Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МетодичкаТемы контр. по КСЕ2009. Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей


Скачать 260.5 Kb.
НазваниеМетодические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей
АнкорМетодичкаТемы контр. по КСЕ2009.doc
Дата13.01.2017
Размер260.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodichkaTemy_kontr_po_KSE2009.doc
ТипМетодические указания
#5174
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный технический университет

Как написать контрольную работу по курсу

"Концепции современного естествознания"
Темы контрольных работ и методические указания

к самостоятельной работе

для студентов всех специальностей

заочной формы обучения


ОДОБРЕНО

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

технического университета
Саратов 2009

Курс "Концепции современного естествознания" введен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов гуманитарных и экономических специальностей.

Главная цель курса - способствовать овладению студентами современной естественно-научной картиной мира, основными принципами и методами исследования в современном естествознании, формированию научно-материалистического мировоззрения, умению синтезировать в единое целое гуманитарный и естественно-научный типы культур, а также осознанию основных внутренних принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной и человека. Это возможно через усвоение основных концепций в области физики, химии, астрономии, биологии и других естественных наук, через получение представлений об основных направлениях и тенденциях в развитии современного естествознания.

Естествознанием является тот раздел науки, который изучает мир таким, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в ХХ веке, но истинную сущность которых можно понять только через историю становления и развития, именно поэтому естествознание прошлых веков также становится предметом анализа (от идей эволюции Ж.-Б. Ламарка до теории Ч. Дарвина и до современных идей коэволюции; от принципа дополнительности в механике Галилея до принципа относительности в теории А. Эйнштейна).

Изучение универсального эволюционизма, системного подхода, синергетики, общей теории химической эволюции и биогенеза, антропного и других принципов современного естествознания поможет студентам выработать более широкий взгляд на гуманитарную и экономическую науки, на свою будущую специальность.

Очень важная задача студентов - выработать умения и приобрести соответствующие знания, чтобы убедительно аргументировать свою мировоззренческую позицию в различных областях естествознания, а также научиться применять естественно-научные знания и методы при решении своих профессиональных задач.

Для овладения концепциями современного естествознания необходима интенсивная самостоятельная работа студентов, особенно это касается студентов заочного отделения. Установочные лекции, учебная литература, первоисточники, т.е. тексты основоположников современного естествознания являются базой для подготовки контрольной работы по данной дисциплине.

В 1997 - 2000 годах издано уже более десяти учебных пособий. Все они написаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. При подготовке контрольной работы рекомендуется использовать два - три таких издания, чтобы можно было сравнить их содержания, как правило, дополняющие друг друга. Целесообразно использовать учебное пособие Горелова А.А. "Концепции современного естествознания" издания 1999 года, где напечатаны тексты статей и отрывки из книг великих естествоиспытателей А. Эйнштейна, В. Вернадского, В. Гейзенберга, И. Пригожина, А. Пуанкаре и др.

Одной из главных форм самостоятельной работы студентов-заочников является написание контрольной работы. Темы контрольных работ предложены в данной методической разработке. При выборе темы следует руководствоваться правилом: номер темы должен совпадать с последней цифрой зачетной книжки. При этих жестких условиях Вы имеете право выбора, так, если номер зачетной книжки заканчивается, например, на 2, то Вы выбираете из 2, 12, 22, 32, 42, 52-й тем. Приступать к написанию контрольной работы желательно после ознакомления со всем курсом "Концепции современного естествознания". Для этого можно использовать один или несколько рекомендованных учебников. Особое внимание обратите на тот раздел, к которому относится выбранная Вами тема. Прежде всего Вы должны увидеть органическую связь анализируемой проблемы с другими проблемами естествознания и через эту связь выйти на органическое целостное понимание мира.

Работа над контрольной начинается с подбора литературы. К каждой теме предлагается список литературы, при необходимости его можно дополнить или же заменить предлагаемые источники не менее содержательными. В любом случае Вам следует поработать с каталогом в библиотеке, а также посмотреть периодические издания последних лет. Подобрав литературу, Вы приступаете к конспектированию. Конспект (лат. conspectus - краткий обзор) - краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции. Способы конспектирования могут быть различными, или это, как в переводе, краткое изложение текста своими словами, или это выписывание наиболее существенных, содержательных мест, в виде цитат и т.д., главное, чтобы была схвачена и понята основная идея прорабатываемого материала. Конспект можно делать по статьям или же подбирать материал по каждому вопросу плана раскрываемой темы. Вполне возможно, что при чтении литературы Вы обнаружите различные способы рассмотрения и решения одной и той же проблемы, это вполне закономерно, так как для науки присущ плюрализм. Только после завершения работы с первоисточниками приступайте к изложению темы контрольной работы. Начинайте с введения, постановки проблемы как таковой, затем раскрывайте тему по плану, Вам предложенному, и заканчивайте работу обязательно заключением, выводами. Важно не только изложить сущность проблемы, но и провести её научно-теоретическое обоснование, раскрыть историю становления и тенденцию развития. Необходимо четко определить понятийный аппарат, если есть необходимость, воспользуйтесь словарями. Понимание языка науки позволит Вам проникнуть в сущность анализируемой проблемы. Такой же четкости требует и определение законов. При раскрытии некоторых тем Вам потребуется обратиться к биографиям выдающихся ученых, поскольку история науки - это история жизни людей науки (мы не можем представить становление химии без Д. Менделеева, генетики без Г. Менделя, синергетики без И. Пригожина).

Как уже отмечалось, курс «Концепции современного естествознания» предполагает синтез естественно-научного знания для выработки целостного представления о мире, поэтому при раскрытии любой темы необходимо использовать ранее приобретенные знания из области физики, химии, биологии и т.д., а при необходимости использовать соответствующие учебники. Высоко оцениваются умение студента связать рассматриваемую в контрольной тему с практической и профессиональной деятельностью, его собственные мысли, соображения по этой проблеме, умение анализировать, делать выводы. Вопросы плана контрольной работы должны быть рассмотрены с достаточной полнотой и обоснованностью. Контрольная работа открывается планом и заканчивается списком использованной литературы. В тексте контрольной работы должны быть сноски на используемую литературу (например, Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. С. 49). Работа должна быть или напечатана или написана четким разборчивым почерком.

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ


  1. Борщов А.С. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.С. Борщов, Д.И. Заров, И.В. Боровская и др. М.: Издательство «Экзамен», 2005. 192 с.

  2. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / П.Н. Белкин. М.: Высшая школа, 2004. 335 с.

  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. М.: Владос, 1999. 512 с.

  4. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

  5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Я. Дубнищева. - 7-е и зд., стер. М.: Академия, 2006. 608 с.

  6. Канке В.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.А. Канке. М.: Логос, 2004. 368 с.

  7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник / С.Х. Карпенков. - 7-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2005. 535 с.

  8. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 303 с.

  9. Липовко П.О. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / П. О. Липовко. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 512 с.

  10. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.М. Найдыш. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа; М: ИНФРА-М, 2004. 622 с.

  11. Рау В.Г. Общее естествознание и его концепции: учеб. пособие / В.Г. Рау. М.: Высшая школа, 2003. 192 с.

  12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. М.: Гардарики, 2006. 303 с.

  13. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.Г. Торосян. М.: Высшая школа, 2003. 208 с.

  14. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Е.Ф. Солопов. М.: Владос, 1999. 232 с.

  15. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания: пособие для сдачи экзамена / О.Н. Стрельник. М.: Юрайт, 2005. 224 с.


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры

  1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур.

  2. Связь образования и формирования культур.

  3. Статья Ч.П. Сноу «Две культуры».


Литература

  1. Крылов Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылов. М., 1990.

  2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. М., 2006.

  3. Болл Ф. Критическая масса / Ф. Болл. М., 2008.

  4. Сноу Ч.П. Две культуры / Ч.П. Сноу. М., 1973.

  5. Моисеев Н.Н. Идеи естествознания и общественные науки / Н.Н. Моисеев. М., 1991.

  6. Жидков В.С. Две культуры на пороге третьего тысячелетия / В.С. Жидков // Экология и жизнь. 1998. № 4.

  7. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 2004. № 3.

  8. Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами / М.Б. Менский // Вопросы философии. 2004. № 6.


Тема 2. Естествознание, становление, этапы развития

  1. Предмет естествознания. Отличие естествознания от технических и общественных наук.

  2. Основные этапы в развитии естествознания.

  3. От сциентизма к антисциентизму.


Литература

  1. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. М., 1998.

  2. Степин В.С. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов / В.С. Степин, М.А. Розов, В.Г. Горохов. М., 1995.

  3. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. М., 1986.

  4. Маркова Л. А. Наука. История и историография / Л.А. Маркова. М., 1987.

  5. Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры / В.Ж. Келле // Вопросы философии. 2005. № 10.

  6. Лазарев Ф.В. Проблема истины в социально - гуманитарных науках / Ф.В. Лазарев, С.А. Лебедев // Вопросы философии. 2005. № 10.

  7. Суркова. Л.В. Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире / Л.В. Суркова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. № 2.


Тема 3. Специфика научного познания

  1. Наука как форма культуры.

  2. Отличие науки от религии, мифологии и философии.

  3. Критерии и нормы научности.

  4. Дифференциация и интеграция научных знаний.


Литература

  1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Я. Дубнищева. М., 2006.

  2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // А.Ф. Лосев. Из ранних философских сочинений. М., 1990. С. 400-410.

  3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 290-295.

  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1994. С. 99-105.

  5. Гейзенберг В. Естественно-научная и религиозная истины / В. Гейзенберг. Шаги за горизонт. М., 1987.

  6. Ильин В.В. Критерии научности знания / В.В. Ильин. М., 1989.

  7. Семенов. В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы / В.С. Семенов // Вопросы философии. 2006. № 6.

  8. Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система / Л.В. Лесков // Общественные науки и современность. 2003. № 4.


Тема 4. Этические проблемы естествознания. Личность и этика ученого

  1. Трудности и парадоксы развития науки. Наука как эволюционный процесс.

  2. Значение личности в науке.

  3. Этика науки.


Литература

  1. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др. М., 2003.

  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. М., 1999.

  3. Агацци Э. Моральные измерения науки и техники / Э. Агацци. М., 1998.

  4. Вебер М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер. Избранные произведения. М,, 1990.

  5. Фролов И.Т. Этика науки / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. М., 1986.

  6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. М., 1992.

  7. Капица С.П. Жизнь науки. / С.П. Капица. М., 2009.

  8. Ямпольский Ю.П. Этика и наука / Ю.П. Ямпольский // Химия и жизнь. 2009. № 5.


Тема 5. Структура научного познания. Формы научного познания

  1. Специфика научных законов.

  2. Проблема, гипотеза как формы научного познания

  3. Теория как форма научного познания.


Литература

  1. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. М., 1998.

  2. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 2003.

  3. Поппер К. Логика научного исследования / К. Поппер. М., 2004.

  4. Петров Ю.А. Теория познания / Ю.А. Петров. М., 1988.

  5. Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. М., 2000.

  6. Норман Г.Э. К. Поппер о ключевых проблемах науки ХХ века // Вопросы философии. 2003. № 5.


Тема 6. Общие модели развития науки

  1. Концепция Т. Куна о структуре научных революций. Понятие «парадигма».

  2. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Структура научно-исследовательских программ по Лакатосу.

  3. Единство научного знания.


Литература

  1. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др. М., 2003.

  2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Я. Дубнищева. М., 2006.

  3. Кун Т. Структура научных революций / Т.Кун. М., 2003.

  4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. М., 1995.

  5. Овчинников Н.Ф. Тенденция к единству науки / Н.Ф. Овчинников. М., 1988.

  6. Эзер Э. Динамика теорий и фазовые переходы / Э. Эзер // Вопросы философии. 1995. № 10.

  7. Нугаев Р.М.// Смена развитых научных теорий: ценностные измерения / Р.М. Нугаев // Вопросы философии. 2002. № 11.

  8. Липкин. А.И. Парадигмы, исследовательские программы и ядро науки в физике / А.И. Липкин // Вопросы философии. 2006. № 6.


Тема 7. Научные революции, их значение в развитии познания

  1. Проблема начала и становления науки.

  2. Научные революции как смена парадигм.

  3. Глобальные научные революции: аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская.


Литература

  1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Я. Дубнищева. М., 2006.

  2. Канке В.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.А. Канке. М., 2004.

  3. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 2003.

  4. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

  5. Поппер К. Логика и рост научного знания / К.Поппер. М., 1983.

  6. Норман Г.Э. К. Поппер о ключевых проблемах науки ХХ века / Г.Э. Норманн // Вопросы философии. 2003. № 5.

  7. Нугаев Р.М. Смена развитых научных теорий: ценностные измерения / Р.М. Нугаев // Вопросы философии. 2002. № 11.


Тема 8. Основные этапы развития науки. Научные знания в Древнем мире

  1. Проблема возникновения науки.

  2. Научные знания на Древнем Востоке (Египет, Месопотамия, Китай, Индия).

  3. Наука в Древней Греции и Риме.


Литература

  1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.М. Найдыш. М., 2004.

  2. Борщов А.С. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.С. Борщов, Д.И. Заров, И.В. Боровская и др. М., 2005.

  3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. М., 2000.

  4. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность / М.К. Петров. М., 1995.

  5. Рожанский И.Д. Античная наука / И.Д. Рожанский. М., 1980.

  6. Паршин А.Н. Античная натурфилософия и современная наука / А.Н. Паршин // Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 3.

  7. Янков В.А. Строение вещества в философии Анаксагора / В.А. Янков // Вопросы философии. 2003. № 5.

  8. Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. 2003. № 2.


  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей