Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

статисследование методичка №1 стомат. Методические разработки по учебным занятиям для студентов утверждаю Зав кафедрой профессор Третьякова О. С


Скачать 290.43 Kb.
НазваниеМетодические разработки по учебным занятиям для студентов утверждаю Зав кафедрой профессор Третьякова О. С
Анкорстатисследование методичка №1 стомат.rtf
Дата13.01.2017
Размер290.43 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаstatissledovanie_metodichka_1_stomat.rtf
ТипМетодические разработки
#4171
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Государственное Учреждение

«Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского»



Кафедра

Социальной медицины и экономики здравоохранения




3.3. Методические разработки по учебным занятиям
для СТУДЕНТОВ


УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой профессор Третьякова О.С.

(Ф.И. О., звание)




(подпись)

" "____ 2012 г.




Тема:

Организация и проведение статистического исследования.




Дисциплина:

Социальная медицина и организация здравоохранения




Факультет:

Стоматологический факультет




Курс:

3

Семестр:

6

Специальность:

Стоматология




Куратор темы:

Базилива Г.Н., ассистент

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)


  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Для существования качественной медицинской помощи в практическом здравоохранении необходимо осуществлять контроль и анализ состояния здоровья населения, что невозможно без знания основных методов статистического исследования. Руководители здравоохранения и практикующие врачи должны владеть методиками нахождения и анализа показателей здоровья и здравоохранения в их деятельности. Необходимо акцентировать внимание студентов на необходимости знания медицинской статистики в практике врача. Студент должен уметь правильно дифференцировать основные структурные элементы статистической совокупности, изучить особенности генеральной и выборочной совокупности.

Знание методики статистического исследования необходимо в практике врача для изучения здоровья населения и оценки качества и эффективности деятельности лечебно

профилактических учреждений; необходимо в практической работе врачей - руководителей, организаторов здравоохранения.


  1. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ




    1. Учебно-целевые задания.

      1. Студент должен знать:

1

Этапы статистического исследования – теорию и понятия статистической помощи. Принципы научного анализа

2

Знать приемы сбора статистического материала, сводки, группировки, составления статистических таблиц и научного анализа материала.

3

Источники статистической информации

4

Виды выборочных исследований понятие рандомизации и стратификации

Анализировать получение результата

5

Принципы составления макетов таблиц для обработки и анализа собранного материала.




      1. Студент должен уметь:

1

Составлять план и программу статистического исследования.

2

Разрабатывать карту- бланк для сбора материала

3

Составлять макеты таблиц для обработки и анализа собранного материала.


2.2.УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитать в учащихся чувство необходимости базовых знаний, чувство профессиональной культуры, заложить основы профессионального кругозора, способствовать выработке принципов логического мышления и динамичности мысли.
3. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.


Дисциплина

Студент должен знать

Студент должен уметь

Кафедра физики.

Теоретические основы и математическое обеспечение статистического исследования.

Методически организовать статистическое исследование. Иметь навыки работы из вычислительной техникой.

Клинические кафедры

Способы сбора материала для статистического исследования: сплошной и выборочный механический, типологический серийный, метод направленного отбора, парно-соединенный метод одноразового и текущего наблюдения, экспедиционный, анамнестический, метод выкипировки.

Формировать выборочную совокупность, составлять карту-бланк, грамотно заполнять учетные формы, использовать для статистических исследований в лечебно – профилактических учреждениях; составлять макеты таблиц для обработки материала, статистической сводки



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Статистика – это наука, изучающая количественную сторону общественных массовых явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями в определенных условиях места и времени.

Медицинская статистика – это часть единой статистической науки, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здоровьем.

Предметом медицинской статистики является количественное изучение процессов здоровья населения и деятельности системы охраны населения.

Медицинская статистика изучает:

• здоровье всего населения и отдельных его групп путем исследования данных о его численности и составе|складе|, естественном|природном| движении, физическом развитии, заболеваемость и др.|;

• обнаруживает|выявляет| взаимосвязи показателей здоровья с разными|различными| факторами среды;

• изучает данные о структуре, деятельности и кадрах лечебно-профилактических|, санитарно- противоэпидемиологических| заведений;

• организацию и проведение лабораторно клинических исследований с оценкой достоверности результатов наблюдений.

В медицинской статистике можно выделить следующие разделы:

  1. Статистика здоровья населения, которая изучает данные о его численности и составе, естественное движение, физическое развитие, распространение заболеваемости и пр., связь этих явлений с факторами окружающей спелы и организацию медицинской помощи.

  2. Статистика охраны здоровья – данные о сети и деятельности медицинских учреждений.

  3. Статистика организации и проведения клинических экспериментальных исследований, оценки медико-биологических данных.

Роль медицинской статистике в работе врача-стоматолога:

В работе врача-стоматолога статистические приемы используются при расчете доз лечебных препаратов, показателей стоматологического здоровья, при оценивании деятельности врача стоматолога, организации его работы и всей стоматологической помощи в целом.

Статистический анализ практической деятельности разрешает также обосновать ту или другую тактику врача-стоматолога в предотвращении и лечении заболеваний зубов и полости рта, а использование при этом научно-обоснованных статистических методов будет оказывать содействие успешной их реализации и повышению эффективности.

Таким образом, каждый врач-стоматолог должен знать теоретические основы статистики, уметь правильно использовать статистические методы и оценивать информацию относительно разных сфер его деятельности.

Статистическая совокупность – это группа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в определенных границах времени и пространства.

Единица наблюдения – первичный элемент статистической совокупности, который в каждом конкретном случае является носителем статистической информации. Количество единиц наблюдения в статистической совокупности обозначается «n».

Каждая единица наблюдения имеет определенное количество признаков. Те признаки, которые необходимы для исследования в соответствии с поставленной целью, называются учетными (или учитываемыми).

Классификация учетных признаков:

- по характеру их делят на атрибутивные (качественные) и количественные.

- по роли в совокупности – факторные и результативные.

Атрибутивные (описательные) – учетные признаки, выраженные словом.

Количественные – признаки, выраженные числом. Их называют вариантой.

Факторные – признаки, под влиянием которых изменяются другие, зависящие от них признаки.

Результативные – признаки, изменяющиеся в зависимости от факторных признаков.

Статистическая совокупность может быть генеральной и выборочной.

Генеральная совокупность – это совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены.

Выборочная совокупность – репрезентативная часть генеральной совокупности, отобранная специальными методами. В процентном отношении она должна составлять 7-12% от генеральной совокупности.

Выборочный метод стал возможным благодаря теории вероятностей. Теория вероятностей – математическая наука, изучающая закономерности случайных явлений.

Выборочная совокупность должна быть репрезентативна по отношению к генеральной.

Репрезентативность – количественная и качественная представительность (типичность) всех составляющих ее элементов по отношению ко всем признакам генеральной совокупности.

Чтобы репрезентативность состоялась, должны быть соблюдены две позиции:

А) Все единицы выборочной совокупности должны обладать признаками, характеризующими единицы наблюдения генеральной совокупности.

Б) Выборочная совокупность должна быть достаточной по объему для характеристики генеральной.

МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для начала необходимо определить цель и задачи исследования. Цель должна быть актуальна для медицинской науки и практики здравоохранения. Задача исследования – конкретизированное расширенное и уточненное определение цели.

Методика статистического исследования представлена 4мя этапами:

1 этап – составление программы и плана статистического исследования.

2 этап – сбор материала (собственно статистическое исследование).

3 этап – разборка (отработка) материала – статистическая сводка.

4 этап – научный анализ, выводы и внедрение в практику полученных результатов исследования.

I этап – составление программы и плана статистического исследования.

Программа исследования имеет 3 раздела:

  1. Программа сбора материала – разрабатывается карта-бланк, в название которой выносится название единицы наблюдения. Учетные признаки единицы наблюдения рационально распределяются в карте-бланке в виде вопросов. В конечном итоге в работе определяется цепочка «вопрос-ответ-шифр». В планировании ответа может быть предусмотрена группировка по различным критериям. Этот процесс называется формализация карты.

  2. Программа разработки материаласоставление макетов статистических таблиц, суть которых – группировка, которая осуществляется с целью выделения однородных групп для изучения тех или иных закономерностей явления.

Таблица строится следующим образом: в название выносится название единицы наблюдения с главным признаком по которому ведется анализ. Этот признак в таблице называется подлежащим. Все остальные признаки, подлежащие анализу и связанные с подлежащим, второстепенные – они называются сказуемыми. Сказуемые посредством группировки также распределяются в таблице.

Таблицы бывают 3-х видов:

А) Простые – анализ проводится по одному главному признаку.

Распределение больных по частоте пульса после приема препарата

Число ударов пульса в минуту

Количество больных

, , , ,




Всего:




Б) Групповые – анализ проводится по двум признакам (подлежащее и сказуемое)

Распределение больных, которые обратились в поликлинику, по возрасту и полу.

Диагноз

пол

Возраст

Итого

мужчины

женщины

15-19

20-29

30-39

40 и старше

, , , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

Всего

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

В) Комбинированные – анализируется три признака и более.

Распределение случаев обращений в поликлинику по возрасту и полу в связи с нозологической формами патологии

Диагноз

15-19

20-39

30-39

40 и старше

Итого

Мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

Всего

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

В каждой таблице должны быть итоговые графы.

В таблицах размещение анализируемых признаков производится согласно группировкам.

Различают следующие виды группировок:

А) Типологическая – это группировка атрибутивных признаков.

Б) Вариационная – это группировка количественных признаков.

  1. Программа научного анализа – в этом разделе определяется, какие методики статистического исследования будут использоваться, какие показатели будут анализироваться, какие перспективы внедрения результатов в практику.

Этот раздел программы наиболее связан с целью статистического исследования, с практической деятельностью.

Составление плана предусматривает следующие пункты:

  1. Выбор объекта исследования.

  2. Определение цели исследования.

  3. Определение единицы наблюдения

  4. Определение объема исследования.

  5. Определение сроков исследования.

  6. Исполнители статистического исследования.

  7. Финансовая смета и техническое оснащение.

  8. Определение способов отбора материала: а) Случайный отбор (способ жеребьевки) – по признаку, не являющемуся учетным. Например, по первой букве фамилии; б) Механический отбор – метод кратности; в) Гнездовой способ (серийный) – из генеральной совокупности выбираются «гнезда» путем случайной или механической выборки; г) Метод направленного отбора – для углубленного изучения отдельных групп населения (например, из всех онкологических больных более глубокое изучение онкологических заболеваний необходимо провести у чернобыльцев); д) Парно-сопряженный – метод, который используется для сравнения опытных и контрольных групп; е) Когортный метод – совокупность в этом случае определяется наступлением изучаемого признака во времени; ж) Анкетный метод – сбор материала осуществляется при помощи разработанных анкет; з) Метод выкопировки – (выборка из документов); и) Метод основного массива – используется более 68% элементов изучаемого явления; к) По времени: единовременное (на определенный момент времени) наблюдение, текущее (на какой-то период времени) наблюдение.

II этап. Сбор материала – материал собирается в карты-бланки (учетные формы или специально разработанные).

III этап. Разработка материала – собранный материал сводится в подготовленные макеты таблиц. При этом проводится контроль собранного материала соответственно изучаемым учетным признакам. Подведение итогов. Объединение может быть централизованным - все первичные материалы поступают на обработку в один аналитический центр, децентрализованным - обработка осуществляется на местах.

IV этап. Научный анализ. Анализ проводится на основе сравнения данных с контрольной группой, с имеющимися нормативами, со средними уровнями по регионам, со стандартами, с данными других учреждений. Оценивается также их динамика.

Любая аналитическая работа завершается литературным оформлением, формированием выводов исследования и разработкой предложений для внедрения результатов исследования в практику охраны здоровья.
В. РАЗБОР СО СТУДЕНТАМИ ВОПРОСОВ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ

Основные вопросы, которые должны усвоить учащиеся:

  1. Что такое статистика?

  2. Что изучает медицинская статистика?

  3. Роль медицинской статистики в работе врача-стоматолога.

  4. Разделы медицинской статистики.

  5. Закон больших чисел.

  6. Что является объектом статистического исследования?

  7. Что такое статистическая совокупность?

  8. Характеристика единицы наблюдения.

  9. Признаки единицы наблюдения.

  10. Какие признаки являются учетными?

  11. Классификация признаков.

  12. Количественные и качественные признаки.

  13. Факторные и результативные признаки.

  14. Виды статистических совокупностей.

  15. Генеральная совокупность.

  16. Выборочная совокупность.

  17. Что такое репрезентативность?

  18. Этапы статистического исследования.



  1. Программа самостоятельной подготовки.




№ п/п

Учебные задания

Конкретизация заданий

  1. 1

Для самостоятельной аудиторной работы студентам предлагается выполнить задание с "Руководства до практических занятий" под редакторшу Ю.П. Лисицина.

Построение статистической совокупности из предлагаемых ситуационных данных. Определение учётных признаков и их характеристика.

Определить вид статистической совокупности

Определить четыре этапа методики статистического исследования.


  1. Алгоритм практической работы студентов.



Первый этап

Вопрос исходного уровня знаний. Тесты.

Второй этап

Собеседование, дискуссия

Третий этап

Работа с методическим материалом

Четвертый этап

Работа с ситуационными задачами, тестами.

Пятый этап

Итоговый контроль уровня знаний



  1. Тесты по теме для контроля знаний, ситуационные задания – см. в разделе
    3.5. «Тесты для текущего контроля уровня знаний студентов» по данной дисциплине и на бумажном носителе.





  1. Место проведения занятия.

Учебная комната кафедры.
Продолжительность занятия - 90 минут



  1. Источники информации.




    1. Основная литература:






п/п

Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии, и тому подобное)

Город

изд-во

Год
издания, том, вып.

Кол-во стор.



За за.ред В.Ф.Москаленка.

Біостатистика / підручник

Київ





2009 .

184

  1. 1

Під ред.

Вороненка Ю.В.

Моськаленка в.Ф.

Соціальна медицина та організація охорони здоров’я

Тернопіль

2000

680



За ред. професора Ю.В. Вороненка

Посібник із соціальної медицини та організації охорони здоров’я.

Київ


“здоров’я”

2002

359



Голяченко О.М.

Соціальна медицина та організація охорони здоров’я (для ВНЗ III - IV рівнів акредитації).

Тернопіль


2002






За ред. Н.І.Кольцової, О.З.Децик

Соціальна медицина і організація охорони здоров’я (для стомат.факультету підручник.)

Івано-франківськ


1999

63-84



За редакцією Рудня В.В

Соціальна медицина та організація охорони здоров’я (для позааудиторної самостійної підготовки до практичних занять, для ВМНЗ III - IV рівнів акредитації).

Львів.


2003







    1. Дополнительная литература:






п/п

Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии, и тому подобное)


Город

изд-во


Год
издания, том, вып.


Кол-во стор




Лисицын Ю.П.

Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов.

М.: ГЭОТАР-МЕД,

2002

520



Під ред. Москаленка В.Ф

Програмні тестові питання з соціальної медицини та організації охорони здоров’я (для студентів стоматологічного факультету)

Київ


2006

140



За ред. Ю.В.Вороненка

Програмні тестові питання з соціальної медицини та охорони здоров’я

Київ


2001






Власов В.В.

Введение в доказательную медицину.

М.медиа сфера

2001

392



Елисеева И.И.,

Юзбашев М.М.

Общая теория статистики

Учебник

4-е изд., перераб. и доп

М.: финансы и статистика

2000

480



перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей