Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

[Речь] Савкова З. В. Сценическая речь. Методическая разработка для студентов. Методическая разработка для студентов факультета культурно-просветительной работы Специализация режиссер самодеятельного


Скачать 89.49 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для студентов факультета культурно-просветительной работы Специализация режиссер самодеятельного
Анкор[Речь] Савкова З. В. Сценическая речь. Методическая разработка для студентов.docx
Дата01.10.2017
Размер89.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла[Речь] Савкова З. В. Сценическая речь. Методическая разработка д
ТипМетодическая разработка
#23029
страница1 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2

Министерство культуры РСФСР

Ленинградский государственный институт культуры

имени Н.К.Крупской

СЦЕНИЧЕСКАЯ

РЕЧЬ

Методическая разработка

для студентов

факультета культурно-просветительной

работы

(Специализация:

режиссер самодеятельного

драматического коллектива)

Ленинград

19 7 9
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Методическая разработка

для студентов факультета

КПР

Составитель: кандидат искусствоведения, доцент

З.В.САВКОВА
Редактор: Э.Н.КАРПЕНОК

Корректор: К.Э.ПАВЛОВ

Бесплатно
Ротапринт ЛГИК. Заказ 293. Тираж 1000

Объем 2,5 печ.л. 10.9.1979.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Благородные и ответственные обязанности режиссера, педагога, воспитателя и пропагандиста выполняют руководители самодеятельных театральных коллективов. Работая над спектаклями, литературными композициями, монтажами, различными инсценировками, режиссеры имеют дело с энтузиастами художественного творчества, с теми, кто любит самодеятельное искусство, но не прошел специальной актерской ! подготовки. Именно режиссерам доверено обучение участников самодеятельных коллективов основам актерского мастерства и сценической речи. Кроме того, руководители таких коллективов, являясь и воспитателями, призваны повышать общую культуру, культуру языка и речи тех, кто будет выступать перед массами. Одновременно режиссеры становятся и пропагандистами эстетических знаний среди грудящихся, обращаясь к зрителям со вступительным словом перед спектаклями, концертами , участвуя в зрительских конференциях, читая лекции...

Чтобы отвечать предъявляемым требованиям, студенты-заочники факультета культурно-просветительной работы специализации "режиссер самодеятельного драматического коллектива" должны, во-первых, изучить теоретические основы предмета "Сценическая речь"; во-вторых, овладеть практическими навыками внутренней и внешней техники словесного взаимодействия, исполнительскими навыками искусства художественного слова; в-третьих, усвоить методику работы над курсом "Сценическая речь" с учетом специфики условий художественной самодеятельности.

Учебный материал курса "Сценическая речь" построен следующим образом:

1-й раздел - техника речи (дыхание, голос, дикция, исправление речевых недостатков);

2-й раздел - культура речи (овладение правильным литературным произношением - законами орфоэпии);

3-й раздел - работа над текстом (овладение элементами внутренней и внешней техники словесного действия);

4-й раздел - теория и методика предмета (воспитание режиссерско-педагогических навыков работы над сценической речью в самодеятельных коллективах).

"Сценическая речь" на заочном отделении изучается в течение пяти лет (1-10-й семестры).

Учебные занятия студентов-заочников разделяются на три вида:

1)работа во время сессии на групповых и индивидуальных занятиях под руководством преподавателя;

2)самостоятельная (с консультациями педагога) режиссерско- педагогическая работа на сессии со студентами-однокурсниками;

3)выполнение контрольных работ и педагогических заданий в межсессионное время.

Оценка знания теории и методики предмета, режиссерско-исполнительских навыков студентов дается при сдаче специальных зачетов и экзаменов, контрольных работ, самостоятельных заданий, выполняемых в межсессионный период. На сессиях 2-го, 4-го и 9-го семестров проводятся зачеты по курсу "Сценическая речь", на сессиях 5-го и 10-го - экзамены. На сессиях 4-го, 7-го и 8-го семестров студенты сдают контрольные работы.

I курс

Основные задачи

1. Изучение природных данных голосо-речевого аппарата студентов, изучение их творческих индивидуальных особенностей.

2. Освоение студентами приемов исправления своих речевых недостатков, развитие речевого голоса, работа над шционной чистотой

и культурой звучащего слова (овладение законами орфоэпии - правильного литературного произношения).

3.Воспитание элементов внутренней и внешней техники словесного действия.

4.Знакомство с методическими приемами работы над разделом "Техника речи" (голосо-речевой тренинг).
Сессия 1-го семестра

(лекция -2ч., групповые занятия -2ч., индивидуальные

занятия -4ч.)
Лекция

Слово в драматическом спектакле.

Групповые занятия

  1. Теоретические сведения, методические и практические указания по воспитанию: а) фонационного, связанного со звуком, дыхания, б) свободы звучания голоса на мягкой атаке, в) дикционной чистоты

и четкости, г) культуры произношения звучащего слова, д) логической мелодии речи, е) фонематического слуха.

  1. Раскрытие понятий "творческое внимание”, "видение", "отношение" и других элементов внутренней техники словесного действия.

Индивидуальные занятия

  1. Выявление голосо-речевых недостатков каждого студента, отклонений от норм литературного произношения в его бытовой речи; индивидуальная работа над исправлением речевых недостатков, над развитием голосового аппарата на специальных тренировочных текстах.

  2. Работа над логикой звучания фраза на материала пословиц, поговорок, крылатых выражений, коротких басен и т.д.

  3. Определение индивидуальных заданий на межсессионное время по исправлению речевых недостатков, говоров или акцентов, по работе над голосом и дыханием.

  4. Выбор литературного отрывка описательного характера (не более 40 строчек) для работы в межсессионное время и на сессии 2-го семестра.

Самостоятельная педагогическая работа

На сессии 1-го семестра работа заочника со студентом-однокурсником ограничивается тем, чтобы научиться верно слышать и правильно определять результаты выполнения тем или иным студентом тренировочных упражнений, проводимых под руководством преподавателя.

Контрольный урок

На контрольном уроке обобщается пройденный материал, идет проверка того, насколько верно поняты и усвоены каждым студентом отдельные, наиболее сложные разделы работы над сценической речью (например, во время голосового тренинга студент должен уметь слышать и различать мягкую и твердую атаку (начало) звука, контролировать координацию работы трех систем речеобразующего органа при тренировке взрывных согласных звуков), даются общие задания на межсессионное время.

Задания на межсессионный период

Углублять знания теории и методики предмета (по разделам, пройденным на сессии), пользуясь специальной литературой.

2. Путем однодневных тренировок развивать нижнерёберно-диафрагмальное дыхание, наиболее эффективно "обслуживающее" сценически звучащую речь. С помощью упражнений дыхательной гимнастики развивать активность дыхательных мышц, особенно подвижность диафрагмы, тренируя три различных вида выдыхания: спокойный длительный выдох (когда воздух "с силой выгоняется наружу"), короткий энергичный выдох .когда воздух "рывками выталкивается"), легкие, незаметные доборы воздуха.

3. Во время голосового тренинга следить за свободой мышц фонационных путей, за рождением внука с мягкой атакой, I звучанием голоса на "центре" (на нескольких тонах в среднем регистре, наиболее легко звучащих), за резонаторными, мышечными, вибрационными и другими ощущениями; осуществлять слуховой контроль за качеством звучания речи; сохранял, координированную работу всех частей речевого аппарата, особенно при тренировках глухих взрывных согласных (п, г, к) и трудно произносимых, "запираниях" звук (в, ф); сохранять качественное звучание речи при переходе от тренировки формы речи № I в состоянии очного раскрепощения - различные варианты упражнения "стон") тренировке формы речи 2 (экспрессивной, волевой - а упражнениях, построенных на использовании эмоциональных и волевых импульсов-междометий); максимально использовать в тренинге сонорные согласные для достижения звонкости голоса, гласный для собранности звука; гласный А для тренировки свободных мышц нижней челюсти; в тренировке голоса и речи добиваться сохранения четырех качеств фонационного дыхания: глубины, высоты, частоты и близости.

Ежедневно в течении 3-4 минут разогревать свой речевой аппарат путем упражнений артикуляционной гимнастики, тренирующих мышцы нижней челюсти, языка, губ, следуя указаниям преподавателя, полученным на индивидуальных занятиях во время сессии; тренировать согласные звуки в изолированном виде, в различных сочетаниях с другими согласными и гласными; добиваться верного произнесения тренируемых звуков речи в специально отобранных стихотворных текстах; при работе над четкостью дикции следить за верной работой дыхательных мышц, помня о том, что при ротовой артикуляции надо тренировать “б л и з о с ть" дыхания, его активность.

5.Студенты, имеющие речевые дефекты, говор или акцент, должны на текстах упражнений, полученных от преподавателя, практически осваивать орфоэпические нормы русской речи.

6.Тренировать навык снятия лишних ударений во фразе.

7.Для более прочного овладения дикционными навыками и правильным литературным произношением, для воспитания фонематического слуха представить в письмен н о м виде:

а)"антисловарь" (систематические "полевые записи", услышанные в бытовой и сценической речи неверно произнесенные слова, фразы оформляются в "аитисловари”, в которых фиксируются фонетические к ритмические разрушения структуры слова или фразы, отклонения -от норм литературного произношения; "антисловарь" должен насчитывать не менее 150 слов; методику ведения "полевых записей" педагог раскрывает ко время сессии);

б) логический разбор и транскрибирование текста, утвержденного на сессии педагогом.

8.Ответить на вопросы по разделу "Орфоэпия"

9.Выбрать отрывок публицистического характера для исполнительской работы с педагогом на сессии 3-го семестра. Тематика публицистического материала (по времени звучания отрывок не должен превышать 2-3 минут) может быть различной, но близкой и понятной сгуден- гу-заочнику второго -ода обучения. Эго могут быть высказывания деятелей искусства и литературы о роли режиссера в народном театре, о силе звучащего слова, об этике режиссера и актера, о гражданственности художника, о значении профессионального мастерства в искусстве и т.п. Допускается сокращение и монтирование текста по согласованию с педагогом на сессии.

В приложении предлагаются контрольные вопросы по всем основным разделам предмета.

Сессия 2—го семестра

(лекция - 2 ч., групповые занятия -2ч., индивидуальные занятия -4ч.)

Лекция

Техника речевого взаимодействия

Групповые занятия

1.Целевые установки новых упражнений и приемов развития голоса и .речи. Особое внимание уделяется изучению современного принципа опосредствованного воздействия на слаженну., рефлекторную работу всех частей речеобразующего механизма с помощью включения в тренинг несложных сценических действия; методике применения этого принципа в самодеятельных коллективах; раскрытию роли свободного звучания, собранности и звонкости голоса в достижении б л а г о звучности и "полетности" речи, в обогащении индивидуального тембра голоса.

2. Раскрытие функций компонентов профессионального речевого слуха режиссера - физического, фонематического, звуковысотного, тонального, ритмического, диагностического.

3. "Схема оценки выступления" в воспитании многоплоскостного внимания режиссера.

4. Приемы овладения элементами словесного действия: логический, анализ текста, речевые такты, паузы, ударения, сцепка фраз, интонирование знаков препинания; рассказ "своими словами"; прием "скелетирования" текста, видение как комплекс всех чувств и отношений к предмету, к событию рассказа; общение как передача видений; объекты общения как начало искусства словесного действия и т.п.

Индивидуальные занятия

1. Проверка индивидуальных заданий, полученных студентами на сессии 1-го семестра по дикции, по исправлению речевых недостатков, по устранению отклонений от литературных норм произношения и пр.

2. Работа над описательным отрывком: выявление логики, проверка точностей видений, уточнение отношения к рассказываемому, определение речевого действия и т.п.

3. Утверждение публицистического материала для исполнительской работы с педагогом на сессии 3-го семестра.
Самостоятельная педагогическая работа
Со студентом-"учеником" проводится голосо-речевой тренинг, ведутся "полевые записи", в которых отражаются все подмеченные ошибки в звучании речи "ученика" (дикционные, орфоэпические, логические), составляется его "речевой портрет".

С принципом ведения "полевых записей" студенты уже знакомы. "Речевой портрет" представляет собой обобщенный материал первых наблюдений за звучанием речи однокурсника. Консультацию по составлению "речевого портрета" студент получает от педагога на сессии.

Зачет

1)Общий голосо-речевой тренинг, проводимый педагогом.

2)Показ студентами- индивидуальных заданий по исправлению своих недостатков в речи, голосе и литературном произношении с объяснением причин этих недостатков и способов их исправлений.

3)Исполнение описательного отрывка, подготовленного с педагогом.

4)Заполнение "Схемы оценки" выступления сокурсника по параметрам, определяемым преподавателем. (В приложении дан образец "Схемы оценки" с указанием оценочных вопросов.)

5)Сдача "речевого портрета" своего "ученика".

Зачетные требования

  1. Частичная натренированность речевого слуха, способного контролировать качество выполнения упражнений по голосу, .дикции, орфоэпии, подмечающего ошибки в речи однокурсников и своего "ученика".

  2. Владение правильным литературным произношением в специальных тренировочных текстах: пословицах, поговорках, коротких баснях, стихах и т.п.

  3. Рефлекторность фонационного дыхания, "опора" звука, свободное звучание голоса.

  4. Точное "мыслеведение" и видение описываемой картины, стремление передать свои видения и отношение к рассказываемому событию.


Задания на межсессионный период

1)Углублять знания по предмету, изучая рекомендуемую педагогом литературу.

2)Практически закреплять полученные на сессии кавыки работы по совершенствованию своего голосо-речевого аппарата (следить за свободой звучания не только во время тренинга., но и в повседневной работе; в беседах, лекциях, докладах, в педагогической работе с участниками самодеятельных коллективов и т.п.).

3)Работать над исправлением индивидуальных недостатков речи

на маге шале, данном преподавателем на сессии, отыскивая вовне тексты упражнений.
4)Тренироваться в произнесении скороговорок в медленном и быстром темпе, следя за четкостью дикции и ясностью мысли; отобрать в специальной литературе ряд новых скороговорок, отрабатывая чистоту их звучания по методике, указанной педагогом.

5)На различных текстах - тренировать голосовую подвижность, интонирование различных знаков препинания, логику речи, добиваясь при этом разговорной интонации, а не только грамотного чтения.
6)Произвести логический разбор утвержденного педагогом текста; определить главную мысль, действенные задачи каждого куска текста, ведущие к сверхзадаче всего отрывка; транскрипцией отметить услышанные в своей речи орфоэпические ошибки.
7)Ответить на вопросы по разделу "Логика речи".
8)Выбрать учебный, материал (эпические жанры) для. кураторской работы на сессии 4-го семестра: сказка, басня, былина, песня А.Кольцова, гекзаметр. Осуществляя индивидуальный подход и учитывая творческие и технические задачи данной группы студентов-заочников, в работу берется любой из перечисленных литературных жанров; либо все студенты берут в работу сказки или басни, либо каждому из студентов (с учетом индивидуальных особенностей и задач обучения) предлагается наиболее полезный для воспитания его речи материал (один берет сказку, другой -- басню, третий - былину и т.д.).


II курс

Основные задачи

  1. Сознательное овладение всем комплексом элементов внутренней и внешней техники словесного действия.

  2. Воспитание голоса как выразителя мысли и проводника чувств; расширение его диапазона, гибкости, силы; работа над эмоциональным тембром.

  3. Владение темпо-ритмом речи.

  4. Привитие навыков педагогической работы по разделу техники и культуры речи, воспитание навыков кураторской работы над текстом - особое внимание направляется на овладение логической перспективой, на умение "выстраивать" материал в перспективе.

  5. Совершенствование профессионалы о речевого слуха и много - плоскостного внимания путем все более усложненных самостоятельных заданий на межсессионный период, расширение параметров "Схемы оценки".



Сессия 3-го семестра

(Лекция - 2ч., индивидуальные занятия -4ч.)

Лекция

Публицистика в учебном процессе.

Индивидуальные занятия

  1. Все более усложненный голосо-речевой тренинг: расширение диапазона голоса, развитие силы, гибкости, тембральной подвижности, темпо-ритма ре ни (на текстах сложных скороговорок и специальных тренировочных текстах).

  2. Совершенствование навыков словесного действия и общения па материале публицистики: работа над развитием творческого воображения, умения видеть за абстрактной фразой конкретный образ, факт, будоража свою память, отбирая материал из опыта своей жизни, работы, "накатывая киноленту видений", вскрывая подтекст речи.

  3. Работа по овладению мелодикой русской речи, особенной восходяще-нисходящей мелодикой повествовательного предложения, мелодикой вводных предложений; выработка умения выделять ударное олово с помощью понижения тока голоса, снимать многоударность в сложных фразах текста, сохранять ровность волны громкости после ударных слов (особенно после эмоционального ударения) и т.п.

  4. Анализ натренированности речевого слуха студента, которая заключается в умении подметить недостатки в звучащей речи - как отклонения от норм литературного произношения, так и дикционные погрешности. Анализ проводится следующим образом: педагог сверяет пометки в тексте, сделанные студентом в межсессионный период (транскрибирование и подчеркивание дикционной небрежности в словах, в которых студент допускает ошибки), со звучанием его речи в публицистическом материале.

  5. Утверждение учебного материала, выбранного студентом для кураторской работы с "учеником" на сессии 4-го семестра.,

Самостоятельная педагогическая работа

  1. Определить задания своему "ученику" на межсессионное время по работе над учебным материалом: раскрыть идею произведения, тему, главное событие, конфликт, исполнительскую сверхзадачу; разобраться в логической перспективе развития действия и мыслей, в особенностях жанра и т.д.(сказки, басни, баллады должны быть короткими).

  2. Дополнить "речевой портрет" своего "ученика" новыми замеченными недостатками, а также отметить исправленные недостатки.

Контрольный УРОК

  1. Голосо-речевой тренинг под руководством педагога. Выполнение упражнений анализируется студентами.

  2. Исполнение публицистического материала, подготовленного с педагогом на сессии.

  3. Заполнение "Схемы оценки".

Основные требования

  1. Уметь анализировать качество звучания речи студентов в различных упражнениях, пользуясь профессиональной терминологией, оценивать результаты работы своего "ученика" по исправлению недостатков речи, верно дополнив его "речевой портрет".

  2. Выступая с публицистическим материалом, продемонстрировать творческое воображение (умение за абстрактными фразами видеть конкретный факт, картину), точную, "железную" логику в изложении основной мысли отрывка, четкое отношение к передаваемому .содержанию, активное воздействие на объект общения.

  3. Заполняя "Схему оценки", показать профессиональную аргументацию оценок, точность диагностики ошибок в речи выступающего.


Задания на межсессионный период


  1. Развивать диапазон голоса, сохраняя смешанное звучание (совокупность работы резонаторов во всем диапазоне), укреплять силу и выносливость голоса.

  2. Тренироваться в умении определять логическую перспективу и выявлять ее в звучащей речи (работая с различными текстами).

  3. Готовиться к кураторской работе над текстом: набирать ассоциативный жизненный материал, углубляя и уточняя идею произведения и сверхзадачу исполнителя.

  4. К работе над скороговорками прибавлять различные тексты (например, С.Маршак "Вот дом, который построил Джек", тексты из книги З.Савковой "Как сделать голос сценическим" из раздела "Темпо-ритм речи" и др.), которые требуют быстрого их произнесения. Следить за тем, чтобы яри быстром произнесении текста были соблюдены условия сценической скороговорки: чем быстрее произносится текст, тем четче должна быть дикция, яснее мысль, ярче и выразительней интонация, чтобы успеть за более короткое время

"в л о ж и т ь" в сознание слушателя, партнера мысль, подтекст, видения. Только соблюдение этих условий поможет избежать "ничего не выражающей болтовни".


  1. Записать не менее 20 коротких диалогов, подслушанных в жизни: (диалоги могут состоять из трех-четырех реплик). Изучение их природы поможет овладеть сценическим диалогом, который является своеобразной "моделью” жизненного диалога.

  2. Ответить на вопросы по разделу "Воспитание речевого голоса"

  3. За месяц до сессии 4-го семестра прислать письменную контрольную работу - материал на тему "Характеристика речевой стороны спектакля самодеятельного театрального коллектива". Там, где нет такого коллектива, разрешается разобрать речевую характеристику выступления агитбригады, номеров художественного слова в концерте и др. В "Характеристике" кратко отмечаются положительные стороны звучания речи отдельных исполнителей и подробно раскрываются отрицательные моменты в звучании слова со сцены, дается анализ речевых ошибок, причины их возникновения; на конкретных примерах анализируются идейные, эстетические и действенные потери спектакля» Методическую консультацию педагога по контрольной работе студент получает во время сессии 2-го и 3-гс семестра. Целевая установка контрольной работы - проверка натренированности фонематического» физического, звуковысотного компонентов речевого слуха.

Сессия 4-го семестра (лекция -2ч., индивидуальные - 4 ч.)

Лекция

Особенности работы над эпическими жанрами.

Индивидуальные занятия

  1. Оценка и анализ положительных ж отрицательных моментов выполнения контрольной работы и других заданий. Внимание преподавателя направляется на воспитание профессионального речевого слуха у студентов; умения понимать природу диалога - его конфликтной ситуации, борьбы, инициативы действий партнеров и т.п.

  2. Воспитание навыка изолированного сокращения мышц, необходимого актерам для сохранения свободы мышц фонационных путей в усложненных условиях сценического действия (во время танца, фехтования,, несения тяжестей, драк и т.п.).

  3. Развитие навыков словесного действия на материале сказок, басен, былин, отрывков "Илиады" и "Одиссеи" Гомера; овладение стилем автора и жанром произведения; воспитание навыков кураторской работы.

  4. Продолжение работы над техникой и культурой речи.

  5. Утверждение темы методической разработки по различным вопросам раздела "Техники речи" для сдачи экзамена на сессии 5-го семестра.

Самостоятельная педагогическая работа

1.Подготовить студента-исполнителя ("ученика") к словесному действию на материале сказок, басен.

2.Вести дневник кураторской работы со студентом -"учеником" над исполнительским материалом (записывая в нем задания педагога, ошибки в речи исполнителя, его творческий рост в процессе работы, качество выполнения заданий и т.п.)."Дневник" поможет верно оценить различные стороны в выступлении "ученика" на за-чего, профессионально заполнить "Схему оценки".

Зачет

  1. Общая и индивидуальная голосо-речевая разминка, проводимая студентами.

  2. Показ учебно-творческого материала (сказки, баски, былины), подготовленного со студентом -"куратором" под руководством педагога.

  3. Заполнение "Схемы оценки”, представление "Дневников".

Зачетные требования

  1. Владеть не только свободным звучанием голоса, но л его гибкостью, диапазоном, силой, тембрированием, темпо-ритмом речи, дикционной чистотой, культурой произношения.

  2. Уметь "выстроить" материал в перспективе, стремиться при рассказе к сверхзадаче; во время рассказа думать, надеть го, о чем рассказываешь, передавая словами свои видения, отношения и подтекст; общаться со слушателями, проверяя доходчивость и действенность своего слова.

  3. Знать методику работы над техникой речи, хорошо слыть речевые недостатки, добиваться необходимого качества звучания речи при проведении упражнений голосо-речевого трекинга.

  4. Дать в "Схеме оценки" верную аргументацию своих оценок выступления "ученика".

Задания на межсессионный период

1. Готовиться к экзамену по теории и методике предмета (раздел" внешняя техника речевого действия"), изучая специальную литературу.

2. Подготовить методическую разработку по утвержденной теме из раздела "Техника речи".

3. Готовиться: практическому проведению голосо-речевого трекинга.

4. Ответить на вопросы по разделу "Дикция в звуча ем слове".

  1. Выбрать художественный текст (рассказ или отрывок из произведения) для режиссерской работы на сессии 6-го семестра.


Ш КУРС

Основные задачи

1. Завершение теоретической и практической работы над внешней техникой речевого действия, задача экзамена по этому разделу курса на сессии 5-го семестра.

2. Совершенствование всех компонентов профессионального речевого слуха, расширение параметров многоплоскостного внимания.

3.Изучение специфических особенностей искусства художественного рассказывания.
Сессия 5-го семестра

(лекция -2ч., индивидуальные занятия - 4 ч.)

Лекция

Искусство рассказа.

Индивидуальные занятия

  1. Анализ выполнения методической разработки по разделу "Техника речи".

  2. Консультации по теории предмета, сопровождаемые показами отдельных приемов тренинга.

  3. Беседы о специфических законах искусства художественного рассказывания; о двух основных принципах построения литературных композиций - во-первых, путем сокращения прозаического произведения с сохранением основной темы, идеи и основных персонажей; во-вторых, путем выделения отдельной темы, определенной сюжетной линии или линии отдельных героев.

  4. Утверждение выбранных текстов для режиссерской работы на сессии 6-го семестра. Определение основных заданий на межсессионный период.


Самостоятельная педагогическая работа

1. Проверка своих педагогических качеств в работе с "учениками" над техникой речи.

2. Определение задания на межсессионный период своему "ученику" по работе над художественной прозой: уточнить тему и идею выбранного рассказа, жанр произведения, особенности языка автора, характеры героев, отношение .автора к ним. Провести действенный анализ произведения: выявить сверхзадачу исполнителя, конфликт (основной и сопутствующие), событийный ряд, структуру действенного построения произведения (экспозицию, завязку, развитие-действия, кульминацию, развязку); познакомиться с творческой биографией писателя, отобрать ассоциативный материал из жизни, найти в музыке, в изобразительном искусстве, произведениях театра кино.

Экзамен

  1. Ответы на вопросы по теории предмета (по экзаменационным билетам).

  2. Показ приемов работы по воспитанию внешней техники словесного действия в соответствии с заданием, полученным от педагога на экзамене.

Экзаменационные требования

  1. Владение методикой работы над техникой речи, совершенствованием голосо-речевого аппарата, культурой произношения, выразительными средствами речи, интонационным богатством, логикой речи.

  2. Знание теории предмета, умение пользоваться профессиональной терминологией.

Задания на межсессионный период

  1. Работать над заданием студента-режиссера, овладевая новом художественного рассказывания.

  2. Ознакомиться с литературой по искусству художественного слова; прослушать выступления мастеров художественного слова на концертах, в грамзаписях или по радио, обратив внимание на передачу ими диалогической речи героев рассказа (не играют> а показывая, рассказывают о героях); на физическое поведение во время рассказывания (жесты, мизансцены, мимику), на объекты общения, на способы налаживания контакта с аудиторией в начале выступления, на характерные особенности "концовок" выступления. Произвести запись своих наблюдений и представить на сессии педагогу.

  3. Ответить на вопросы по разделу "Работа над текстом".

  4. Отобрать поэтические материал для режиссерской и исполнительской работы на сессии 7-го семестра.

Сессия 6-го семестра

(лекция -2ч., индивидуальные занятия -4ч.)

Лекция

Законы стиходействия.

Индивидуальные занятия

  1. Наблюдения за работой студента-режиссера со студентом-исполнителем над художественной прозой. (Студент-режиссер при встречах с педагогом показывает результат своей работы со студентом - исполнителем; делает исполнителю замечания, добиваясь нужного результата; дает задания на дом до следующей встречи с педагогом).

  2. Утверждение поэтического материала для режиссерской и исполнительской работы: одно стихотворение из русской классики' (Пушкин, Лермонтов, Некрасов), одно из современной советской или зарубежной поэзии. Исполнителя студент-режиссер может менять. Определяется, над каким стихотворением студент работает как исполнитель с педагогом, а над каким - как режиссер-педагог.

Самостоятельная педагогическая работа

  1. В период между встречами с педагогом работать со своим исполнителем над художественной прозой.

  2. В работе с исполнителем завершить действенный анализ текста, разработку режиссерской экспозиции (уточняя, конкретизируя, с учетом индивидуальности, сверхзадачу, выразительные средства, приемы и т.д.).

  3. Дать задание студенту-исполнителю на межсессионный период по работе над стихами: провести действенный анализ текста.

Контрольный УРОК

  1. Показ режиссерских работ студентов с художественной прозой.

  2. Представление в письменном виде режиссерских экспозиций.

  3. Заполнение "Схемы оценки".

Основные требования

  1. Показать навыки профессиональной работы над режиссерской экспозицией, действенным анализом текста.

  2. Уметь добиться от студента-исполнителя реализации Своего режиссерского замысла, действия слова.

  3. Профессионально аргументировать оценки в "Схеме".

Задания на межсессионный период

  1. Готовиться к режиссерской и исполнительской работе над стихами: а) изучить творческую биографию поэта, чьи стихи выбраны для исполнения и режиссерской работы; выяснить, по возможности, все, связанное с историей написания данного стихотворения, составив "биографию стихов"; б) ознакомиться с литературой об искусстве исполнения стихов, послушать мастеров художественного слова; в) сочинить стихи (по два двустишия или четверостишия) на все пять размеров силлабо-тонической и тонической систем стихосложения; натренироваться в приеме скандирования стихотворного материала (сочиненные стихи представить во время сессии педагогу).

  2. Ответить на вопросы по разделу "Теория стихосложения".

  3. Выбрать драматургический монолог (в основном внутренний и из стихотворной пьесы) для режиссерской работы на сессии 8-го семестра.

  4. За месяц до сессии 7-го семестра прислать письменную контрольную работу "Интонационное богатство речи в современном спектакле". Целевая установка задания: проверка натренированности звуковысотного, темпо-ритмического, тонального компонентов речевого слуха. На конкретных примерах интонационной бедности речи актеров (профессионального или самодеятельного спектакля) охарактеризовать идейно-эстетические и действенные потери спектакля. Консультацию педагога по методике написания контрольной работы студенты получают на сессии 6-го семестр.

IV КУРС

Основные задачи

  1. Изучение законов стихосложения, овладение навыками органического действия в заданной автором стихотворной форме произведения.

  2. Познание действенной природы драматургического монолога (на сессии 8-го семестра).

  3. Работа над "перспективой артиста и роли".

  4. Тренировка умеренной силы звучания речи (овладение тихим звучанием на "опоре").

  5. Воспитание "думающего" тепа; чувства формы, рисунка, стиля, “чувства слова" в поэтическом материале (его особую значимость, звуковую выразительность и действенность).

  6. Знакомство с принципами создания литературных композиций по поэтическим произведениям одного или нескольких авторов (с включением прозы и документального материала).

Сессия 7-го семестра

(лекция -2ч., индивидуальные занятия -4ч.)

Лекция

Монолог на сцене.

Индивидуальные занятия

  1. Работа над исполнительским стихотворным материалом.

  2. Консультации по самостоятельной режиссерской работе студентов над одним из стихотворений.

  3. Утверждение монолога для кураторской работы студента на сессии 8-го семестра.

  4. Индивидуальный голосовой тренинг тихого "опертого" звучания, необходимого для исполнения лирических стихов.

Самостоятельная педагогическая работа

  1. Подготовить режиссерскую работу над стихотворением.

  2. Определить задания своему "ученику" на межсессионный период по работе над монологом.

Контрольный урок

  1. Исполнение стихотворений, подготовленных с педагогом.

  2. Показ режиссерских работ над поэзией.

  3. Заполнение "Схемы оценки" по разработанным вопросам, связанным с искусством стиходействия.

Основные требования

  1. Владение художественной перспективой, музыкальной и ритмической структурой стиха при его исполнении; сохранение авторского стиля произведения, (приближаясь к автору, а не "подминая его под себя"); органическое действие в стихотворной форме произведения.

  2. Умение в режиссерской работе над стихами добиться от исполнителя поставленной задачи: органично действовать в стихотворной форме.

  3. Профессиональная оценка результата своей педагогической работы с исполнителем в соответствии с установленной "Схемой оценки".

  4. Знание теории стихосложения, умение легко определять размеры любого предложенного стихотворного текста, характеризовать его по различным параметрам (рифмы, стяжение, пиррихий, спондей, факторы, определяющие ритм, и т.п. ).

Задания на межсессионный период

  1. Познакомиться с творчеством автора пьесы, монолог из которой взят в работу, прочитать всю пьесу ("прожить" вместе с героем, от имени которого будет действовать в монологе исполнитель, всю его жизнь); определить событие, которое предшествовало рождению монолога, проблему, которую решает в монологе герой пьесы решение, к которому приходит герой, характер действия после принятия решения и т.д.

  2. Изучить все особенности стихотворной формы монолога: размер, рифмы, моменты "зашагиваний", стяжений, места пауз, провес- ти действенный анализ монолога, наметить перспективы действия.

  3. Ответить на вопросы по разделу "Монолог на сцене".

  4. За месяц до начала занятий прислать контрольную работу "Литературная композиция". Построить ее можно на ' основе прозаических, поэтических и драматургических произведений, художественной публицистики (по утвержденной на сессии теме). Самостоятельно провести анализ составленной композиции; определить сверхзадачу исполнителя, сквозное действие, эмоциональное зерно всего монтажа, действенный анализ каждого отдельного стихотворения, его место и значение для раскрытия общей идеи произведения.

  5. Заняться поисками материала к заключительному экзамену на сессии 10-го семестра. Материал может быть любого жанра и вида (.диалог, монолог, инсценированный рассказ , композиция).

Сессия 8-го семестра

(лекция -2ч., индивидуальные занятия -4ч.)

Лекция

Законы перспективы в искусстве речевого действия.

Индивидуальные занятия

  1. Контроль за выполнением режиссерской работы студентов

над монологами.

  1. Консультации по подготовке студентов к режиссерской работе на сессии 9-го семестра.

Самостоятельная режиссерско-педагогическая работа

  1. Режиссёрская работа над монологом под контролем педагога.

  2. Обсуждение со студентом-исполнителем творческих задач в работе над литературной композицией; определение режиссерских заданий на межсессионный период.

Контрольный урок

  1. На контрольном уроке студенты сдают свои режиссерские

работы над монологами.

  1. Ведется открытое обсуждение показанных монологов с цель: закрепления методических приемов овладения этим сложнейшим видом речевого действия в драматическом искусстве.

Основные требования

  1. Органично "жить" в монологе, продуктивно и целенаправленно действовать, активно думая и решая поставленную перед собой проблему ("быть или не быть? ").

  2. Действуя, не разрушать форму стиха или не идти на поводу его музыкального ритма в ущерб логике "мыслеведения" .

3. Владеть "перспективой артист и роли".

4. Добиться "полной активность - того, чтобы тело во время действия в монологе "проявляло" внутреннюю жизнь, "думало".

Задания на межсессионный период

  1. Продолжать в коллективах самодеятельности систематическую работу речи, записывая своя занятия, анализирую творческий процесс.

2. Для совершенствования речевого олуха вести "полевые записи" ошибок в бытовой речи участников коллектива, в речи артистов любителей в спектаклях, концертных номерах, агитбригадах и т.п.

3. Работать над литературной композицией по заданию, полученному от студента-режиссера на сессии.

4. Подготовиться к встречи с исполнителем экзаменационного материала, окончательно отобрав его и сделав режиссерскую экспозицию.

V КУРС

Основные задачи

  1. Закрепление навыков самостоятельной работы с исполнителем по всем пройденным разделам курса "Сценическая речь".

  2. Подготовка и сдача теории и методики предмета в целом.


Сессия 9-го семестра

(лекция -2ч., индивидуальные занятия -4ч.)

Лекция

Параязык в речевом взаимодействии.

Индивидуальные занятия

1. Контроль за процессом режиссерской работы студентов над литературными композициями.

2. Утверждение экзаменационного материала 10-го семестра.
Самостоятельная режиссерская работа

  1. Режиссерская работа со студентом-исполнителем над созданием исполнительского номера.

  2. Определение заданий исполнителю по работе над экзаменационным материалом в межсессионный период.

Зачет

  1. Показ режиссерско-исполнительской работы над композициями.

  2. Групповой анализ результатов

Зачетные требования

  1. Уметь проявить свои режиссерско-педагогические качества, добиваясь от исполнителя желаемого результата: художественной правды исполнения; уметь профессионально анализировать результаты творческого процесса.

Задания на межсессионный период

  1. Готовиться к задаче экзамена по теории и методике предмета, изучая новые материалы по сценической речи.

  2. Работать над экзаменационным режиссерско-исполнительским материалом.


Сессия 10-го семестра

(лекция -2ч., индивидуальные занятия -4ч.)

Лекция

Теория и методика предмета «Сценическая речь» (обзорная лекция).

Индивидуальные занятия

  1. Контроль и рекомендации в ходе режиссерской работы студентов над экзаменационным материалом.

  2. Индивидуальные консультации по теории предмета.


Самостоятельная режиссерско-педагогическая работа

Режиссерско-педагогическая работа студентов над созданием исполнительного номера.

Экзамен

  1. Показ режиссерских работ студентов с теоретической защитой своего режиссерского замысла.

  2. Ответы на вопросы по теории и методике предмета «Сценическая речь» (по всем разделам)

Экзаменационные требования

  1. Воспитанный навык самостоятельной режиссерско-педагогической работы над внутренней и внешней техникой речевого взаимодействия.

  2. Выработанные: профессиональный речевой слух, многоплоскостное внимание, объективные критерии оценки выступления.

  3. Знание теории и методики работы над словесным действием, владение понятийным словарем предмета «сценическая речь».


Приложение

Схема оценки выступления


Фамилия, имя, отчество


Дата выступления

Автор и название произведения




п/п


Вопросы, подлежащие оценке

Оценка в баллах

Аргументация

оценок


1

2

3

4

5

6

7


Внешний вид

Мышечная свобода

Поза и жесты

Свобода звучания голоса Дикция

Культура произношения Видения и отношение








Оценки выставляются по четырехбалльной системе (2, 3, 4, 5) с прибавлением плюсов и минусов (+, -). В последней графе аргументируются оценки 4, 3,
  1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей