С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: E_Vasenina_Rossii_774_skii_774_sovremennyi_774_tanets_Dialogi.pd, Nesteruk_A__Goncharenko_N_Shpagat_dlya_kazhdogo.pdf, Rastyazhka_50_samykh_effektivnykh_uprazhneniy.pdf, Muzykalnaya_khrestomatia_dlya_urokov_klassicheskogo_tantsa_Ch1.p, G_Bezuglaya_Kontsertmei_774_ster_baleta_Ch2.pdf, G_Bezuglaya_Kontsertmei_774_ster_baleta_Ch1.pdf и ещё 22 файл(а). Показать все связанные файлы ПРИМЕЧАНИЯ
СЦЕНОГРАФИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XXв.
1 Пожарская М Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX сто летия, М , 1970, Давыдова М История русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX ст М , 1974, Власова Р Русское театрально-декорационное искусство начала XX века Наследие петербургских мастеров Очерки Л , 1984, Сыркина Ф Кос тина Е Русское театрально-декорационное искусство М , 1987, Пожарская М Русские сезоны в Париже М , 1988, Яковлева Е Театрально-декорационное искусство Н К Рериха М , 1996, Михайлова А Художники в театре Мейерхольда М , 1995 и др
2 СарабъяновД Стиль модерн М , 1989 С 209
3В Брюсов "Земля", К Бальмонт "Три расцвета", А Белый "Прохожий", 3 Гиппиус "Свя тая кровь", Вяч Иванов "Тантал"
4 Александр Блок Исследования и материалы Л , 1987 С 22
5 Там же С 22
6 Там же С 23
7 Иванов Вяч По звездам СПб , 1909
8 Рудницкий К Русское режиссерское искусство 1908-1917 гг М , 1990 С 6
9 Цит по Александр Блок Исследования и материалы С 30
10 Там же
11 Мандельштам О В Комиссаржевская//Декоративное искусство, 1991, № 3 С 15
12 А Белый Театр и современная драма//Андрей Белый Символизм как миропонимание М , 1994 С 167
13 Стернин Г, Сидоров А Изобразительное искусство в художественной жизни России // Русская художественная культура М, 1980 Кн 4 С 17
14 Минц 3 "Антитеза" прекрасной даме//Декоративное искусство, 1991, № 3 С 19
15 СарабъяновД, Указ соч С 33
16 М Врубель Переписка Воспоминания о художнике Л , 1976 С 154
17 Сарабьянов Д Указ соч С 33
18 Уварова И Вдруг стало видимо (Портрет Андрея Белого) // Декоративное искусство, 1991, №3 С 7
19 Иванов Вяч Заветы символизма (цит по Декоративное искусство, 1991, № 3 С 9)
20 Сарабьянов Д Указ соч С 15
21 Иванов Вяч Указ соч С 159, 162
22 Ходасевич Вл Некрополь//Серебряный век М , 1990 С 180-182
23 Блок А О современном состоянии русского символизма//Собр соч В 6т М , 1971 Т 5 С 330, 331
24 Аверинцев С Цит по Декоративное искусство 1991 № 3 С 13
25 Бердяев Н Русский духовный ренессанс начала XX в и журнал "Путь" // Бердяев Н Философия творчества, культуры и искусства М , 1994 Т 2 С 308
26 Ремизов А Из книги "Встречи" (Петербургский буерак ) // Ремизов А Неуемный бубен Кишинев, 1988 С 524, 525
27 Мок-Бикер Э Коломбина десятых годов Париж, СПб , 1993 С 31
28 Рудницкий К Указ соч С 7
29 Борисова Е , Стернин Г Русский модерн М , 1990 С 225
30 Сарабьянов Д Указ соч С 183
137
31 Блок А Записные книжки 1901-1920 М,1965 С 204,207,208,210,217
32 Цит по Декоративное искусство, 1991, № 3 С 37
33 Кн Сергей Волконский Мои воспоминания М , 1992 Т 2 С 155
34 Там же Т 1 С 44
35 Тамручи Н Проблемы мифологизма в творчестве М Врубеля // Советское искусствозна-ние'82 М, 1983 Вып 1 С 105
36 Грабарь И Театр и художники//Весы, 1908 № 4 С 92
37 Цит по Литературная теория немецкого романтизма Л, 1934 С 76 3» Там же С 71
39 Вагнер Р Опера и драма М , 1906 С 162
40 Там же С 209
41 Там же С 212
42 Кочик О Живописная система В Э Борисова-Мусатова М , 1980 С 44
43 Божович В Традиции и взаимодействие искусств // Франция конец XIX - начало XX века М , 1987 С 106
44 Там же
45 Александр Блок Исследования и материалы Л , 1987 С 157
46 Музыка XX в М.1977 Ч 1 Кн 2 С 31
47 Там же С 43
48 Бачелис Т Шекспир и Крэг М , 1983 С 58
49 Цит по Там же С 59
50 Цит по Божович В Указ соч С 195
51 Бачелис Т Указ соч С 59
52 Зингерман Б Очерки истории драмы 20 века М , 1979 С 21
53 Крэг был настолько убежден в ценности своих новых пространственных форм, что не тер пел рядом с собой другого художника
54 Гасснер Дж Форма и идея в современном театре М,1959 С 114
55 Бачелис Т Указ соч С 87
56 Там же С 87-88
СОСТОЯНИЕ ДЕКОРАЦИОННОГО ДЕЛА НА КАЗЕННОЙ СЦЕНЕ
1 Один из теоретических трактатов Гонзаги, в котором он изложил свои взгляды на роль театрального оформления, назывался "La musique des yeux" (СПб , 1807)
2 Борисова Е Русская архитектура второй половины XIX века М , 1979 С 222
3 Бену а А Мои воспоминания М, 1980 Кн I-III С 303
4 Гаеее кий В Второй акт "Жизели"// Московский наблюдатель, 1993, № 5/6 С 76
5 Бенуа А Указ соч С 304
6 Там же С 304-305
7 Некрасов Н Балет//Некрасов Н А Собр соч М, 1972 Т 4 С 47
8 Бенуа А Указ соч С 368
9 Там же С 438-439
10 Там же С 308
1' Салтыков Щедрин М Проект современного балета // Салтыков-Щедрин Н Поли собр соч М, 1969 Т 7 С 116
12 Карсавина Т Театральная улица Л , 1971 С 124
13 Цит по Борисова Е Указ соч С 32
14 Шишков Матвей Андреевич (1832-1897) - мастер архитектурной декорации, на службе с 1849 г Биографические сведения об этих мастерах см в кн Сыркина Ф Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века М , 1956
15 Бочаров Михаил Иванович (1831-1895) - академик пейзажной живописи, на службе в императорских театрах с 1864 г (Там же )
138
16 Иванов Константин Матвеевич (1859-1916) На службе с 1883 по 1908 г
17 Андреев Иван Петрович (1847-1896) На службе в императорских театрах с 1864 г
18 Ламбин Петр Борисович (1862-1923) На службе в императорских театрах с 1885 г
19 Гельцер Анатолий Федорович (1852-1919) На службе в императорских театрах с 1873 г
20 Вальц Карл Федорович (1846-1929) - декоратор и машинист московского Большого театра с 1861 г , учился у своего отца, театрального машиниста Ф Вальца
21 Шкафер В Сорок лет на сцене русской оперы Воспоминания Л, 1936 С 103
22 Теляковский В Дневники директора императорских театров 1998-1901 М , 1998, Дневни киза 1901 г 13 янв С 473
23 Теляковский В Дневники за 1901 г 30 янв С 488
24 Там же С 489
25 Дневники за 1900 г 22, 23 янв С 203, 204
26 Там же 18 нояб С 412
27 Там же 5 дек С 433
28 Там же 12 дек С 441
29 Там же 25 нояб С 423
30 Дневники за 1901 г , 25 янв С 482
31 Там же 12 янв С 472
32 Там же С 471,472
33 Дневники за 1901 г , 3 окт // ГЦТМ им А А Бахрушина Ед хр 1280 Л 1943
34 Там же 8 окт //Там же Л 1963
35 Там же 7 окт // Там же Л 1961
36 Там же 11 окт //Там же Л 1974
37 Теляковский В Указ соч Дневники за 1901 г 7 февр С 496
38 Там же 21 апр //ГЦТМ им А А Бахрушина Ед хр 1282 Л 2536
39 Там же 1902 г, 8 янв //Там же Ед хр 1281 Л 2228 4<>Там же 1901 г, 26 дек // Ед хр 1281 Л 2143 4)Тамже 27 окт //Там же Ед хр 1280 Л 2024,2025
42 Там же 1902 г, 17 янв //Там же Ед хр 1281 Л 2245
43 Там же 30 янв //Там же Л 2298,2299
44 Там же 14 февр //Там же Л 2362
45 Там же 22 февр //Там же Л 2391
"6 Там же 23 февр //Там же Л 2396,2397
47 Там же 10 мая//Там же Ед хр 1282 Л 2589
48 Там же 1902 г, 11 окт //Там же Ед хр 1280 Л 1975
49 Там же 8 марта//Там же Ед хр 1282 Л 2436
50 Теляковский В Указ соч Дневники за 1901 г 6 апр С 523
51 Бену а А Указ соч С 595
52 Бачелис Т Шекспир и Крэг М , 1983 С 126
53 Там же
54 Цит по кн Бачелис Т Указ соч С 127
55 Кн СЕ Трубецкой Минувшее М, 1991 С 85
ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА
1 Станиславский К Моя жизнь в искусстве М , 1972 С 166
2 Из письма И Е -И Н Крамскому от 31 марта 1874 г//Переписка Крамского М, 1954 С 303
3 Там же 2сент 1874 г С 253
4 Цит по Бачелис Т Шекспир и Крэг М , 1983 С 26
139
5 Сарабьянов Д. Суриков и европейская историческая картина второй половины XIX века // Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980. С. 151.
6 Из письма К.С. Станиславского - А.Е. Грузинскому // Станиславский К.С. Собр. соч. М., 1960. Т. 7. С. 493.
7 Виноградская И. Жизнь и творчество К.С. Станиславского. М., 1971. Т. 1. С. 37.
8 Там же. С. 105.
9 Там же. С. ПО.
10 Там же. С. 159.
11 Там же. С. 138.
12 Эскизы Врубеля хранятся в музее MX AT.
13 Виноградская И. Указ. соч. С. 140.
14 Наврозов Федор Николаевич (1843-1903), декоратор императорских театров.
15 Соллогуб Федор Львович, художник-любитель, скончался в 1890г. (Виноградская И. Указ. соч. С. 131.)
16 Один из участников постановки "Отелло" в Обществе искусства и литературы И.А. Попов вспоминал: "Константин Сергеевич показал за чаем макет сцены на Кипре. Он сам его смастерил. Вышло немного аляповато, но очень интересно по удобству для развития в нем сценического действия. На макете был показан целый квартал восточного города. Небольшая площадь и в нее вливались кривые улички. Громоздились двух- и трехэтажные дома и лачуги с плоскими крышами" (Виноградская И. Указ. соч. С. 173).
17 Цит. по: Чушкин Н. Симов - родоначальник нового типа театральных художников // Ежегодник Московского Художественного театра. 1953-1958. М., 1961. С. 377.
18 Симов В. Фрагменты воспоминаний // Нехорошее Ю. Декоратор Художественного театра
Виктор Андреевич Симов. М., 1984. С. 218. '9 Там же С. 221. 20 Там же. 2'Там же. С. 213.
22 Там же. С. 223.
23 Мы гораздо больше говорим о Станиславском как художнике-режиссере, тесно связанном с оформительскими поисками МХТ. Режиссерские опыты Немировича-Данченко были гораздо дальше от проблем зрительно-пластических. Поэтому акцент сделан на оформительских идеях Станиславского.
24 Симов В. Указ. соч. С. 227.
25 Виноградская И. Указ. соч. С. 238-239.
26 Из переписки К. С. Станиславского с В. И. Немировичем-Данченко // Ежегодник Московского Художественного театра. М., 1945. С. 318.
27 Ростоцкий Б., Чушкин Н. "Царь Федор Иоаннович" на сцене МХАТ. М.; Л., 1940. С. 67.
28 Виноградская И. Указ. соч. С. 237.
29 Ростоцкий Б., Чушкин Н. Указ. соч. С. 67, 68.
30 "Царь Федор" Алексея Толстого в Московском Художественном театре. Баку, 1925. С. 20-21. В отношении костюмов постановщиков упрекали в недостаточно точном следовании эпохе. Так, П. Гнедич на страницах "Мира искусства" писал: «... все кафтаны в "Федоре" принадлежали не XVI, а XVII веку, то же следует сказать и про головные уборы, как женские, так и мужские». Там же. С. 24.
31 Симов В. Фрагменты воспоминаний. С. 231.
32 Ростоцкий Б., Чушкин Н. Указ. соч. С. 90.
33 Там же. С. 199.
34 Там же.
35 Там же. 94.
36 Строева М. Режиссерские искания Станиславского. 1898-1917. М., 1973. С. 26.
37 Наши рассуждения подтверждаются тем, что репродукция картины Симова "Опала митрополита Филиппа" находилась в режиссерских материалах, собранных Станиславским к "Царю Федору Иоанновичу".
38 Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. С. 248.
140
39 Строева М Указ соч С 60
40 Симов В Указ соч С 243
41 Там же
42 Строева М Указ соч С 60
43 Цит по кн Шах-Азизова Т Реальность и Фантазия ("Снегурочка" А Н Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX в) // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в М , 1982 С 254
44 Для оформления этой картины Станиславский широко привлекает материал народного искусства, привезенный Симовым Здесь братины, ковши, туеса, квасницы, лестница старинного фасона, столбы разные и мн др
45 Из режиссерского плана "Снегурочки"— см Строева М Указ соч С 62, 63
46 Станиславский К Моя жизнь в искусстве С 251,252
47 Там же С 254
48 Нехорошее Ю Указ соч С 41
49 Шах-Азизова Т Указ соч С 254
50 Симов В Фрагменты воспоминаний С 248
51 Рудницкий К Русское режиссерское искусство 1898-1907 М , 1989 С 168
52 Там же С 168
53 В этой картине Симову долго не удавался эффект освещения, он не мог найти различные оттенки лунного света «Тут пришел мне на помощь С Т Морозов, наш главный пайщик Отыскивание "настоящей" луны крайне заинтересовало Морозова Он выписал из-за гра ницы целую серию специальных лаков мы вместе производили различные пробы над окраской сколько комбинаций было перепробовано, пока добились наиболее естественного освещения », - писал художник Симов В Фрагменты воспоминаний С 250
54 Станиславский К Моя жизнь в искусстве С 299
55 Там же С 259, 260
56 Андреев Л Письма о театре Письмо второе//Шиповник СПб , 1914 Кн 22 С 251
57 Симов В Фрагменты воспоминаний С 235
58 Симов строил планировки квартир так, чтобы с помощью открытых дверей зритель полу чил представление о расположении комнат дома (Некрасова О Виктор Симов М , 1952 С 25)
59 Цит по Чушкин Н Указ соч С 388 6« Там же С 388
61 Рудницкий К Указ соч С 84, 86
62 Левитан И Письма, воспоминания, документы М.1956 С 93 « Гладков А Мейерхольд М , 1990 Т 1 С 149, 150
64 Виноградская И Указ соч С 260
65 Из письма А П Чехова - Л В Средину от 24 сентября 1901 г // Чехов А П Поли собр соч и писем В 30 т М, 1974-1983 Т 10 (Письма) С 84
66 Цит по Чушкин Н Указ соч С 398
67 Станиславский К А П Чехов в Московском Художественном театре // Ежегодник Московского Художественного театра 1943 М, 1945 С 130
68 Чехов А П Три сестры//Чехов А П Указ соч Т 12/13 С 109
69 Строева М Указ соч С 76
70 Федоров-Давыдов А Русский пейзаж конца XIX - начала XX века М , 1974 С 30
71 Зингерман Б Пространство в пьесах Чехова // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века С 315
72 Чехов А П Три сестры С 181
73 Чушкин Н Указ соч С 399
74 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 февраля 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 142
75 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 10 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 302
76 Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский - К С Собр соч Т 7 С 276
141
77 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т И (Письма) С 298
78 Чушкин Н Указ соч С 405
79 Виноградская И Указ соч С 442
80 Симов В Моя работа с режиссерами // Березкин В Художник в театре Чехова М , 1987 С 192
81 Из письма А П Чехова-О Л Книппер-Чеховой от 14 октября 1903 г //Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 274
82Немирович-Данченко В "Вишневый сад" в Московском Художественном театре // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943 С 174
83 Цит по Чушкин Н Указ соч С 404
84 Чехов писал Станиславскому "Кстати сказать, этот III акт сильно волнует меня Действие III акта происходит не в какой-то гостинице, а в гостиной" (Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 ноября 1903 г //Чехов А П Указ соч Т 12 (Письма) С 565-566
85'Чехов А П Вишневый сад//Чехов А П Указ соч Т 12/13 С 235
86 Станиславский пишет Чехову "Помните, в прошлом году Симов показывал Вам макет, выработанный для тургеневской "Где тонко, так и рвется" Тогда мы решили, с Вашего одобрения, сохранить декорацию для последнего акта Вашей пьесы Я смотрю на макет теперь и нахожу, что с некоторыми изменениями он очень подходящ (для 4 акта)» (Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский К С Собр соч Т 7 С 268, 269
87 Чушкин Н Указ соч С 406
88 Там же С 407
89 Строева М Указ соч С 127-128
90 Из письма К С Станиславского - А П Чехову//Станиславский К С Собр соч Т 7 С 271
91 Чехов А П Вишневый сад С 206
92 Цит по Зингерман Б Указ соч С 320
93 Зингерман Б Указ соч С 301
94 Чехов А П Вишневый сад С 209
95 Виноградская И Указ соч 1973 Т 3 С 86
96 Из письма А П Чехова К С Станиславскому от 23 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т И (Письма) С 312
97 Станиславский К С Моя жизнь в искусстве С 310
98 Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский К С Собр соч Т 7 С 275
99 Из письма А П Чехова - Л С Мизиновой от 23 октября 1899 гг // Чехов А П Собр соч М, 1971 Т 25 С 282
100 Из письма - А П Чехова - Вл И Немировичу-Данченко от 22 августа 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 242
101 Чехов А П Вишневый сад С 219
102 Зингерман Б Указ соч С 304
103 Симов В Моя работа с режиссерами//Березкин В Художник в театре Чехова С 194
104 Там же
105 Там же С 193
106 Шах-Азизова Т Современное прочтение чеховских пьес (60-70-е годы) // В творческой лаборатории Чехова. М , 1974 С 347
107 и3 ПИСЬМа А П Чехова О Л Книппер-Чеховой от 10 апреля 1904 г // Чехов А П Указ соч Т 12 (Письма) С 581
108 Строева М Указ соч С 87
109 Соловьева И Первые встречи с Горьким // Режиссерские экземпляры К С Станиславского В 6 т М , 1986 Т 4 С 10
110 Строева М Указ соч С 88, 89 1'' Соловьева И Указ соч С 10 112 Там же
142
113 Строева М. Указ. соч. С. 95.
114 Гиляровский В. Когда мы были молоды // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943. С. 228, 230, 232.
115 Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. С. 296, 297.
116 Эти материалы систематизированы и впервые опубликованы Н. Пушкиным в его статье "Симов - родоначальник нового типа театральных художников".
117 Качалов В. Из воспоминаний: Пьесы М. Горького в МХТ, встречи с М. Горьким и моя работа над ролями // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943. С. 194.
118 Виноградская И. Указ. соч. С. 402. И9 Там же.
120 Строева М. Указ. соч. С. 106.
121 Виноградская И. Указ. соч. С. 402.
122 Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского. Т. 4. С. 310.
123 Чушкин Н. Указ. соч. С. 421.
124 Нехорошее Ю. Указ. соч. С. 104.
125 Там же.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |