Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций
по сопровождению образовательной деятельности
в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Содержание
В рамках Плана действий по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. Министром образования и науки Российской Федерации № ДЛ-5/07вн и в соответствии с госзаданием «Разработка комплексного научно-методического обеспечения мониторинга поэтапного введения ФГОС для детей с ОВЗ в субъектах Российской Федерации и его проведение»Российским университетом дружбы народов разработаны методические рекомендации.
Данные рекомендации имеют целью представить варианты организации деятельности в образовательных организациях Российской Федерации по созданию условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
Целесообразно учитывать при реализации ФГОС ОВЗ наличие модели, определяющей последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.
Приоритетным направлением деятельности системы образования Российской Федерации является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Всоответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 24 февраля 2016 года № 07-756 «О проведении мониторинга», в период с 15 апреля 2016 года по 15 октября 2016 года проводился всероссийский мониторинг введения ФГОС ОВЗ посредством заочного анкетирования специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, результаты которого положены в основу данных рекомендаций.
Цель мониторинга – определить готовность регионов к введению ФГОС ОВЗ.
Мониторинг включал следующие направления изучения деятельности общеобразовательных организаций:
- нормативно-правовое и финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;
- финансовое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;
- организационно-методическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;
- информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ;
- материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;
- психолого-педагогическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;
- кадровое обеспечение общеобразовательных организаций (готовность педагогов 1-х классов к реализации ФГОС ОВЗ).
Методические рекомендации подготовлены на основе анкет, предоставленных 84 регионами Российской Федерации. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.) и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:
- описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Мониторинг показал, что по состоянию на январь 2016 года все образовательные организации Российской Федерации, в контингенте которых есть дети с ОВЗ, имеют лицензии на право образовательной деятельности. В 2016/17 учебном году зачислено 58 576 первоклассников, обучающихся по ФГОС ОВЗ. В связи с этим представляется важным вопрос готовности школ к организации образования детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями и введению ФГОС ОВЗ. С этой целью в регионах обеспечен комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов, в первую очередь учителей начальных классов, информированию педагогической и родительской общественности о переходе на ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года в штатном режиме.
Работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации проводилась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.
Для организации коррекционно-реабилитационного процесса школами закуплены компьютерное и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей; аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП); комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи; кабинеты педагога-психолога, и/или сенсорные комнаты, и/или кабинеты логопеда; цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой информации).
Нормативно-правовой и методологической основой адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ОВЗ, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №№1598, 1599.
Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:
Качественное определение специальных условий для получения образования на психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК);
Наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;
Материально-техническое и программно - методического обеспечение образовательного процесса;
Наличие в шаговой доступности образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.
В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям, приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной школе:
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013 г. - образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Ст. 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г.), разрабатываемой на уровень образования.
Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития – СИПР, индивидуальный учебный план), учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Обращаем внимание на то, что в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребёнка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам. А при обучении детей с ОВЗ по вариантам 3 и 4 АООП этого же стандарта, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения могут не соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.к. эти варианты реализуются для обучающихся с различными степенями умственной отсталости. Это, при обучении детей в инклюзивных классах, позволяет переводить их в следующий класс, т.к. для этой категории детей образование является безуровневым.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для создания специальных условий для получения образования ребёнком с инвалидностью и с ОВЗ необходимо межведомственное взаимодействие всех социальных структур субъекта Российской Федерации и муниципальных органов власти:
Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении ПМПК. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу и специальные образовательные условия, рекомендуемые психолого-медико-педагогической комиссией, рассматриваются как междисциплинарная деятельность специалистов этой образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания.
В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами консилиума образовательной организации. Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, не только выявляющего детей, испытывающих трудности обучения и определяющего стратегию работы с ними, но и разрабатывает, с обязательным привлечением учителей, адаптированную образовательную программу для обучающегося с ОВЗ.
Организационная схема комплексного сопровождения обучающихся в субъекте Российской Федерации
Подчеркнем необходимость включения в комплексную систему сетевого взаимодействия не только учреждений дополнительного образования детей, но и включения педагогов дополнительного образования общеобразовательных организаций. А в рамках межведомственного взаимодействия привлечение специалистов других ведомств (здравоохранение, социальная защита, спорт, культура).
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
Группа
| Функционал
| Администрация
| Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ:
• финансовое обеспечение реализации АОП;
• внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);
• кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
• обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);
• поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);
• организация мониторинга эффективности деятельности специалистов
| Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) - члены психолого-педагогического консилиума (ППк)
| Разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана;
отслеживание динамики развития обучающегося;
оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив;
помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
консультирование родителей
| Учитель
| Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:
• участие в разработке адаптированных образовательных программ;
• разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
• организация развивающей среды в классе;
• формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
• формирование у всех обучающихся учебной мотивации;
• выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
• применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
• адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
• выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ
| Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования
| участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;
помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ;
применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |