игры с предметами домашнего обихода (пуговицы, спички);
занятия продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, лепка, рукоделие).
Нужно отметить, что на каждом возрастном этапе обозначено приоритетное направление, которое включает взаимодействие средств изобразительного творчества детей:
2-3 года – вхождение ребенка в мир прекрасного через слово и форму (изображение), познание окружающей среды и ее эмоциональное освоение в процессе экспериментирования;
3-4 года – начало освоения красоты мира через слово и цвет (изображение), расширение представлений об окружающем мире, его красок,
эстетических качествах предметов, стремление изображать самому;
4-5 лет – через слово и действие освоение многообразия форм в окружающей природе, видение прекрасного в произведениях искусства (музыке, картине, танце и т.д.), проявления творчества в процессе художественной предметно-пространственной деятельности;
5-6 лет – через действие и форму создание художественных образов, развитие эстетического восприятия произведений искусства и реализация в творчестве своих впечатлений, участие в разных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной);
6-7 лет – через изображение, музыку, действие, развитие у ребенка ощущения среды, пространства, посредством сочинительства в рисунке, в пластилине, в словотворчестве, в сюжетных играх, проявление индивидуальности во всех видах художественной деятельности, освоение многообразия сюжетов, материалов, техник в изобразительном творчестве, при создании сказочных композиций, проявление авторской позиции, своего «я» как в процессе творчества, так и в оценке его результатов.
Взаимодействие предметно-пространственной деятельности с изобразительным творчеством ребенка И.Н.Клюева (ученый, доктор психологических наук) рассматривает как оптимальный путь развития сенсорных и творческих способностей, формирования эстетического отношения к окружающему миру. Занятия изобразительным творчеством помогают развитию мелкой моторики, помогут ребенку скорее начать владеть своей рукой и манипулировать различными предметами. Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача взрослого заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Литература:Т.Г.Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Москва, 2006г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС;
Средства обеспечения:дидактические игры «Шнуровка», «Длинная лента», «Квадраты», «Солнышко и тучки», «Разрезные картинки», «Собери фигуру», «Выполни узор»,
игрушки пальчикового театра (из бумаги и картона),
игрушки мякиши,
тексты песен и потешек,
детская художественная литература (сказки, стишки, раскраски),
природные материалы (крупа, семена, камешки, ракушки, шишки, веточки деревьев, бруски, опилки, песок),
предметы вторичного сырья (трубочки, резинки, пуговицы, колпачки, лоток и шпринцовка),
трафареты,
творческие образцы работ продуктивной деятельности.
Занятие 4. Использование продуктивных видов деятельности ребенка с ОВЗ для развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчестваО широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, Б.Т. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
Рисование. Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать? В ранний период (от года до 1,5 лет) ребенок сам не испытывает потребности рисовать. Большей частью первые рисунки возникают потому, что взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаши. Лишь постепенно, ближе к двум годам, ребенок начинает заниматься рисованием по своей инициативе. Ребенка привлекает возможность двигать рукой с карандашом, что составляет ему удовольствие. Его движения «чирканье» носят импульсивный характер. Ребенок не может еще предположить, что в результате движений руки появится след на бумаге. У одних детей следы карандаша едва заметны; у других движения энергичны, штрихи сильны и ярки. После полутора лет ему уже не безразлично двигать карандашом по бумаге. У него возникает желание получить яркий след. Именно это является главным побудителем в освоении разных материалов (карандаши, краски).
Ребенок постепенно овладевает дифференцированными, все более преднамеренными движениями. Рука делается все более послушной, гибкой и подвижной. Самые первые рисунки отличаются беспорядочностью движений. Отрывистые штрихи, линии без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, находятся в случайном направлении (дугообразная штриховка соответствующая размаху его руки). Зрение на данном этапе еще не регулирует движений, а лишь сопровождает их.
Однако, скоро они приобретают более организованный характер. Ребенок выполняя штрихи осваивает пространство листа. После полутора лет совершенствуются движения, которыми дети овладели ранее. Отдельные линии приобретают более разнообразный характер: закругляются (мотки, пучки), линии ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок уже умеет перекрещивать линии. Неотрывное повторение однородных движений служит теперь для получения пятна, как бы массы, выделяющейся на плоскости бумаги (период «каракуль»).
Первое полугодие третьего года жизни характеризуется новыми достижениями: линии закругляются, замыкая контуром фигуру. Ребенку уже
ясна связь между действиями руки и тем, что карандаш оставляет след на бумаге. Сходство с предметом не является еще для ребенка главным признаком в рисунке. Представление о форме только создается. Найдя в своем рисунке хотя бы намек на образ, ребенок испытывает удовлетворение, радость и пытается закрепить свою находку, повторить изображение. Способность к игровому отражению явлений позволяет ему видеть в них больше, чем фактически отражено. Деятельность рисования с самого начала требует развития мелкой моторики рук, по преимуществу движений кистей рук.
Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает ее достаточно высокий уровень развития.
Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ОВЗ тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно - потребностного плана деятельности.
Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.
Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, мы выполняем все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, мы показываем, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а педагог направляет руку и пальцы.
Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.
Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.
Важной задачей обучения ИЗО-деятельности детей с ОВЗ является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Обследования проводятся в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используем реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.
В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В результате проводимой диагностики можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.
Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное, и позитивное настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.
На занятиях по изобразительного творчества дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, но и свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями, штампами (из картофеля, поролона, рисуют птичьим пером, нитками).
Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клея и манки, опилок, стружки, различных круп (горох, фасоль, овес, рис, гречка). Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток, умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток .
В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев),
формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму. Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.
Большой коррекционной эффективности в процессе обучения мы добиваемся в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира.
Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией (“Солнышко”, “Листик”, “Облака”), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.
Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно – образующую сферу.
Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.
В проведении занятий мы придерживаемся поэтапного проведения – эмоциональный настрой (доброжелательная встреча ребёнка), пальчиковые игры и гимнастики по возрасту, рассматривание объекта для рисования, лепки, образец обязательно должен присутствовать при работе, для того чтобы ребёнок мог предположить итог своей деятельности (при этом мы всегда исходим из пожеланий самого ребёнка).
Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.
перейти в каталог файлов