Главная страница
qrcode

Методическая оснащенность для диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1 классов в условиях реализации фгос ноо


НазваниеМетодическая оснащенность для диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1 классов в условиях реализации фгос ноо
Анкорdiagnostika uud 1 klass.doc
Дата03.09.2019
Размер457 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаdiagnostika_uud_1_klass.doc
ТипДокументы
#57235
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

Методическая оснащенность для диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1 классов в условиях реализации ФГОС НОО

Вид

УУД
Показатель
Способ диагностики
1 класс
низкий
средний
высокий
Личностные универсальные учебные действия
Определение своего

отношения к

поступлению в

школу и школьной действительности

Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

Определение значимости позна-

вательной деятельности для ребенка, умение задавать вопрос.
Проба на познавательную инициативу

Ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает.
Ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

Ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Умение установливать связи между содержанием

учебных предметов и познавательными интересами обучающихся
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса.

(по Г.Ю. Ксензовой)

Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории,

интерес быстро иссякает.
Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается.
Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.

Самооценивание результата учебной деятельности
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха).

Ребенок ссылается на способности, везение.
Ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.
Ссылается на недостаточность усилий.


Определение цели учебной деятельности.
Наблюдение, беседы.
Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Может принимать лишь простейшие цели.

Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.

Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.
цель деятельности до получения ее результата.
Выкладывание узора из кубиков

Отсутствует ориентация на образец;

сотрудничества нет, хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия, средств контроля нет, задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; нет планирования, нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен,

оценка либо отсутствует, либо ошибочна;

парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует.
Сорегуляция со взрослым, опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; средства контроля есть, но не эффективны, задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется,

есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная;

оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто неадекватно называются;

адекватная оценка на успех, неадекватная оценка– на

неудачу.
Самостоятельная ориентировка и планирование.

произвольное выполнение действие в соответствие с планом.

Средства контроля есть, применяются адекватно;

задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

план есть, адекватно используется:

адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.

адекватная оценка на успех и неудачу.

решения учебной задачи: выстраивать алгоритм действий.

Диагностика особенностей развития поискового планирования

(методика А.З.Зака)

Осуществление целостного планирования, это задачи № 3 – 12.


итогового и пооперационного контроля деятельности.


Методика «Рисование по точкам»

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
сравнивать с эталоном результаты деятельности.

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Ребенок ссылается на способности, везение.
Ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.
Ссылается на недостаточность усилий.

Оценивание по параметрам

своего задания (легко или возникли трудности.

Наблюдение, беседы.
Неумение опираться на образец.

Низкий уровень развития произвольного внимания.

Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Может ориентироваться на образец, но делает ошибки.

Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.
Работает точно по образцу.

Может оценить действия других учеников.



Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Наблюдение, беседы.

Большинство умений

не сформированы.
Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей по

мощи педагога.
Выполняет самостоятельно.
Знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план.
Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н.Карпова)

(С.Н.Карпова)

Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.
Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но  без предлогов и союзов.


Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

Знаково-символические действия – кодирование.
Методика «Кодирование»

(11 субтест теста Векслера)

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.
Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.

Сформирован-ность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.

Тест «Найди несколько различий?»
0 -3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов



Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Наблюдение, беседы.

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена.
Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков.
Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков.
Выявлять сформированность логических действий установления взаимно-однозначного соответствия.
Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия

(Ж.Пиаже, А.Шеминьска).

Отсутствует умение устанавливать взаимно-однозначное соответсвие. Отсутствует сохранение (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множеств фишек различных цветов).

Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия. Нет сохранения дискретного множества.

Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли».
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
Наблюдение, беседы.

Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов.

Самостоятельно ориентируется в учебнике.



Смысловое чтение
Наблюдение, беседы.
Учащийся может ответить только на вопросы фактологического харак­тера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения.

Развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера.
Развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера.
Грамотная устная речь
Наблюдение, беседы.
Пересказ по наводящим вопросам.

Пересказ по плану, опорной схеме.
Самостоятельный пересказ текста.
Работа со "свернутой" информацией:
Наблюдение, беседы.
Обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме.
Видит зависимость в таблице, схеме, графике.
Умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схе­ме.





Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимать речевое обращение другого человека.
Наблюдение, беседы.
Молчалив или агрессивен,

не понимает речевое обращение другого человека.

Частично соблюдает этикет, не всегда понимает речевое обращение другого человека.

Тактичен, вежлив, соблюдает этикет, понимает речевое обращение другого человека.
Действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

«Левая и правая стороны»
Ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

На все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.
Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

«Узор под диктовку» Цукерман

Узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

Имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание

Узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и  соблюдением правил. 
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Исследование уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок.

(Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина)
Раскладывание картинок с помощью наводящих вопросов, нарушена связность, пропуски, бедность содержания.
Использование помощи при раскладывании картинок, в рассказе нарушена связность, пропуски эпизодов, отдельные морфолого-синтаксические нарушения.

Картинки разложены самостоятельно и правильно, верно передан смысл происходящего. Рассказ полный, точный, связный, последовательный, с соблюдением языковых норм.

Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать в паре.

Наблюдение, беседы.
Не идет на контакт (агрессивен или пассивен).

Частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно.
Отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству.

Действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества.

«Рукавички»

Г.А. Цукерман
В узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем.

Сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия.

Рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. 
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом