Главная страница
qrcode

Трубникова Н.М. Логопедическое обследование мла... Министерство образования РФ уральский ордена Знак почета государственный педагогический университет


Скачать 425.5 Kb.
НазваниеМинистерство образования РФ уральский ордена Знак почета государственный педагогический университет
АнкорТрубникова Н.М. Логопедическое обследование мла.
Дата15.05.2018
Размер425.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТрубникова Н.М. Логопедическое обследование мла...doc
ТипМетодические рекомендации
#40303
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5


Министерство образования РФ

Уральский ордена «Знак почета» государственный

педагогический университет

Трубникова Н.М.

Логопедическое обследование младших

школьников, страдающих олигофренией

и детским церебральным параличом.

Методические рекомендации

Екатеринбург 1992.

При составлении методических рекомендаций мы руководствовались принципами анализа речевой патологии, сформулированной Р.Е. Левиной, методами обследования нарушений речи, предложенными Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, тестами по исследованию двигательных функций, рекомендованных А.Р. Лурия, Н.И. Озерецким, М.Б. Эйдиновой. Приемы и методы обследования данных авторов были использованы и адаптированы с учетом исследования и контингента обследуемых.

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого со­ставляется речевая карта — карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Фамилия, имя, отчество

2. Дата рождения

3. Домашний адрес

4. Заключение психиатра (психоневролога)

5. Диагноз невропатолога

6. Состояние органов слуха и носоглотки

7. Данные окулиста

8. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)

9. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения

10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту)

11. Жалобы родственников

12. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, со­циальные условия)

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок;

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы, употребление алкоголя, курение);

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, нало­жение щипцов, асфиксия);

г) вес и рост при рождении;

д) на какие сутки был выписан из роддома;

е) вскармливание (грудное, искусственное);

ё) особенности питания (сосал активно вяло, не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободно, при каком затруднено, уставал ли в пе­риод кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жует и глотает твердую и жидкую пищу);

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации

14. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать голову.

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить;

г) когда появились зубы.

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е) появление навыков самообслуживания.

15. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика)

б) лепет (время появления и его характер)

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии)

д) с какого времени замечено нарушение речи

е) речевая среда

е) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько вре­мени, результаты занятий)

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)
ВЫВОДЫ: АНАМНЕЗ НОРМАЛЬНЫЙ, ОТЯГОЩЕННЫЙ
II. Обследования состояния общей моторики

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1. ИССЛЕДОВАНИЕ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ,

ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ДВИЖЕНИЙ

И СА­МОКОНТРОЛЯ ПРИ

ВЫПОЛНЕНИИ

ДВИ­ГАТЕЛЬНЫХ

ПРОБ


а) логопед показывает 4 движения для рук и прелагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения

д, ц, и, ж, с, н, м, я

отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.


2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ

ДВИ­ЖЕНИЙ


маршировать и остановиться внезапно по сигналу

отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.

3.ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ

КООРДИНАЦИИ

ДВИЖЕНИЙ


а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной пинии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты впе­ред. Время выполнения — 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;

б) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левей но­ге, руки вперед. Время выполне­ния — 5 секунд

отметить: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону: балансирует туловищем руками, головой: сходит с места или делает рывок в стороны касается пола другой ногой: иногда падает открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ


а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами

б) выполнить подряд 3—5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках



отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2—3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.

отметить: выполняет правильно с напряжением, раскачиваясь,

балансируя туловищем и руками, становится на всю ступню.


5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕН­НОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

(по подражанию)


а) повторить за логопедом дви­жения на ходьбу по кругу об об­ратном направлении через круг. Начать ходьбу or центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти ка­бинет вокруг и вернуться в пра­вый угол по диагонали через центр из противоположного уг­ла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа

б) то же выполнить слева;

в) по словесной инструкции проделать эти же задания

отметить:

ошибки в пространственной координации: незнание

сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.


6. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА

а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук. пока­зываемых логопедом. По сиг­налу логопеда предлагается выполнить движения мыслен­но, а по следующему сигналу (хлопок)показать, на каком движении испытуемый оста­новился. Движения рук впе­ред, вверх, в стороны на пояс опустить.

б) письменная проба: предла­гается чертить на бумаге палочки в стречку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 се­кунд чертить как можно бы­стрее, в течение следующих 15 секунд чертить б первона­чальном темпе.



отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный


7. ИССЛЕДОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА

а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок: ( I II II III I II II II III II I II III I I II III I III I III II )

б) музыкальное эхо Логопед ударяет, а определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное


отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка повторяет в ускоренном или замедленном по сравнению с образцом темпе: нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке




ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТО­РОНЫ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
III. Обследование произвольной моторики пальцев рук


Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ


все предложенные задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции

а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении под счет от 1 до 15;

б) аналогично выполнить ле­вой рукой,

в) выполнить эту позу на обе­их руках одновременно;

г) распрямить ладонь, развес­ти все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет (1—15) в такой же последовательности

д) выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет (1 —15) в той же последовательности е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз)

ж) выставить второй и пятый пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз)

з) сложить первый и второй пальцы в кольцо на обеих руках одновременно (5-8 раз)

и) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз)

к) положить третьи пальцы на вторые на обеих руках (5-8 раз)

отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб: напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов невозможность удержания созданной позы невыполнение движения.


2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз); держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз)

б) менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз)

в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз)

г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно;





ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
IV. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата

Изучение состояния, органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

Обследование анатомического «состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

ГУБЫ (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма).

ЗУБЫ (редкие, кривые, мелкие, лишние, недоразвитые, кариозные, норма)

ПРИКУС (открытый передний, открытый боковой, норма).

СТРОЕНИЕ ЧЕЛЮСТИ (прогения прогнаны, норма). ЯЗЫК (толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма).

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА (короткая, эластичная, натянутая, приращенная, норма).

МАЛЕНЬКИЙ ЯЗЫЧОК (отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону

НЕБО (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина.

ВЫВОДЫ: СТОРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА НОРМАЛЬНОЕ, С ОТКЛОНЕНИЯМИ.
Обследование моторики органов

артикуляционного аппарата

Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

вСЕ ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ ПРИ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ ТРЕБУЕМОГО ДВИЖЕНИЯ.

1. иССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГУБ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПРОВОДИТСЯ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПОКАЗУ

а) сомкнуть губы:

б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу;

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5;

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;

е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы);

ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы);

ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

отметить: выполнение правильное: диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц истощаемости движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ: смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

2.исследование

двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот при произношении звука «а» и закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо;

в) сделать движение влево;

г) сделать движение нижней

челюстью вперед

отметить: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от1 до 5;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г) сделать язык «лопатой», «иголочкой»;

д) оттопырить правую, а затем левую щеку языком

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от1 до 5 и опустить к нижним зубам;

ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу;

ж) движение языком вперед-назад

отметить: выполнение правильное, движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения: язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно: имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений, наличие тремора гиперкинезов, саливации; движение не удается.

4. исследование

двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

отметить: выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески,

Гиперкинезов, саливации, движение не удается

5. исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.)

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)


Выводы: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение; истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается, движения не выполняются.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом