Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методы бихевиоралного анализа


Скачать 260.58 Kb.
НазваниеМетоды бихевиоралного анализа
Дата15.12.2019
Размер260.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbikhevioristskiy_analiz.docx
ТипДокументы
#65813
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Методы бихевиоралного анализа


Общие бихевиоральные методы. Общие бихевиоральные методы применимы при любем бихевиоральном подходе, хотя можно говорить о том, что каждый конкретный метод более соответствует той или иной теории в определенное время или в конкретных обстоятельствах.

Использование подкреплений. Подкрепления — это такие события, которые, следуя за реакцией (поведением), увеличивают вероятность ее повторения. Подкрепление может быть как положительным, так и отрицательным. Действие положительного подкрепления оценивается и ощущается человеком как приятное. Какого-либо универсального положительного стимула не существует, но некоторые события и объекты часто выполняют такую функцию, например социальное признание, деньги и пища. Отрицательным подкреплением является избегаемый (нежелательный) стимул, устранение которого зависит от выполнения желательного действия; устранение избегаемого стимула является подкреплением. Например, мать ворчит на свою дочь до тех пор, пока та не помоет тарелки. Ворчание может рассматриваться как отрицательное подкрепление, особенно если хорошие отношения с матерью важны для дочери. В бихевиоральном консультировании положительное подкрепление используется чаще, чем отрицательное. В некоторых ситуациях положительным подкреплением служит похвала консультанта, когда клиенты заканчивают действие.

Подкрепление может также быть как первичным, так и вторичным. Первичное подкрепление — это подкрепление, которое оценивается в соответствии с его природными свойствами, например еда. Вторичное подкрепление, в частности некоторые виды знаков (например, деньги), приобретает значение, когда ассоциируется с первичным подкреплением. Клиенты лучше, чем кто-либо, знают, какие действия или предметы являются для них наиболее подкрепляющими.

Планирование регулярности подкрепления. В начале формирования навыка правильное действие должно постоянно сопровождаться подкреплением (так называемое непрерывное подкрепление). После того как навык сформирован, он должен подкрепляться не так часто (перемежающееся подкрепление). Регулярность подкрепления устанавливается в соответствии либо с количеством реакций(пропорциональное), либо с продолжительностью времени между подкреплениями(интервальное). И пропорциональное, и интервальное расписания подкрепления бывают как фиксированными, так и переменными.

Фиксированное пропорциональное расписание предполагает подкрепление в зависимости от количества выполненных действий, например оплата за количество произведенных предметов. Фиксированное интервальное расписание предусматривает подкрепление через определенные временные интервалы. Одним из примеров фиксированного интервального расписания подкреплений является регулярная выплата жалованья. Переменное пропорциональное расписание — это такое расписание, при котором подкрепление получается нерегулярно, например выигрыш у игрального автомата, но в среднем оно пропорционально затраченным попыткам.Переменное интервальное расписание основано на нерегулярном временном расписании. Подкрепление происходит непредсказуемым образом, например можно в один день дважды получить поздравления от начальника, а затем целый месяц не получать никаких стимулов. Если консультант знает, какая регулярность предпочтительнее для данного клиента, он может наилучшим образом организовать подкрепление.

Формирование навыка. Процесс усвоения поведенческого навыка путем постепенного, пошагового, последовательного приближения известен как формирование навыка (шейпинг). Когда клиенты обучаются новым навыкам, консультанты могут помочь разложить поведение на отдельные составляющие. О шейпинге говорят тогда, когда каждое фактическое применение навыка или формируемый образ являются более совершенными, чем они были на предшествующем этапе(фокусированный ряд). Перед тем как приступать к пошаговому научению (шейпингу), консультанты и клиенты должны определить последовательность действий, которую они хотят освоить: то есть что за чем следует и как — данный процесс известен какформирование цепочки (чейнинг1). Осуществление такой процедуры, при условии тщательного планирования, как правило, приводит к новым или более совершенным навыкам.

Генерализация представляет собой способность выполнять определенные действия за рамками тех условий, в которых происходило первоначальное научение этим действиям (например, дома или на работе). Это означает, что произошел перенос навыка в другие условия. Генерализация действий (навыков) и перенос их на другие условия не происходит случайно. Она становится возможной благодаря целому ряду процедур, к числу которых относятся домашние задания в виде бихевиоральных упражнений, обучение значимых других (например, партнеров по обучению или коллег), подкрепление клиентов в случае правильных действий и консультации с клиентами относительно специфических проблем, которые у них могут возникнуть при изменении поведения (Rose, 1983).

Поддержание определяется как сохранение постоянства в выполнении желательных действий, вне зависимости от чьей-либо поддержки. Акцент делается на усилении самоконтроля и саморегуляции клиента (Thoresen&Mahoney, 1974). Одним из способов, которыми может быть достигнуто поддержание, является самонаблюдение клиентов в то время, когда они учатся изменять свои собственные способы поведения. Это включает два связанных процесса:самонаблюдениеисаморегистрацию (Goldiamond, 1976). Первый процесс требует, чтобы человек замечал действия, которые он производит; второй фокусируется на фиксации этих действий. Самонаблюдение интерферирует с усвоенными привычками из-за того, что вынуждает клиента заниматься подсчетом определенных проявлений поведения, которые обычно происходят без участия мышления. Такое самонаблюдение увеличивает понимание клиентом своего поведения и гарантирует, что он лучше сознает, когда и как происходят некоторые действия. Например, контролируя свой вес, индивиды следят за количеством получаемых с пищей калорий и за своими реакциями на употребление некоторых продуктов.

Затихание — это исключение какого-либо действия из-за отмены его подкрепления. Мало кто станет продолжать делать то, что не вознаграждается. Например, когда клиент больше не получает подкрепления для разговора о прошлом, он перестанет к нему возвращаться. Разговор на данную тему перестает возникать и считается затухшим.

Наказание включает предъявление отталкивающего стимула для того, чтобы подавить или исключить какое-то поведение в данной ситуации. Консультант может наказать клиента критическим замечанием, например: «Я не хочу слышать от вас подобных разговоров».

Бихевиоральные подходы

К бихевиоралъным относят широкий круг взглядов, практических приемов и теорий. Бихевиоральный подход представляет собой некий континуум воззрений, на одном краю которого находятся так называемые радикальные бихевиористы, такие как Б. Ф. Скиннер (Skinner, 1974), сосредоточивающиеся преимущественно на принципах научения и избегающие использования любых психологических понятий (например, «мышление»). На другом краю континуума — исследователи когнитивно-бихевиорального толка, такие как Дональд Мейхенбаум (Meichenbaum, 1977,1985), которые признают важность психических процессов (например, восприятия) в человеческом поведении и рассматривают мышление как одну из разновидностей поведения. Это направление, известное в целом как когнитивно-бихевиоральное, как бы образует мост между двумя группами консультантов, концентрирующими свое внимание либо исключительно на познавательных, либо на поведенческих изменениях. Как было сказано в предыдущей главе, рационально-эмотивная терапия поведения является типичным примером когнитивно-бихевиорального подхода в консультировании.

В начальные годы своего развития (1900-1930-е годы) бихевиоризм почти полностью был связан с наблюдениями внешних проявлений поведения; он развивался как научный подход к изучению человеческой жизни. Его главный теоретик Джон Б. Уотсон (Watson, 1913, 1925) на примере своей работы с ребенком, которого называли Маленький Альберт, пытался продемонстрировать, что человеческие эмоции также подчиняются законам обусловливания и генерализации (Watson&Raynor, 1920). В годы после Первой мировой войны идеи бихевиоризма разрабатывались рядом исследователей, в том числе Мэри Ковер Джонс (Jones, 1924), которая продемонстрировала, каким образом процесс, известный как контробусловливание, может использоваться для преодоления фобических реакций.

В 1940-1950-х годах бихевиоризм приобрел широкую известность. Клиническая психология поддерживала идею, что терапевты должны быть учеными-практиками и работать, используя результаты исследований. В качестве примера ученых-практиков того времени могут быть названы Б. Ф. Скиннер (Skinner, 1953), со своей работой по оперантномуобусловливанию, Джозеф Вольпе (Wolpe, 1958), с исследованием респондентного (т. е. классического) обусловливания, Ганс Айзенк (Eysenck, 1960), с методами лечения девиантного поведения, и Альберт Бандура (Bandura&Walters, 1963), с исследованием эффектов косвенного подкрепления. В 1950-х годах для описания различных бихевиоральных подходов к решению проблем клиента был введен терминбихевиоралъная терапия (Yates, 1970).

Значительная роль в популяризации бихевиоралъного подхода в консультировании принадлежит Джону Крумболтцу (Krumboltz, 1966). Он почерпнул ряд идей из более ранней работы Бандуры и революционизировал профессию консультирования (Hosford, 1980). Идеи Крумболтца, как и бихевиоризм в целом, получили широкое признание в 1970-х годах. К 1980-м годам бихевиоральные подходы сгруппировались в три главные теории: модель «стимул—реакция», прикладной бихеви-оральный анализ и социально-когнитивная теория.Когнитивно-бихевиоралъные подходы, в которых поведенческие задания использовались для изменения ошибочного восприятия и интерпретации жизненных событий, также возникли в это время (Bankart, 1997).

Хэкни и Кормьер (Hackney&Cormier, 1996) отмечают, что бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное консультирование лучше всего подходит для следующих типов клиентов:

• целеустремленные, с потребностью успеха и достижения результатов;

• ориеитированные на действие, обладающие потребностью что-либо делать;

• заинтересованные в изменении как отдельных поведенческих реакций, так и определенных видов деятельности.

Основные характеристики

• В целом бихевиористы (за исключением представителей когнитивно-бихе-виорального направления) концентрируются на поведенческих процессах, то есть процессах, тесно связанных с видимым поведением.

• Бихевиористы концентрируются на ситуации «здесь-и-теперь», в противоположность ситуации «там-и-тогда».

• Бихевиористы считают, что все поведение, как адаптивное, так и неадаптивное, обусловлено научением.

• «Бихевиористы полагают, что научение может быть эффективным для изменения недостаточно адаптивного поведения.

• Бихевиористы сосредоточиваются на установлении четких целей терапии во взаимодействии со своими клиентами.

• Бихевиористы не признают идеи о том, что человеческая личность представляет собой комбинацию черт.

• Бихевиористы настаивают на важности получения эмпирических доказательств и научного обоснования для любых методов, которые они используют.

Основные подходы

Модель «стимул—реакция»

Модель «стимул—реакция» (S-R) является прикладным вариантом классической модели обусловливания, называемой иногда респондентным научением. Согласно этой модели, не требуется, чтобы человек или организм были активными участниками процесса научения. Научение имеет место уже при сочетании двух стимулов. Это явление известно какобусловливание безусловных реакций.

Лучшими примерами условного научения служат знаменитые эксперименты Павлова с собаками. Павлов обнаружил, что, когда кормление собаки сочетается со звонком (звонок дается перед кормлением), собака связывает звонок с кормлением и в ответ на звонок начинается слюноотделение (прежде чем начнется кормление). То есть звонок (первоначально нейтральный стимул) становится условным (заученным) стимулом (УС), благодаря ассоциации с безусловным (врожденным) стимулом (БС) — пищей. Слюноотделение на звук звонка стало условной (заученной) реакцией (УР), в противоположность безусловной реакции (БР) естественного слюноотделения, вызываемого кормлением. Схематически процесс условного научения выглядит так

1. УС  (изначально не выявленная) УР не следует.

2. БС  (врожденная) БР.

3. УС + БС (БС предъявляется одновременно или немедленно вслед за УС)  БР.

4. Пункт 3 повторяется несколько раз.

5. УС  УР.

Подобным способом, благодаря образованию парных ассоциаций, возникают многие человеческие эмоции, например фобии. Так, если с человеком происходит несчастный случай вскоре после приема какой-либо пищи, то ассоциация пищи с несчастным случаем, даже если они фактически не связаны, может привести к тому, что человек станет опасаться или даже избегать употреблять данную пищу. Клиенты часто связывают ощущения с некоторыми событиями и наоборот. Благодаря условному научению люди могут эмоционально реагировать на такие ощущения, как звуки музыки, некоторые запахи, вид некоторых цветов и прикосновение незнакомца. Образовавшиеся ассоциации могут быть разрушены путем замещения их новыми — этот процесс известен как контробусловливание.

Прикладной бихевиоральный анализ

Прикладной бихевиоральный анализ является «прямым продолжением радикального бихевиоризма Скиннера» (Wilson, 1995, р. 198), который основывается на теории оперантногообусловливания. Согласно данной теории, для того чтобы произошло научение, необходимо, чтобы человек активно участвовал в этом процессе. Оперантноеобусловливаниесосредоточивается прежде всего на том, как человек действует в окружающей среде. В общих чертах идея состоит в том, что если человек получает вознаграждение или наказывается за какую-то деятельность, то он, вследствие этого, учится отличать те действия, которые приносят награду, от тех, которые ведут к наказанию (или к отсутствию поощрения). Человек будет затем стремиться к такому поведению, которое вознаграждается, и избегать поведения, которое или наказывается, или не подкрепляется. Таким образом, «в прикладном бихевиоральном анализе используются такие основанные на результатах лабораторных исследований понятия, как подкрепление, наказание, угасание, управление стимулом и ряд других» (Wilson, 1995, р. 198).

Основная предпосылка теории Скиннера (Skinner, 1953) — то основание, на котором строится прикладной бихевиоральный анализ, — состоит в том, что, когда некоторые действия тут же сопровождаютсяподкреплением (наградой), увеличивается возможность повторения этих действий в таких или идентичных обстоятельствах. Люди не формируются окружающей средой настолько, насколько они формируются благодаря поощрениям и наказаниям. Другими словами, последствия конкретного действия определяют, будет ли это действие заучено и повторено.

Социально-когнитивная теория

Согласно социально-когнитивной модели научения, люди приобретают новые знания и навыки, наблюдая за другими людьми и за событиями, без самостоятельного участия и без любых непосредственных последствий для себя. Синонимами социально-когнитивной теории являютсянаглядное научение, имитация, социальное моделирование ивикарное научение.

«Социально-когнитивный подход исходит из теории, утверждающей, что поведение базируется на трех отдельных, но взаимодействующих регуляторных системах (Bandura, 1986). Это: а) внешнее стимулирование, б) внешнее подкрепление и в) опосредующий когнитивный процесс» (Wilson, 1995, р. 198).

При социально-когнитивной форме научения «поведение модели (индивида или группы) служит стимулом для формирования подобных мыслей, установок или действий со стороны индивидуума, который наблюдает за деятельностью модели» (Perry&Furukawa, 1980,p. 131). Обучение вождению автомобиля, правильному пользованию вилкой во время обеда, умению подавать кому-либо знаки одобрения и адекватно реагировать на нового клиента — все это зачастую происходит именно таким способом. Научение через социальное моделирование «придает большое значение саморегуляции поведения и оставляет в стороне значение внешнего подкрепления. Научение может происходить независимо от подкрепления» (Hergenhahn, 1984, р. 234). Преимущества социально-когнитивного научения многочисленны, но главное среди них заключается в экономии времени, энергии и усилий, затрачиваемых на приобретение новых умений. Социально-когнитивная теория легко применяется, направлена на положительную модификацию поведения, кажется безукоризненной и не представляет никакой опасности для клиента.

Бандура (Bandura, 1969) обнаружил, что наибольшее влияние оказывают модели, близкие наблюдателю по возрасту, полу, по расовой принадлежности и по установкам. Модели из жизни, символические модели (фильмы и видео), модели со сложной структурой (группы людей) в равной степени эффективны для осуществления желательного изменения поведения. Кроме того, вполне эффективными являются скрытые модели, когда клиент воображает модель, выполняющую желательную деятельность (Cautela, 1976).

Роль консультанта

Консультант может принимать одну из нескольких ролей, в зависимости от используемого им направления бихевиоральной теории и от целей клиента. Однако в целом консультант-бихевиорист активно ведет себя на консультационных сессиях. Клиент обучается, отучается или переобучается определенным способам поведения. В этом процессе консультант функционирует как консультант-эксперт, учитель, советчик, источник подкрепления и фасилитатор (Gilliland,James&Bowman, 1989,p. 163). Он может даже давать инструкции или контролировать людей, окружающих клиента и помогающих ему в процессе изменения. Продуктивно работающий бихевиоральный консультант действует с широкой перспективой и привлекает клиента к участию в каждой стадии консультирования. Консультанты, приверженные теории социального научения, чаще выступают в роли модели для подражания, в то время как те, кто ориентируется на условное или оперантное научение, более директивны и склонны к предписаниям.

Консультанты-бихевиористы сильно различаются по степени использования психологических тестов и диагнозов. Большинство применяют отдельные виды процедур для оценки клиента, но эти инструменты, как правило, предназначены для измерения поведения и действия. Достаточно редко такие консультанты применяют личностные тесты. При постановке диагноза они исходят из демонстрируемых клиентом образцов поведения, многие из которых перечислены в DSM-IV.

Цели

Цели бихевиористов подобны целям многих других консультантов. В основном консультанты-бихевиористы пытаются помочь клиентам лучше приспосабливаться к обстоятельствам жизни и достигать личностных и профессиональных целей. Поэтому консультирование фокусируется на изменении или устранении демонстрируемых клиентами недостаточно адаптивных форм поведения, таким образом помогая им усвоить здоровые, конструктивные способы действия. Недостаточно только исключить нежелательное поведение; непродуктивные действия должны быть заменены продуктивными способами реагирования.

Главным шагом в бихевиоральном подходе является достижение консультантами и клиентами взаимно согласованных целей. Блэкхэм и Зильберман (Blackham&Silberman, 1979) предлагают выделять четыре конкретные ступени в этом процессе.

1. Формулирование проблемы. Чтобы проблема была разрешена, она должна быть конкретно сформулирована. Поэтому клиентов просят уточнить, когда, где, как и с кем возникает проблема. Консультанты могут извлечь пользу из непосредственного наблюдения проблемного поведения, но это не всегда является необходимым.


3. Определение конкретных целей. Консультанты-бихевиористы помогают клиентам разбивать цели на маленькие, достижимые подцели. Помимо этого, консультанты организуют для клиентов упражнения, направленные на развитие некоторых необходимых умений (Krumboltz&Thoresen, 1976). Например, если женщина хочет закончить колледж, она должна сначала выбрать его и затем пройти курс подготовки в течение первого семестра. Для этого могут понадобиться новые учебные навыки и умение общаться с другими людьми, например с соседями по комнате в студенческом общежитии.

4. Выбор лучших методов для изменения. Как правило, существует несколько различных бихевиоральных методов, которые могут помочь клиентам достичь желаемых целей. Если какой-либо метод не работает, его можно модифицировать или попробовать применить новый метод. Очень важна непрерывная оценка эффективности методов.

В целом консультанты-бихевиористы специализируются на том, чтобы помочь клиентам научиться ставить и достигать конкретные цели и подцели. Консультанты стремятся быть конкретными, объективными и работать в условиях сотрудничества.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей