Методика преподавания русского языка (специальная) Канд. пед. наук, доцент Елецкая Ольга Вячеславовна
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методика преподавания русского языка Комаров К.Н. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР. – М.: 1982. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.: Учебное пособие… - М.: Издательский центр «Академия», 2004. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского язык в начальных классах. – М.: .: Издательский центр «Академия», 2004. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа/ Сост. Л.А. Вохмянина. - М.: Дрофа, 2001. – 320 с. Программа школы для детей с ТНР. – М.: 1987. Рамзаева Т.Г. Совершенствование содержания и структуры учебника русского языка// Нач. шк. – 1996. - № 2. – 13-20 с. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Владос, 2004. – 35 с. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение. 1988.
Диагностика школьной готовности Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль. 1999. Гуткина Н.И., Психологическая готовность к школе. Питер. 2004. - Вятлева Ю.Е. Пакет диагностических заданий по русскому языку для выявления актуального уровня знаний, умений и навыков учащихся начальных классов специальных общеобразовательных школ 5 вида: Учебное пособие. – М: АРКТИ, 2001. – 52 с.
- Вятлева Ю.Е. Методические рекомендации по использованию ''Пакета диагностических заданий по русскому языку для выявления актуального уровня знаний, умений и навыков учащихся начальных классов специальных общеобразовательных школ 5 вида'': Методическое приложение. - М: АРКТИ, 2001. – 24 с.
Нарушения чтения и письма Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: 1978. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.; 1978. – 114 с. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: 1987.
Учебники для школы V вида Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Развитие речи. Учебник для подготовительного класса школы V вида (1 отделение). – М.: Просвещение. – 1994. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Рабочая тетрадь по развитию речи (приложение к учебнику по развитию речи для подготовительного класса школы V вида (1 отделение). – М.: Просвещение. – 1994). Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. 1 класс. Учебник для коррекционных школ V вида. - М.: АРКТИ – 2005. –256 с. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. 2 класс. Учебник для коррекционных школ V вида. - М.: АРКТИ – 2005. –256 с. - Кукушкина О.И. События жизни: Комплект рабочих тетрадей по развитию речи для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: В 7 тетрадях: Тетрадь 1: Раскрась / / Тетрадь 2: Нарисуй продолжение или начало истории / / Тетрадь 3: Подбирай картинки. - Просвещение
Букварь : Для подготовит.-1-го кл. коррекц. образоват. учреждений V вида (1-е отд-ние) / Н. Л. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова, 159,[1] с. ил. 27 см, 3-е изд. М. Просвещение 1999 1993 Букварь : Для подгот.-1-го кл. шк. для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отд-ние) / Н. Л. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова, 159,[1] с. ил. 27 см, 2-е изд., дораб. М. Просвещение 1993 1989 Букварь : Для подгот. - первого класса шк. для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отд-ние) / Н. Л. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова, 173,[1] с. ил. 27 см, М. Просвещение 1989
Контрольные вопросы и задания Охарактеризуйте основные особенности детей, обучающихся в школе для детей с ТНР в аспекте их школьного обучения русскому языку. Сформулируйте задачи обучения русскому языку в начальном звене школы V вида. Назовите задачи первого и второго года обучения. Используя одну из федеральных программ обучения русскому языку, сформулируйте учебные задач для III и IV классов. Перечислите и раскройте основные принципы коррекционно-развивающего обучения русскому языку детей с ТНР. Подготовьте примеры фрагментов урока, иллюстрирующих применение на практике основных методических принципов организации учебного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения. - Дайте характеристику пяти методам обучения – объяснительному, иллюстративному, репродуктивному, проблемному, эвристическому, исследовательскому – и обоснуйте своё согласие или несогласие с выбором эвристического проблемного методов в качестве системообразующих при работе с детьми с ТНР.
Перечислите и охарактеризуйте структурообразующие методы, используемые на уроках в качестве основных. Выберите любую тему из учебника русского языка и составьте конспект урока знакомства с новым материалом, в котором были бы использованы перечисленные структурообразующие методы обучения. Расскажите, как вы понимаете суть педагогической технологии. - Определите содержание программы изучения учебной единицы «склонение имён существительных» (что должны понимать, знать и уметь ученики, чтобы усвоить эту единицу) и составить технологический план (без указания сроков обучения).
Контингент школы V вида - В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.
Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В I и II отделении образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении — I ступень — начальное общее образование с нормативным сроком освоения — 4—5 лет; II ступень — основное общее образование с нормативным сроком освоения — 6 лет. Во II отделении — I ступень — начальное общее образование за 4 года, II ступень — основное общее образование за 5 лет. Предельная наполняемость классов составляет 12 человек. Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.
Дети группы риска • состояния риска академической неуспешности, обусловленные тем, что ученикам предъявляются требования, не соответствующие уровню развития у них значимых для школы интеллектуальных и психофизиологических функций; • состояния социального риска, возникающие на фоне нарушений социально-личностных отношений ребенка с окружающей средой или личного внутреннего конфликта, который может быть связан с негативными переживаниями; • состояния риска по здоровью, вызванные чрезмерным нервно-психическим напряжением ребенка, которое может быть предопределено и внешними по отношению к нему, и внутренними факторами. К первым относится завышенный уровень требований, предъявляемых как школой, так и родителями, ко вторым — состояние соматического и нервно-психического здоровья ученика; • состояния комплексного риска, включающие в себя в той или иной степени признаки перечисленных выше состояний.
Организация, цели и задачи обучения детей с ТНР русскому языку
Организация коррекционно-развивающего учебного процесса имеет ряд особенностей, которые проявляются в: постановке целей и задач обучения; реализации частно-методических правил обучения; выборе и использовании методов обучения, адекватных образовательным потребностям детей группы риска; планировании учебного материала с позиций технологизации обучения.
Цели и задачи подразделяются по уровням: стоящие перед образованием в целом; перед обучением в школе; изучением конкретного предмета; цели и задачи учебного года, четверти, темы учебного материала, урока, отдельного задания.
Цели и задачи подразделяются на: стоящие перед учителем - нацелены на развитие и воспитание детей в процессе передачи им определенного объема знаний о родном языке и на формирование умений пользоваться этими знаниями в жизни; стоящие перед учеником - осознать богатство и грамматический строй родной речи и научиться использовать язык и речь в процессе своей жизнедеятельности. Общие цели обучения детей родному языку определяются на основании принятых в языкознании разграничений языка и речи (1); устной и письменной форм речи (2); функций речи (3). При этом в поле зрения должны находиться общеобразовательные и коррекционно-развивающие нужды и возможности детей с ТНР (4). 1. В языкознании язык и речь противопоставляются друг другу как две формы единого явления, одна из которых (язык) является кодом, системой знаков, т. е. средством или орудием общения, а вторая (речь) представляет собой производимый этим орудием вид общения, конкретное говорение, протекающее во времени. Между языком и речью существует определенная иерархическая связь. Язык — «один из ингредиентов речи, притом важнейший... И будучи... средством, применяемым в ней, он может быть выделен из нее, обособлен как предмет специального исследования. Ребенок изучает родной язык как средство, способное усовершенствовать его речь. 2. Речь существует в двух формах — устной и письменной, которые представляют собой единое и неразрывное явление, однако в их основе лежат разные психологические механизмы. «В письменной речи мы чаще встречаемся с логически развернутой мотивировкой ответа на вопрос; ассоциация в письменной речи в основном ориентирована на внутренний смысл слова-раздражителя и стимулирует главным образом процессы внутреннего внимания, в то время как устная речь в целом ряде случаев осложнена ситуативными моментами, которые она не в силах преодолеть. Все это с достаточной убедительностью свидетельствует о том, что мышление гораздо более тесно связано с письменной речью, чем с устной». Овладение письменной формой речи помогает ученикам наиболее зримо и рельефно знакомиться с правилами построения связного высказывания и оказывает благотворное влияние на их речевую компетентность. 3. Речь выполняет две важнейшие, фундаментальные функции: обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей — коммуникативная функция — и служит средством мышления и познания окружающего мира — логическая функция.
Как писал Л. С. Выготский, - «различные предметы школьного преподавания взаимодействуют в ходе развития ребенка... и развитие его вовсе не распадается на отдельные русла соответственно всем предметам, на которое распадается школьное обучение».
Вместе с тем каждый отдельный учебный предмет содействует развитию частных речевых умений - Так, например, на уроках чтения, анализируя художественный текст, дети учатся выражать словами свои эстетические и этические чувства, характеризовать и описывать предметы, явления, поступки людей и многое другое, используя при этом художественную лексику. Уроки истории и естествознания становятся базой для развития речи, приближающейся к научному стилю. На уроках математики и русского языка ученики используют речь для планирования и осуществления учебных действий, осмысления математических или языковых понятий.
4. Среди образовательных нужд младших школьников как ведущие выделяются два направления работы. - Первое из них — развитие познавательных процессов, психических функций и формирование интеллектуальных умений. Реализация этого направления соответствует коррекционно-развивающим потребностям детей с ТНР. Второе направление - овладение базовыми понятиями и операциями языка.
Первое направление - развитие познавательных процессов, психических функций и формирование интеллектуальных умений.
Как указывал Л.С. Выготский, - «...к началу обучения письменной речи все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще не начали настоящего процесса своего развития; обучение опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы».
Вторым важным направлением работы с младшими школьниками с ТНР является овладение базовыми понятиями и операциями языка. Сопоставление содержания предмета «Русский язык» в начальном и среднем звеньях общеобразовательной школы делает очевидной особую значимость начального периода. Именно здесь закладывается фундамент всего дальнейшего учения, формируется его успешность или неблагополучие, которые напрямую зависят от двух факторов: от того, как ученики поймут и усвоят базовые понятия предмета (в русском языке это «слово», «предложение», комплексы понятий «части речи», «состав слова» и др.), а также от того, как они овладеют основными операциями с единицами учебного материала, в частности умением ставить вопросы к словам, произвольно изменять форму слов, опознавать части речи, подбирать родственные слова, образовывать слова при помощи аффиксов, находить и опознавать орфограммы.
Цель изучения русского языка в школе V вида: развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приемами работы с языковым материалом и формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации.
Задачи изучения русского языка в школе V вида: 1. Изучать особенности индивидуального усвоения учениками языкового материала и вносить соответствующие коррективы в процесс обучения. 2. Развивать и корректировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление) в ходе изучения языкового материала. 3. Учить детей способам и приемам преодоления трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера, возникающих в процессе деятельности. 4. Заложить основы письменной речи, ознакомив учеников с основными правилами создания связных высказываний (предложений, текстов) и способами их применения в речевой практике; 5. Обеспечить осознанное и прочное усвоение базовых терминов языка, составляющих обязательный минимум содержания образования; 6. Создать возможности для овладения программами действий по осуществлению морфологического, морфемного, орфографического и синтаксического анализа на уровне обязательного минимума содержания образования.
Задачи каждого года обучения обусловлены едиными целями обучения родному языку и конкретизируют общую задачу, подразделяя ее на ряд более частных.
Первый год самый важный в школьной жизни каждого ребенка независимо от уровня его подготовленности. - От того, как будет организовано его вхождение в школьную жизнь, во многом зависит вся дальнейшая его успешность. Исследования М.М. Безруких показали, что количество детей, не готовых к обучению в школе, в 1980-х гг. в городе достигало 50 %, а в сельской местности — 75 %. По данным исследований петербургских ученых, в 1997— 1999 гг. среди первоклассников городских школ уже 59,7 % оказались не готовыми к школьному обучению. Поэтому первый год обучения следует рассматривать как переходно-подготовительный период. Это время вхождения дошкольника в новые условия жизни, привыкания к ним, перестройки психической, физиологической и эмоционально-волевой сфер ребенка.
Задачи первого года изучения русского языка в школе V вида. 1. Обеспечить для учеников полноценное овладение техническими навыками письма. 2. Обратить внимание учеников на сознательное наблюдение и изучение родного языка, помочь осознать его как материальный объект изучения. 3. Познакомить учеников с основными единицами языка и сформировать первые грамматические умения. 4. Сформировать понимание предложения как единицы письменной речи. 5. Ознакомить учеников с приемами учебной работы. 6. Положить начало становлению активной позиции ученика.
Задачи второго года изучения русского языка в школе V вида. 1. Подготовить теоретическую базу для целенаправленного изучения языковых явлений и законов. 2. Ознакомить детей с базовыми терминами языка, на которых строится вся грамматика. 3. Начинать формирование соответствующих понятий: части речи — имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; состав слова — корень, суффикс, приставка, окончание и др. 4. Познакомить детей с понятием «орфограмма», научить находить орфограммы в словах. 5. Познакомить второклассников с предложением и способами его построения. 6. Сформировать эмоционально положительное отношение к аналитической работе с языковым материалом.
Третий и четвертый года, - по сути, становятся началом дальнейшего многолетнего изучения структурных и тематических единиц русского языка. Если в течение двух предшествующих лет ученикам была представлена общая картина языка, то теперь она делится на отдельные тематические части, и школьники подробно изучают каждую из них. Это изучение строится в русле уяснения и уточнения места и роли каждой части в общей системе языка. Конкретные цели и задачи этих лет обучения обычно определяются в зависимости от содержания программы.
1. Учителю, реализующему задачи коррекционно-развивающего образования, необходимо знать и понимать причины трудностей младших школьников в учении. 2. Для создания психологического комфорта и ситуации успеха в учении необходимо учитывать и уважать индивидуальные особенности детей. 3. Учебный материал следует предъявлять в поэтапной и логической последовательности, при которой каждый отрезок продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего. 4. Вся деятельность учеников в процессе обучения должна носить самостоятельный характер. 5. В основу учебного процесса должна быть положена коллективная форма деятельности.
2. Для создания психологического комфорта и ситуации успеха в учении необходимо учитывать и уважать индивидуальные особенности детей. «Знаю, но не могу сказать» — 33,4%; «Боюсь, что отвечу неправильно» — 24,8 %; «Я не знаю, почему не ответил» — 12,7 %.
Что должен понимать и уметь делать ученик II—III классов, чтобы однозначно отнести то или иное слово к именам существительным: уяснить, что такое слово; понимать, что слова называют предметы, действия и признаки предметов, и уметь классифицировать их по указанным признакам на чувственной основе; знать, что эти группы называются частями речи, и правильно понимать термин «части речи» (если в определении имя существительное охарактеризовано с этой позиции); - уметь ставить грамматические вопросы к слову, причем не только кто? что?, но и все вопросы косвенных падежей, иначе слово скамейка ребенок может отнести к именам существительным, а слово скамейкой — нет;
знать, что такое начальная форма слова, и свободно уметь ставить слова в начальную форму (без этого ребенок не сможет понять обобщающий характер вопросов кто? что?).
Формулирование темы урока у ю у у
Методы обучения детей с ТНР русскому языку
Метод — это система способов обучения, при помощи которых учитель передает школьникам знания, организует их самостоятельную деятельность по усвоению учебных умений и навыков.
Классификаций методов обучения (по И.Я. Лернеру): информационно-рецептивный, или объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; эвристический; исследовательский. Репродуктивная беседа — Скажите, можно ли поместить это слово в другую группу? Эвристическая беседа — Не кажется ли вам, что это слово можно поместить и в другую группу? Давайте попробуем, получится или нет. — Кто помнит, как можно проверить, правильно ли мы выделили корень? Подскажите нам, как это можно сделать. — Посмотрите, пожалуйста, на Витино предложение. Все согласны с тем, как написал Витя? «Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими свойствами личности. В частности, прежде считали, что каждый ребенок способен размышлять, приводить доводы, доказывать, искать основания для какого-нибудь положения. Из столкновения подобных размышлений рождается спор. Но дело фактически обстоит иначе. Исследования показывают, что из спора рождается размышление». Л.С. Выготский
Суть коррекционно-развивающих технологий и их место в методике обучения русскому языку Понятие «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение, logos — учение) в педагогике пока не имеет единого определения и трактуется разными авторами с двух позиций: • как раздел педагогики, разрабатывающий новые, наиболее рациональные пути обучения: - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (И.П. Волков); - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин); - совокупность научно обоснованных приемов и способов деятельности по конструированию образовательного процесса, направленных на реализацию учебно-воспитательных целей (А.Л. Аношкин); • как система способов и приемов, применяемых в реальном процессе обучения: - пооперационно организованная деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путем некоего педагогического стандарта на специфической педагогической основе (С.А. Маврин); - способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н. Данакин); - процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы (Г. К. Селевко). перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |