Контрольные вопросы к коллоквиуму «Генетика»
Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства живого. Ядерная (хромосомная) и цитоплазматическая наследственность. Уровни организации генетического материала: генный, хромосомный, геномный.
Генный уровень организации наследственного материала. Свойства гена как функциональной единицы наследственности и изменчивости: специфичность, дискретность, стабильность, плейотропность, дозированность действия, аллельность, способность к мутациям.
Хромосомный уровень организации наследственного материала. Хромосома, её химический состав и структурная организация. Морфология хромосом, морфологические виды хромосом.
Геномный уровень организации наследственного материала. Геном и кариотип как видовые характеристики.
Генотип – сбалансированная система взаимодействующих генов. Аллельные и неаллельные гены. Виды взаимодействия генов.
Взаимодействие аллельных генов в генотипе: доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, межаллельная комплементация, аллельное исключение.
Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз, комплементарность, полимерия. Эффект положения.
Наследственность и наследование. Типы и варианты наследования признаков.
Моногенное и полигенное наследование. Аутосомное и сцепленное с полом типы наследования.
Множественный аллелизм. Наследование групп крови по системе АВ0.
Независимое и сцепленное наследование признаков. Законы независимого наследования Менделя.
Сцепление генов. Кроссинговер. Опыты Моргана. Хромосомная теория наследственности. Принципы построения генетических карт хромосом.
Хромосомный и генный механизм определения и развития пола организма. Возможные нарушения формирования пола у человека.
Сцепленный с полом тип наследования. Особенности Х-сцепленного и Y-сцепленного типов наследования.
Изменчивость. Классификация и характеристика форм изменчивости.
Фенотипическая изменчивость. Фенотип организма. Простые и сложные признаки. Понятие среды. Среда I-го и II-го порядка. Экспрессивность и пенетрантность признаков.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационно-статистический метод изучения модификационной изменчивости.
Генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Механизмы возникновения и биологическое значение.
Мутационная изменчивость. Классификация мутаций, характеристика и биологическое значение мутаций.
Спонтанные и индуцированные мутации. Мутагены, их природа и действие на организм. Естественные и искусственные антимутагенные механизмы.
Генные мутации. Роль генных мутаций в создании генетического полиморфизма и возникновении наследственной патологии у человека. Генные болезни.
Хромосомные мутации, их классификация. Роль хромосомных мутаций в развитии патологических состояний человека.
Геномные мутации. Хромосомные болезни, механизмы возникновения и наиболее характерные клинические проявления.
Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы генетики человека: генеалогический, цитогенетический, близнецовый, популяционно-статистический, биохимический. Методы генетики соматических клеток, молекулярно-генетические методы.
Цитогенетический метод изучения генетики человека. Денверская и Парижская номенклатура хромосом. Значение цитогенетического метода в диагностике хромосомных болезней.
Половой хроматин. Экспресс-метод определения полового хроматина
Генеалогический метод, его использование для определения типа и характера наследования. Расчет риска наследственных заболеваний. Родословные при различных типах наследования: аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном, доминантном Х-сцепленном, рецессивном Х-сцепленном, Y-сцепленном.
Близнецовый метод изучения генетики человека. Понятие конкордантности и дисконкордантности. Определение соотносительной роли наследственности и среды в формировании признака.
Популяционно-статистический метод. Генофонд популяции. Закон Харди-Вайнберга, его значение для определения частот генов и генотипов в популяции. Условия идеальной (менделеевской) популяции.
Пренатальная диагностика наследственных заболеваний человека. Медико-генетическое консультирование. Профилактика наследственных заболеваний у человека.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |