Главная страница
qrcode

Материалы по дистанционному обучению по дисциплине Безопасность людей при пожаре Направление подготовки Пожарная безопасность


НазваниеМатериалы по дистанционному обучению по дисциплине Безопасность людей при пожаре Направление подготовки Пожарная безопасность
Дата23.08.2019
Размер0.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#62710
Каталог
Материалы по дистанционному обучению по дисциплине
«Безопасность людей при пожаре»
Направление подготовки: Пожарная безопасность
Квалификация: специалист
Время обучения: 6 лет
В состав материалов, согласно РП, включены:
- самостоятельное изучение материала – Т 1 «Процесс эвакуации людей.
Планирование эвакуации с учетом людей с ограниченными возможностями»;
- самостоятельное изучение материала – Т 2 «Разработка и отработка плана эвакуации. Существующие нормативные требования к плану эвакуации»;
- самостоятельное изучение материала – Т 3 «Технические системы защиты людей при пожаре»;
- самостоятельное изучение материала – Т 4 «Противодымная вентиляция как система коллективной защиты»;
- тестирование по каждой теме.
Москва 2017
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Дисциплина
«Безопасность людей при пожаре»
Материалы по дистанционному обучению
Направление подготовки: Пожарная безопасность
Квалификация: специалист
Время обучения: 6 лет
Самостоятельное изучение материала
Тема 1 «Процесс эвакуации людей. Планирование эвакуации с учетом
людей с ограниченными возможностями»
Москва 2017
Тема 1 «Процесс эвакуации людей. Планирование эвакуации с учетом
людей с ограниченными возможностями»
Учебные вопросы:
1.
Обнаружение и оповещение о пожаре
2.
Поведение людей в начальной стадии пожара и время начала эвакуации
3. Характеристика маломобильных групп населения
4. Численность маломобильных групп населения в здании
5. Практические рекомендации по организации эвакуации
Литература
Основная.
1.
Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ред. от 23.06.2014).
2.
В.М. Ройтман, Д.А. Самошин, С.В. Томин, Т.Ф. Фирсова, А.Г. Фролов. Пожарная безопасность в строительстве. Ч. 2. Пожарная профилактика в строительстве. Учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2015.
3. Холщевников В. В., Самошин Д. А., Парфененко А. П., Кудрин И. С., Истратов Р. Н., Белосохов И. Р. Эвакуация и поведение людей при пожарах:
Учеб.пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. – 262 с.
4.
Самошин Д.А., Истратов Р.Н. План эвакуации при пожаре. Учебное пособие.

М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. – 80 с.
Дополнительная
5.
СП
1.13130.2009
Системы противопожарной защиты.
Эвакуационные пути и выходы.
6.
Свод правил СП 3.13130.2009. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. – М., 2009.
1 учебный вопрос. Обнаружение и оповещение о пожаре
Очевидным средством обеспечения безопасности человека при пожаре является бегство от источника опасности, то есть эвакуация. Однако для того, чтобы приступить к эвакуации, человек должен получить информацию о возникновении смертельной угрозы для его жизни. В связи с относительным несовершенством органов чувств человека (невозможность обнаружить пожар на ранней стадии в удаленных помещениях), для обнаружения пожара предназначены автоматические установки пожарной сигнализации (АУПС).
Основным элементом АУПС является пожарный извещатель, то есть прибор, анализирующий состояние окружающей среды и подающий сигнал в случае ее изменения. Извещатели могут реагировать на разные параметры: оптическую плотность среды, температуру, появление СО2 (диоксид углерода), СО
(оксид углерода, иначе – угарный газ), пламени и т. п. За исключением датчиков, реагирующих на температуру, в случае пламенного горения, сигнал о пожаре может быть сформирован через несколько десятков секунд после его возникновения. Оповестить о пожаре можно и с помощью ручного пожарного извещателя. Далее в дело вступает система оповещении и управления эвакуацией
(СОУЭ).
Рис. 1 Интервалы затрат времени при возникновении пожара
В зависимости от типа СОУЭ (а их всего пять: СОУЭ 1-го типа самая простая, а 5-го – самая сложная; чем больше масштаб здания, тем выше тип
СОУЭ) сигнал о пожаре сразу начнет транслироваться по всему зданию (характерно для СОУЭ 1–2 типов), либо сначала поступит на пульт дежурного, а затем начнется общее оповещении людей в здании (характерно для СОУЭ 3–5 типов). Основная масса людей в здании узнает о пожаре именно в этот момент.
2 учебный вопрос. Поведение людей в начальной стадии пожара и время начала эвакуации
Казалось бы, получив информацию о том, что произошел пожар, люди, находящиеся в здании, должны сразу приступить к эвакуации. К сожалению, это не совсем так, точнее – совсем не так. Если человек не видит явных признаков пожара (пламенное горение, дым), то скорей всего отнесется к такой информации скептически, решив, что произошло ложное срабатывание или начало учебной тревоги. Даже при получении достоверной информации человеку необходимо какое-то время для внутреннего перехода к осознанию чрезвычайной ситуации. Продолжительность этого этапа для бодрствующего человека зависит от того, чем он занят (например, ответственный работник дольше будет продолжать действовать в нормальном режиме), и от его личного опыта (люди, ранее непосредственно столкнувшиеся с пожаром, ведут себя более бдительно и реагируют более быстро). Ключевое значение имеет предварительная подготовка к действиям при пожаре и культура безопасности на объекте – они помогают снизить время реакции. В табл. 2.1 приведены характерные первые действия при пожаре в общественном здании.
Полученные данные показывают, что эвакуация, как первое действие, была характерна лишь для 14 % людей, то есть только каждый шестой из оповещенных о пожаре людей сразу же решил покинуть здание. В табл. 2.2 приведены действия персонала магазина при обнаружении задымления без учета их последовательности.
Обращает на себя внимание чрезвычайная в целом разнонаправленность действий людей. Важным является то, что лишь очень небольшое количество служащих планировало звонить в пожарную охрану (3,2 %), около трети (27 %) тратили время на сбор дополнительной информации (что указывает на их нерешительность), и не все сотрудники персонала участвовали в эвакуации покупателей. Последовательность действий при пожаре людей, которые сами оценили ситуацию как «угрожающая», представлена на рис. 2.2.
Результаты опроса пострадавших после пожара (рис. 2.2) показывают, что эвакуация, как первое действие при обнаружении пожара, являлась характерной лишь для 9,1 % людей, то есть лишь для каждого десятого человека, узнавшего о пожаре. Определенная избыточность данных, приведенных в этом разделе, обусловлена одной целью – показать, что действия человека при пожаре имеют различную направленность и эвакуация является далеко не самым типичным первым действием.


Рис. 2.2. Последовательность наиболее часто совершаемых действий людей при обнаружении пожара в зданиях различного назначения:
* – совершена совокупность действий, которые нельзя объединить в одну группу; поведение человека, характеризуемое направленностью «Уменьшить риск», подразумевает такие действия как закрыть дверь, убрать горючую нагрузку, оградить зону горения и т. п.; ПО – пожарная охрана
Очевидно, что совершение тех или иных действий при обнаружении пожара обуславливает траты времени на их выполнение. Затраты времени на этапе, предшествующем началу движения людей к выходам, то есть собственно эвакуации, называются временем начала эвакуации (обозначается tнэ). tнэ определяется как «интервал времени от возникновения пожара до эвакуации людей» и составляет при оборудовании зданий системами обнаружения и оповещения о пожаре от 0,5 мин. (для складских и производственных зданий) до 6 мин. (медицинские, образовательные и социальные учреждения, а также жилые дома). В случае если таких систем нет, время начала эвакуации увеличивается до 9 минут. Важно отметить, что приведенные в нормах значения всетаки достаточно условны.
При составлении плана эвакуации следует учитывать неизбежные траты времени на этом этапе эвакуации.
3 учебный вопрос. Характеристика маломобильных групп населения
Международная конвенция о правах инвалидов и законодательство Российской Федерации требуют обеспечения равных возможностей для всех граждан, независимо от их физических возможностей. Для получения образования, работы, решения бытовых задач, проведения досуга и реализации других форм социальной активности, необходимо обеспечить доступ и возможность деятельности таких людей в зданиях. Наличие людей с ограниченными возможностями в зданиях обуславливает необходимость обеспечения их безопасности, в том числе пожарной. Для решения задач пожарной безопасности в зависимости от скорости движения людей с ограниченными возможностями, было введено понятие «маломобильные группы населения» и выполнена их классификация.
К маломобильным группам населения (МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т. п. Очевидными особенностями поведения таких людей при пожаре являются: – сложности в восприятии сигналов о пожаре и более продолжительный этап подготовки к эвакуации, – затрудненность оповещения окружающих людей и пожарной охраны; – низкая скорость передвижения и высокая утомляемость; – сложности при движении по наклонным видам пути (лестницы и пандусы) и существенное влияние конструктивных особенностей эвакуационных путей и выходов на возможность их преодоления (пороги, перепады высот, запорная арматура эвакуационных выходов и т. п.).
Согласно СП 59.13330 в настоящее время выделяется четыре группы мобильности – М1, М2, М3 и М4 , для каждой из которых установлены свои параметры движения. Однако на сегодняшний день такую классификацию следует признать не в полной мере совершенной.
Эксперименты показали, что наиболее сложной является организация эвакуации людей с нарушениями слуха (проблемой является их своевременное оповещение о пожаре) и людей с нарушениями органов зрения и опорнодвигательного аппарата (проблему представляет самостоятельная эвакуация, низкие скорости движения и существенные затруднения при движении по лестницам).

Рис. 3.1. Средние скорости свободного (окружающие люди не создают помех движению) движения людей с ограниченными возможностями по горизонтальному участку пути
Рис. 3.2. Средние скорости свободного (окружающие люди не создают помех движению) движения людей с ограниченными возможностями по лестнице вниз

Рис. 3.3. Классификация на группы мобильности по СП 59.13330.2012
4 учебный вопрос. Численность маломобильных групп населения в здании
В мире насчитывается около 1 миллиарда инвалидов. В нашей стране их количество также известно и составляет свыше 12 миллионов человек. Однако численность представителей МГН не ясна. Единственные официальные цифры удалось обнаружить в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 297
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011–2015 годы» (в настоящее время не действует). В нем указывается, что «в Российской Федерации… насчитывается… более 40 млн маломобильных граждан – 59 процентов населения». К сожалению, приведенная информация не добавляет ясности, так как 59 % населения составляет величину, большую чем 40 млн человек, а 40 млн человек существенно меньше, чем
59 % от численности населения нашей страны. Более того, неизвестно, сколько представителей МГН следует учитывать при планировании эвакуации из здания. В настоящее время в нормах, приводятся отдельные данные по их численности, однако требования документов плохо согласуются сами с собой и описывают требования только к двум видам людей с ограниченными возможностями: «инвалид» и «инвалид на кресле-коляске». В связи с этим, было проведено отдельное исследование, в результате которого на основе анализа статистических данных и данных натурных наблюдений была определена численность МГН для решения задач пожарной безопасности, причем учитывались люди с такими ограничениями функций организма, которые максимально затрудняют эвакуацию (табл. 4.1).
Полученные данные позволяют определить численность и состав МГН в здании. Пример расчета приведен в табл. 4.2. Очевидно, что рассмотренные группы граждан вполне могут находиться в здании при пожаре. Информация об их расчетной численности создает предпосылки для планирования их эвакуации при пожаре.
5 учебный вопрос. Практические рекомендации по организации эвакуации
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (п. 13) устанавливают, что «на объекте с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды с поражением опорнодвигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), руководитель организации организует подготовку лиц… к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара». По мнению авторов, на любом объекте следует предусматривать наличие людей, специально подготовленных к эвакуации инвалидов. Отметим, что в ряде стран такая задача успешно решена
(рис. 5.1).
Рис. 5.1 Сотрудник специальной службы помощи инвалидам в аэропорту г.
Стамбула
Для обеспечения безопасной эвакуации необходимо, в первую очередь, оповестить людей с ограниченными возможностями о возникновении пожара.
Статья 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требует: «Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния Рис. 4.4. Сотрудник специальной службы помощи инвалидам в аэропорту г. Стамбула 51 здоровья и возраста эвакуируемых людей». ГОСТ Р 51671–2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация.
Требования доступности и безопасности» устанавливает требования, представленные на рис. 5.2.

Рис. 5.2 Технические средства оповещения инвалидов по ГОСТ Р 51671–
2000
К сожалению, не содержится прямых указаний на необходимость использования при проектировании систем оповещения в зданиях с пребыванием инвалидов с учетом требований ГОСТ Р 51671, что делает их необязательными для исполнения. В связи с таким положением дел, на объекте должен быть продуман алгоритм оповещения людей с ограниченными возможностями при пожаре. В процессе движения по участкам пути люди с ограниченными возможностями сталкиваются с определенными трудностями. Проблемы, которые испытывают люди с поражением опорно-двигательного аппарата, приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Данные таблицы 5.1 показывают, что все характерные элементы коммуникационных (эвакуационных) путей вызывают у них в той или иной мере затруднения. Наибольшие проблемы отмечаются при преодолении перепадов высот в пределах этажа (у 60,2 % респондентов это вызывает «серьезные затруднения») и движение по лестнице (представляет сложности для 77,9 % инвалидов). Однако наиболее сложно происходит движение слепых и слабовидящих людей (для тех, кто будет заниматься планированием их эвакуации, авторы предлагают провести небольшой опыт – закрыть глаза и попытаться хотя бы выйти из своего рабочего кабинета). Особую сложность для таких людей представляет эвакуация по незнакомому маршруту (табл. 5.2) – в таком случае свыше 60 % людей указанной группы не смогут покинуть здание без помощи окружающих людей.
Таблица 5.2
Опросы слепых и слабовидящих людей показали, что для изучения нового маршрута движения (эвакуации) им необходимо 2-3 раза пройти его совместно со зрячим человеком, затем один раз самостоятельно, но под контролем, и лишь после этого у них появляется возможность самостоятельного использования рассматриваемого вида пути. Для решения проблемы ориентирования в здании людей с нарушениями зрения все большее распространение получает специальный план эвакуации. Пункт 7.1.8 СП 59.13330 указывает, что «при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административноуправленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т. п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема
(тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании…». Пример плана эвакуации, состоящего из плоско-выпуклых элементов и надписей, выполненных шрифтом Брайля, приведен на рис. 5.3.

Рис. 5.3. План эвакуации для людей с нарушениями зрения
(источник –
В настоящее время нормативными документами предусмотрено две дополнительные тактики защиты людей с ограниченными возможностями при пожаре. Статья 89 п. 15 Федерального закона разрешает использовать во время пожара лифты для транспортировки подразделений пожарной охраны (то есть специальным образом защищенные лифты для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Однако такие лифты есть не во всех зданиях (рис. 5.4). В случае если таких лифтов нет, или по расчету невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать зоны безопасности.
Рис. 5.4. Здания, которые должны быть оснащены лифтами для транспортирования пожарных подразделений в зависимости от их высоты3 и назначения
Зона безопасности представляет собой часть здания или сооружения – изолированное помещение для защиты людей с ограниченными возможностями передвижения, не успевших эвакуироваться за необходимое время, от опасных факторов экстремальных явлений (таких как пожар, землетрясение и т. д.) в течение времени до завершения спасательных работ (пункт Б12 приложения «Б»
СП 59.13330.2011).
Высота здания определяется разностью отметок расположения нижней границы окна верхнего этажа (не считая верхнего технического этажа) и поверхности проезда для пожарных машин (по п. 3.1 СП 1.1330.2009; определение дано не дословно).
Однако сами люди с ограниченными возможностями не проявляют желания пользоваться специальными лифтами и зонами безопасности в случае чрезвычайной ситуации.
Такое общее недоверие объясняется десятилетиями запрета на использование лифтов при пожаре и недостатком информации о наличии в здании специального защищенного помещения – зоны безопасности. Все это указывает на необходимость специальных учений, в которых задействованы рассмотрен противопожарной защиты.
Таблица 5.3
Наибольшую сложность для маломобильных людей представляет движение по лестнице (сложно даже представить, как организовать эвакуацию человека на кресле-коляске по такому виду пути). Однако в большинстве зданий нет ни лифтов для транспортировки пожарных подразделений, ни зон безопасности. Одним из наиболее эффективных решений, успешно реализованных во многих странах мира, является использование специального спасательного
кресла. Оно представляет собой устройство для транспортировки человека как по горизонтальному пути, так и по лестнице. Специальное устройство в виде натяжного ремня, установленного на роликах, позволяет легко и безопасно спустить человека вниз по лестнице (рис. 5.5), а раскладываемая одним движением задняя опорная стойка с дополнительными колесами обеспечивает движение кресла 56 по горизонтальной поверхности. Кресло позволяет без особых усилий проводить эвакуацию (спасение) одним человеком, и даже женских усилий будет достаточно для свободного маневрирования по путям эвакуации.
Рис. 5.5. Спасательное кресло
Практика показывает, что именно нестандартные ситуации, связанные с
МГН, вызывают существенные сложности.
Данные показывают, что большинство людей попытались бы эвакуировать человека на кресле-коляске по лестнице. Именно в таком случае спасательное кресло существенно облегчило и ускорило бы процесс спасения человека с ограниченными возможностями. Отметим, что в обязательном приложении «В» свода правил СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» спасательное кресло рассматривается как один из вариантов транспортировки людей с ограниченными возможностями по ступеням лестницы.

Инвалиды могут находиться в любом здании. Все попытки ограничить их доступ на какой-либо объект являются противозаконными и вызывают резкое общественное негодование. Вспомним, сколько было критики в адрес тех, кто в различных городах нашей страны запрещал инвалидам вход в кафе, ресторан и даже в бассейн. Поэтому при разработке плана эвакуации следует учитывать наличие таких групп граждан на объекте. При отработке подобной ситуации в ходе проведения учений необходимо, чтобы кто-то из участников симулировал ограниченные возможности передвижения. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что подавляющее большинство инвалидов считают регулярное противопожарное обучение основой обеспечения их безопасности при пожаре.
Причем многие инвалиды подчеркнули необходимость обучения не только для себя, но и для здоровых людей с целью научиться взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями в чрезвычайной ситуации.

перейти в каталог файлов


связь с админом