Главная страница
qrcode

Необходимый минимум понятий 1. Мировоззрение, его сущность, истоки, исторические типы. Мировоззрение


НазваниеМировоззрение, его сущность, истоки, исторические типы. Мировоззрение
АнкорНеобходимый минимум понятий 1.doc
Дата04.04.2019
Размер242 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНеобходимый минимум понятий 1.doc
ТипДокументы
#42622
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5




Необходимый минимум философских понятий (по вопросам)
Вопрос 1. Мировоззрение, его сущность, истоки, исторические типы.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, оценок, идеалов и принципов, выражающих отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней и определяющих их поведение и деятельность.

Миропредставлениеэмпирический уровень сформированности мировоззрения, основанный на данных личного опыта и сопутствующих ему «расхожих» представлениях о мире и человеке в нем.

Миропонимание – более высокий понятийный уровень сформированности мировоззрения, базирующийся уже не только на опыте, но и на знаниях, получаемых в процессе обучения наукам и самообразовании.

Убежденность – самый высокий уровень сформированности мировоззрения, означающий способность вырабатывать на основе опыта и знания целостную систему устойчивых принципов (убеждений), определяющих поведение и деятельность человека.

Исторические типы мировоззрения – исторически складывающиеся системы наиболее общих для широких слоев общества системы мировоззренческих принципов, определяющих их отношение к миру.

Мифологический тип мировоззрения – исторически первичный исторический тип мировоззрения, характерный, прежде всего, для родового (доклассового) и раннеклассового общества. Основные черты: 1) синкретизм (слитность знаний и верований, реальности и фантазий, эмоциональных переживаний и размышлений, мыслей и действий); 2) очеловечивание природы; 3) образность восприятия мира; Основная функция: поддержание традиционного уклады жизни родового коллектива как единственной возможности выживания во враждебной природной и общественной среде.

Религиозный тип мировоззрения – тип мировоззрения, формирующийся в классовом обществе (наиболее бурно при переходе к феодализму и становлении монотеистических религий). Основные черты: 1) вера в сверхъестественные силы, определяющие жизнь природы и человека; 2) раздвоенность мира на посюсторонний (земной) и потусторонний (трансцендентальный); 3) преимущественно образно-эмоциональная форма восприятия действительности. Основная функции: компенсаторская.

Философский тип мировоззрения – тип мировоззрения, возникающий с появлением элементов научно-понятийного знания. Основные черты: 1) опора прежде всего на знания; 2) рациональность; 3) системность;

4) рефлексивность. Основная функция: логико-теоретическое объяснение действительности.
Вопрос 2. Предмет философии, ее особенности и место в структуре теоретического освоения действительности.

Предмет философии – круг специфических проблем и вопросов, изучаемых философией как особой формой теоретического освоения действительности. П.Ф. исторически менялся с развитием общества и в нынешнем виде сформировался в Новое время в связи с «отпочкованием» от философии собственно-научного знания.

Онтология (от гр. «онтос» - бытие, сущее и «логос» - учение) — раздел философского знания, рассматривающий проблемы бытия как такового (по Аристотелю, «сущего как сущего»): его природы и сущности, взаимосвязей в нем материального и духовного и др.

Гносеология (гр. «гносис» - знание; «логос» - учение) теория познания, раздел философии, в котором исследуются природа, сущность, предпосылки и возможности познавательной деятельности человека, выявляются условия и критерии истинности знания. Центральный вопрос Г. о принципиальной познаваемости мира является важнейшей стороной (гносеологической) основного вопроса философии.

Методология – область философского знания, разрабатывающая и изучающая общенаучные методы исследований, а также всеобщие принципы подхода к различным типам объектов таких исследований и, соответственно, к разным классам научных и практических задач.

Социальная философия – область философского исследования общества как целостной системы отношений между людьми и социальными общностями, а также закономерностей его развития (философия истории).

Антропология (гр. «антропос» - человек; «логос» - учение) – философское учение о человеке как целостной системе, его природе и сущности, месте в природной и социальной действительности. А. включает в качестве одного из разделов аксиологию – философское учение о ценностях и смыслах человеческого существования их природе, сущности, месте и роли в жизни человека и общества.
Вопрос 3. Основные функции и роль философии в обществе.

Основное роль философии в обществе состоит в формировании мировоззрения через теоретическое познание и оценку мира (природы и общества) и определение места и роли человека в нем. Эта мировоззренческая роль является системной и реализуется через ряд других функций:

Онтологическая функция – объяснение мира как целостности, уяснение его происхождения и сущности (духовной либо материальной).

Гносеологическая функция – определение познавательных возможностей, а также форм и средств, с помощью которых они реализуются.

Методологическая функция – выработка системы основополагающих принципов и общих методов научного познания и практического преобразования действительности.

Прогностическая функция – обращенность в будущее и помощь в осуществлении научного предвидения основных тенденций развития природного и социального мира.

Критическая функция – неприятие и критика всякого рода заблуждений и стереотипов на пути к истине.
Вопрос 4. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.

Основной вопрос философии — вопрос об отношении в мире духовного (идеального), т.е. сознания к материальному бытию (природе и обществу). Имеет две стороны (два аспекта) своей постановки: 1) онтологическую, определяющую сущность мира через уяснение что в нем (материя либо сознание) выступает первичным, т.е. определяющим, а что вторичным, т.е. определяемым; 2) гносеологическую, определяющую принципиальную возможность для сознания объективно отражать материальный мир.

Материализм – одно из основных философских направлений, в котором основной вопрос философии решается через признание первичности материального мира по отношению к миру духовному. Выступает в трех основных исторических формах: 1) «наивный» материализм древних (античности); 2) метафизический материализм, получивший наибольшее распространение в Новое время (XVII–XIX вв); 3) диалектический материализм, основанный Марксом и остающийся до сих пор основной формой материализма.

Идеализм одно из основных философских направлений, утверждающее и обосновывающее первичность идеального, духовного мира по отношению к миру материальному. Внутри его выделяют две основные разновидности: 1) идеализм объективный, полагающий в качестве исходного первоначала мира нечто объективно-духовное («мир идей» Платона, «абсолютную Идею» Гегеля, Бога и т.п.); 2) идеализмсубъективный, отрицающий в существование материального мира вне его восприятия и осмысления познающим субъектом – человеком или человечеством (представители: Беркли, Мах, Юм и др.).

Дуализм (лат.: «дуалис» - двойственный) – философское учение, исходящее из признания в качестве равноправных и несводимых друг к другу двух начал (субстанций) мира: духовного и материального.
Вопрос 5. Материализм Древней Греции.

Натурфилософия – так называемая «философия природы», построенная прежде всего на умозрительном, не опирающемся на науку понимании природного мира, рассматриваемого в его целостности. Античная натурфилософия высказала ряд идей, сыгравших в дальнейшем большое значение для зарождающееся научное знание (например, атомистическую гипотезу).

Апейрон(гр. – беспредельный) – понятие, введенное древнегреческим философом Анаксимандром из Милета для обозначения безграничной, бесформенной, а потому неопределенной и не воспринимаемой чувственно вещественной первоосновы мира. Из А., благодаря его внутренней противоречивости (холодное т горячее, твердое и жидкое) рождаются четыре основные мировые стихии – вода, воздух, земля, огонь).

Атом – (гр. – неделимый) – понятие, введенное древнегреческим философом Демокритом, означающее «бытие». Атомы представляются ему как вечные и неизменные первочастицы Вселенной, различающиеся между собой лишь по форме (фигуре), размеру и взаиморасположению (порядку), соединение которых есть рождение вещей, а разъединение – их разрушение (гибель). Не является исключением и душа, состоящая из особого рода атомов.

Пустота (по Демокриту) – понятие, противоположное понятию атома, понимаемое как вечное, бесконечное и «чистое» пространство («небытие»), в котором существуют атомы и которое является необходимым условием их соединения и разъединения.

Атомизм – идущее от Демокрита философское и естественнонаучное учение, рассматривающее вещи как состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов. Более поздними представителями атомизма в античности были: древнегреческий философ Эпикур, высказавший мысль о возможности произвольного самоотклонения атомов от заданных траекторий, как онтологической предпосылки существования в мире свободы; древнеримский философ Лукреций Кар, объяснявший причины религии в сновидениях людей и незнании ими «причин вещей», т.е. законов движения, соединения и разъединения атомов.

Вопрос 6. Идеализм Древней Греции.

Идеи (по Платону) – бестелесные, вечные, совершенные и неизменные образцы (сущности) вещей, пребывающие в особом («занебесном») мире, представляющем собой подлинное бытие. «Мир идей» – иерархи-

чески организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага.

Вещи (по Платону) – телесные, а потому изменчивые и преходящие воплощения идей в материю. «Мир вещей» в связи с этим характеризуется Платоном, как неподлинное «вечно становящееся» бытие.

Душа (по Платону) – идеальная активная творческая сущность человека. Вечно пребывает в «мире идей» и лишь периодически переселяется в предназначенное ей тело в «мире вещей». В своей структуре имеет три части (разумную, аффективную или эмоциональную, вожделеющую или чувственную), находящиеся у каждого в различном сочетании, что и определяет способности человека и его место в структуре идеального государства.

«Идеальное государство» – Платоновская модель «справедливого» государства, в основе которой лежит разделение деятельности и общественного положения его членов (на правителей-философов, стражей и работников, производящих материальные блага) в соответствии с их способностями, определяемыми структурой души каждого.
Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.

Форма (по Аристотелю) – идеальная сверхчувственная и активная сущность вещи, ее идея, но, в противовес Платону, находящаяся не в особом «мире идей», а в самих вещах (их видовые и родовые качества). В связи с этим Аристотель строит иерархию «форм» по мере возрастания их совершенства и творческого потенциала, вершиной которой он считает «форму всех форм», обладающую высшим творческим потенциалом и воплощающую в себе тем самым всей сущностью мироздания.

Материя (по Аристотелю) – не имеющий внутренней активности «материал» вещей, первоначально чувственно не воспринимаемая, хотя и вещественная их предпосылка, все более конкретизирующаяся в результате воплощения в нее «форм» разного уровня совершенства, представляющих собой разворачивание «формы форм» как Демиурга (творца и перводвигателя) мира.

Полития (гр. «полис» – город-государство) – по мнению Аристотеля, лучший из выделенных им шести типов государственного устройства, в основе которого лежит власть «среднего класса», предотвращающая чрезмерное обогащение одних граждан и также чрезмерное обеднение других, что позволяет сохранять устойчивость государства.
Вопросы 8, 9. Философия европейского средневековья (IIXIV вв). Патристика и схоластика. Номинализм и реализм как выражение борьбы идей в средневековой философии.

Апологетика (гр. «апология» - оправдание, защита) – деятельность раннехристианских мыслителей II–IV вв., пытавшихся в своих письмах к римским инператорам (апологиях) и их наместникам в провинциях Римской империи оправдать и защитить первых христиан от преследования посредством обоснования того, что новая религия не представляет для них опасности, а напротив, может быть полезна.

Патристика (гр. «патрос» - отец) – этап становления и развития средневековой европейской философии, на котором происходит разработка так называемыми «отцами церкви» (Василий Великий, Тертулиан и др,) основ христианской теологии с выработкой единой догматики и ее первоначальным рациональным объяснением. Наиболее извествным и влиятельным патристом был Аврелий Августин (Блаженный).

Схоластика (лат. «схоле» - школа) – 1) этап развития средневековой европейской философии, связанный с разработкой и преподаванием в епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах теологических учений, в которых находят различное толкование (объяснение) догматы Библии и других, принятых за истинные, источников, в частности, трудов святых «отцов церкви» (патристов); 2) способ философствования, в основе которого лежит не поиск новых истин, а лишь различные толкования уже известных положений, принятых за истинные.

Теология (гр. «теос» – Бог и «логос» – учение) – богословие, религиозно-философское учение, обосновывающее существование Бога и толкующее религиозные догмы.

Теоцентризм – (гр. «теос» - Бог) – центральный мировоззренческий принцип христианства, признающий Бога в качестве единственного исходного и конечного пункта (центра) всех человеческих суждений и действий. Этот принцип конкретизируется в учениях креационизма и провиденциализма.

Креационизм (лат. «креацио» - создание, творение) – религиозное учение о создании мира и всех вещей в нем единым и всемогущим творцом – Богом.

Провиденциализм (лат. «провиденциа» - провидение, предопределение) – религиозное учение, истолковывающее развитие мира (в т.ч. историю человечества) как постоянное осуществление замысла Бога.

Теодицея (гр. «теос» - Бог, «дике» - справедливость) – оправдание Бога, признание его не ответственным за зло, имеющееся в мире.

Номинализм (лат. «номина» - имя, наименование) – философское учение, зародившееся в средневековой схоластике. Отрицает реальное существование общего (универсалий) в мире. В крайних своих формах (Росцелин, Оккам и др.) Н. считал их только именами единичных вещей («звуками голоса»), которым ничто в действительности не соответствует. Умеренный Н. (Абеляр и др.), названный позднее концептуализмом, признавал возможность существования универсалий, но лишь «после вещей», т.е. в человеческом уме, способном к обобщениям. Номинализму противостоял реализм.

Реализм (лат. «реалис» - действительный) – направление в схоластике, сторонники которого считали общие понятия (универсалии), изначально имеющиеся в уме Бога, единственным подлинным бытием. Идейно восходит к учению Платона о существовании особого «мира идей», предшествующего вещам и их определяющего. Представители – Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо и др. Представители более позднего, умеренного Р. (Фома Аквинский и др.) признавали троякое существование универсалий: 1) в уме Бога, 2) в вещах (как его творениях) и 3) после вещей – в понятиях человеческого ума.
Вопрос 10. Философская мысль эпохи Возрождения (XVXVI вв.), ее характерные черты и основные представители.

Антропоцентризм (гр. «антропос» - человек) – философско-мировоззренческий принцип, в основе которого лежит признание человека высшей ценностью бытия и центром всех размышлений о мире. А. стал определяющим в культуре и мировоззрении эпохи Возрождения, придя на смену теоцентризму средних веков.

Гуманизм – мировоззренческий принцип, выражающий человеколюбие, т.е. отношение к человеку как высшей ценности, стремление создавать необходимые условия для его самосовершенствования и гармонического развития.

Пантеизм (от rp. «пан»- все и «теос» - Бог) - философское учение, отрицающее Бога как особую Личность и приближающего его к природе. Центральная идея П.: «Бог во всем и все в Боге». Различают П. идеалистический, понимающий Бога как сверхприродное разумное или волевое начало, вмещающее в себя весь мир, который выступает при этом как «пространственно развернувшийся Бог» (Николай Кузанский) и П. материалистический, полагавший, что Бог не стоит выше природы, а является ее внутренне активной «душой» (Дж.Бруно). В более поздних своих формах П. (например, у Б.Спинозы) считает Бога и природу лишь разными названиями одного и того же мира.

Реформация – начавшееся в эпоху Возрождения внутри католической церкви движение, подвергавшее критике ортодоксальные основы католицизма, особенно «перерождение» верхушки церкви и имевшее целью ее реформирование на основе демократизации, установления более справедливых отношений между Богом, церковными священнослужителями и верующими. У истоков стояли Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Кальвин и др. Результатом этого движения явилось появление целого ряда так называемых протестантских церквей (кальвинистской, англиканской и др.)

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом