Главная страница
qrcode

Приходько О. rannyaya_pomosh_detyam_s_dvigatelnoy_patologiey. Методическое пособие 2006


НазваниеМетодическое пособие 2006
Дата15.10.2019
Размер405 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПриходько О. rannyaya_pomosh_detyam_s_dvigatelnoy_patologiey.doc
ТипМетодическое пособие
#64273
страница4 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

КАРТА-СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ


детей раннего возраста

I. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


КОНТАКТ (эмоциональный, жестово-мимический, речевой):


- В контакт не вступает


- Контакт формальный (чисто внешний)


- В контакт вступает не сразу, с большим трудом. Не проявляет в нем заинтересованности


- Контакт избирательный


- Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА:


- пассивный, вялый, инертный


- повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность


- колебания настроения


- активный, бодрый, деятельный


СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:


1) Невербальные средства:


- Общение слабо выражено и реализуется посредством недифференцированных движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком


- Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций


- Общение посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов


2) Речевые средства (различные высказывания):


НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены):


- Полное отсутствие навыков


- Частичное владение навыками


- Владение навыками с небольшой помощью взрослого


- Самостоятельное владение навыками


II. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


ОБЩАЯ МОТОРИКА:


Сформированность основных двигательных навыков:


- Удержание головы


- Самостоятельное сидение


- Удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно)


- Ходьба с поддержкой


- Самостоятельная ходьба


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:


- Направление руки к предмету


- Захват предмета, его удержание в руке


- Произвольное отпускание предмета


- Простейшие манипуляции с предметами


- Свободное манипулирование предметами


- Дифференцированные движения пальцев рук


- Выделение ведущей руки (правая / левая)


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА:


- Неврологический синдром в мышцах и моторике артикуляционного аппарата (спастический парез, гиперкинезы, атаксия)


Лицевая мускулатура:


- Гипомимия


- Тонус лицевой мускулатуры: спастичность / гипотония / дистония / N


- Сглаженность носогубных складок


- Оральные синкинезии


- Асимметрия лица


- Гиперкинезы лица


Губы: N, толстые/тонкие; наличие расщелины


- Тонус губной мускулатуры: спастичность / гипотония / дистония / N


- Подвижность: губы малоподвижные/подвижные


Зубы: крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, N


- Прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный


Твердое небо:готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N


Мягкое небо:длинное/короткое, подвижное/малоподвижное, отклонение увуля


Движение нижней челюсти: - открывание/закрывание рта

- умение держать рот закрытым


Язык: толстый, маленький, узкий, раздвоенный, невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки


- Тонус язычной мускулатуры: спастичность / гипотония / дистония / N


- Гиперкинезы языка


- Тремор языка


- Девиация (отклонение) языка в сторону


Обьем артикуляционных движений языка:


- Строго ограничен / Неполный / Снижение амплитуды артикуляционных движений /

В полном обьеме


- Умение удержать артикуляционную позу


- Способность к переключению


- Произвольное высовывание языка


- Подъем языка


- Боковые отведения (вправо/влево)


- Пощелкивание


- Облизывание губ (круговые движения языка)


Глоточный и небный рефлексы: - повышен/понижен/нормальный


Наличие патологических рефлексов орального автоматизма (губной, хоботковый, поисковый, ладонно-рото-головной и др.)


Вегетативные расстройства:


- Гиперсаливация: - постоянная/ усиливающаяся при определенных условиях


Жевание: - отсутствие жевания твердой пищи / затруднение жевания / N


Глотание: - не нарушено; поперхивается, захлебывается при глотании


III. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:


УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ


- отсутствие или крайне низкая познавательная активность и мотивация к деятельности


- снижение познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности


- недостаточность познавательной активности и мотивации к деятельности


- ярко выраженная познавательная активность и мотивация


ВНИМАНИЕ:


- Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте)


- Внимание неустойчивое, поверхностное. Быстро истощается


- Внимание недостаточно устойчивое


- Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные


УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


1) Проявление интереса к игрушкам, избирательность, стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):


- Интереса к игрушкам не проявляет (С игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослым не включается. Самостоятельной игры не организует).


- Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам., предметам


- Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.


2) Адекватность употребления игрушек:


- Совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия).


- Игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).


3) Характер действий с предметами-игрушками:


а) Неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно - постукивает, перекладывает, тянет в рот, сосет, бросает).


б) Специфические манипуляции - учитывает только физические свойства предметов.


в) Предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением.


г) Процессуальные действия (с 1,5 лет).


д) Игра с элементами сюжета (с 2 лет).


ЗАПАС ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ: - Отсутствует или крайне низкий


- Строго ограничен


- Несколько снижен


- Соответствует возрасту


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:


СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, нистагм, N


ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:


- Зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта: лица взрослого, игрушки).


- Прослеживание движущегося оптического объекта: фрагментарное/плавное.


- Узнавание матери, различение близких и чужих людей.


- Рассматривание людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой.


- Зрительное изучение удаленных предметов


- Узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу.


- Дифференциация игрушек и однопредметных картинок (сличение предметов, игрушек с их изображением) - с 1,5 лет.


- Рассматривание и узнавание предметов, игрушек на предметных и сюжетных картинках - с 1,5 лет.


- Соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1,5 лет).


- Различение (выделение по слову) предметов по цвету, форме, величине (с 2 лет).


- Знание и называние цвета, формы, величины предметов (с 2-2,5 лет).


СОСТОЯНИЕ СЛУХА: снижение слуха / N


СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:


- Слуховое сосредоточение.


- Ориентировочно-поисковая реакция (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители, голос и речь взрослого.


- Локализация звука в пространстве (поворот головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение).


- Дифференциация тембровой окраски и интонации голоса матери (или другого «близкого» человека) и «чужих» людей.


- Узнавание своего имени (дифференциация своего и чужого имени).


- Различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого.


- Слуховое внимание к речи взрослого.


ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ:


- Знание и показ частей тела и лица.


- Ориентировка в сторонах собственного тела.


- Целостный образ предмета.


- Дифференцирование пространственных понятий (справа-слева, выше-ниже, дальше-ближе, впереди-сзади, в центре).


- Конструктивный праксис.


IV.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ


ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: - Протекало с выраженной задержкой
- Протекало с задержкой
- Нормальное (по возрасту)
Время появления и особенности голосовых реакций:
- Крик
- Гуление
- Лепет
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:
- Не понимает обращенную речь
- Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции
- Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Выполняет сложные речевые инструкции
- В полном объеме
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)
1-й уровень речевого развития:
- Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
- Произносит отдельные звуки, звукокомплексы
- Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
Использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию).
2-й уровень речевого развития:
- Пользуется простой фразой
- Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена
3-й уровень речевого развития:Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные. Фонетико-фонематические нарушения
4-й уровень речевого развития: Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность
N: Пользуется развернутой фразой. Связная речь сформирована
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: - Проявляет склонность к эхолалии.
- Наличие речевых штампов.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: - резко ограничен / беден / в пределах обихода / достаточный
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: - Не сформирован
- Сформирован недостаточно
- Сформирован (N)
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ: Нарушена/не нарушена (N)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения - искажения
- Усредненность гласных; Недостаток произношения свистящих/шипящих/соноров/ губно-губных/губно-зубных/средненебных/заднеязычных/твердых согласных/звонких согласных
- Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки - общая смазанность речи
- Фонетический строй речи сформирован достаточно (N)
Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков): - Замены
- Смешения
Фонематические процессы: Нарушены/сохранны
- Узнает неречевые звуки
- Различает высоту и тембр голоса (на звукоподражаниях)
- Различает слова-паронимы (близкие по звуковому составу)
- Различает и повторяет близкие слоги: ма-на, ба-па, да-та
Разборчивость речи:
- Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
- Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
- Разборчивость речи не нарушена (N)
ДЫХАНИЕ: Свободное/затрудненное/поверхностное/неровное, неритмичное
- Дифференциация носового и ротового выдоха
ГОЛОС:
- Недостаточная сила голоса: - Тихий, слабый, истощающийся
- Нарушения тембра голоса: глухой/сдавленный/хриплый/назализованный/ напряженный/дрожащий
- Сильный, звонкий (N)
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: нарушена/сохранна
Просодическая организация звукового потока:

Мелодико-интонационная сторона речи: N
- Нарушение интонационного оформления речи
- Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)
- Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный)
Темп речи: нормальный/тахилалия/брадилалия/запинки/заикание
Ритм речи: нормальный/растянутый/скандированный
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом