Главная страница
qrcode

Методики диагностики памяти у детей дошкольного возраста Младший дошкольный возраст


НазваниеМетодики диагностики памяти у детей дошкольного возраста Младший дошкольный возраст
Дата14.03.2020
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетодики диагностики памяти.docx
ТипИнструкция
#67684
Каталог

Методики диагностики памяти у детей дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст
1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). 

Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Попросить ребенка отвернуться, в это время изменить расположение предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.


Если ребенок угадывает, кратковременная память развита.

2. Двигательная память

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.
Нормативы:

2,5 года — выполняет 4-5 действий;

3,5 года — выполняет 5 – б действий;

Средний дошкольный возраст
1. Слуховая память.

Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов:

стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.
2. Зрительная память

Методика «10 картинок»

Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.

Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.

Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти — 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти — 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти — 3 и меньше.

Старший дошкольный возраст
1. Диагностика уровня развития слуховой памяти: «Зачеркни названные картинки».

Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.

Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.

Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг. Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас  я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом».  Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.

Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.

Если правильно воспроизведено за первый раз 4 -7 ответов, то у ребенка средний уровень развития слуховой памяти, если 8 – 10 – высокий, меньше 4-х – низкий. Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.

2. Диагностика кратковременной памяти

Если ребенок справляется с заданием, это говорит о развитости кратковременной памяти

Подготовительная группа
1. Диагностика зрительной памяти: «Запомни и проставь значки».

Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.

Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем.  На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок,  рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.

Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).

От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.

От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.

От 0 до 3 – низкий.

2. Методика изучения двигательной памяти О.В. Усовой

Цель: изучение объема кратковременной и долговременной двигательной памяти.

Стимульным материалом для исследования двигательной памяти была комбинация, состоящая из 8 движений.

Исходное положение исполнителя

Лицо и тело анфас, руки вниз, ноги вместе

1. Правая рука в сторону на уровне плеча, ладонь обращена вверх

2. Левая рука в сторону на уровне плеча, ладонь обращена вверх

3. Правую руку согнуть в локте и положить на левое плечо

4. Левую руку согнуть и поло-жить на правое плечо

5. Хлопок в ладоши на уровне груди

6. Хлопок по коленкам

7. Топнуть правой ногой

8. Топнуть левой ногой

Были выделены 2 условия предъявления двигательной комбинации и ее воспроизведения с учетом хранения в разных видов двигательной памяти: (1) одно предъявление и воспроизведение (хранение в кратковременной памяти), (2) воспроизведение через 10 минут после предъявления (хранение в долговременной памяти).

Порядок исследования: ребенку сообщают, что ему будут показаны движения, которые он должен запомнить. Экспериментатор показывает испытуемому движения и просит воспроизвести их. Через 10 минут испытуемого просят повторить движения еще раз.

Для каждого условия воспроизведения танцевальных движений была составлена соответствующая инструкция.

Инструкция к условию 1. «Я покажу тебе движения. Посмотри внимательно, - так, чтобы запомнить их, а затем повторить».

Инструкция к условию 2. «Повтори, пожалуйста, разученные движения еще раз».

Полученные результаты в зависимости от количества правильно воспроизведенных движений распределялись по уровням:

высокий уровень - 8-7 движений;

средний уровень - 6-5 движений;

низкий уровень - 4-3 движений;

очень низкий уровень - 2-1 движений.
перейти в каталог файлов


связь с админом