Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Китаева Н.Н., Моисеенко Е.М. Методические рекомендации по написа. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по логопедии


Скачать 15.31 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию курсовых работ по логопедии
АнкорКитаева Н.Н., Моисеенко Е.М. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по логопедии.doc
Дата07.10.2017
Размер15.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКитаева Н.Н., Моисеенко Е.М. Методические рекомендации по написа
ТипМетодические рекомендации
#27053
страница1 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Н.Н.Китаева, Е.М.Моисеенко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ЛОГОПЕДИИ

учебно-методическое пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Подготовка к написанию курсовой работы (автор Е.М.Моисеенко)
1.1. Выбор темы курсовой работы
1.2. Составление плана научного исследования

Глава 2. Как правильно написать введение? (автор Е.М.Моисеенко)

Глава 3. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования (автор Н.Н.Китаева)
3.1. Подбор литературных источников
3.2. Обзор литературы по проблеме исследования

Глава 4. Организация и проведение констатирующего эксперимента (автор Н.Н.Китаева)
4.1. Формулировка цели и задач констатирующего эксперимента
4.2. Конструирование методики констатирующего исследования
4.3. Отбор испытуемых в экспериментальные группы. Составление характеристики обследуемых
4.4. Оформление протоколов констатирующего эксперимента

Глава 5. Обработка и анализ экспериментальных данных (автор Е.М.Моисеенко)
5.1. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных
5.2. Математико-статистический анализ данных эксперимента

Глава 6. Общие принципы разработки методических рекомендаций для коррекционной работы (автор Н.Н.Китаева)

Глава 7. Требования к оформлению курсовой работы (автор Н.Н.Китаева)

Глава 8. Язык и стиль написания курсовой работы (автор Н.Н.Китаева)

Рекомендуемая литература

Приложение 1. Методические указания для работы по некоторым конкретным темам (авторы Н.Н.Китаева, Е.М.Моисеенко)

Приложение 2. Рекомендуемые темы курсовых работ (составитель Е.М.Моисеенко)

Приложение 3. Таблица критических значений U-критерия Манна-Уитни

Приложение 4. Примеры графического анализа экспериментальных данных (составитель Н.Н.Китаева)

Приложение 5. Образец оформления титульного листа

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа в соответствии с учебным планом, пишется на 4-м и 5-м курсах и является одной из форм самостоятельной деятельности студентов.

Курсовая работа пишется с целью систематизации, углубления и закрепления студентами теоретических знаний, формирования элементарных навыков самостоятельной исследовательской деятельности, и, конечно, с целью подготовки к написанию и защите дипломной работы.

В ходе написания курсовой, а в дальнейшем, дипломной работы, осуществляется более тесное взаимодействие студентов и преподавателей, направленное на разработку новых путей совершенствования логопедической работы.

Написание курсовой работы требует немалых усилий и временных затрат со стороны не только студента, но и научного руководителя. Она должна выполняться не за неделю или месяц, а на протяжении всего учебного года. Поэтому студенту не следует откладывать до последнего момента написанием курсовой работы. Необходимо заранее продумывать сроки обсуждения темы, содержания, библиографии, методики и результатов констатирующего эксперимента.

Как правило, курсовая работа должны быть сдана в учебный отдел не позднее конца семестра, в котором они выполняются, но, чтобы иметь время для доработки, сделать это надо заранее.

Курсовая работа должна носить творческий, проблемный характер, что предполагает умение:

  • произвольно выстроить работу в зависимости от поставленных целей и задач в рамках общих требований данных рекомендаций;

  • сформулировать выводы и предложения по результатам проведенного исследования;

  • применять современные методы диагностики, профилактики и преодоления речевых нарушений;

  • самостоятельно подбирать специальную литературу, в том числе материалы периодической печати по теме работы;

  • формулировать проблему исследования и категориальный аппарат;

  • обосновывать собственную позицию и точку зрения, направленную на решение исследуемой проблемы.

Темы курсовых работ, представленные в данном пособии, являются ориентировочными, могут изменяться или корректироваться по согласованию с научным руководителем.

Мы надеемся, что данные методические рекомендации помогут ответить на самые часто встречающиеся вопросы.

Желаем удачи и творческих успехов!

Авторский коллектив

Глава 1. Подготовка к написанию курсовой работы


1.1. Выбор темы курсовой работы

К выбору темы курсовой работы необходимо подойти очень ответственно, так как материал курсовых работ является основой дипломной проекта.

Учебным планом предусмотрено написание двух курсовых работ по логопедии. Первая курсовая работа имеет теоретическую направленность и предусматривает глубокий и разносторонний анализ литературы по проблеме исследования. Вторая курсовая работа, помимо теоретической главы, включает практическую часть, которая представляет собой анализ данных проведенного констатирующего эксперимента.

Несомненно, выбор темы курсовой осуществляется, исходя из интересов студента. В настоящее время круг актуальных проблем логопедии, представляющих интерес, очень широк. При этом изучаемые проблемы можно рассматривать с позиций различных подходов: лингвистического, психолого-педагогического, психолингвистического, нейропсихологического.

Однако, задумываясь о тематике будущего исследования, следует принимать во внимание и другие факты, которые на ориентировочном этапе зачастую оказываются недооцененными. В первую очередь, следует учитывать, что в дальнейшем потребуется проведение констатирующего эксперимента, то есть обследование детей или взрослых, страдающих данным речевым нарушением. Некоторые речевые нарушения встречаются достаточно редко (например, ринолалия, нарушения темпа речи), поэтому в случае выбора соответствующей темы нужно заранее продумать, на какой базе возможно провести такой эксперимент. Многие студенты-заочники уже работают в образовательных и медицинских учреждениях. В этом случае можно рассмотреть возможность проведения констатирующего эксперимента на базе данного учреждения при наличии соответствующего контингента испытуемых.

Необходимо учесть и тот факт, что тема курсовой работы может указывать на широкий аспект рассмотрения данной проблемы. Например, выполнение курсовой на тему “Нарушения лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи” предусматривает изучение различных составляющих лексики: объема активного и пассивного словаря, точности понимания и употребления значения слова, состояния семантических полей и лексической системности. Но можно выбрать и более узкую тему: “Особенности синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи”. В этом случае не потребуется изучать все вышеперечисленные компоненты лексики, однако исследование синонимии и антонимии должно быть более глубоким.

В любом случае, перед тем, как выбрать тему курсовой работы, необходимо проконсультироваться со своим научным руководителем, который поможет определиться с тематикой и сформулировать план курсовой работы.

1.2. Составление плана научного исследования

Любое научное исследование должно быть тщательно спланировано. Прежде всего следует определить структуру курсовой работы: количество глав, параграфов и их названия. План должен быть обязательно согласован с научным руководителем. В приложениях 1 и 2 данных методических рекомендаций представлены примерные планы и темы курсовых работ.

При разработке плана теоретической курсовой работы следует исходить из необходимости решить три задачи:

  1. проанализировать состояние проблемы исследования в профессиональной литературе;

  2. описать методику диагностики изучаемых явлений (нарушений);

  3. проанализировать описанные в литературе методы, приемы, авторские методики коррекции исследуемых нарушений.

Соответственно, в курсовой работе целесообразно выделить 3 главы (по числу решаемых задач). Примеры такого планирования даны в приложении 1.

При составлении плана курсовой, включающей экспериментальную часть, необходимо ориентироваться на следующие задачи:

  1. проанализировать современное состояние проблемы исследования в профессиональной литературе;

  2. разработать (описать) методику констатирующего эксперимента;

  3. провести экспериментальное исследование изучаемой проблемы (выполнить анализ результатов констатирующего эксперимента).

Следовательно, данная курсовая работа также может включать 3 главы. Примеры планирования представлены в приложении 1.

Как видно из задач и примерных планов, вторая курсовая работа является логическим продолжением первой. При этом теоретический анализ, выполненный во второй работе, должен быть лишен тех недостатков, которые возможно были в предыдущем исследовании. Все ошибки должны быть учтены и исправлены.

Однако составление плана исследовательской работы не сводится к написанию оглавления. Не менее важной задачей является планирование и учет рабочего времени. Чтобы своевременно решить эту задачу, рекомендуется начать подготовку написания курсовой с составления графика выполнения этапов исследования. С этой целью предлагается заполнить следующую таблицу:

Таблица 1

Распределение временных затрат на выполнение этапов курсовой работы

Этапы выполнения курсовой работы

Примерные временные затраты

Сроки работы над этапом


начало

окончание

Утверждение темы и плана курсовой работы










Сбор и анализ литературных данных










Разработка методики констатирующего эксперимента










Организация эксперимента (отбор испытуемых в группы)










Проведение констатирующего эксперимента










Анализ экспериментальных данных










Окончательное редактирование текста курсовой работы










Следует помнить, что перед проведением констатирующего эксперимента необходимо согласовать с научным руководителем методику исследования. Недостатки методики могут повлечь искажение данных, отражающих характеристики изучаемого объекта, что приведет к необходимости корректировки методики и к повторному проведению обследования.

Контрольные вопросы и задания:

  1. В чем отличие содержания первой и второй курсовой работ?

  2. Какие задачи решаются в ходе подготовки первой и второй курсовых работ?

  3. Определите круг интересующих вас проблем, которые можно исследовать. Какие критерии вы будете учитывать при принятии решения относительно тематики курсовой работы?

  4. Заполните таблицу учета рабочего времени для первой и второй курсовых работ.


Глава 2. Как правильно написать введение?

Введение курсовой работы, имеющей теоретическую направленность, должно включать в себя обоснование актуальности исследования, описание цели, объекта, предмета, задач исследования, структуры работы. Введение практической курсовой работы, помимо вышеперечисленных компонентов, следует включить гипотезу исследования, описать теоретическую и практическую значимость исследования, методы исследования, структуру работы.

При обосновании актуальности исследования следует сделать акцент на значимости изучения темы исследования, описать, в чем проявляется данное нарушение, какое влияние на жизнь ребенка или взрослого оно имеет. Не лишним будет упоминание об авторах, занимавшихся данной проблемой. Описание актуальности не должно превышать 2-х страниц.

Формулировку цели исследования следует соотнести с темой работы. Например, в работе на тему “Нарушения лексики у дошкольников с ОНР” целью исследования является выявление нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Если тема сформулирована как “Логопедическая работа по коррекции лексических нарушений у детей с ОНР”, то цель исследования формулируется иначе: например, разработка методических рекомендаций по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Чаще всего трудности возникают при попытке описать предмет и объект исследования. В этом случае мы рекомендуем обратить внимание на тему курсовой работы. Обычно она совпадает с формулировкой предмета исследования. Объект исследования формулируется более широко. Например, если предметом исследования являются нарушения лексики у дошкольников с ОНР, то объектом исследования – состояние лексической системы языка у дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием. В случае если предмет исследования – логопедическая работа по коррекции нарушений лексики у дошкольников с ОНР, то объектом могут являться сами лексические нарушения.

Во многих курсовых работах используется психолингвистический подход для изучения речевых нарушений. В этом случае объектом исследования может выступать речевой процесс. Например, объект исследования – процесс продуцирования синтаксической структуры высказывания дошкольниками с ОНР и нормальным речевым развитием, предмет исследования – нарушения синтаксической структуры отдельного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

При описании задач исследования следует ориентироваться структурные части курсовой работы. Не следует излишне дробно представлять задачи исследования. Их количество не должно превышать 3-4. Например, для курсовой, имеющей практическую направленность, задачи могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Проанализировать лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Описать методику диагностики состояния лексики у старших дошкольников.

  3. Выявить особенности лексики у дошкольников с ОНР по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием.

  4. Разработать методические рекомендации по коррекции лексических нарушений у детей с общим речевым недоразвитием.

Гипотеза исследования – это предположение, выдвигаемое для описания или объяснения наблюдаемых явлений, которое в результате эксперимента оказывается подтвержденным или опровергнутым.

Примером гипотезы может быть утверждение о том, что у детей исследуемых групп имеются общие и специфические особенности, статистически значимые различия, внутригрупповые различия при оценке состояния изучаемых процессов. Например, “у дошкольников с ОНР имеются специфические особенности синтаксической структуры высказывания, зависящие от патогенеза речевого нарушения, что необходимо учитывать в процессе логопедической работы”.

Теоретическая значимость исследования обычно заключается в обобщении и систематизации научных представлений об изучаемой проблеме, в описании нарушений или выявлении особенностей исследуемых процессов у детей (взрослых), страдающих нарушением речи.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методов (методик) диагностики нарушений (в случае, если методика разработана самим студентом), в описании критериев дифференциальной диагностики речевых расстройств, в разработке методических рекомендаций по коррекции выявленных нарушений.

Для описания используемых методов исследования можно применить классификацию методов Б.Г.Ананьева:

  1. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный анализ);

  2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, биографический метод (анализ анамнестических данных);

  3. Способы обработки данных (методы математико-статистического анализа данных и качественного описания);

  4. Интерпретационные методы.

Описание структуры работы должно включать перечисление основных частей исследования, объема работы, указание на число иллюстраций в тексте, количество литературных источников в списке литературы.

Например,

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы – 56 страниц печатного текста, иллюстрированного 4 таблицами и 3 диаграммами. Список литературы представлен 42 наименованиями работ”.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Ознакомьтесь с любой монографией или авторефератом диссертации по специальности “логопедия”. Проанализируйте, как автор обосновывает актуальность проблемы исследования.

  2. Сформулируйте объект и предмет исследования для любой темы из приложения 2.

  3. Опишите цели и задачи вашего исследования в соответствии с представленными в главе примерами.

  4. Что такое “гипотеза исследования”? Как правильно её сформулировать?

  5. Дайте характеристику каждой группе методов исследования, выделенных Б.Г.Ананьевым. Какие методы вы планируете использовать в своей курсовой работе?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей