы педагогов;
- подготовку и проведение семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства и др.;
- создание условий для своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование организационной структуры управления развитием учреждения.
Формами организационно-методического сопровождения выступают проблемный семинар, научно-практическая конференция, конкурсы, методические совещания, круглые столы, творческие группы, презентации и т.п. В АШДС основными формами организационно-методического направления являются работа научно-методического совета, стажировочной площадки, инклюзивных начальных классов, инклюзивных дошкольных групп, адаптационно-диагностического центра.
Адаптационно-диагностический центр создается для детей с ОВЗ и детей-инвалидов от 2 до 11 лет с целью оказания им дозированной специализированной психолого-медико-педагогической помощи, организации дополнительного диагностического и адаптационного периода, а также дальнейшей социальной адаптации и перевода в инклюзивную дошкольную группу или инклюзивный начальный класс, или в класс нормативно развивающихся сверстников.
Нахождение ребенка с ОВЗ в адаптационно-диагностическом центре означает частичное (временное) посещение дошкольной группы или начального класса, обязательное посещение занятий специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК), посещение консультативного пункта, получение в полном объеме медицинских услуг согласно Уставу и медицинской лицензии. Основная организационная форма работы с детьми – индивидуальные занятия и занятия малыми группами по 2-3 человека 3-4 раза в неделю (по индивидуальной образовательной траектории) при желательном присутствии родителей, а также постепенное включение в образовательный процесс и детский коллектив.
Консалтинговое направление представляет собой оказание консультативной помощи по вопросам планирования, осуществление экспериментальной и/или инновационной деятельности, оформление нового педагогического опыта на технологическом уровне. Консультирование является одним из центральных видов сопровождения, под которым подразумевается особым образом организованное взаимодействие между консультантом и консультируемым, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного педагога и учреждения в целом. Содержание консалтингового сопровождения характеризуется проектированием, обеспечением, реализацией, коррекцией и рефлексией индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.
Методами консалтингового сопровождения являются моделирование, конструирование, тренинг, наблюдение, изучение документации, анализ результатов деятельности. Формами консалтингового сопровождения выступают индивидуальное, групповое консультирование.
Направление, связанное с консультированием, реализуется через работу консультативного пункта и консультативной службы. Консультативная служба функционирует для педагогических работников АШДС и организуется каждым специалистом, входящим в состав научно-методического совета в соответствии с должностным функционалом.
Консультативный пункт создается для родителей с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи, поддержки всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование является одним из важных видов психолого-педагогического сопровождения детей, родителей и в целом семьи.
Экспертное направлениесостоит в особом способе изучения деятельности учреждения и педагогических работников, исследовании качества образовательного процесса. Целью экспертного сопровождения является поиск новых путей, изучение возможности обновления и развития учреждения. Содержание экспертного сопровождения позволяет создавать условия для выявления, обобщения, накопления и распространения эффективного педагогического опыта работы педагогов. Формами экспертного сопровождения выступают центр профессионального мастерства и экспертная группа. Центр профессионального мастерства создан для реализации творческого потенциала активно работающих педагогов и формирование базы положительного опыта работы педагогов в условиях инклюзии. Экспертная группа функционирует непостоянно, организуется в том случае, когда необходимо провести внутренний контроль, либо в рамках различных конкурсных мероприятий.
Такое построение психолого-педагогического сопровождения позволяет целенаправленно и эффективно организовать образование обучающихся с ОВЗ на дошкольном и начальном основном уровне образования.
Для определения эффективности психолого-педагогического сопровождения, на основе разработок Т.В.Волосовец, Е.Н. Кутеповой и др., нами были выделены критерии и показатели:
1) стабильная положительная динамика в развитии детей дошкольного возраста с различными возможностями;
2) индивидуально-дифференцированное построение воспитательно-образовательного процесса;
3) продуктивность педагогической деятельности в области организации инклюзивного образования;
4) доступность информации об организации инклюзивной практики в учреждении.
Таблица
Критерии и показатели эффективности
психолого-педагогического сопровождения в АШДС
Критерии
| Показатели
| стабильная положительная динамика в развитии детей с различными возможностями
| - сформированность умений и навыков обучающихся в соответствии с ФГОС и их индивидуальными психофизическими особенностями развития;
- сформированность интегративных качеств личности дошкольников и УУД у школьников;
- социализация обучающихся.
| индивидуально-дифференцированное построение воспитательно-образовательного процесса
| - проведение ПМП консилиумов с привлечением медицинских работников;
- наличие индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов для детей с ОВЗ с учетом данных диагностики и с оценкой хода их выполнения;
- наличие индивидуальных образовательных траекторий;
- наличие вариативных форм организации образовательного процесса
| продуктивность педагогической деятельности в области организации инклюзивного образования
| - наличие внутрифирменного обучения по проблемам организации образования обучающихся с ОВЗ, в том числе инклюзивного;
- наличие и реализация в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, совместных игр и совместной учебной деятельности (модели дня);
- наличие методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ;
- междисциплинарная работа, обсуждение диагностики, составление и реализация индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной траектории;
- наличие партнерских форм взаимодействия с семьей, включение родителей в образовательный процесс;
- применение современных педагогических технологий в процессе организации инклюзивной практики;
- создание условий для развития каждого ребенка (наличие и реализация модели развивающей среды);
- ведение учебно-методической документации;
- наличие толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- умение проектировать коррекционно-образовательный процесс;
- умение анализировать педагогическую деятельность.
| доступность информации об организации образовательного процесса в АШДС
| - функционирование и систематическое обновление информации на сайте учреждения;
- количество информационных материалов, в т.ч. учебно-методического содержания;
- наличие банка данных о современных достижениях в области специальной педагогики и психологии, инклюзивного образования;
- количество проведенных мероприятий, обеспечивающих развитие родительской компетентности и толерантности.
| Представленная организационная модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии была разработана и апробирована с 2012-2013 учебного года до настоящего времени. Это дало возможность педагогическому коллективу сделать шаг в понимании сущности инклюзивного образования и образования детей с ОВЗ, овладении технологиями психолого-педагогического сопровождения и обеспечении педагогов и родителей необходимыми способами поддержки.
Представим некоторые примеры документов нашей образовательной организации, в том числе форму индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогическом консилиуме
образовательного учреждения
1. Общие положения
1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников (обучающихся) с отклонениями в развитии и/или состояния декомпенсации.
1.2. ПМПк создаётся на базе образовательного учреждения приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
1.3. Общее руководство работой ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
1.4. ПМПк в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребёнка, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставом образовательного учреждения, договорами между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников и обучающихся, ПМПк и ПМПкомиссией
1.5. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояния декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников, обучающихся.
2. Основные задачи ПМПк.
2.1. Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии.
2.2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов ребёнка.
2.3. Выявление резервных возможностей развития ребёнка.
2.4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
2.5. Подготовка и ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности.
2.6. Организация взаимодействия между педагогическим составом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк.
3. Основные функции ПМПк
3.1. Проведение углублённого психолого-медико-педагогического изучения ребёнка на протяжении всего периода его обучения в школе.
3.2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей её коррекции.
3.3 Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
3.4. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
3.5. Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
4. Структура и организация деятельности ПМПк
4.1. В состав ПМПк входят:
- заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР;
- учитель-дефектолог,
- учитель-логопед,
- педагог-психолог,
- учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребёнка на ПМПк,
- воспитатели (учителя) с большим опытом работы,
- врач-педиатр (невропатолог, психиатр),
- медицинская сестра.
При отсутствии специалистов в образовательном учреждении они могут привлекаться к работе ПМПк на договорной основе. Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе.
4.2. Специалисты, включённые в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя, индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объёма работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.
4.3. Обследование ребёнка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями обучающихся и воспитанников. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.
4.4 Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учётом возрастной физической нагрузки на ребёнка в присутствии родителей (законных представителей).
4.5. Для обследования ребёнка на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
-выписка из истории развития ребёнка. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребёнке врач (медицинская сестра) консилиума направляет запрос соответствующим медицинским специалистам с согласия родителей (законных представителей).
-педагогическое представление на ребёнка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога и воспитателя, работающих с ребёнком.
- свидетельство о рождении
- при необходимости: рисунки, поделки, результаты самостоятельной деятельности.
4.6. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
4.7. На основании полученных данных коллегиально составляется заключение ПМПк и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей.
4.8. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей.
4.9. В апреле-мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка на основании динамического наблюдения и принимают решение о его дальнейшем обучении и воспитании.
4.10 При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребёнка, а также при необходимости углублённой
диагностики и /или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям обратиться в ПМПкомиссию.
4.11. В ПМПк ведётся следующая документация:
- годовой план и график плановых заседаний ПМПк;
- журнал записи детей на ПМПк;
- журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
- карты (папки) развития ребёнка;
- список специалистов консилиума, расписание их работы;
- журнал регистрации архива ПМПк
- архив ПМПк.
4.12. Архив ПМПк хранится в специально оборудованном месте и выдаётся только членам ПМПк, о чём в журнале регистрации архива ПМПк делается соответствующая запись.
5. Порядок подготовки и проведения ПМПк
5.1. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
5.2. ПМПк работает по плану, установленному на один учебный год. Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раза в квартал. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
- динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые ПМПк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребёнком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей ребёнка. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребёнка.
Задачами внепланового ПМПк являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
5.3. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы
ребёнку, проходящему ПМПк и взятому на коррекционно-развивающее обучение и внеурочную коррекционную работу, назначается ведущий специалист.
5.4. Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающую работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
5.5. Подготовка к проведению ПМПк.
5.5.1. Обсуждение проблемы ребёнка на ПМПк планируется не позднее двух недель до даты его проведения .
5.5.2. Председатель ПМПк ставит в известность родителей и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребёнка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
5.5.3. Ведущий специалист составляет список специалистов, участвующих в ПМПк. В него входят специалисты, непосредственно работающие с ребёнком и знающие его проблематику.
5.5.4. Данные специалисты, ведущие непосредственно работу с ребёнком, обязаны не позднее чем за 3 дня до проведения ПМПк представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребёнка и заключение, в котором должна быть оценена эффективность проводимой развивающей и коррекционной работы и даны рекомендации по дальнейшему проведению коррекционной работы. Ведущий специалист готовит своё заключение по ребёнку с учётом представленной ему дополнительной информации к моменту проведения ПМПк
5.6. Порядок проведения ПМПк.
5.6.1. ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – заместителя председателя консилиума.
5.6.2. Председатель консилиума имеет право по согласованию с руководителем образовательного учреждения в разовом порядке назначить временного председателя данного ПМПк из числа высококвалифицированных специалистов ПМПк.
5.6.3. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребёнком, представляют заключения на ребёнка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщённую характеристику структуры нарушения психофизического развития ребёнка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов.
5.6.4. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
5.6.5. При направлении ребёнка на ПМПк копия коллегиального заключения выдаётся родителям на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
5.6.6. Протокол ПМПк оформляется секретарём консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем, всеми членами ПМПк.
6. Права и обязанности специалистов ПМПк.
6.1. Специалисты имеют право:
- самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
- обращаться к педагогическим работникам, администрации образовательного учреждения, родителям для координации коррекционной работы.
- Проводить в образовательном учреждении индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические);
- Требовать от администрации образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и научно-методической документацией;
- получать от руководителя образовательного учреждения информацию информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
- обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, дефектологические учреждения;
- вести просветительскую деятельность п о пропаганде психолого-медико-педагогических знаний;
- обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т.д.
6.2. Специалисты ПМПк обязаны:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
- в решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации;
- принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей, педагогических кадров;
- оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, родителям в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребёнку. Участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;
- осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия обучающихся и воспитанников;
- готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого, воспитанника для представления на ПМПк, на ПМПкомиссию.
7. Ответственность специалистов ПМПк
Специалисты ПМПк несут ответственность за:
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
- обоснованность рекомендаций;
- конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
- соблюдение прав и свобод личности ребёнка;
- ведение документации и её сохранность. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |