Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Хирургическая стоматология 4 курс. Методические указания Чита, 2007 г. Удк 616 616


НазваниеМетодические указания Чита, 2007 г. Удк 616 616
АнкорХирургическая стоматология 4 курс.doc
Дата03.06.2019
Размер0.86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаХирургическая стоматология 4 курс.doc
ТипМетодические указания
#52257
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ХИРУРГИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Методические указания


Чита, 2007 г.

УДК 616:616 …….
Хирургическая стоматология детского возраста. Методические указания. – Чита: ИИЦ ЧГМА, 2007.- с.
Авторы: Домбровская Э.В.

Пронин М.Ю.
В методических указаниях освещены основные аспекты хирургических стоматологических заболеваний детского возраста. Описаны особенности обезбо­ливания, операции удаления зуба. Большая часть пособия содержит данные по воспалительным заболеваниям одонтогенного характера у детей. Приведены осо­бенности их клинического течения и оказания хирургической помощи.

Предназначен для студентов стоматологического факультета.
Рецензенты:


Утверждено на заседании ЦМК стоматологического факультета (протокол № от) и ЦКМС Читинского государственной медицинской академии (протокол № от 2007г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение


1.



































СОДЕРЖАНИЕ
1. Обезболивание хирургических вмешательств у детей в условиях поликли­ники. Седативная подготовка ребенка. Показания к выбору ме­тода обезболива­ния. Особенности выполнения техники местного обезболивания у детей раз­личного возраста.

2. Операция удаления зуба. Показания в детском возрастек удале­нию молоч­ных (временных) и постоянных зубов. Особенности выполнения техники уда­ления молочных зубов. Осложнения во время и после операции. Предупрежде­ние осложнений. Показания и цели протезирования зубного ряда у детей

различного возраста после удаления зуба.

3. Периостит челюстных костей. Причины развития. Клиника ост­рого и хрони­ческого одонтогенного периостита. Диагностика. Диффе­ренциальная диагно­стика от других заболеваний. Методика хирур­гического лечения. Прогнозиро­вание течения и исход заболевания. По­казания к госпитализации ребенка с ост­рым гнойным периоститом.

4. Острый одонтогенный остеомиелит челюстных костей. Причины развития. Клиника. Диагностика. Организация и выполнение неотложной хирургической помощи ребенку в условиях поликлиники. Оформление документации и орга­низация госпитализации ребенка. Реа­билитация ребенка, перенесшего острый остеомиелит, в условиях поли­клиники. Профилактика заболевания.

5. Гематогенный остеомиелит челюстей в детском возрасте. Причины развития. Клиника. Методы диагностики. Лечение.

6. Хронический остеомиелит костей лица. Причины развития. Клинико-рентге­нологические формы заболевания и их диагностика. Показа­ния к госпитализа­ции. Профилактика хронического остеомиелита. Прогнозирование и исходы за­болевания. Реабилитация детей, перенес­ших хронический остеомиелит.

7. Лимфаденит, абсцесс, флегмона. Причины развития. Клиника. Диагностика. Показания и организация госпитализации ребенка. Неот­ложная хирургическая помощь детям в условиях поликлиники.

8. Воспалительные заболевания слюнных желез. Клиника хронического парен­химатозного паротита, диагностика и дифференциальная диагностика с другими заболеваниями. Методы лечения. Прогнозирование течения болезни.

9. Одонтогенные воспалительные кисты челюстей от молочных и

постоянных зубов, клинико-рентгенологическая картина. Ме­тоды диагно­стики. Методы лечения в детском возрасте. Реабили­тация детей в постгос­питальном периоде.

10. Повреждение зубов, челюстей и мягких тканей. Причины травм. Кли­ника. Методы диагностики. Оказание первой помощи в условиях по­ликли­ники. Показания к госпитализации ребенка. Реаби­литация ребенка после костной травмы челюстей и височно-нижнечелю­стного сус­тава. Прогноз исхода повреждения в зависимости от возраста ре­бенка и харак­тера травмы.

ВВЕДЕНИЕ

Пособие направлено в помощь студентам при самоподготовке и самостоятель­ной работе

Основным источником для подготовки к практическим занятиям является «Стоматология детского возраста»: учебник / Л.С. Персин, В.М.Елизарова, С.В.Дьякова – М.: ОАО Медицина, 2006, «Стоматология детского возраста»: учебник / А.А.Колесов – М.: Медицина, 1985 г., дополнительная литература приведена в конце методического указания.

Структура практического занятия


Этапы занятия

Техническое осна­щение,

оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Время (мин.)


1.

2
3
4.


5.

6.

7.


8.
Инструктаж преподавателя.

Проверка исходных знаний.

Клинический

разбор тематического боль­ного.

Решение ситуационных за­дач.

Самостоятельный

прием больных.


Обсуждение принятых больных,

заполнение амбулаторных карт.
Контроль результатов за­полнения амбулаторных карт.
Задание на сле­дующее заня­тие.


Набор хирургических инструментов,

диагностическая ап­паратура.
Диапроектор, негато­скоп.

Набор инструментов, медикаменты, бланки рецептов, направле­ний и др.
План содержания

занятия.
Контрольные вопросы.

Учебник, методические рекомендации, записи лекций, рентгенограмм, перечень рецептов.
Диапозитивы,

учебные задачи

Амбулаторная карта

и другие мед. доку­менты больных, мето­дические рекомендации.
Амбулаторные кар-

ты, журнал учета

мануальных навыков студентов.
Карта с контрольными ситуационными зада­чами.
Учебник, методические рекомен­дации, записи лекций, дополнительная литература.
2

15

20

35


45

По ходу

приема

больных.

15


3

Тема 1: ОБЕЗБОЛИВАНИЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ У ДЕТЕЙ В УС­ЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ. СЕДАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА. ПОКАЗАНИЯ К ВЫБОРУ МЕТОДА ОБЕЗБОЛИВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХ­НИКИ МЕСТНОГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА.

Цель занятия: 1. Обучить студентов методу выбора обезболивания у детей в условиях поликлиники.

2. Научить особенностям выполнения техники местного обез­боливания у де­тей различного возраста.
Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы:

1. Топография и зоны иннервации тройничного нерва.

2. Типы высшей нервной деятельности человека.

3. Механизмы действия транквилизаторов и местных анестетиков.

4. Особенности строения костной ткани и ЧЛО у детей.

5. Механизм действия и фармакокинетика препаратов для общего обезболива­ния.

6. Сенсибилизация организма, типы аллергических реакций и механизмы их развития.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний у студентов:

1. Показания к использованию поверхностного аппликационного метода
обезболивания при стоматологических заболеваниях и вмешательствах у детей.

2. Показания к использованию инфильтрационного метода обезболивания при стоматологических заболеваниях у детей.

3. Показания к обезболиванию стоматологических вмешательств у детей
методом проводниковой анестезии.

4. Мандибулярная анестезия (техника проведения, зона обезболивания).

Прямой метод. Модификация Ла Гвардия.

5. Анестезия у резцового и большого небного отверстия (техника, зона
обезболивания).

6. Медикаменты и их концентрация, используемые при местном обезболива­нии у детей.

7. Показания к общему обезболиванию при стоматологических вмешательст­вах у детей.

8.Манипуляции при оказании неотложной помощи детям (медикаменты, спо­собы введения, дозировка)
9. Организация неотложной помощи ребенку при острой аллергической реак­ции, развившейся в ответ на введение медикаментов.

10.Постановка контактных проб на индивидуальную чувствительность к ане­стетику.

Краткое изложение темы практического занятия

Обезболивание в стоматологии детского возраста следует рассматривать как комплекс мероприятий, преду­преждающих появление боли, облегчающих преодоление чувства страха, позволяющих избежать появления стойкого нега­тивного эмоционального следа в виде тягостных воспо­минаний о минутах, проведенных в стоматологическом каби­нете.

Правильно и полностью выполненный комплекс мероприятий по обезбо­ливанию поможет ребенку четко выполнять все указания врача, необходимые для быстрого и качественного завершения лечения.

Приемы коррекции психоэмоционального состояния.

Способ

коррекции
Критерий самоконтроля
Мобилизация во­левых усилий

Спо­собствует вере ребенка в себя, в свои силы. Необходимо по­мочь ребенку поверить в то, что он обла­дает достаточно сильной волей, мужеством, чтобы хорошо вести себя во время вмешатель­ства.

Повышение уровня мотивации
Включает сознание необходимости вмешательства и достойное по­веде­ние. Достигается в процессе гигие­нического воспитания.
Ослабление реак­тивной тревожно­сти.
Создание таких условий во время процедуры, при которых у ре­бенка не осталось бы в сознании нега­тивного эмоционального следа либо он был бы минимальным. Достигается внимательным, добро­желательным отношением к ребен­ку, физиологическим от­влечением в период ожидания приема, сло­весным внушением во время про­цедуры.
Фармакологическая коррекция психо­эмоционального состояния с иполь­зованием транкви­лизаторов.
Коррекция показана: детям с неблагоприятными с прогнозами по­ведения (менее 2,5 баллов). Детям с удовлетворительным про­гно­зом поведения (от 2,5 до 3,5 баллов), у которых, несмотря на про­ведение всего комплекса меро­приятий по снижению реактивной тревожности сохраняется нега­тивное отношение детей с наруше­нием умственного развития, орга­ническими, психическими заболе­ваниями. Окончательное решение о выборе схемы обезболивания проводится с психоневрологом и анестезиологом.



Дозировка некоторых психонейрофармакологических средств, используе­мых с целью коррекции психоэмоционального состояния детей во время стоматологических вмешательств
Для коррекции психоэоционального состояния применяют следующие группы фармакологических препаратов:

1. Седативные препараты (настойка корня валерианы, пустырника, новопассит и др.)

2. Антигистаминные препараты, обладающие выраженным седативным эффек­том (супрастин, тавегил, димидрол и др.)

3. Транквилизаторы (представлены в таблице)

4. Нейролептики (дроперидол, галлоперидол, аминазин, пропазин и др.)

Препарат
Форма выпуска
Доза лекарственного пре­парата (мг)
4-6 лет
7-10 лет
1 1-14 лет
Диазепам

(седуксен)



Таблетки по 0,005г
2/4
2,5/5
4/8
Оксазепан (тазпам)

Таблетки по 0,01 г
4/8
5/10
7/15

Нитразепам (эунок­тин)

Табл. по 0,005г. Табл. по 0,01 г, 5мг и 10мг

3,5/7

4/8

4,5/9
Хлордиазепоксид (эле­нум)
Драже по 0,005г, по 0,01г, 5мг и 10мг
3,5/7
4,5/9
5/10
Феназепам
Табл. по 0,05г, по 0,001 г, 0,5 мги 1 мг
0,03/0,06
0,04/0,08
0,06/0,12
Амизил
Табл. по 0,001 г, по 0,002 г, 1 мг и 2 мг
0,5/1
0,75/1,5
1/2
Триоксазин
Табл. по 0,3 г 300 мг
75/150
100/200
125/250
Примечание: числитель – средне терапевтическая доза * знаменатель – высшая разовая доза.

Препараты* дают детям в средне терапевтической дозе за 30-40 минут до лечения. Если ре­бенок продолжает проявлять негативное от­ношение, то в день повторного посещения дается высшая разовая доза,

МЕСТНАЯ АНЕСТЕЗИЯ

Классификация методов местного обезболивания

Наиболее распространенные местные анестетики, применяемые в стомато­логической практике

ПРЕПАРАТ
ФИРМА
АНЕСТЕТИК
ВАЗОКОНСТРИКТОР
Marcain
ESPE
0,5% бупивакаина гидрохлорид
Адреналин 1:200000
Ultracain DS forte
Hoechst
4 % артикаина гидрохлорид
Адреналин 1:100000
Septanest 4% SP
Septodont
4 % артикаина гидрохлорид
Адреналин 1:100000
Ubistesin forte
ESPE
4 % артикаина гидрохлорид
Адреналин 1:100000
Alphacain DS
Spad
4 % артикаина гидрохлорид
Адреналин 1:100000
Ultracain DS
Hoechst
4 % артикаина гидрохлорид
Адреналин 1:200000
Septanest 4% N
Septodont
4 % артикаина гидрохлорид
Адреналин 1:200000
Ubistesin
ESPE
4 % артикаина гидрохлорид
Адреналин 1:200000
Alphacain N
Spad
4 % артикаина гидрохлорид
Адреналин 1:200000
Septanest 4% SVC
Septodont
4 % артикаина гидрохлорид
Без вазоконстриктора
Scandonest 2% SP
Septodont
2% мепивакаина гидрохлорид
Адреналин 1:100000
Scandonest 2% NA
Septodont
2% мепивакаина гидрохлорид
Норадреналин 1:100000
Scandonest 3% SVC
Septodont
3% мепивакаина гидрохлорид
Без вазоконстриктора
Mepivastesin
ESPE
3% мепивакаина гидрохлорид
Без вазоконстриктора
Mepidont 3%
L. Molteni
3% мепивакаина гидрохлорид
Без вазоконстриктора
Xylonor 2% NA
Septodont
2% лидокаина гидрохлорид
Норадреналин 1:25000
Xylostesin A
ESPE
2% лидокаина гидрохлорид
Адреналин 1:80000
Xylonor 2% SVC
Septodont
2% лидокаина гидрохлорид
Без вазоконстриктора
Примечание: использование анестетиков с вазоконстрикторами, особенно с высокими кон­центрациями 1:100000 и 1:80000 не желательно до 4-5 лет, это может привести к отравлению адреналином, с 5 до 10 лет можно применять анестетики с более низкими концентрациями, либо уменьшать объём вводимого препарата. Обязательно нужно соблюдать дозировку пре­парата, указанную производителем на упаковке, рассчитывая её индивидуально в зависимо­сти от массы тела ребенка.

Терминальная (аппликационная) анестезия

Показания:

1.Обезболивание места вкола иглы.
    Вскрытие подслизистых (поддесневых) абсцессов,
    Удаление подвижных временных зубов с полностью рассосавшимися
    корнями.
    Анестетики, применяемые для терминальной анестезии

Лекарственные формы
Анестетик
Методика применения
Растворы

Аэрозоли
Гели и мази
Пиромекаин 2-3%

Анестезин 5-10%

Эмульсия

Лидокаин 5%.


Лидокаин - аэрозоль 10%

Фаликаин - аэрозоль

Xylonor spray

Peryl spray

5% лидокаиновая

5% анестезиновая

Перилен-ультра

Ксилонор-гель

Инстила-гель

Облатки для анестезии

(Anesthetic tabs) со вкусом и запахом фруктов и ягод.
На подсушенную слизистую обо­лочку наносится отжатый ватный тампон

с анестетиком, на 1-2 минуты.

Во время введения препарата пациент должен задержать ды­хание. После введения - выдох (у детей до 6-7 лет применять лучше аппликационно)
На подсушенную слизистую обо­лочку наносится мазь слоем в 1мм на 1-3


Инфильтрационная анестезия

Показания:

1.Удаление временных зубов на верхней и нижней челюсти (удаление нижних временных моляров проводится под инфильтрационной анестезией при нали­чии резорбции не менее половины корня).
    Удаление постоянных зубов на верхней челюсти и резцов, клыков
    нижней челюсти.
    Вскрытие подслизистых и поднадкостничных абсцессов.
    4. Обезболивание ранений мягких тканей челюстно-лицевой области, обез­боливание мягких тканей при удалении мелких доброкачественных опухо­лей, обезболивание амбулаторных операций (пластика уздечки языка, губы и т.д.)

Вид анестезии
Анестетики
Методика применения
Инъекцион­ная анесте­зия

Новокаин 1%

Лидокаин 2%

Артикаин 4%

Мепивакаин -2-3%
Вкол иглы делается в области пере­ходной складки. Скос иглы на­правлен к кости.

Внутрикостная (интрас­сптальная) анестезия

Те же

Используется шприц с упора­ми для пальцев и игла (диаметр 0,45мм, длина 15мм). Перфорация корти­кальной пластины происходит на вер­шине дистальной межзубной перего­родки.

Безыгольная инфильт­рационная анестезия
Те же

Используется в современной стома­тологии электронный дозатор, за­правленный анестетиком, который подается в наконечник и впрыски­вается в слизистую оболочку под высоким давлением. Дозу препа­рата можно корректировать с по­мощью сенсорной панели и дис­плея.
Инфильтрационная анестезия на мягких тканях (коже) достигается с помощью ново­каина 0,25-0,5%, лидокаина 1-2%.

Мандибулярная анестезия

Показания:

1. Удаление постоянных моляров, премоляров нижней челюсти.

2. Удаление временных моляров по поводу острых воспалительных про­цессов на нижней челюсти.

3. Вмешательство на костной ткани при зубосохраняющих операциях, альвеолотомии, цитотомии, цистэктомии и тд.

Анестетики:

Новокаин 1%, Лидокаин 2%, Артикаин 4%, Мепивакаин -2-3%
Ориентиры для других видов проводниковой анестезии

Большое небное

отверстие

Находится на уровне дистальной поверх­ности второго временного моляра. С воз­растом: на уровне дистальной поверхности первого по­стоянного моляра, затем второго постоянного моляра.

Подбородочное

отверстие

У детей раннего возраста в области вре­менных клыков в 4-6 лет - вблизи верху­шек корней 1 временного моляра.
Подглазничное

отверстие
Над верхушками корней 1 временного мо­ляра. Суммарная доза 2% раствора ново­каина не должна превышать 7-8 мл на одно посещение ребенка.

Топография нижне­челюстного отвер­стия

В возрасте 3,5-4 лет - на 1 мм ниже жеватель­ной поверхности зубов 6-9 лет - выше на 5-6 мм к 12 годам выше на 3 мм

Расстояние от переднего края ветви нижней

до нижнечелюстного отверстия:

3-4 года - 8-9 мм,

5-6 лет - 10 мм,

11-13 лет - 12-13 мм


ОБЩАЯ АНЕСТЕЗИЯ

Классификация методов общего обезболивания
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей