Главная страница
qrcode

Лекции _Технологии инклюзивного образования. Лекции по дисциплине технологии инклюзивного образования Программы профессионального обучения Дефектология (Логопедия)


Скачать 259.94 Kb.
НазваниеЛекции по дисциплине технологии инклюзивного образования Программы профессионального обучения Дефектология (Логопедия)
Дата31.08.2019
Размер259.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции _Технологии инклюзивного образования.docx
ТипЛекции
#62841
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОЧУ высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОЧУ ВПО МСГИ

__________________________

"__" _____________ 20____ г.
ЛЕКЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Программы профессионального обучения

«Дефектология (Логопедия)»


г. Москва, 2014
Лекция 1. Методологические основания реализации инклюзивного образования на современном этапе развития общества

План
Понятие инклюзивного образования
  • Принципы инклюзивного образования
  • Исторические аспекты получения образования детьми-инвалидами.
  • Современные подходы к образованию детей с ОВЗ в России.

    Категориальный аппарат: концепция, инклюзивное образование, интегрированное обучение, дифференцированное обучение, дети с проблемами в развитии, социализация, мейнстриминг, интеграция.
    Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие человека, формирование его личностных качеств. Для XXI столетия характерно понимание того, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».

    Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (детей-инвалидов) в общеобразовательных (массовых) школах.

    ЮНЕСКО дало наиболее универсальное определение инклюзивного образования как «целостного феномена», предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности.

    Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства –это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

    Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:

    • причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;

    • причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.

    Различные подходы в образовании:
    медицинский (ребенок как проблема)
    и социальный (система образования как проблема)
    Ребёнок как проблема

    Имеет особые потребности

    Отличается от других детей,

    т. н. группы «нормы»

    Не отвечает требованиям общей школы и не может там учиться

    Ребёнок исключается из общей школы
    Образовательная среда не приспособлена для работы с разнообразными детьми

    Общая школа не отвечает потребностям ребёнка, не может учить

    Недоступная среда исключает ребёнка из общей школы
    Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

    Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками– это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

    Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

    В основе инклюзивного образования заложена позиция, согласно которой не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа. До этого было интегрированное образование, которое закреплено в Стандартных правилах, и процесс обучения детей-инвалидов в обычных школах назывался «интегрированным образованием». Но сообществу инвалидов, родителей детей-инвалидов не очень-то нравилось интегрированное образование, т.к. оно подразумевало: есть человек больной, он другой, не такой, как все, и есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормальное общество. Тогда как инклюзивное образование говорит о том, что мы все здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкретному сообществу. И все дети - одаренные, плохо владеющие русским языком или инвалиды, -которые живут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную школу.

    Переход к совместному обучению детей разных категорий в России имеет правовую основу. К сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Как и во многих прогрессивных законодательных актах, здесь практически отсутствует механизм реализации, претворения в жизнь его положений. По этой же причине в обществе имеет место предвзятое отношение к инклюзивному образованию. В ряде случаев оно связано с материально-технической неподготовленностью учреждений системы общего образования к обучению в них детей с отклонениями в развитии. Для детей данной категории необходимы меньшие по наполняемости классы (от 6 до 12 человек), адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекционно-развивающее оборудование, иногда наставник, который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат образовательных учреждений должен быть в достаточном количестве укомплектован высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в области образования и социальной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии, оптимальной реализации программ социально-психологического и медицинского сопровождения.

    Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

    • потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

    • потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

    • потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

    Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.

    Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно- образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

    2. Принципы инклюзивного образования

    Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволяет отметить, следующие принципы инклюзии:

    - признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

    -повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

    - реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

    - устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность, или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

    -анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

    - различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

    - признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

    - улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

    - признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;

    - развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.

    Суть данных принципов - в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы – транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Особое значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

    Исследователями Англии инклюзивное образование воспринимается следующим образом:

    Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.

    Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.

    Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.

    Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.

    Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.

    Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом

    Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.

    Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

    Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

    3. Исторические аспекты получения образования детьми-инвалидами

    Первое документированное свидетельство успешного индивидуального обучения глухих детей относится к 1578 г. Испанский монах Педро Понсе де Леон представляет родителям глухих учеников письменный отчет о результатах специального обучения. С начала XVI века в странах Западной Европы появляются первые пособия по обучению детей-инвалидов и с середины XVII века начинают открываться специальные школы.

    Фактически до середины XX века дети с психофизическими нарушениями обучались изолированно от нормально развивающихся детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях.

    В подавляющем большинстве стран Европы и Америки государственные системы получения образования детьми с особыми образовательными потребностями могут быть представлены тремя моделями: сегрегационная, интеграционная и инклюзивная. История организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе образования стран Западной Европы и Америки может быть условно разделена на три периода:

    -середина XVII века – 60-е год XX века – сегрегационная («медицинская») модель;

    -середина 60-х – 80-е годы – интеграционная («модель нормализации»);

    -80-е годы по настоящее время – инклюзивная («модель включения»).

    · Охарактеризуем все три модели.

    Создание сегрегационной, или медицинской, модели организации процесса обучения детей с психофизическими нарушениями развития было обусловлено заботой о ребенке, которому для успешного обучения необходимы особые условия:

    -специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячими детьми; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха);

    -наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями);

    -специальные программы, учитывающие возможности ребенка;

    - медицинское сопровождение;

    -предпрофессиональная и профессиональная подготовка.

    Эти условия, на определенном этапе развития государства, можно было создать только в специальном учреждении. Все вышеперечисленное, несомненно, относится к плюсам сегрегационной модели обучения детей с ОВЗ. Но есть и минусы. Прежде всего, эта система предусматривает изоляцию ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи, т.к. часто специальные (коррекционные) учреждения находятся далеко от места проживания ребенка, общение с детьми одного уровня отнюдь не способствует полноценному развитию речи, и социализация ребенка в общество, за отсутствием его, также не происходит. За рубежом сегрегационная модель в полном объеме была представлена примерно до конца 60-х годов прошлого века.

    Необходимо отметить, что после окончания второй мировой войны нарастает стремление общества к гуманизации, как движение за гражданские права любого человека, независимо от его национальности, пола, возраста и состояния здоровья. Одним из средств формирования общемировых тенденций развития государств было создание Организации объединенных наций (ООН) и разработка и подписание ряда международных конвенций и соглашений, в частности, Всеобщей декларации прав человека (1948) и Декларации прав ребенка (1959).

    Концепция нормализации (интеграции), пришедшая на смену интеграции вследствие активности гражданского общества, делала упор на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором он живет. Это понятие было принято в США и Канаде и стало катализатором формирования так называемых «паттернов культурно нормативной жизни» тех, кто ранее был исключен из общества». Вначале речь шла о пациентах психиатрических больниц и домов-интернатов, в том числе и детских домов системы социальной защиты населения. Параллельно развивался процесс интеграции детей с особенностями развития в среду обычных сверстников. Само понятие «нормализации» (интеграции) появилось в Норвегии. Интеграция в этом контексте обычно рассматривалась как процесс ассимиляции, требующий от человека принять нормы, характерные для доминирующей культуры и следовать им в своем поведении.

    Для модели интеграции основополагающими являются следующие принципы:

    -ребенок с особенностями развития – человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;

    -общество должно обеспечивать ребенку условия жизни, максимально приближенные к нормальным (отсюда и название модели).

    Развитие модели «нормализации» приводит:

    -к изменению государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств;

    -к изменению позиции самого человека с ОВЗ в части ответственности и права на самостоятельную жизнь.

    Постепенно эта концепция стала тоже представляться не вполне совершенной. Она по существу предполагала, что ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом. Однако меняться быстро общество не способно, и при таких условиях можно говорить только о физической составляющей интеграции и отсутствии социальной составляющей. Кроме того, как подчеркивают некоторые исследователи, нормализация не предполагала учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе. К тому же неизбежно возникает вопрос, что есть «норма» и кто, по каким критериям ее будет определять.

    Активная западная теория - середина 20 века.

    Ключевую роль в разворачивании интеграционных процессов сыграла выдвинутая скандинавскими странами концепция «нормализации», законодательно закрепленная позиция социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями, в основе которой - идея о нормализации условий социальной жизни для инвалидов в соответствии с международными правовыми актами («Декларация прав человека» и др.). Одной из составных частей из аспектов нормализации стало интегрированное (инклюзивное) образование.

    За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе:

    • расширение доступа к образованию (widening participation),

    •мэйнстриминг (mainstreaming),

    •интеграция (integration),

    •инклюзия, т.е. включение (inclusion).
      1   2   3   4   5   6   7   8

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом